СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активные формы работы с детьми по воспитанию творческого читателя в условиях школьной библиотеки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Просмотр содержимого документа
««Активные формы работы с детьми по воспитанию творческого читателя в условиях школьной библиотеки»»

«Активные формы работы с детьми по воспитанию творческого читателя в условиях школьной библиотеки»

Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда. В.А. Сухомлинский

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.

Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость и средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети.

Работая в среднем и старшем звене, основной целью деятельности библиотекаря может быть: формирование у школьников интереса и личностно мотивированного отношения к чтению художественной литературы, преодоление разрыва между изучением литературы под руководством преподавателя, самостоятельным чтением ученика и деятельностью библиотекаря. Всё это должно способствовать воспитанию читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души - патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины, усвоит важнейшие нравственные ценности.

(2 слайд). Таким образом, в своей работе библиотекарь может наметить следующие основные задачи:

• воспитание любви к чтению и изучению литературы;

• формирование потребности читать настоящую литературу;

• воспитание литературного вкуса;

• развитие творческих способностей детей;

• формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;

• создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

• становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности — основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Привитие ребёнку основных нравственных и культурных ценностей идёт от семьи. Поэтому важным является возрождение традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Реализовать эту задачу помогают тематические внеклассные мероприятия, которые проводятся в форме конкурсов, викторин с привлечением родителей учащихся (конкурс «Презентация любимой книги нашей семьи» - 5 класс, викторина «Знатоки Пушкина» - 6 класс, презентация «Наш семейный читательский клуб» - 7 класс, читательская конференция с родителями «Прочитай книгу — загляни в историю» - 8 класс, проектная работа «Читающая семья 21 века» - 9 класс, литературный вечер «Персонажи любимых романов» - 10-11 класс и др.).

Для учащихся 5-6 классов характерен «наивный реализм» как способ восприятия искусства и действительности, сочетание эмоциональной целостности и логической фрагментарности в непосредственном читательском восприятии, трудности постижения художественной формы. Основной целью работы в этих классах - развитие познавательного интереса учащихся посредством поиска «своей» книги, которая, впечатлила бы, увлекла, перенесла в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. Работа проходит во время уроков внеклассного чтения в форме защиты книги, где ученик должен поделиться впечатлениями о прочитанном, обосновать свой выбор, определить нравственные, духовные ценности, которые, как он считает, отражены в прочитанном им произведении. Такая работа позволяет выявить умение учащихся понимать литературный текст, правильно истолковывать задумку автора, анализировать прочитанное, тем самым подводя учащихся к навыкам постижения художественной формы произведения. (3 слайд). Кроме того, к каждому уроку внеклассного чтения ребята заполняют специальный бланк, который помогает библиотекарю мотивировать их к чтению, а также проконтролировать работу каждого.

Дата начала чтения книги:_________________ Автор:________________________________

Название книги:_______________________

Сведения об авторе:_

Краткое содержание:____

Чему учит эта книга:__


Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:____________

Главные герои:_____

Характеристика одного из героев:______

Значение каких неизвестных слов и выражений ты узнал из книги?______

Дата окончания чтения книги:________________

Фамилия и имя ученика:__________________

Класс:________________























(4 слайд). Читательский дневник.

Эту форму работы также можно применить для учащихся 5-6 классов. Ведение «Читательского дневника» приводит учащихся к некоторому соревнованию: кто больше книг прочитал за отведенный период времени, кто лучше оформил свой дневник и т. д. Самых лучших читателей награждаем призами и грамотами.

(5 слайд). Такая форма работы в 5—6 классах — это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, литературные игры (кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения.

Читательский дневник, дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием, особенно активно пропагандировался педагогами начала XX в. Однако строго оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, не учитывавший возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, во многом способствовали дискредитации данной формы работы.

( 6 слайд). Творческий потенциал наиболее ярко раскрывается у учащихся 7-8 классов, где идёт интенсивное развитие читательского воображения, переосмысление произведения собственными этическими проблемами. Ребята пишут сочинения-рассуждения на интересующую их тему, подкрепляя свои мысли примерами из литературных произведений, прочитанных ими самостоятельно. Так, при изучении в 8 классе творчества И.Бунина, Куприна ученица поделилась своими мыслями о предназначении женщины, проанализировав этот образ на примере произведений писателей 20 века.

Активизировать читательскую самостоятельность в этом возрасте помогают групповые задания, где выявляются возможности поисково-исследовательской деятельности учащихся, происходит обмен мнениями, отстаивание своей точки зрения при обсуждении той или иной проблемы, отражённой в произведении. Такой вид работы можно проводить как при изучении программного произведения, так и на уроках внеклассного чтения при знакомстве с дополнительной литературой.

Работая в 9-11 классах, необходимо совершенствовать читательские умения и художественную восприимчивость учащихся. Это период ценностных ориентации, эстетических и нравственных воззрений, пробуждение активности мысли, чувства, формирование навыков самостоятельного общения с произведениями искусства. Реализовать свои умения и навыки, а также продолжить развитие познавательного интереса помогут учащимся проектные работы, рефераты, отзывы, рецензии, разработки презентаций с использованием ИКТ, уроки-семинары, уроки-концерты. В такой работе на первое место ставятся проблемы личности в обществе, вопросы нравственности и духовности, гражданственности и культуры. Использование других видов искусства, межпредметных связей позволит расширить кругозор учащихся, воспитать эстетический вкус, предоставит возможности для самореализации и самообразования подрастающего поколения.

(7 слайд). Развитию читательской самостоятельности способствуют такие приёмы, как беседы, диспуты, обзоры, интервью, композиции, экскурсии, проведение литературных игр, олимпиад, организация праздников, спектаклей, создание стендов «Книга ищет читателей», «Золотая полка книг», стенгазеты «Что и как мы читаем», иллюстраций к любимым произведениям «Смотрите, что мы читаем» и многое другое. Всё это позволяет формировать культурную, творческую личность, способную постигать красоту мира, самостоятельно жить, думать, чувствовать, творить и совершать открытия.

Клуб семейного чтения.

(8 слайд). Занятия проводятся по мере возникновения интереса к прочтению той или иной книги. Можно занятия проводить два раза в год, 1 раз в четверть. Собирается группа ребят и родителей в уютной обстановке, заранее готовятся литературные игры, кроссворды. Родители рассказывают свои детские впечатления о прочитанных книгах, читают наиболее интересные отрывки из произведений. Неформальная обстановка, единение мира взрослых и детей, творческая атмосфера создают самое главное, без чего не возникнет желание читать – любопытство и интерес. Некоторые книги были предложены родителями, ведь известно, что книга, с интересом прочитанная в детстве запоминается на всю жизнь.

Стенд «Я советую прочитать»

(9 слайд). В классе можно оформить сменный стенд «Я советую прочитать», где ребята могут высказываться об интересных книжных открытиях, оформлять выставку рисунков по прочитанным произведениям.

Литературное творчество.

(10 слайд). Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Учащемуся предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев произведений, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных произведений. Разыгрывая сценки, ребята знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.

Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.

(11 слайд). Назову возможные формы драматизаций:

  • Пальчиковый театр; это для младших

  • Кукольный театр; это для младших

  • Театр теней; это интересно для среднего звена

  • Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам; это для младших, можно рассказы и произведения

  • Музыкальные инсценировки сказок и рассказов; это для младших

  • Спектакли по собственным сценариям; это интересно для среднего звена

  • Драматизация сказок. это интересно для среднего звена, только не сказки…

Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы. Именно такой вид деятельности очень интересен ребятам. Применяя различные формы драматизации, можно проводить один раз в четверть творческое выступление детей перед родителями класса. Очень часто в таких инсценировках принимают участием самих родители.

Внеклассное чтение.

(12,13 слайд). Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника. В старших классах на уроки пришла так называемая «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации (пик интереса к ним пришелся на конец 80-х и начало 90-х гг.). Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.

Уроки-игры, семинары, конференции, концерты проводить в параллельных классах. Вот что помогает тщательнее готовиться, сплачивает класс.

14 слайд. Литературные гостиные.

15 слайд. Цветы и порох.

16 слайд. Северное сияние.

17 слайд. Конкурс стихотворений на тему русский язык.

18 слайд. Поклонимся великим тем годам.

19 слайд. Литературная гостиная 5-11 классы.

20 слайд. Литературная гостиная 1-4 классы.

(21 слайд.) «…Привейте человеку вкус к чтению

и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…». Джон Хершел

2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!