СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения на уроках химии и биологии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. К ним относится игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповой способ обучения.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения на уроках химии и биологии»

Активные методы обучения на уроках химии и биологии

Мартиросян А.С.

Активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. К ним относится игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповой способ обучения.

Одна из главных проблем – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса. Использование активных форм обучения как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.

Использование активных форм обучения — основа развития познавательной компетентности обучающегося.

На уроках химии используются следующие активные методы: проблемный вопрос и ситуация, дедуктивные и индуктивные логические схемы, мозговой штурм.

1) Традиционный проблемный вопрос и ситуации - это методы основанные на создании проблемы, которая активизирует самостоятельную, познавательную деятельность учащихся. Она основывается на поиске решений сложных вопросов, которые требуют актуализацию знаний, творческие способности, инициативности и самостоятельности.

  • ситуация неожиданности возникает при ознакомлении с фактами, явлениями, опытами.

Тема: Карбоновые кислоты

Ситуация: К вам неожиданно должны прийти гости. Вы хотите приготовить бисквит, а разрыхлитель теста закончился. Как выйти из ситуации и не огорчить гостей? Приведите уравнение реакции.

Решение: Питьевая сода, или пищевую соду погасить уксусом.

  • ситуация несоответствия или опровержения создается, когда ученикам необходимо доказать невозможность существования определенного явления, идеи или антинаучного факта.

Тема: Ароматические углеводороды

Ситуация: Бензол содержит двойные связи, значит он алкен и вступает в реакции присоединения. Докажите что Бензол не алкен.

2) Дедуктивные и индуктивные логические схемы.

Дедуктивные методы предполагают сбор достоверной информации, построение причинно-следственных связей.

Индуктивный метод - путь познания от опытных данных и их анализа к их систематизации.

  • фрейм - каркасная структура представления текстовой информации. Могут быть представлены в знаково-символическом или графическом виде.

Тема: Алкен

Задание: отобразить во фрейме общие понятия, изомерию, номенклатуру, получение, свойства, применение.

  • кейс - описание объектов по конкретному формату, в который входит обобщение информации, формулировка проблемы, альтернативные решения.

Тема: Классификация простых веществ

Кейс состоит из нескольких “ящиков”

1 - сюжет

2 - проблема

3 - проблемный вопрос

4 - гипотезы

5 - решение

3) Мозговой штурм - это коллективный поиск решений.

  • сборная - складывание частей в одну смысловую комбинацию, при этом вариантов может быть несколько.

Задания для практических работ: даны части веществ, необходимо собрать их в одну формулу и построить ее. Правильных ответов может быть несколько.

На уроках биологии используются следующие активные методы:

1) Игровой методы - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на создание и усвоения общественного опыта: знания, умения, навыки и, главное, эмоционально-оценочная деятельность.

  • игры-упражнения

Кроссворды, ребусы, найди лишнее

  • пазл (командная) - сбор ответов по вопросам. Каждый ответ составляющая часть объекта. Собрав объект полностью команда побеждает. Правильный ответ только один.

2) Сказочные задачи

В основном используются в генетике. Хоть и задачи сказочные, в них действуют все законы генетики.
3) Фоторобот - по характерному описанию частей, учащиеся собирают образ. Данная техника применяется чаще всего при изучении строения клеточных структур структур.

3) Практические методы

Познавательная деятельность студентов активизируется при использовании наглядного материала. Например, в разделе “Клетка” используется микроскоп.

Основной критерий активизации деятельности - самостоятельность учащихся в работе.

4) Использование мемов

Развлекательный контент самый популярный в сети Интернет. Информацию заложенную в меме, преподаватель может использовать, как источник, из которого обучающимся необходимо извлечь, проанализировать и сопоставить информацию с конкретной темой и сделать вывод. Такой подход способствует развитию критического мышления.

Значение этих игровых моментов на уроке очень велико, так как, играя, ученик совершает лишь мотивированные действия, а не по принуждению, значит, введенные в игру знания усваиваются прочно и надежно.

Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.

Поэтому выбор активных методов обучения следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии и химии.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!