АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Урок 2
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проект ограничен во времени: у него есть начало и конец. Работа над проектом происходит в несколько этапов. И время, и этапы определяются ещё до начала работы над проектом, во время его планирования. В результате проекта должен быть создан новый продукт или выполнено исследование научной проблемы.
Об актуальности , цели , задачах и гипотезе вы будете писать в тексте проекта и рассказывать на его защите. Актуальность — это важность проекта для настоящего времени. Если проект не актуален, не важен, то и делать его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей (например, одноклассников, учителей, родителей), и которые нужно решить. Просто написать " тема актуальна, потому что лично мне интересна " — неправильно. Актуальность придётся раскрыть, доказать.
Например, для темы "Компьютерные игры: польза или вред" актуальность можно описать следующим образом: Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук. Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность? Об этом моё исследование.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Чтобы правильно сформулировать цель своего проекта, необходимо ответить на вопрос «Зачем мне это нужно?» Цель проекта укажет направление, в котором нужно двигаться. Задачи проекта помогут уточнить цель. Они описывают основные шаги, по которым нужно двигаться к своей цели.
Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в проекте. Например, " информирование школьников (или одноклассников) о пользе и вреде компьютерных игр ", " повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных ". Чтобы сформулировать актуальность и цель , ответьте на вопросы " Почему ты это делаешь? " (актуальность) и " Чего ты этим хочешь добиться? " (цель). Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.
Задачи — это те действия, которые нужно предпринять для достижения поставленной цели. Здесь вы должны перечислить этапы работы над проектом от изучения литературы до получения продукта. Гипотеза — это предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза строится не для всех проектов, а только для научно-исследовательского характера, и то не всегда.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ГИПОТЕЗЫ Сформулировав главный вопрос проекта, тебе нужно выдвинуть свои гипотезы. Гипотеза – это предположение, суждение, догадка, которая может быть как правильной, так и неправильной.
При работе над одним проектом, гипотез
может быть сразу несколько.
Чаще всего они начинаются словами: Возможно… Предположим… Допустим… Может быть… А что, если… Затем останется лишь проверить свои гипотезы.
ПЛАН РАБОТЫ Чтобы работа над проектом была чёткой и слаженной, потребуется составить план действий и установить сроки выполнения этого плана. Памятка начинающему исследователю 1. Выберу тему исследования. Озаглавлю проект. 2. Подумаю, на какие вопросы по этой теме я хочу найти ответы. 3. Продумаю варианты своих ответов на поставленные вопросы. 4. Решу, где буду искать ответы на эти вопросы. 5. Проведу опыты, наблюдения, исследования. 6. Поработаю с информацией, найду ответы на свои вопросы. 7. Сделаю выводы. 8. Оформлю результаты своей работы. 9. Подготовлю краткое выступление о проделанной работе. 10. Представлю результаты на суд зрителей.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ Нам уже знакомы разнообразные источники получения информации: книги, журналы, Интернет, DVD-диски, телевидение, опыты, наблюдения, взрослые люди и т.д. Главное, знать, в какой области искать нужную информацию. В этом помогут название и тема проекта.
Опыты, наблюдения
Библиотеки
Телевидение
Интернет
Взрослые
Затем нужно распределить найденный материал по разделам: - Научное толкование понятия; (Глобус – это уменьшенная модель Земли) - Гипотезы древних людей; - История возникновения объекта, явления; - Научное обоснование явления; - Интересные факты об объекте, явлении; - Иллюстрации, фотографии; - Приметы; - Стихи, пословицы, поговорки, песни, загадки.
Практическое задание: - сформулировать цель и задачи проектной работы; - выдвинуть гипотезу; - составить список литературы и источников информации по теме проекта.