СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальные проблемы новейшей истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальные вопросы по новейшей истории. Можно использовать учителю при подготовке к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы новейшей истории»

Ответы на вопросы лекции 1.3. «Актуальные проблемы новейшей истории стран Европы и Америки»

Вопрос 5. Как изменилась карта Европы после Первой мировой войны?

После того как 11 ноября 1918 г. в Компьенском лесу было заключено перемирие, и Германия признала свое поражение, перед державамипобедительницами встали проблемы послевоенного урегулирования. Вопрос этот был крайне актуальным, так как к моменту окончания войны рухнуло сразу четыре империи, занимавшие большую часть Центральной и Восточной Европы. На их обломках разгорелось сразу несколько революций. Ситуация грозила выйти из-под контроля. Окончательные условия мирного договора с Германией были определены на Парижской мирной конференции странпобедительниц, которая начала работать 18 января 1919 г. Ключевую роль в работе конференции играли великие державы, составлявшие костяк Антанты. Проблема послевоенного урегулирования оказалась достаточно сложной, так как у каждой из ведущих держав-победительниц имелись свои интересы, которые далеко не всегда совпадали. Наиболее жесткую позицию занимала Франция. Она добивалась максимального ослабления Германии, даже ее расчленения. Французские дипломаты требовали присоединения к Франции Саарского угольного бассейна и немецких земель на левом берегу Рейна. Кроме того, Франция рассчитывала получить свою долю в разделе колоний своих поверженных противников. Более мягкую позицию занимал Лондон. К началу работы Парижской конференции Великобритания уже реализовала ряд своих планов. Германия перестала быть ее соперницей на море и серьезным конкурентом на мировых рынках. Великобритании было невыгодно ослабление Германии, так как это могло вести к усилению позиций Франции. Относительно сильная Германия была необходима и как барьер против распространения идей большевизма в Европе. Позиция США была официально изложена в «14 пунктах Вильсона». Американского президента особенно занимала идея создания Лиги Наций – международной миротворческой организации, в которой США рассчитывали играть ведущую роль. Американская делегация выступала за умеренность в требованиях к Германии, чтобы не допустить превосходства Франции и Англии в послевоенной Европе. 28 июня 1919 г. в Версальском дворце был подписан окончательный текст мирного договора с Германией. Условия мира для Германии были тяжелыми. Произошло существенное изменение ее границ. Она потеряла Эльзас и Лотарингию, которые отошли к Франции, округа Эйпен и Моренэ передавались Бельгии, Северный Шлезвиг – Дании. Данциг (Гданьск) объявлялся вольным городом. Саарский угольный бассейн передавался Франции. К Польше отошла часть Верхней Силезии. В целом Германия потеряла 1/8 часть своей территории. Она также лишалась всех своих колоний. Было решено осуществить разоружение Германии. Германии запрещалось иметь подводный флот и военную авиацию. Германия обязывалась выплатить победителям репарации. Парижская конференция оставила открытыми многие вопросы послевоенного мира: о судьбе дальневосточного региона, о ситуации в России, где бушевала Гражданская война, о проблемах, порожденных распадом Османской империи. Итоги Парижской конференции свидетельствовали, что в мировой политике по-прежнему занимают доминирующие позиции европейские державы. Это не устраивало США и Японию, мощь которых постоянно росла. Завершение Парижской мирной конференции не принесло миру долгожданной стабилизации. Во многих государствах продолжались гражданские войны, острейшие социальные конфликты. На Дальнем Востоке завязался один из запутанных узлов противоречий, где сталкивались интересы Японии, США и Англии. Ситуация там обострилась настолько, что в прессе стали поговаривать о возможном начале новой войны. До этого, однако, не дошло: американская дипломатия предложила провести международную конференцию для обсуждения спорных проблем. Она открылась 12 ноября 1921 г. в Вашингтоне. В ее работе приняли участие девять держав, а ее итогом стало подписание соглашений, позволивших достроить конструкцию мирового послевоенного обустройства, сооружение которой началось на Парижской мирной конференции. В результате конференции укрепила свои позиции Япония, признавался суверенитет Китая.

Вопрос 8. Как возник фашизм в Италии?

Родиной фашизма была Италия. Он возник на итальянской земле в трудные послевоенные годы и являлся порождением и отражением сложных и болезненных процессов, которые происходили тогда в этой стране. Фашистские организации стали возникать в Италии с весны 1919 г. Лидером этого движения стал Бенито Муссолини, бывший социалист, исключенный из партии в 1914 г. за несогласие с ее антивоенной платформой. Вплоть до 1921 г. это было именно движение, а не политическая партия. Четкой программы у его участников еще не было. Они эксплуатировали те эмоции, которые господствовали тогда в итальянском обществе, – разочарование и недовольство. А отсюда и жажда перемен, которые и обещали фашисты. В многочисленных выступлениях Муссолини щедро звучали обещания обеспечить величие нации, ожесточенной критике подвергались собственное правительство и демократия в целом за ее неспособность отстаивать интересы нации. Фашистские организации не только вели пропаганду своих идей, они создавали «отряды самообороны», которые обычно называли чернорубашечниками. Их использовали для запугивания противников фашистов. Яростный антикоммунизм фашистов стал привлекать к ним симпатии власть имущих, всерьез обеспокоенных ростом влияния левых сил. Используя политическую нестабильность, характерную для Италии начала 1920-х гг., фашисты стали откровенно претендовать на власть, утверждая, что только они способны восстановить в стране порядок. С этой целью они в 1921 г. преобразовали свое движение в партию. В конце 1922 г. фашисты предъявили правительству требования относительно предоставления им ряда ключевых административных постов и заявили, что в случае отказа начнут массовый поход своих сторонников на Рим. Ситуация накалилась до предела. Правительство подало в отставку, так как король Виктор Эммануил Ш отказался подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения. Вместо этого он пригласил Муссолини в Рим и предложил ему возглавить правительство. 30 ноября 1922 г. участники фашистского марша на Рим вступили в столицу, и в тот же день Муссолини возглавил правительство, которое поначалу носило коалиционный характер. Правительство Б. Муссолини сразу же начало расширять собственные полномочия. В 1923 г. была проведена избирательная реформа, выгодная правящей партии. В Большом фашистском совете, которым руководил Б. Муссолини, осуществлялась разработка законодательных инициатив. Фашистские вооруженные отряды (чернорубашечники) приобрели статус государственного института, подчиненного лично Муссолини. С 1923 г. началось преследование инакомыслящих. Не согласных с политикой фашистской партии увольняли с работы. Одним из самых популярных критиков фашизма был депутат парламента, известный журналист Джакомо Маттеотти. Он был убит фашистскими наемниками. Это событие всколыхнуло всю Италию. По всей стране прокатилась волна массовых выступлений с требованием отставки правительства и наказания убийц. Но антифашистским силам не удалось создать крепкий блок сопротивления фашизму. Это позволило Б. Муссолини взять реванш. В 1926 г. была принята серия законов, запрещавших всякую легальную антифашистскую деятельность: все партии, кроме фашистской, подлежали роспуску, закрывались оппозиционные газеты, были арестованы видные представители антифашистского движения. В 1928 г. высшая законодательная власть была окончательно передана Большому фашистскому совету. Экономический кризис 1929–1933 гг. затронул и Италию. Во многих ведущих западных странах укреплялись государственные рычаги воздействия на экономическую жизнь страны. В Италии фашистская диктатура предложила свои методы решения данной проблемы. Основным институтом государственного регулирования стали производственные корпорации, с помощью которых планировалось не только осуществлять регулирование экономики, они должны были также олицетворять «монолитное единение» нации. В дальнейшем Муссолини стал склоняться к мысли о необходимости активизации внешней экспансии, в которой он видел шанс на преодоление внутренних трудностей.

Вопрос 11. Как произошел приход нацистов к власти в Германии?

Экономический кризис 1929–1933 гг. наиболее разрушительное воздействие оказал на Германию. Не оправившаяся полностью от последствий мировой войны и революционных потрясений, отягощенная грузом репараций, немецкая экономика не имела серьезных резервов для сопротивления напору мощнейшего кризиса. Масштабы его были огромны. В стране насчитывалось 7,5 млн безработных. Катастрофически упала заработная плата работающих. Обанкротилось более 30 тыс. мелких и средних предприятий. Серьезно пострадали даже крупные корпорации. Когда разразился кризис, у власти находилось правительство во главе с лидером СДПГ Г. Мюллером. Но в марте 1930 г. правительство ушло в отставку. Новое правительство возглавил Г. Брюнинг. Его кабинет не имел большинства в рейхстаге и осуществлял управление государством с помощью чрезвычайных мер. Законодательные функции парламента были сведены почти на нет. Правительство Брюнинга стремилось переложить последствия кризиса на плечи рядовых немцев. Принятая летом 1930 г. чрезвычайная программа борьбы с кризисом существенно сокращала возможности социальной сферы. Это не способствовало росту популярности правительства и в целом демократических институтов в глазах избирателей. В этих условиях стала активно наращивать политический успех национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) или нацистская партия. Она возникла еще в 1919 г. У истоков ее стояли А. Гитлер, Р. Гесс, Г. Штрассер и др. Она была немногочисленной, но на выборах 1930 г. за нее проголосовали 6,5 млн немцев, и она стала второй по численности партией в рейхстаге. Жестко централизованная, со строгой внутрипартийной дисциплиной, построенная по принципу вождизма (фюрерства), эта организация превратилась за короткий срок в мощную силу, способную сокрушать своих противников. Но не только это объясняло успех нацистов. Гитлер предложил программу развития общества, в которой присутствовали мотивы, привлекательные для самых различных социальных сил. В центре мировоззрения нацистов было несколько идей. Они исходили из того, что мир разделяется не по классовому, а по национальному признаку. Нация является той единицей, из совокупности которых формируется мировое сообщество. Нации не равноценны: есть высшие, а есть и низшие. Немцев нацисты относили к числу высших наций, и именно им потому уготована историческая миссия – создать «новый мировой порядок». Для реализации этой установки необходимо было пересмотреть итоги войны, уничтожить Версальскую систему. Это могла сделать только сильная, монолитная Германия, направляемая к «великим свершениям» волей фюрера. Эти общие идеи конкретизировались применительно к запросам каждой социальной группы немецкого общества, и в целом получалась привлекательная для широких слоев населения, измученного кризисом, политическая программа действий. Правящая элита Германии стала постепенно поддерживать нацистов как единственную силу, способную предотвратить революцию, экономический крах и обеспечить возрождение «великой Германии». Веймарская республика все меньше нужна была правящей элите страны. В этой среде интенсивно обсуждались планы передачи власти Гитлеру. Решающий шаг в этом направлении был сделан 30 января 1933 г., когда президент страны П. Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. На 5 марта 1933 г. были назначены новые выборы. Полной уверенности в решающем политическом успехе нацисты пока не имели. Тогда они пошли на провокацию, организовав 27 февраля 1933 г. поджог здания рейхстага. 24 марта 1933 г. рейхстаг наделил Гитлера чрезвычайными полномочиями. К лету были распущены или самоликвидировались все нефашистские организации и партии. Органы нацистской партии стали выполнять государственные функции. После смерти Гинденбурга 2 августа 1934 г. Гитлер стал одновременно выполнять обязанности рейхпрезидента и рейхканцлера, а чуть позднее провозглашен пожизненным канцлером и фюрером немецкого народа. В Германии сложилось новое государство – тотально контролируемый нацистами Третий рейх.

Вопрос 14. Как произошел перелом в ходе Второй мировой войны?

Перелом в войне наметился летом – осенью 1942 г. Первые успехи, позволившие изменить общую стратегическую обстановку, были достигнуты на Тихом океане. 7–8 мая 1942 г. в крупном морском сражении в Коралловом море ударная японская эскадра потерпела поражение, в результате которого оказались перечеркнутыми японские планы вторжения в Австралию. В начале июня в районе острова Мидуэй по японскому флоту американский флот и авиация нанесли удар такой силы, от которого Япония не могла оправиться до конца войны. В итоге инициатива на этом направлении перешла к союзникам. На Восточном фронте развернулось Сталинградское сражение, исход которого во многом определил общий итог войны. После поражения под Москвой немецкое командование готовилось к новому блицкригу. Взятие немцами Сталинграда сделало бы их хозяевами положения на всем Восточном фронте. Но 19 ноября 1942 г. советские войска перешли в контрнаступление, окружив под Сталинградом 22 фашистские дивизии численностью более 300 тыс. человек. 2 февраля эта группировка была ликвидирована. В это же время вражеские войска были изгнаны с Северного Кавказа. К лету 1943 г. советско-германский фронт стабилизировался. Используя выгодную для них конфигурацию фронта, фашистские войска 5 июля 1943 г. перешли в наступление под Курском с целью вернуть стратегическую инициативу и окружить советскую группировку войск на Курской дуге. В ходе ожесточенных боев наступление противника было остановлено. 23 августа 1943 г. советские войска освободили Орел, Белгород, Харьков, вышли на Днепр, 6 ноября был освобожден Киев. За время летне-осеннего наступления была разгромлена половина дивизий противника, освобождены значительные территории Советского Союза. Начался распад фашистского блока, в 1943 г. вышла из войны Италия. 1943 г. был годом коренного перелома не только в ходе боевых действий на фронтах, но и в работе советского тыла. Благодаря самоотверженному труду тыла к концу 1943 г. была одержана экономическая победа над Германией. Военная промышленность в 1943 г. дала фронту 29,9 тыс. самолетов, 24,1 тыс. танков, 130,3 тыс. орудий всех видов. Это было больше, чем произвела их Германия в 1943 г. Советский Союз в 1943 г. превосходил Германию по производству основных видов боевой техники, оружия. Большую помощь советским войскам оказывали партизаны, действовавшие на оккупированной территории СССР. В некоторых местностях существовали целые партизанские районы. На борьбу с партизанами немецкое командование было вынуждено направлять около 10 % своих сил, находившихся на советско-германском фронте. Одновременно с советскими войсками перешли в наступление вооруженные силы Англии и США. 8 ноября 1942 г. крупный англоамериканский десант под командованием американского генерала Д. Эйзенхауэра высадился в Северной Африке, во французских владениях Марокко и Алжире. Овладение Северной Африкой обеспечило союзникам контроль над Средиземным морем и открыло им путь для вторжения в Италию. Перспектива неминуемого поражения агрессоров вызвала подъем движения Сопротивления в оккупированных странах. Значительным это движение было во Франции, Италии. Широкий размах имело партизанское движение в Югославии, Греции, Албании, Польше. Активизировалось национально-освободительное движение в Азии. Победы прежде всего Советской Армии и подъем движения Сопротивления в оккупированных странах изменили отношение правящих кругов Англии и США к проблеме второго фронта. Они не хотели откладывать открытие второго фронта, так как считали, что в противном случае Советский Союз сможет своими собственными силами освободить всю Европу, и она окажется под властью коммунистов. Для согласования военных планов главы трех великих держав антифашистской коалиции – И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль – в ноябре-декабре 1943 г. встретились в столице Ирана Тегеране. Участники Тегеранской конференции договорились открыть второй фронт во Франции к лету 1944 г. И. В. Сталин обещал своим союзникам после окончания войны в Европе вступить в войну против Японии.

Вопрос 16. Какие были итоги Второй мировой войны? Какие изменения в Европе и мире произошли после Второй мировой войны?

Вторая мировая война наложила печать на всю историю мира второй половины ХХ в. В ходе войны были погублены 60 млн жизней в Европе, к этому следует добавить многие миллионы людей, погибших на Тихоокеанском направлении. За годы войны миллионы человек покинули прежние места проживания. Огромны материальные потери периода войны. На Европейском континенте в руины были превращены тысячи городов и селений, разрушены заводы, фабрики, мосты, дороги, утрачена значительная часть транспортных средств. Особенно сильно пострадало от войны сельское хозяйство. Огромные площади сельскохозяйственных земель были заброшены, более чем наполовину сократилось поголовье скота. К тяготам войны добавился в послевоенное время голод. Многие специалисты считали тогда, что Европе не по силам восстановиться за кратчайшие сроки, на это потребуется не одно десятилетие. После войны актуализировались проблемы послевоенного урегулирования. Победа антифашистской коалиции во Второй мировой войне привела к новому соотношению сил в мире. В результате разгрома фашизма вырос авторитет Советского Союза, возросло влияние демократических сил. Изменилось соотношение сил внутри капиталистической системы. Потерпевшие поражение Германия, Италия и Япония на время выбыли из числа великих держав. Ослабли позиции Франции. Даже Великобритания – одна из трех великих держав антифашистской коалиции – утратила прежнее влияние. Зато чрезвычайно возросла мощь США. Обладая монополией на атомное оружие и крупнейшей армией, далеко превосходя остальные страны в области экономики, науки, техники, США превратились в гегемона капиталистического мира. Основные направления послевоенного мирного урегулирования были намечены во время войны ведущими державами антифашистской коалиции. На конференциях руководителей СССР, США, Великобритании в Тегеране, Ялте и Потсдаме, а также на совещании руководителей США, Великобритании и Китая в Каире были согласованы главные вопросы: о территориальных изменениях, об отношении к побежденным фашистским государствам и наказании военных преступников, о создании специальной международной организации для поддержания международного мира и безопасности. Союзные державы решили оккупировать фашистскую Германию и милитаристскую Японию с целью искоренения милитаризма и фашизма. Территориальные захваты Германии, Италии и Японии аннулировались. СССР, США и Англия заявили, что необходимо восстановить независимость Австрии и Чехословакии, вернуть Северную Трансильванию Румынии. Границу между Германией и Польшей союзники договорились провести по линии рек Одер и Нейсе. Восточная граница Польши должна была проходить вдоль линии Керзона. Город Кенигсберг и прилегающие к нему районы передавались Советскому Союзу. Германия и ее союзники должны были уплатить репарации странам, ставшим жертвами фашистской агрессии. Предполагалось освободить из-под власти Японии все территории, которые она захватила в годы войны. Корее была обещана независимость. Северо-восточный Китай (Маньчжурия), остров Тайвань и другие китайские острова, захваченные Японией, предполагалось возвратить Китаю. Советскому Союзу возвращался Южный Сахалин и передавались Курильские острова, некогда принадлежавшие России. Полное осуществление согласованных между союзниками принципов мирного урегулирования предполагало продолжение сотрудничества СССР, США и Великобритании. Однако после окончания войны обострились противоречия между главными государствами антифашистской коалиции. В мире появились две супердержавы – США и СССР, два полюса силы, на которые стали ориентироваться все остальные страны и которые в решающей мере определяли динамику мирового развития. США стали гарантом западной цивилизации. Их основным противником стал Советский Союз, у которого теперь появились союзники. Несовпадение систем ценностей, которые они представляли, предопределяли их соперничество, и именно оно вплоть до рубежа 1980—1990-х гг. стало стержнем развития всей системы международных отношений.

Вопрос 17. Как началась Холодная война?

Победа участников антигитлеровской коалиции в войне открыла новую главу в развитии цивилизации. Дальнейшее развитие событий могло развиваться по пути продолжения сотрудничества союзников. Но на практике реализовался иной сценарий. На смену коллективным действиям стран антигитлеровской коалиции пришел раскол мира на две системы, началось противоборство СССР и США. Наступил период резкого обострения международных отношений, вошедший в историю под названием холодной войны и сопровождавшейся острой полемикой обеих сторон. Одним из первых пропагандистских актов холодной войны стала речь бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная им 5 марта 1946 г. в присутствии президента Трумэна в американском городе Фултоне. В этой речи Черчилль предложил создать для борьбы против СССР и коммунизма «ассоциацию народов, говорящих на английском языке», которая обладала бы ядерным оружием и могла рассчитывать на подавляющее превосходство над СССР. Столкнувшись с угрозой атомного нападения, СССР форсировал работы по созданию собственного ядерного оружия. 29 августа 1949 г. состоялось первое испытание советской атомной бомбы. Но гонка вооружений не была остановлена на данном этапе. В 1952 г. США испытали еще более мощное оружие – водородную бомбу, СССР испытал такое вооружение в августе 1953 г. США создали стратегические бомбардировщики, а СССР – межконтинентальные ракеты. Важной областью «соревнования» двух великих держав стало создание военно-политических блоков. 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне был подписан договор о создании НАТО (Организация Североантлантического договора). Первоначально в его состав вошло 12 государств. Это событие открыло целую череду акций США, направленных на формирование по всему миру сети своих военнополитических союзов, которые окружали СССР по всему периметру его границ. В 1954 г. был создан блок СЕАТО, в который вошло восемь стран: США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины. В 1955 г. был заключен Багдадский пакт, который подписали Турция, Ирак, Пакистан, Иран и Великобритания. Все они поддерживали тесные связи с США. СССР также стремился консолидировать свою зону влияния. В 1949 г. был образован Совет Экономической Взаимопомощи, в состав которого первоначально, помимо СССР, вступили пять стран Восточной Европы. Чтобы уравновесить влияние НАТО, в 1955 г. под руководством СССР был создан военно-политический союз – Организация Варшавского договора (ОВД). Стремление двух держав любым путем изменить соотношение сил в свою пользу приводило к неизбежным столкновениям их интересов во всех уголках земного шара. Сложилась ситуация, которую некоторые ученые окрестили конфликтной стабильностью. Этот постоянный конфликт нередко перерастал в острейшие международные кризисы, а то и военную конфронтацию. Крупнейшим событием подобного рода стала война в Корее, начавшаяся в июне 1950 г. как конфликт двух корейских государств, но быстро интернационализированная и даже готовая перерасти в лобовое столкновение двух сверхдержав. С 1946 г. шла война французских колонизаторов против Демократической Республики Вьетнам. Эти военные очаги серьезно дестабилизировали ситуацию в мире. После заключения перемирия в Корее в 1953 г. в международных отношениях наметилась оттепель. Двумя ее символами стали конференции в Женеве: в апреле – июле 1954 г. на уровне министров иностранных дел 5 великих держав (США, СССР, КНР, Англия, Франция), а в июле 1955 г. на высшем уровне. В ходе этих встреч удалось несколько понизить общий заряд конфронтационности в мире. Но потепления в международных отношениях закрепить не удалось. В США ведущие политики по-прежнему отстаивали идеи силового давления, применения ядерного оружия. Окончательную точку в короткой оттепели 1953–1955 гг. поставили Суэцкий кризис (1956 г.), когда Великобритания, Франция и Израиль развязали агрессию против Египта, и события в Венгрии (1956 г.), где вспыхнуло восстание против существовавшего в стране строя

Вопрос 18. Почему произошел раскол Германии?

На Ялтинской и Потсдамской конференциях СССР, США и Великобритания договорились о том, что после капитуляции Германия будет подвергнута длительной оккупации. Целями оккупации являлись разоружение, демилитаризация и денацификация Германии, в том числе полное упразднение ее вооруженных сил, уничтожение фашистской партии и всех других фашистских организаций, подготовка к реконструкции германской политической жизни на демократической основе. Территорию Германии разделили на четыре зоны оккупации: советскую – на востоке, английскую – на северо-западе, французскую – на западе и американскую – на юго-западе. Столица Германии – Берлин, находившийся на территории советской зоны, также делилась на четыре сектора оккупации. Верховную власть в Германии временно осуществляли главнокомандующие союзными войсками, каждый в своей зоне оккупации. Координацию действий четырех держав по всем вопросам, затрагивающим Германию, осуществлял Контрольный совет, состоявших из командующих оккупационными войсками. Общее управление Берлином возлагалось на четырехстороннюю межсоюзническую комендатуру. Контрольный совет и межсоюзническая комендатура действовали по принципу единогласия. Но почти сразу же между союзниками возникли принципиальные разногласия. Советский Союз видел будущее Германии совершенно иначе, чем США, Великобритания и Франция. Поэтому ситуация в восточной и западных зонах оккупации стала развиваться по разным сценариям. В 1946 г. США и Англия объединили свои зоны оккупации в так называемую Бизонию. В 1948 г. к ним присоединилась французская зона – образовалась Тризония. Оккупационные власти в западных зонах постепенно передавали функции управления в руки немецкой администрации, возглавляемой представителями буржуазных партий. В 1948 г. на совещании в Лондоне правительства США, Англии, Франции решили создать на территории Тризонии отдельное государство. Важным шагом на этом пути была сепаратная денежная реформа, осуществленная в Тризонии летом 1948 г. Она была распространена и на Западный Берлин, оккупированный англоамериканскими и французскими войсками, но находящийся в советской зоне оккупации. В ответ советская военная администрация ввела ограничения на перевозки из Тризонии в Западный Берлин, фактически установив блокаду Берлина. Разразился острейший международный кризис, главным следствием которого стала невозможность проведения бывшими союзниками в дальнейшем сколько-нибудь согласованной политики в германском вопросе. Раскол Германии практически стал неотвратим. «Берлинский кризис» крайне обострил отношения между Советским Союзом и западными державами. Некоторые американские генералы предлагали силой прорвать блокаду Берлина и даже использовать против СССР атомное оружие, но правительство США не решилось на такие меры и вступило в переговоры с СССР. В мае 1949 г. «берлинский кризис», продолжавшийся около года, завершился тем, что СССР снял ограничения на перевозки в Западный Берлин. В августе 1949 г. состоялись выборы в парламент Западной Германии. Наибольшее количество мест в нем получил блок ХДС/ХСС. После завершения конституциирования парламента 7 сентября 1949 г. было провозглашено образование нового государства – Федеративной Республики Германии. Первым ее канцлером стал лидер ХДС К. Аденауэр. После этого в советской зоне оккупации началось формирование восточногерманского государства. 7 октября 1949 г. была основана Германская Демократическая Республика. Советская военная администрация в германии передала принадлежавшие ей ранее функции управления временному правительству ГДР. Таким образом давно назревавший раскол страны стал фактом. На немецкой земле возникло два германских государства с различным общественным и политическим строем. Мирный договор с Германией не был заключен, и конфликты двух систем прошли через границу между двумя германскими государствами. Лишь в 1990 г. в связи с объединением Германии прекратили свое действие как оккупация, так и четырехсторонние договоренности относительно Германии.

Вопрос 21. Как происходило развитие США после Второй мировой войны.

США вышли из войны самой мощной в экономическом и военном отношении страной в капиталистическом мире. Президентом США стал Г. Трумэн, занявший этот пост в 1945 г. в связи со смертью Ф. Рузвельта. Переход экономики и социальной сферы, названный реконверсией, начался еще на заключительном этапе войны. Обустройство жизни демобилизованных солдат и офицеров стало одной из главных проблем послевоенной перестройки. Были приняты многие законы и государственные решения по устройству участников войны, обеспечению их работой, землей, жильем, медицинским обслуживанием, обучением. Спокойному течению реконверсии способствовало наличие в стране емкого внутреннего рынка. В США к концу войны имелось 129 млрд долл. ликвидных накоплений, существование которых дало мощный стимул производству товаров широкого потребления и капитальному строительству. Значительно окрепли позиции крупного бизнеса страны. Это создавало внутриполитические трудности в деле реализации реформистской политики, начатой Ф. Рузвельтом. В 1947 г. был принят закон Тафта—Хартли, существенно ограничивавший демократические возможности трудящихся. Вынашивались планы снижения налогов с корпораций, ограничения политики регулирования социально-экономических отношений. Внутриполитическая ситуация осложнялась и надвигавшимися в 1948 г. президентскими выборами. Перед Г. Трумэном стояла сложная задача: как отразить натиск противников либеральных реформ и с какой программой идти к тем, кто был сторонником дальнейшего социально-экономического реформирования страны. Было решено сделать акцент на углубление реформ в сфере внутренней политики и на жесткое укрепление гегемонистских позиций США в сфере внешней политики. Комбинация этих двух начал позволила Трумэну сохранить властные позиции. Программа действий, предложенная Г. Трумэном на новом витке развития страны, вошла в историю под названием «справедливый курс». Вступая в должность президента в 1949 г., Г. Трумэн обещал добиться отмены закона Тафта—Хартли, расширения системы социального страхования. Он говорил также о принятии федерального законодательства в области гражданских прав негритянского населения, о повышении минимума заработной платы, о принятии масштабной программы строительства жилья для малообеспеченных семей, о помощи фермерам. Однако реализовать программу «социального курса» удалось не полностью. Представители влиятельной деловой элиты не испытывали желания нести затраты на поддержание новых социальных программ. Реформистские планы Г. Трумэна во многом спутала начавшаяся в июне 1950 г. война в Корее, резко изменившая общий вектор внутриполитического развития США. К этому времени также резко усилились конфронтационные отношения США с СССР. Стала актуальной тема «инфильтрации коммунистов» в органы власти. Так, в 1946 г. была создана комиссия по проверке лояльности государственных служащих. Представители республиканской партии требовали решительной чистки всех госструктур от неблагонадежных элементов. В нагнетание антикоммунистической истерии свой вклад внес сенатор Дж. Маккарти (отсюда произошел термин «маккартизм» как проявление политической нетерпимости). Все эти внутриполитические процессы уменьшали шансы на успешную реализацию программы «справедливого курса». В ходе президентских выборов 1952 г. республиканцам удалось одержать победу. Двадцатилетняя «эра демократов» завершилась. Новым президентом США стал лидер республиканцев Д. Эйзенхауэр. Ему постепенно удалось погасить активность маккартистов, так как это оказывало дестабилизирующее воздействие на политическую систему США, а это наносило ущерб и развитию экономики, и имиджу США на международной арене. Состоявшиеся в 1956 г. очередные президентские выборы символизировали утверждение в обществе консенсусных начал и стабилизацию всех его составных компонентов. И элиту, и общество устраивало сложившееся положение вещей, и задача руководства состояла в том, чтобы и далее поддерживать стабильное развитие страны и общественное согласие.

Вопрос 25. Теория государства «благоденствия»: сущность, причины кризиса.

Концепция «государства благоденствия» наибольший расцвет получила в конце 1950-х – начале 1960-х гг. Согласно этой концепции в странах Запада осуществлялось такое регулирование экономического развития, которое привело к стабилизации социальных отношений. В результате в странах Запада сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, определяемого массовым потреблением и социальной защищенностью. В этом обществе большое внимание стало уделяться развитию образования, здравоохранения, в целом социальной сферы. Теорию регулирования рыночных отношений разработал английский экономист Д. М. Кейнс еще в 1930-е гг. (теория «эффективного спроса»). Но только после Второй мировой войны правительства стран Запада и Северной Америки сумели применить кейнсианскую теорию. Расширение совокупного спроса создало массового потребителя товаров длительного пользования. Именно благодаря структурным переменам в системе «производство – потребление», произошедшим в 1950—1960-е гг., создалась возможность относительно длительного периода экономического подъема и высоких темпов роста, сокращения безработицы до уровня полной занятости в странах Запада. Символом этого экономического подъема стал автомобиль, который стал доступным для личного пользования миллионов жителей стран Запада. Широко доступными становились холодильники, телевизоры, радиоаппаратура, стиральные машины и т. п. С точки зрения длительной перспективы состояние рынка товаров длительного пользования приближалось к середине 1970-х гг. к черте насыщения. Глубокие перемены произошли и в сельскохозяйственной сфере стран Западной Европы. Мощное развитие биотехнологии, сельскохозяйственного машиностроения позволило завершить в послевоенное десятилетие механизацию и химизацию сельского хозяйства. В результате к середине 1960-х гг. Западная Европа не только полностью стала обеспечивать себя продуктами питания, но и превратилась в крупного экспортера продовольствия. Интенсификация сельскохозяйственного производства приводила к сокращению занятости. Важной сферой поглощения освобождающейся рабочей силы стала сфера услуг, включающая также образование, здравоохранение и систему социального обеспечения. Пик социального реформаторства в странах Запада пришелся на 1960-е гг. Крупные социальные преобразования, осуществленные в это время, хотя и существенно видоизменили облик западного общества, в то же время обозначили границы возможностей либерального этатизма. Бурное развитие научно-технической революции, пришедшейся также на 1960– гг., вселяло надежду на устойчивый дальнейший экономический рост. НТР способствовала росту потребностей, вела к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, что накладывало отпечаток на всю сферу производства, диктовало ему свои условия. Все эти факторы воздействовали не только на материальное производство, но и культуру общества. 1960-е гг. были отмечены бурным всплеском «массовой культуры», влиявшей на весь стиль жизни. Средства на обеспечение стабильного экономического роста получали в основном за счет налогов, государственных займов и денежной эмиссии. Это вело к образованию бюджетного дефицита, но в нем тогда не видели особой опасности. Дефицитное государственное финансирование многочисленных социальных программ должно было расширить спрос, а это повышало деловую активность и, как полагали политики и экономисты, гарантировало социальную стабильность. Но в этих теоретических построениях были и свои изъяны. Дефицитному финансированию неизбежно сопутствовал рост инфляции. Эти негативные моменты стали сказываться позднее, в 1970-е гг., когда началась массированная критика кейнсианства. К концу 1960-х гг. стало очевидным, что сам по себе экономический рост не избавляет общество от потрясений. К рубежу 1960—1970-х гг. стало очевидным, что проведение социальных реформ не гарантирует устойчивого общественного прогресса. Оказалось, что у них есть немало уязвимых мест, и этим в 1970-е гг. воспользовались консерваторы.

Вопрос 36. Какие интеграционные процессы происходили в Европе во второй половине 20 века?

Во второй половине ХХ в. международные отношения на Европейском континенте характеризовались поисками путей к ослаблению напряженности, которая могла бы усилить интеграцию европейских стран. В среде реалистически мыслящих правящих кругах и правительствах Запада возникла идея переговоров, обозначился поиск путей обеспечения безопасности через обеспечение более тесного сотрудничества и обеспечение доверия на европейском континенте. Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправданный ввод войск пяти стран – членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процессы разрядки и интеграции в Европе. Тем не менее тенденция к сотрудничеству европейских государств продолжала действовать. В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни – общеевропейский процесс. На основе крупных сдвигов в отношениях между СССР и США, СССР и странами Западной Европы в ноябре 1972 г. начались консультации предварительного характера, в результате которых в июле 1973 г. в Хельсинки открылись заседания министров иностранных дел 33 европейских государств, США и Канады. Второй этап переговоров о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе проходил в Женеве и длился два года (с сентября 1973 г. по июль 1975 г.). 30 июля в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания. Этот документ не являлся договорным, но он имел большое морально-политическое значение, так как вводил в международные отношения новые прогрессивные нормы. Заключительный акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках Общеевропейского процесса. Продвинут данный процесс был в 1980-е гг. Большое значение для установления атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках Хельсинкского процесса переговоры 23 государств – участников ОВД и НАТО. В 1990 г. в Париже состоялось Совещание глав государств и правительств европейских государств, США и Канады, на котором были приняты решения о сокращении возможностей военной машины ОВД и НАТО. Это историческое событие открыло новую страницу в Общеевропейском процессе, знаменовало конец враждебного противостояния в Европе. Итоговый документ встречи – Парижская хартия для новой Европы – наметил конструктивную программу международного сотрудничества в мире и Европе, выразил приверженность демократии, основанной на правах человека. Процесс общеевропейской интеграции активизировался после объединения Германии. Новые условия для интеграционных процессов создала ситуация, связанная с распадом социалистической системы в Европе. Новые принципы и формы взаимоотношений в Европе были выработаны на Маастрихтской встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, состоявшейся в декабре 1991 г. На встрече были подписаны документы о валютноэкономической и политической интеграции этих стран. Открылась новая фаза углубления интеграции в Западной Европе. Валютно-экономический договор предусматривает переход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной единице. Маастрихтские договоренности предусматривали также проблему политической интеграции западноевропейских государств. Предполагалось расширение всех основных институтов ЕС – Совета министров, Европарламента, Комиссии европейских сообществ и других структур. К ЕС и НАТО выразили желание присоединиться и почти все страны, входившие некогда в ОВД.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!