СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные и интерактивные педагогические технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация активных и интерактивных технологий обучения способствует более глубокому пониманию учебного материала, проявлению познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся, меняет характер их взаимоотношений с учителем и сверстниками.

Просмотр содержимого документа
«Активные и интерактивные педагогические технологии»

Активные и интерактивные педагогические технологии.


Технология проблемного обучения, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Актуальность технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умений и навыками.

Технология развития критического мышления, способствующая развитию мыслительных навыков, необходимых учащимся в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений). Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Технология педагогических мастерских (предметных, творческих (Г.А. Мейчик), мастерских ценностных ориентаций (Е.О. Галицких) и т.д.) , обеспечивает решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создает условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Данная технология сходна с проблемным обучением.

Технология модерации, предполагающая такую технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Учитель перестает быть центральной фигурой, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, дает консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Кейс-технология. Суть кейс-технологии состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология предполагает: индивидуальную работу обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работу в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; презентацию и экспертизу результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы). В отличие от проблемной ситуации, кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно- ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Технология предполагает: наличие проблемы; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; оформление конечных результатов; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы; использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное , обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Технология «Дебаты» – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Технология предполагает: активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых; их включение в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности; обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Ментальные технологии, основанные на мыслительных процессах человека. Так, ментальная карта – удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи, наглядно отражающая ассоциативные связи в мозге человека. Составление ментальных карт предполагает классификацию ключевых понятий темы на основные и производные. Структуры ментальных карт создаются по мере поступления информации (изучения темы).

Технология обучения в сотрудничестве, главная идея которой заключается в создании условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Данная технология, являясь примером личностно-ориентированных технологий, предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач.

В рамках реализации этих и других технологий возможно применение различных активных и итеративных методов и приемов:

Синквейн. Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Синквейн – короткое описание предмета (темы), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану:

1 строка – одно слово – тема, обычно существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырех слов, отражающее содержание темы;

5 строка – слово-ассоциация, дающее новую интерпретацию темы.

Корзина идей. В «Корзину» идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано всё, что ученики знают об изучаемой теме.

Кластер (гроздь) – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер – графический прием систематизации материала.

Верные и неверные утверждения. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Обучающиеся выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На этапе рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Лови ошибку. Учитель в различной форме (текст, устное сообщение и т.д.) представляет обучающимся ошибочную информацию, и предлагает им выявить допущенные ошибки: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенную информацию, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. После изучения нового материала возвращаются к ней и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Таким образом, согласно ФГОС НОО основными результаты начального образования, на достижение которых должна быть направлена деятельность всех участников образовательного процесса, деятельность системы образования и образующих ее инфраструктур являются: формирование предметных и универсальных способов действий , обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции. Изменение базовых целей обучения, ориентация , прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого обучающегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя, который должен владеть личностно-ориентрованными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

Реализация активных и интерактивных технологий обучения способствует более глубокому пониманию учебного материала, проявлению познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся, меняет характер их взаимоотношений с учителем и сверстниками.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!