Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса
Стратегическим направлением активизации обучения является создание дидактических и психологических условий для осмысления учения, включения в него ученика на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности.
Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается его логикой и уровнем развития учебной мотивации, которые определяют уровень познавательной активности человека.
Уровни активности личности
Активность воспроизведения - стремление учащихся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Принципы, лежащие в основе методов активного обучения
принцип индивидуализации
принцип гибкости
принцип элективности
принцип сотрудничества
Отличительные особенности методов активного обучения
целенаправленная активизация мышления: обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс: активность должна прослеживаться на протяжении всего занятия
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых
интерактивный характер: постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы
Классификация методов обучения
по характеру учебной деятельности | по характеру учебной деятельности | по источнику учебного материала | по способу организации учебно-познавательной деятельности |
| | словесные; наглядные; практические. | |
Классификация активных методов обучения
направленность на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками
не имитационные методы | имитационные методы |
отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности, активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между педагогом и обучающимся | наличие модели изучаемого процесса |
| неигровые | игровые |
ситуационные решения; обсуждение вариантов; проведение семинара; индивидуальный тренажёр | |
Имитационные игровые методы обучения
Мозговой штурм
Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
- творческое усвоение учащимися содержания учебного материала;
- связь теоретических знаний с практикой;
- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Деловая игра
Взяв на себя определённую роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Обучающиеся могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, а также черты характера.
Деловая игра направлена на развитие:
- творческого мышления;
- умения анализировать конкретные практические ситуации;
- самостоятельности принятия решения;
- способности поставить проблему, оценивать ситуацию, выдвигать возможные варианты разрешения проблемы и выбирать наиболее оптимальный вариант.
Разыгрывание ролей
Характеризуется следующими признаками:
- наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения;
- взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;
- ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий;
- оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.
Игровое проектирование
Практическое занятие, суть которого состоит в разработке проекта в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.
Отличительные черты:
- сочетание индивидуальной и совместной работы обучающихся;
- требует от всех обучающихся знания технологии процесса проектирования;
- обязательное наличие умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения.
Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы.
Имитационные неигровые методы обучения
Анализ конкретных ситуаций
Предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Ситуация (кроме материала для анализа) может содержать и проблемы, требующие решения.
Отличительные черты:
- наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;
- разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;
- обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;
- подведение итогов и оценка результатов педагогом.
Проведение семинара
Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под руководством педагога.
Отличительные черты:
- направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебной программы;
- позволяет овладеть научным аппаратом;
- формирует навыки устного и письменного
изложения материала.
Не имитационные методы обучения
Проблемная лекция
Начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала педагог последовательно и логично решает или раскрывает пути её решения.
Функции постановки проблемы:
- побудить учащихся к работе мысли,
- осуществить попытку самостоятельно ответить на поставленный вопрос;
- вызвать интерес к излагаемому материалу.
Тематическая дискуссия
Способ обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы в классе.
Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как групповая дискуссия, разбор случаев из практики.
Круглый стол
Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на:
- закрепление полученных ранее знаний;
- восполнение недостающей информации;
- формирование умения решать проблемы;
- развитие культуры ведения дискуссии.
Характерной чертой данного метода является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Олимпиада
Олимпиада и научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер.
Презентации
Форма представления и защиты проектного решения помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, формирует умение отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений.
Необходимые требования:
- соблюдение временного регламента;
- содержательность;
- наглядное представление материала;
- соблюдение стиля речи.
Критерии выбора активного метода обучения
соответствие целям и задачам, принципам обучения
соответствие содержанию изучаемой темы
соответствие возможностям обучаемых: психологическому развитию, возрасту, уровню образования и воспитания и т. д.
соответствие условиям и времени, отведенному на обучение
соответствие возможностям педагога: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам
Непродуманное или случайное использование активных методов не даёт продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок активные методы обучения, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.
Чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.