СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации, которые помогут учителю организовать работу на уроках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения.»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Синицынская средняя общеобразовательная школа» Новоусманского муниципального района Воронежской области. 396331 п. Воля, ул.Школьная 2-а Тлф. Факс 8(47341)3-55 60 E-mail: sin - shool \ sosh @ yandex . ru Активные методы обучения Подготовила:  учитель истории и обществознания  высшей квалификационной категории Клинова Марина Николаевна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Синицынская средняя общеобразовательная школа»

Новоусманского муниципального района Воронежской области.

396331 п. Воля, ул.Школьная 2-а

Тлф. Факс 8(47341)3-55 60 E-mail: sin - shool \ sosh @ yandex . ru

Активные методы обучения

Подготовила:

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Клинова Марина Николаевна

Скажите мне – я забуду, Покажите мне – я запомню, Вовлеките меня – я пойму». Китайская пословица ​
  • Скажите мне – я забуду,
  • Покажите мне – я запомню,
  • Вовлеките меня – я пойму».

Китайская пословица

 Мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия

  • Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения

это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.

Виды методов обучения Интерактивные  Пассивные  Ученик Ученик Педагог Ученик Активные  Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик Педагог Ученик Ученик

Виды методов обучения

Интерактивные

Пассивные

Ученик

Ученик

Педагог

Ученик

Активные

Ученик

Ученик

Педагог

Ученик

Ученик

Педагог

Ученик

Ученик

Классификация методов активного обучения

Классификация методов активного обучения

 Классификация методов активного обучения  (по М. Новик)     Имитационные Неимитационные Игровые Проблемные лекции Проблемные семинары Тематические дискуссии Мозговая атака Круглый стол Педагогические игровые упражнения Стажировки - Деловые игры (исследовательская, учебная) Игровое проектирование Ролевая игра Оргдеятельностные игры Неигровые - Анализ конкретных ситуаций Тренинг

Классификация методов активного обучения (по М. Новик)

Имитационные

Неимитационные

  • Игровые
  • Проблемные лекции
  • Проблемные семинары
  • Тематические дискуссии
  • Мозговая атака
  • Круглый стол
  • Педагогические игровые упражнения
  • Стажировки

- Деловые игры (исследовательская, учебная)

  • Игровое проектирование
  • Ролевая игра
  • Оргдеятельностные игры
  • Неигровые

- Анализ конкретных ситуаций

  • Тренинг

Наиболее продуктивными АМО являются:   Игровые формы; Организация групповой, парной и индивидуальной работы; Организация самостоятельной деятельности учащихся; Создание конкретных ситуаций, их анализ; Постановка вопросов, активизирующих диалог. Проблемное обучение.

Наиболее продуктивными АМО являются:

  • Игровые формы;
  • Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся;
  • Создание конкретных ситуаций, их анализ;
  • Постановка вопросов, активизирующих диалог.
  • Проблемное обучение.
Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия  Начало занятия – стадия вызова (актуализации знаний) Обсуждение домашней творческой работы «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Кластеры Хук (притча, игра, «крючок») «Перепутанные логические цепочки»

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия

Начало занятия – стадия вызова (актуализации знаний)

Обсуждение домашней творческой работы

«Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

Кластеры

Хук (притча, игра, «крючок»)

«Перепутанные логические цепочки»

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга) «Пометки на полях» «Инсерт» Опорный конспект Форма группового взаимодействия — «Большой круг»  Кластеры «Аквариум» Различные формы дискуссий Игровые методы Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга)

«Пометки на полях»

«Инсерт»

Опорный конспект

Форма группового взаимодействия — «Большой круг»

Кластеры

«Аквариум»

Различные формы дискуссий

Игровые методы

Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») Шесть лепестков – шесть типов вопросов. 1. Простые вопросы. 2. Уточняющие вопросы .  3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. 4.Творческие вопросы .  5. Оценочные вопросы . 6. Практические вопросы.   Использования этой стратегии показывает, что учащиеся) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

1. Простые вопросы.

2. Уточняющие вопросы . 3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. 4.Творческие вопросы .

5. Оценочные вопросы . 6. Практические вопросы.

Использования этой стратегии показывает, что учащиеся) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Приём «Верные – неверные утверждения» Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения , полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.    Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными Можно на стадии рефлексии.

Приём «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения , полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

   Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными Можно на стадии рефлексии.

Приём «Диаманта» Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению. 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному. Город Большой, древний Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению.

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает

Известный город, маленькая деревня

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

Прием « Мудрые совы» Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Прием « Мудрые совы»

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Азы работы над текстом.  Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали ? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной. Ты уже знаешь последние новости?  Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Главная жизненная мудрость . Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Известное и неизвестное . Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной. Иллюстративное изображение . Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно,  Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод . Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? Важные темы для обсуждения . Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания,  и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали ? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной.

Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.

Главная жизненная мудрость . Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой.

Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?

Известное и неизвестное . Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной,

и ту информацию, которая была ранее известной.

Иллюстративное изображение . Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно,

Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод . Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для

будущей деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения . Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания,

и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.

Прием «Фишбоун»

Прием «Фишбоун»

ПОПС – формула: П – позиция Я считаю, что… О – обоснование Потому, что… П – пример Например, … С – следствие Поэтому…

ПОПС – формула:

П – позиция Я считаю, что…

О – обоснование Потому, что…

П – пример Например, …

С – следствие Поэтому…

Рефлексия – получение обратной связи Мини-сочинение Плюс – Минус – Интересно Сказка Незаконченное предложение Эссе Глоссарий (составление словаря) Юмористический рассказ

Рефлексия – получение обратной связи

Мини-сочинение

Плюс – Минус – Интересно

Сказка

Незаконченное предложение

Эссе

Глоссарий (составление словаря)

Юмористический рассказ

     Технология группового обучения

Технология группового обучения

Цель групповой работы - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ  активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Цель групповой работы -

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

  • активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Групповая форма обучения одновременно решает три основных задачи: активизация познавательной деятельности; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; развитие умений успешного общения, что способствует  совершенствованию межличностных отношений в классе.

Групповая форма обучения одновременно решает три основных задачи:

  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • развитие умений успешного общения, что способствует  совершенствованию межличностных отношений в классе.
Технология организации групповой работы Деление на группы

Технология организации групповой работы

Деление на группы

 Предъявление заданий одному посыльному от группы (устно или письменно); всем группам коллективно; каждой группе индивидуально ТИПЫ ЗАДАНИЙ одинаковые для всех групп; для каждой группы своё.

Предъявление заданий

  • одному посыльному от группы (устно или письменно);
  • всем группам коллективно;
  • каждой группе индивидуально

ТИПЫ ЗАДАНИЙ

  • одинаковые для всех групп;
  • для каждой группы своё.
Проверка готовности задания самопроверка;  взаимопроверка;  проверка и добавление своего содержания в общее.

Проверка готовности задания

  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • проверка и добавление своего содержания в общее.
Предъявление результата Продукт групповой работы – обязательный этап групповой технологии! презентация; плакат, опорный конспект, кластер;  выступление (театрализация);  созданный текст;  подтвержденная практикой гипотеза

Предъявление результата

Продукт групповой работы –

обязательный этап групповой технологии!

  • презентация;
  • плакат, опорный конспект, кластер;
  • выступление (театрализация);
  • созданный текст;
  • подтвержденная практикой гипотеза
Приёмы активизации внимания смена мизансцены (пересаживание групп); листы с результатами собрать и вытаскивать по жребию;  «пять» фактов на пятерку.

Приёмы активизации внимания

  • смена мизансцены (пересаживание групп);
  • листы с результатами собрать и вытаскивать по жребию;
  • «пять» фактов на пятерку.
Рефлексия - обязательный этап групповой технологии!  1) Организационная : что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата);  что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился новый способ работы, зафиксировали свое незнание, чувства и отношения). Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия. 2) Знаниевая (тест на усвоение ЗУН).

Рефлексия - обязательный этап групповой технологии!

1) Организационная :

  • что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата);
  • что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился новый способ работы, зафиксировали свое незнание, чувства и

отношения).

  • Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия.

2) Знаниевая (тест на усвоение ЗУН).

При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.
  • При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества.
Желаю успеха!

Желаю успеха!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!