Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя химии (в условиях реализации ФГОС)
Сравнить стандарты первого и второго поколения.
Стандарты первого поколения (1998, 1999, 2004) нацелены:
- на сохранение единого образовательного пространства в условиях многообразия образования;
- на стабилизацию школьного образования.
Стандарты второго поколения есть реакция на новые социальные реалии:
- инновационность,
- социальную мобильность,
- глобализацию и др.;
- на изменение потребностей экономики;
- на запросы личности.
Раньше: «образование на всю жизнь!» Теперь: «образование на протяжении всей жизни!».
На требование времени: - воспитание гражданина России, - патриота ( в условиях конкуренции стран).
Функции ФГОС
ФГОС первого поколения: остановить центробежные процессы в образовании.
ФГОС второго поколения: повысить качество образования, обеспечить конкурентноспособность отечественного образования, формировать российскую (гражданскую) идентичность.
ФГОС первого поколения.
Статус: документ ведомственный, подписан министром образования РФ от имени педагогического сообщества.
Суть: обязательный минимум содержания +требования к уровню подготовки выпускников (знать – уметь).
Методология: знаниевый подход.
ФГОС второго поколения.
Статус: это закон, принят Госдумой. В основе его - общественный договор -
от имени государства, общества и семьи, (взаимные обязательства).
Суть: содержание образования +образовательные результаты
(формирование компетентной личности, гражданина, патриота).
Методология: деятельностный (компетентностный )подход.
ФГОС как совокупность требований
ФГОС первого поколения
Стандарты первого поколения: два уровня требований:
-к обязательному минимуму содержания;
- к уровню подготовки выпускников (умения и навыки).
ФГОС второго поколения
Стандарты второго поколения: три уровня требований:
- к структуре образовательных программ;
- к результатам их освоения;
- к условиям их реализации.
Стандарты призваны обеспечить развитие ученика.
2.Системно-деятельностный подход как основная педагогическая задача.
В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития учащихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности на основе деятельности по преобразованию внешней предметной деятельности во внутреннюю.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих ученическое действие
3.Основной результат деятельности современной школы.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в различных областях деятельности. Необходимо учить ребенка так, чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.
Для этого от учителя требуется организовать деятельность обучающихся в поисковом режиме.
4.Какие блоки включают универсальные учебные действия?
УУД - есть совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений (учиться, делать осознанный выбор, решать жизненные проблемы, быть конкурентноспособным и т.п.). В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Личностные - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные – действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование результатов деятельности, коррекция, оценка).
Познавательные – общеучебные, включая специально-предметные действия, определяющиеся содержанием конкретной дисциплины (постановка и решение проблем и т.д.).
Коммуникативные – социальная компетентность, учет позиции других людей, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителей и сверстниками.
5.Что такое фундаментальное ядро содержания общего образования?
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.
Школа перегружена предметными знаниями. Отбор содержания предметов – острейшая проблема. При стремительном обновлении знаний необходима фундаментальная знаниевая основа (инвариантная часть), которая и закладывается школьным образованием.
Назначение «фундаментального ядра» в стандартахопределить основные понятия и состав ключевых задач, которые обеспечивают формирование универсальных видов учебной деятельности по отдельным учебным предметам.
Фундаментальное ядро содержания образования фиксирует:
- систему базовых национальных ценностей;
- систему научных знаний (основных понятий, фактов, идей, методов, теорий);
- систему ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности.
6. Какой порядок введения ФГОС второго поколения?
Обязательное введение. Последовательно Начальная школа – с 2011 г. Основная школа – с 2015 г. Старшая школа – с 2020 г. Во всех школах Российской Федерации.
Введение по мере готовности школ. По ступеням образования Начальная школа – с 2010 г. Основная школа – с 2012 г. Старшая школа – с 2013 г. На основании критериев готовности.