СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Липовская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Т. Гришина»





ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ




УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

ШТУЧКИНОЙ

НАТАЛЬИ ИВАНОВНЫ




















01 сентября 2017 год


Тема самообразования

«Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся

в рамках ФГОС»













1. Актуальность темы.

В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.

Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших выпускников к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.

В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.

Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».

2.Методологические подходы в образовании.

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающимися практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и про­верке знаний.

Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к цело­стному образному восприятию мира, к метадеятельности. По словам А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

Основной принцип профессиональной деятельности учителя заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования знаний, умений, навыков по географии, можно применять довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.

3. Формы и методы активизации познавательной деятельности в процессе обучения географии.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

• обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);

• эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);

• развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);

• повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги);

• применение знаний, умений и навыков (баскет – метод - метод обучения на основе имитации ситуаций);

• использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);

• обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);

• эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);

• развитие навыков работы в группе (метод проектов);

• выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод);

• развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);

• развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).


Использование ИКТ

На уроках широко используются современные средства информационных компьютерных технологий. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Способы организации урока. Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование ИКТ открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний;

поможет сэкономить время на уроке;

богато иллюстрировать материал;

трудные для понимания моменты показать в динамике;

повторить то, что вызвало затруднения;

дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой.

Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот, делают общение с учеником

более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным.

Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление.

Дидактические игры:

“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Белая ворона”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок.

Творческие работы

Сам замысел творческой работы в процессе выполнения, ее результат – требует от ученика максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.

Использование на уроке поэзии

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

Активизация внимания на уроке часто происходит, если использовать положительные эмоции учащихся. Например, использовать песни, которые по содержанию можно включить в урок.

Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Отличие частично-поискового уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”.

Исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках и во внеурочной деятельности.

Практическая направленность исследовательского подхода реализуется несколькими путями:

1. Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета.

2. Проведение полевых практик по географии, практическое применение навыков исследования, умение проводить исследования в полевых условиях, сбор материала, его анализ, обобщение, систематизация; отчет о проделанной работе (групповой или индивидуальный).

3. Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций

4. Выполнение учащимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы.

5. Задание представляется в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем и представляется для обсуждения всему классу.

Ребусы, кроссворды, чайнворды

Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах. Предмет «География» невозможно представить без разгадывания кроссвордов, чайнвордов, которые нацелены на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности.

Проектная деятельность учащихся на уроках географии

Метод проектов является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».

По одной из типологий выделяют возможные типы учебных проектов.

По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные.

По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

4. Практическая значимость данной темы

Главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Лучше всего это удается сделать через применение активных методов обучения. Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных.

Накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной самостоятельности учащихся при обучении географии. Но нередко учителя сталкиваются с таким явлением, что разработанный урок с применением своеобразных форм, методов и средств не всегда одинаково проходит в разных классах одной параллели. Причина прироста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности, самостоятельности, активности и свой уровень развития. А каждый приём и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому, приёмы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательной самостоятельности и интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов.

В вышеперечисленных приёмах и методах работы школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

Современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

5. План работы

1. Изучить методы диагностики индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Проводить диагностику обучающихся.

3. Разрабатывать индивидуальные задания для обучающихся в связи с их индивидуальными особенностями.

4. Проводить уроки с использованием современных методов обучения.

5. Изучать и использовать различную методическую литературу.

6. Использовать на уроках разнообразные задания индивидуального, дифференцированного методов обучения.

7. Использовать дидактический материал на уроках с целью повышения качества знаний, успеваемости, привития интереса к изучению предмета.

6. Практический выход

Выступление на МС школы, педсовете, ШМО, РМО по теме самообразования с целью обмена и распространения опыта.

Литература

1. Баринова И.И., Герасимова Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии. – М.: Просвещение, 1983.

2. Репринцева Ю.С. Активизация процесса обучения географии как эффективный инструментарий формирования личностных результатов обучающихся // География в школе. – 2013. - № 10.

3. Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной деятельности. - М.: Просвещение, 2014. – 128 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. - М.,2013.

5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. – Режим доступа: http://metodist.edu54.ru/node/34329.

6. Маерова Н.Ю. Уроки географии. – Методическое пособие для учителя, Дрофа М., 2006.

7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей. Минск «Асаар», 1996.

8. Савченков В.И., Шматков А.А. Экология на уроках географии. Смоленск, 2000.

9. Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. Активные формы обучения 6-1- классы. Из-во «Учитель» Волгоград.

10. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приём для учебного успеха ученика на уроках географии. М., 2007.

11. Яковлева Н.В. География. Проектная деятельность учащихся. Из-во «Учитель» Волгоград.

12. Савченков В.И., Панфилов А.А. Экология на уроках географии. Смоленск, 2000.

13. География. Интерактивные дидактические материалы 6-7 классы. Москва «Планета».

14. Яковлева Н.В. География. Уроки с использованием информационных технологий. Из-во «Учитель» Волгоград.

15. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М., 2003.

16. Стадник А.Г. География 6-10 классы. Уроки-исследования, дискуссии, пресс-конференции. Из-во «Учитель» Волгоград.

17. Горбатова О.Н. География 6-11 классы. Технология решения творческих задач. Из-во «Учитель» Волгоград.

18. Уроки географии с применением информационных технологий 10-11 классы. Москва из-во «Глобус».

19. Уроки географии с применением информационных технологий 6-9 классы. Москва из-во «Планета».

20. Творческая мастерская учителей города Смоленска «Современные педагогические технологии и их применение в преподавании географии», Смоленск, 2012.


Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

1. Изучать новые программы, учебники, пособия, уяснять их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.

3. Повышать квалификацию на курсах повышения учителей.

Регулярно

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Регулярно

Методические

1. Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме самообразования.

2. Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности.

3. Мониторинг педагогической деятельности.

4. Подготовка выступлений на МС, ШМО, педсовете, РМО.

5. Участие в конкурсах профессионального мастерства.

6. Систематизация материалов по теме самообразования.

7. Формирование банка разработок, конспектов открытых уроков по теме самообразования.

8. Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию.

Регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Регулярно



Планирование деятельности по самообразованию

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Продукт деятельностиПредполагаемый результат

Способ, форма предъявления результата проделанной работы

1. Диагностический

Анализ затруднений, выявление проблем.

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

Выявление противоречий.

Выбор темы.

Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

Изучение опыта работы коллег.

Определение форм организации самообразования.

Разработка календарного плана индивидуальной работы.

1 год работы над темой

Выбор темы для самообразования.

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии...).

Педагогические записки.

Аналитическая записка.

План индивидуальной работы по самообразованию.

Собеседование с администрацией

Обсуждение на МО.

Выступление на педсовете.

2. Прогностический

Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

Определение цели и задач работы.

Формулировка гипотезы.

Прогнозирование результата.

Проектирование собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

1 год работы над темой

Программа по самообразованию.

Презентация программы на педсовете, МО.

Собеседование с администрацией

Обмен опытом в сетевых сообществах.

3. Практический

Подготовка материальной базы.

Формирование банка методических материалов.

Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

Формирование банка электронных ресурсов.

Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ.

Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

Разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы, календарно-тематичес-
кое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактические материалы, тестовые задания).

Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов...

Обучение на курсах повышения квалификации.

Участие в работе творческих групп.

2-3 год работы над темой

Рабочая программа.

Авторская программа.

Календарно-тематическое планирование.

Конспекты занятий.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки, библиотека, медиатека по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Мониторинг развития детей.

Информационно-аналитические материалы.

Собеседование с администрацией

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете, МО.

Презентация опыта работы на конференциях, семинарах городского, областного, российского уровня.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте школы.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.


 

4. Обобщающий

Обработка данных

Анализ работы. Подведение итогов.

Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

Оформление и описание результатов по теме.

Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

Представление результатов работы.

Определение перспективных направлений работы.

4, 5 год работы над темой

Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей.

Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитические материалы.

Аналитический отчет.

Портфолио педагога.

Выход на аттестацию.

Статьи, публикации.

Собеседование с администрацией

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте школы.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.

Проведение семинаров, консультаций, круглых столов.

5. Внедренческий

Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность.

Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.

Статьи, публикации.

Участие в профессиональных конкурсах.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте школы, в сетевых сообществах, на образовательных порталах.

Мастер-классы.







Результат самообразования


• повышение качества преподавания предмета до 50-60%;

• разрабатывать методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

• разработка и применение новых форм, методов и приемов обучения;

• доклады, выступления;

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

• выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

• создание комплектов педагогических разработок;

• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по теме самообразования.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!