СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность проблемного обучения в начальной школе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Актуальность проблемного обучения в начальной школе»

Тема работы: «Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе».

Пояснительная записка

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На основе закона РФ об образовании, конституции Российской Федерации, ФГОС НОО на первый план выдвигаются цели развития личности ученика, формирования у младшего школьника познавательных интересов и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить своё образование в основном звене.

Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность в саморазвитии - вот основные ориентиры современного школьного обучения. Сегодня, когда объем знаний удваивается каждые 3-4 года, современному ученику важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить УУД, которые дают ему возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетенций, включая умение учиться. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества – совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаний и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся.  Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырех видов универсальных учебных действий.

Актуальность 

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Обучающиеся начальной школы не могут учиться «для самих себя». Учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает у него вопрос, служит проблемная ситуация и выходящий из нее проблемный диалог. Средством ее создания является учебная проблема (проблемная задача, задание, вопрос.)

Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами выдвигаются самим ходом обучения и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития. это служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

Цель:  обобщение опыта работы по формированию эффективных практик применения проблемного обучения в управлении познавательной деятельностью обучающихся начальной школы.

Задачи педагогической деятельности:

  • изучить и проанализировать психолого - педагогическую литературу;

  • разработать эффективные и оптимальные приемы и методы для развития проблемного обучения на уроках русского языка;

  • создать условия для совершенствования межличностных отношений в классе;

  • доказать эффективность и результативность применения проблемного обучения в начальной школе на практике.


Ожидаемые результаты: сформировать положительную мотивацию и познавательный интерес к урокам русского языка;

развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся, умение самостоятельного поиска новых понятий и способов действий.

Ведущая педагогическая идея.

 Создание оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий посредством проблемного обучения, позволяющего рационально организовать и воспитывать культуру умственного труда.

Новизна

 Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных проблем, решая которые они под руководством учителя активно усваивают новые знания.


Многие идеи проблемного обучения были разработаны американским философом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952). Далее принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным. Серьёзно этими вопросами занимались Т.В. Кудрявцев, Д.В. Вилькеев, Ю.К. Бабанский, М.И. Махмутов и И.Я. Лернер. Исследования в этой области ведутся и сейчас другими представителями педагогической науки: Г.К. Селевко, Е.Л. Мельниковой.

В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.

Например, Д.В. Вилькеев под проблемным обучением понимает такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.

Е.Л. Мельникова утверждает, что «проблемное обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение материала через следующие этапы творчества:

постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта и его оценивание.

По мнению Г.К. Селевко - «это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей».

С.Л.Рубинштейн пишет: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация… Мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять…».

А.М.Матюшкин подчеркивает: «Вне субъекта, личности нет проблемной ситуации. Проблемная ситуация включает в себя в качестве одного из необходимых компонентов мотивы и потребности ребенка. В условиях проблемного обучения процесс усвоения перестает быть только интеллектуальным процессом, он становится процессом личностным».

Как создать проблемную ситуацию на уроке?

Проблемная ситуация, действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. Предлагаются следующие варианты:

Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Типология проблемных ситуаций.

    Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций для уроков русского языка

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Методические приемы, которые помогают в создании проблемных ситуаций, а обучающихся привести к выявлению проблемы:

побуждающий диалог – это «экскаватор», который «выкапывает» проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;

подводящий диалог – логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;

применение мотивирующих приёмов («яркое пятно») – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное». Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь обучающимся самим сформулировать тему урока или поставить вопрос для исследования.

Деятельностный аспект заключается в следующих компонентах

  • отбор самых актуальных, сущностных задач;

  • определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

  • построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий;

  • личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Классификация методов проблемного обучения. В стратегии обучения через постановку познавательной проблемы и поиска ее решения применяются следующие виды методов:

Частично-поисковой, или эвристический. Учитель сам формулирует проблему и путем постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. Также учитель помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. Помощь учителя ограничивает самостоятельность учеников, поэтому они участвуют только частично.

Репродуктивный метод. Уроки строятся по аналогии с образцами. Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия.

Метод проблемного изложения — наиболее пассивный метод обучения. Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей.

Исследовательский метод — самый сложный способ организации уроков с использованием проблемного обучения. Здесь задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ ее решения — целиком самостоятельная работа учеников.

Специфические функции проблемного обучения

1.Работа интеллекта обучающихся.

2.Формирование мировоззрения.

3.Связь обучения с жизнью.

4.Сочетание разных типов самостоятельной работы.

5.Индивидуальный подход.

6.Динамичность процесса обучения.

7.Высокая эмоциональная активность мыслительной деятельности.

8.Репродуктивное и продуктивное усвоение знаний.


Построение урока по методу проблемного обучения

1. Постановка проблемной ситуации, вопроса.

2. Осознание проблемной ситуации учениками и ее формулировка. Для облегчения процесса можно задавать наводящие вопросы. Но! Учитель не должен сам указывать на противоречие. Важно, чтобы дети сами осознали истоки проблемы.

3. Поиск решения проблемы. Работу на этом этапе можно организовать по-разному (в зависимости от возрастных особенностей детей и общей подготовленности класса).

Варианты:

  • Собирание гипотез.

  • Создание дискуссии (по группам).

  • Организация поисковой деятельности (в учебниках, в справочниках, в интернете).

  • Поиск решения на основе наблюдений.

4. «Ага-реакция» — выбор оптимального решения, рождение нового знания, его разработка. После того, как обсуждены все возможные варианты разрешения проблемной ситуации, ученики сообща принимают решение о том, какой вариант является наиболее правильным.

5. Применение нового знания и рефлексия. По сути — это этап закрепления материала. Выполняя упражнения на использование нового знания, ученики еще раз убеждаются, что выбрано верное решение.

6. Проверка, контроль знаний.

Конечно, организация образовательного процесса по методу проблемного обучения — достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие уроки эффективны для развития творческого мышления. Ученики лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.


Примеры проблемных ситуаций на уроках русского языка

  1. Тема «Мягкий знак после шипящих»

I.Этап актуализации знаний (пробное действие).

- Запишите в своих тетрадях слова «камыш», «гуашь».

Обучающиеся выполняют пробное действие в тетрадях.

- Кто записал. Какие у вас получились результаты?

Обучающиеся зачитывают свои варианты.

- У нас в классе возникло несколько мнений 1) Гуашь, камышь; 2) гуаш, камыш; 3) гуаш, камышь, 4) гуашь, камыш.

- Кто прав?

- Проверьте себя по образцу.

- Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (- Мы не смогли правильно записать слова.)

- Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?

Обучающиеся осознают отсутствие эталона для записи слов.

- Что вы не можете сделать? (- Мы не можем представить правило, по которому записывали слова)

- Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (-Разобраться в наших затруднениях.)

II. Этап выявления места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (- Мы должны были записать слова с шипящими на конце).

- В чем затруднение? Почему оно возникло? (- Не все смогли правильно записать слова. У нас нет правила (эталона) для определения, когда нужно писать мягкий знак после шипящих, а когда - нет.)

III. Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель нашего урока? (- Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

- Сформулируйте тему нашего урока? (- Мягкий знак после шипящих).

- Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану:

На доску вывешивается план:

Алгоритм – план исследования:

1. Прочитайте слово.

2. Определите часть речи.

3. Определите род имен существительных.

4. Запишите слова, распределив их в группы по родам.

5. Чем отличается написание слов первой группы от написания слов второй группы?

6. Сделайте вывод. Сформулируй правило.

IV. Этап реализации построенного проекта.

- Предлагаю поработать вам в парах. Вспомните, правила работы в парах.

- Выполните план в парах.

Каждая пара получает лист для оформления ответов (формат А4). Слова на карточках. Ключ, дочь, карандаш, молодёжь, вещь, лещ, уж, мышь.

- Когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какой вывод сделали? (-У имен существительных женского рода с шипящим на конце пишется мягкий знак, а у имен существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется)

- Где мы можем себя проверить, правильное ли открытие сделали? (По учебнику)

- А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.


2.Тема «Правописание суффиксов -ик/-ек»

I.Постановка проблемы через побуждающий диалог

У доски два ученика

Задание: запишите слова замочек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, лучик.

Обучающиеся записывают слова, не показывая друг другу и классу. Затем открывают выполненные задания.

II. Столкновение мнений

- Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило? (- Мы выполнили его по-разному)

Учитель открывает образец с правильным написанием.

- Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

(- У нас два мнения: либо - ик, либо - ек!)

III. Побуждение к формулировке проблемы

- Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (- Мы не знаем, какой суффикс писать) (формулировка проблемы)

- Значит, какая будет тема урока? ( - Правописание суффиксов -ик- и -ек-)

(формулировка темы урока).

Учитель записывает тему на доске.

IV. Решение проблемы

- Итак, какие есть идеи? (побуждение к гипотезам) (- После звонких звуков пишется -ик-) (ошибочная гипотеза) (- А в слове клубочек пишется -ек-) (контраргумент)

V. Побуждающий к формулировке гипотез и проверке их диалог

- Все с этим согласны? (побуждение к проверке гипотезы)

- Какие еще есть гипотезы? (побуждение к гипотезам)

(-ик- пишется в словах без приставки) (ошибочная гипотеза)

- Все так думают? (побуждение к проверке гипотезы)

Учитель делает подсказку:

-Измените данные слова, поставьте их во множественном числе.

- Что вы заметили? (- В одних словах гласный остаётся, а в других исчезает)

Формулируют правило:

Если в слове остаётся гласный, то пишется суффикс -ик-, а если «убегает» - то суффикс –ек!

- Задание: прочитайте правило.

В образовательной программе школы разработан диагностический инструментарий, который включает в себя диагностики для родителей и детей по классам.

По результатам анкетирования родителей мы видим, что использование проблемного обучения на уроках дает положительный и высокий результаты. Проведенная психологом диагностика, определяющая отношение к школьным предметам показала, что у ребят сформировался познавательный интерес к изучаемым предметам.

Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по русскому языку разного уровня. Число участников ежегодно растет.

Результативность педагогической деятельности:

  • проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме;

  • созданы условия для работы по технологии проблемного обучения на уроках русского языка;

  • доказана эффективность использования технологии;

  • выявлена положительная динамика развития творческих и мыслительных способностей обучающихся;

  • создана методическая копилка учебных материалов по технологии проблемного обучения для начальной школы.

Вывод.

Таким образом, проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.

Использованная литература


  1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие

  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.

  3. Герасимов С. В. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

  4. Деменева Н.Н., Иванова Н.В. Личностно ориентированные педагогические технологии в начальной школе. - М.Аркти, 2015.

  5. Идеи Дж. Дьюи и Чикагская лабораторная школа // Цирлина Т. В. На пути к совершенству. -М.Сентябрь, 1997.

  6. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М. : Знание, 1997.

  7. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.

  8. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1994.

  9. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1992.

  10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.

  11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 томах. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006

  12. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

  13. http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС

  14. http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!