«Активные методы обучения на уроках изобразительного искусства» Учитель: Сосницкая Рита Анатольевна
Что такое АМО
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Эмоциональность
Деятельность
Интуиция
Художественно- творческие способности учащихся
Изобразительная
Декоративная
Конструктивная
Образное, пространственное мышление
Познание мира
Отличительные особенности урока ИЗО
Результат
Гармонизация и развитие личности
Интеграция видов искусства
Интеллектуальное
Эмоциональное развитие
Духовное
Пространственно- временные
Пространственные
Временные
Формирование целостного представления о митре
Этапы и фазы образовательного мероприятия
I фаза
Этап
Назначение
Инициация
Примеры АМО (из сборника) задание 3
Погружение в тему
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад
Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения
«Письмо другу»
Определение ожиданий и опасений
II фаза
Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически-комфортной обстановки
Этап
«Гостиница»
«Билет»
Закрепление изученного (домашнее задание)
Назначение
Примеры АМО (из сборника) задание 3
Контроль и коррекция ЗУН
Инпут
Сообщение нового материала
III фаза
«Восстанови рассказ»
Проработка содержания темы
Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК
Этап
«По порядку становись!»
Эмоциональная разрядка
(разминка)
«Шахматы»
Назначение
Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии
Рефлексия
Примеры АМО (из сборника) задание 3
Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения
«Снежки»
«Четыре я»
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Нетрадиционное начало традиционного урока
- «Галерея портретов»
- «Улыбнемся друг другу»
- «Поздоровайся локтями»
АМ выяснения целей, ожиданий и опасений
- «Дерево ожиданий»
- «Поляна снежинок»
- «Разноцветные листы»
- «Фруктовый сад»
- «Ковер идей»
* позволяют учителю лучше понять класс
и каждого ученика
Методики «Дерево ожиданий» «Поляна снежинок»
АМ – вхождения в тему
Основная задача для учителя - построить логическую цепь изучаемых тем по предмету и провести параллель с другими предметами, изучаемыми школьниками. Здесь главное для учителя - заинтересовать ученика к изучению данной темы и о возможности применения знаний по данной теме на других уроках. АМО на этой фазе «Ульи» , «Информационный садовник» .
Описание активного метода обучения
Описание активного метода обучения
Название метода
Количество участников
Дидактическая игра «Верю - не верю».
Цели, задачи использования метода
22 человека
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад
Обеспечение мотивации обучения
Продолжительность проведения
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
5 минут
Предварительная подготовка (если требуется)
Компьютер, проектор, экран
Подробная технология проведения
Подготовить вопросы в электронном виде, показать на экране.
Ученикам предлагают вопросы к теме. Ответ должен быть «Верю» или «Не верю». Тематика вопросов к теме урока: « Правила линейной и воздушной перспективы » Образуется 2 команды. Дети должны почувствовать: о чем пойдет речь на уроке, выявить проблему. Самостоятельно выйти на определение цели и задач урока. Определить тему урока.
- «Верю, не верю»
- Повторение изученного задания
- Давайте, повторим изученный материал на уроке. Каждой группе я буду задавать вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что,,,?», на который вы должны будете дать положительный или отрицательный ответ.
- Итак, вопрос для 1 Группы
- - Верите ли вы, что в Третьяковской галерее находится картина Васнецова «Богатыри»? (ответ: да)
- Вопрос для 2 Группы
- - Верите ли вы, что существуют домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи? (да)
- Вопрос для 1 Группы
- - Верите ли вы, музей имени А.С. Пушкина находится в Москве? (да)
- Вопрос для 2 Группы
- - Верите ли вы, что Третьяковскую галерею основал И.Е.Репин (нет)
-
Дидактическая игра « Верю-не верю »
Верите ли вы, что летящая птица увидит такой пейзаж?
АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка» , «Кластер» , «Мозговой штурм» , «Стратегия ЗХУ» , Метод «Пометки на полях» или «Инсерт» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Методы презентации учебного материала
«Инфо-угадайка»
«Мозговой штурм»
«Кластер»
позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом
- Восстанови рассказ - это АМО этапа проработки содержания темы, может также использоваться на этапе инпута.
- Учащимся предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ.
- Восстановите рассказ.
-
- Учащимся предлагается 4 фрагмента текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ).
- Нарисованным быть может север или юг. И любое время года мы в картине разглядим.
- Белокурые березки или старый крепкий дуб, Или вьюга, или ливень или солнечный денек.
- Если видишь на картине, нарисована река, Живописные долины и дремучие леса,
- Не задумываясь, скажем: «Называется(_____________)».
- допишите
ГРУППОВАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ
ИНФО-
УГАДАЙ-КА»
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
«КЛАСТЕР»
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛИ
МОТИВАЦИЯ
ВИДЫ
«ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ»
КОММУНИКАЦИЯ
ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ
«ФРУКТОВЫЙ САД»
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ
НА ВСЕХ ЭТАПАХ УРОКА
МЕТОД
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
АКТИВНЫЙ
РАЗВИВАЕТ
АКТИВИЗИРУЕТ
УЧИТ
Применяют на различных этапах урока.
УСПЕХ
При организации самостоятельной работы
«Ульи» * Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава «Светофор» «На линии огня» * Для проведения дискуссии и принятия решений
* Для представления материала самостоятельной работы
- «Инфо-карусель»
- «Автобусная остановка»
- «Творческая мастерская»
Организация релаксации
Физкультминутки
Не стоит забывать о восстанавливающей
силе релаксации на уроке
Организация подведения итогов
Помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока
«Ромашка» «Мудрый совет»
«Ромашка»
- Берет чистый лепесток
- Пишет вопрос, вывешивает вопрос перевернув
- С доски другая группа берет лист, читает участник, дополняют другие
«Мудрый совет»
- Группа пишет в конце урока
- еще не совсем поняли тему урока
- не изучали тему (младшим)
«Итоговый круг»
- Учитель дает минуту!
- Подготовленные
- представители
- группы задают вопросы
- детям других групп, те
- в свою очередь
- отвечают (работают
- по кругу)
-
-
Активные методы обучения помогают
- развивает мотивацию к обучению ,
и наилучшие стороны ученика
- учить учащихся самостоятельно добывать знания,
- развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков,
- учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Недостатки АМО
- Во время этапа ожидания и опасения, на мой взгляд, дети сразу же не смогут дать формулировку и чётко понять свои ожидания и опасения
- При обсуждении проблемы создаётся шум, но он рабочий
- Не всегда удаётся привлечь всех участников
- Если планировать все этапы, можем не уложиться во времени.
- Педагог должен владеть методикой, иначе урок будет неудачный
- Использовать АМО в меру, т.к. урок ИЗО требует развития и практических навыков учащихся
Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.