СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса


Стратегическим направлением активизации обучения является создание дидактических и психологических условий для осмысления учения, включения в него ученика на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается его логикой и уровнем развития учебной мотивации, которые определяют уровень познавательной активности человека.

Уровни активности личности


  • Активность воспроизведения - стремление учащихся понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу


  • Активность толкования - стремление учащихся понять смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях


  • Творческая активность - стремление учащихся к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, усиленное проявление познавательных интересов

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Принципы, лежащие в основе методов активного обучения

  • принцип индивидуализации

  • принцип гибкости

  • принцип элективности

  • принцип сотрудничества

Отличительные особенности методов активного обучения

  • целенаправленная активизация мышления: обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания

  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс: активность должна прослеживаться на протяжении всего занятия

  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых

  • интерактивный характер: постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы

Классификация методов обучения

по характеру учебной деятельности


по характеру учебной деятельности


по источнику учебного материала


по способу организации учебно-познавательной деятельности


  • репродуктивные;

  • проблемные;

  • исследовательские;

  • поисковые;

  • объяснительно-иллюстративные;

  • эвристические.


  • активные;

  • пассивные.


  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.


  • формирования ЗУН на практике;

  • получения новых знаний;

  • проверки и оценивания.



Классификация активных методов обучения

направленность на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками

не имитационные методы


имитационные методы


отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности, активизация обучения осуществляется через прямые и обратные связи между педагогом и обучающимся


наличие модели изучаемого процесса


  • проблемная лекция;

  • круглый стол;

  • лекция-конференция;

  • лекция обзорная;

  • коллоквиум;

  • выездные занятия с тематической дискуссией;

  • олимпиада.


неигровые

игровые

  • ситуационные решения;

  • обсуждение вариантов;

  • проведение семинара;

  • индивидуальный тренажёр

  • многовариантный выбор оптимального решения;

  • «мозговой штурм»;

  • деловые игры;

  • разыгрывание ролей;

  • игровое проектирование


Имитационные игровые методы обучения

Мозговой штурм

Цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

- творческое усвоение учащимися содержания учебного материала;

- связь теоретических знаний с практикой;

- активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

- формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

- формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Деловая игра

Взяв на себя определённую роль, участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом, причем интересы их могут не совпадать. Обучающиеся могут не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность, а также черты характера.

Деловая игра направлена на развитие:

- творческого мышления;

- умения анализировать конкретные практические ситуации;

- самостоятельности принятия решения;

- способности поставить проблему, оценивать ситуацию, выдвигать возможные варианты разрешения проблемы и выбирать наиболее оптимальный вариант.

Разыгрывание ролей

Характеризуется следующими признаками:

- наличие проблемы или задачи в сфере профессиональной деятельности и распределение ролей между участниками их решения;

- взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии;

- ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий;

- оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.

Игровое проектирование

Практическое занятие, суть которого состоит в разработке проекта в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность.

Отличительные черты:

- сочетание индивидуальной и совместной работы обучающихся;

- требует от всех обучающихся знания технологии процесса проектирования;

- обязательное наличие умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения.

Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы.

Имитационные неигровые методы обучения

Анализ конкретных ситуаций

Предполагает анализ обучающимися предложенной ситуации, возникающей при конкретном положении дел, и выработку практического решения. Ситуация (кроме материала для анализа) может содержать и проблемы, требующие решения.

Отличительные черты:

- наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;

- разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;

- обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;

- подведение итогов и оценка результатов педагогом.

Проведение семинара

Семинар – форма организации учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение обучающимися темы, учебной проблемы под руководством педагога.

Отличительные черты:

- направлен на углубленное изучение наиболее важных и сложных разделов учебной программы;

- позволяет овладеть научным аппаратом;

- формирует навыки устного и письменного

изложения материала.

Не имитационные методы обучения

Проблемная лекция

Начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения учебного материала педагог последовательно и логично решает или раскрывает пути её решения.

Функции постановки проблемы:

- побудить учащихся к работе мысли,

- осуществить попытку самостоятельно ответить на поставленный вопрос;

- вызвать интерес к излагаемому материалу.

Тематическая дискуссия

Способ обсуждения какого-либо спорного вопроса, проблемы в классе.

Чаще всего используются такие дискуссионные методы, как групповая дискуссия, разбор случаев из практики.

Круглый стол

Форма познавательной деятельности учащихся, направленная на:

- закрепление полученных ранее знаний;

- восполнение недостающей информации;

- формирование умения решать проблемы;

- развитие культуры ведения дискуссии.

Характерной чертой данного метода является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Олимпиада

Олимпиада и научно-практическая конференция выступают как активные методы обучения, если гарантируется самостоятельность подготовки к ним обучающихся, а сама работа носит исследовательский характер.

Презентации

Форма представления и защиты проектного решения помогает овладеть навыками подачи информации, техникой публичного выступления, убеждения, формирует умение отвечать на вопросы аудитории и выходить из затруднительных положений.

Необходимые требования:

- соблюдение временного регламента;

- содержательность;

- наглядное представление материала;

- соблюдение стиля речи.

Критерии выбора активного метода обучения

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения

  • соответствие содержанию изучаемой темы

  • соответствие возможностям обучаемых: психологическому развитию, возрасту, уровню образования и воспитания и т. д.

  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение

  • соответствие возможностям педагога: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам


Непродуманное или случайное использование активных методов не даёт продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок активные методы обучения, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.

Чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!