Активные методы обучения на уроках химии и биологии
Мартиросян А.С.
Активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. К ним относится игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповой способ обучения.
Одна из главных проблем – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса. Использование активных форм обучения как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
Использование активных форм обучения — основа развития познавательной компетентности обучающегося.
На уроках химии используются следующие активные методы: проблемный вопрос и ситуация, дедуктивные и индуктивные логические схемы, мозговой штурм.
1) Традиционный проблемный вопрос и ситуации - это методы основанные на создании проблемы, которая активизирует самостоятельную, познавательную деятельность учащихся. Она основывается на поиске решений сложных вопросов, которые требуют актуализацию знаний, творческие способности, инициативности и самостоятельности.
ситуация неожиданности возникает при ознакомлении с фактами, явлениями, опытами.
Тема: Карбоновые кислоты
Ситуация: К вам неожиданно должны прийти гости. Вы хотите приготовить бисквит, а разрыхлитель теста закончился. Как выйти из ситуации и не огорчить гостей? Приведите уравнение реакции.
Решение: Питьевая сода, или пищевую соду погасить уксусом.
ситуация несоответствия или опровержения создается, когда ученикам необходимо доказать невозможность существования определенного явления, идеи или антинаучного факта.
Тема: Ароматические углеводороды
Ситуация: Бензол содержит двойные связи, значит он алкен и вступает в реакции присоединения. Докажите что Бензол не алкен.
2) Дедуктивные и индуктивные логические схемы.
Дедуктивные методы предполагают сбор достоверной информации, построение причинно-следственных связей.
Индуктивный метод - путь познания от опытных данных и их анализа к их систематизации.
фрейм - каркасная структура представления текстовой информации. Могут быть представлены в знаково-символическом или графическом виде.
Тема: Алкен
Задание: отобразить во фрейме общие понятия, изомерию, номенклатуру, получение, свойства, применение.
кейс - описание объектов по конкретному формату, в который входит обобщение информации, формулировка проблемы, альтернативные решения.
Тема: Классификация простых веществ
Кейс состоит из нескольких “ящиков”
1 - сюжет
2 - проблема
3 - проблемный вопрос
4 - гипотезы
5 - решение
3) Мозговой штурм - это коллективный поиск решений.
сборная - складывание частей в одну смысловую комбинацию, при этом вариантов может быть несколько.
Задания для практических работ: даны части веществ, необходимо собрать их в одну формулу и построить ее. Правильных ответов может быть несколько.
На уроках биологии используются следующие активные методы:
1) Игровой методы - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на создание и усвоения общественного опыта: знания, умения, навыки и, главное, эмоционально-оценочная деятельность.
Кроссворды, ребусы, найди лишнее
пазл (командная) - сбор ответов по вопросам. Каждый ответ составляющая часть объекта. Собрав объект полностью команда побеждает. Правильный ответ только один.
2) Сказочные задачи
В основном используются в генетике. Хоть и задачи сказочные, в них действуют все законы генетики.
3) Фоторобот - по характерному описанию частей, учащиеся собирают образ. Данная техника применяется чаще всего при изучении строения клеточных структур структур.
3) Практические методы
Познавательная деятельность студентов активизируется при использовании наглядного материала. Например, в разделе “Клетка” используется микроскоп.
Основной критерий активизации деятельности - самостоятельность учащихся в работе.
4) Использование мемов
Развлекательный контент самый популярный в сети Интернет. Информацию заложенную в меме, преподаватель может использовать, как источник, из которого обучающимся необходимо извлечь, проанализировать и сопоставить информацию с конкретной темой и сделать вывод. Такой подход способствует развитию критического мышления.
Значение этих игровых моментов на уроке очень велико, так как, играя, ученик совершает лишь мотивированные действия, а не по принуждению, значит, введенные в игру знания усваиваются прочно и надежно.
Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.
Поэтому выбор активных методов обучения следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии и химии.