Активность и самостоятельность школьников - один из путей оптимизации учебного процесса по химии
Перед современной школой стоят задачи формирования творческой, активной и самостоятельной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Решение этих вопросов связано не только с организацией обучения молодого поколения, созданием условий для развития способностей, приобщением к духовной культуре, но и организацией деятельности и общения, которые формируют развитую личность, способную к самооцениванию, самоанализу, самосовершенствованию.
Всестороннее развитие личности предусматривает воспитание у учащихся самостоятельности. При формировании самостоятельности в познавательной деятельности необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:
В психологии имеются данные о том, что человек запоминает 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что делает сам. Следовательно, самостоятельная работа является эффективным средством борьбы за глубокие и крепкие знания учащихся, формирование активности и самостоятельности как черт личности, развитие умственных способностей.
Формы активизации учебного процесса, которые позволяют проявлять активность и самостоятельность учащимся:
Защита своей точки зрения, приведение необходимых аргументов, доказательств, умение использовать полученные знания;
Вопросы учителю, одноклассникам, с помощью которых можно выяснить непонятные моменты, углубиться в процесс познания;
Рецензии ответов одноклассников, других творческих работ;
Выполнение «заданий – максимумов», рассчитанных на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на продолжительные наблюдения;
Побуждение учеников к нахождению не одного способа решения, а нескольких самостоятельных, практикование свободного выбора заданий, преимущественно творческого, исследовательского характера.
Создание ситуации самопроверки
Занятие разнообразной деятельностью, включая познание элементов труда, игры
Таким образом, система знаний успешно усваивается не в готовой форме, а через формирование самостоятельной умственной деятельности ученика, в результате чего знания становятся достижением самого школьника.
Существенным условием активности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности является интерес как положительное отношение к конкретной деятельности.
Способы формирования устойчивых познавательных интересов
Неординарное изложение учебного материала предусматривает соблюдение традиционных принципов и использование нетрадиционных форм обучения:
Новизны;
Историзма;
Научности;
Демонстрации современных достижений науки;
Практического значения знаний;
Решения проблемных вопросов, задач, ситуаций;
Виртуальных игр
2.Использование методов и форм организации обучения, которые побуждают учеников к самостоятельной познавательной деятельности:
Методы проблемного обучения;
Методы развивающего обучения;
Методы интерактивного обучения;
Исследование;
Методы групповой учебной деятельности;
Методы педагогической технологии «Создание ситуации успеха».
Т.о., оптимизация учебного процесса находится в прямой зависимости от постоянной, последовательной, регулярной и поэтапной интеграции всех организационных форм обучения. Активизация и аспект формирования самостоятельности являются приоритетным в современном подходе к образованию, однако нельзя приуменьшать значимость других форм
Для достижения положительных результатов при организации самостоятельной деятельности важно методически правильно ее организовать, провести при подготовке к уроку определенную кропотливую работу, подобрать разноуровневый и дифференцированный материал, осознать, что учащиеся могут самостоятельно проработать и усвоить, а что требует непосредственного обучения со стороны учителя
Для самостоятельной работы целесообразно использовать новейшие технологии-модели «прямого изложения», интерактивные формы и методы обучения, групповые формы организации обучения.
Рассмотрим организацию самостоятельной работы на примере урока разработанного по технологии – модели «прямого изложения»
Главное назначение «прямого изложения» заключается в изложении учителем основных положений и законов химии. Согласно данной модели, учебный материал подается небольшими порциями с периодической проверкой степени понимания его содержания. Прямое изложение особенно эффективно, когда материал сложный и принципиально новый. Учитель постоянно активизирует класс, приводит примеры и привлекает к деятельности
Посмотрим элементы урока:
1. Ориентация.
2. Представление нового материала.
3. Структурированная практика.
4. Управляемая практика.
5. Самостоятельная практика.
6. Проверка понимания.
7. Итог и завершение урока.
Элементы урока | Урок по теме «Гидролиз» |
Ориентация Целью этапа «Ориентация» является настраивание на изучение нового материала. Его можно начать с повторения в форме фронтального опроса, с анализа результатов домашней работы или вспоминают основные элементы прошлого урока. Затем цели и план проведения нового урока и завершающим моментом формулировка основной проблемы и плавный переход к представлению нового материала | *Если материал новый* – Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах. (При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида железа (III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка.) Внимательно прочитаем и решим у доски эту задачу. Ученик записывает условия задачи и уравнения реакции обмена: v(FeCl3) = 5 моль| 2FeCl3 + 3Na2CO3 –– 6NaCl + Fe2(CO)3 m(осадка) = ? Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO)3, ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк. – Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем. Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности. – Что мы наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета) Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот при составлении уравнения реакции мы чем-то пренебрегли. (Взаимодействием солей с водой при получении раствора). – Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока. |
2.Представление нового материала может происходить в разных формах: лекция, дискуссия, демонстрация фильма, работа с компьютером. Независимо от формы представления нового материала, основные положения и тезисы вводятся постепенно и в логической последовательности. Их целесообразно представлять в наглядной форме в виде слайдов, схем, таблиц. Проверив понимание и усвоение материала, предлагается кратковременная с/р | Лекция с Вопрос: «Что же называется гидролизом?». «Гидро» – вода, «лизис» – разложение. Делается вывод, что гидролиз – это взаимодействие между некоторыми солями и водой. Запишем: гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой. Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс: НОН Н+ + ОН–, и существует равенство концентрации: [H+] = [OH–] = 10–7 моль/л. pH = 7 |
3.Структурированная практика Этот этап урока обучает школьников тому, как направлять свою умственную деятельность в определенном направлении. Для этого учитель шаг за шагом отрабатывает все действия при решении задачи, объяснении опыта, характеристике понятия | |
4. Управляемая практика Учащиеся самостоятельно выполняют определенные упражнения, используя только что усвоенные знания. Выполнение заданий, подобранных учителем, имеет целью окончательно выявить тех учащихся, которым что-то непонятно по новой теме, помочь каждому индивидуально. Упражнения могут выполняться индивидуально или в паре. | |
5.Самостоятельная практика Предусматривает самостоятельное выполнение учащимися упражнений без вмешательства учителя. Это может быть фрагмент домашней работы или подобранные упражнения | |
6.Проверка понимания материала может происходить в виде итогового теста или мини-контрольной работы. | |
Подведение итогов и завершение урока – это этап , необходимый для сосредоточения внимания учащихся на главных моментах урока, подведение к выводу относительно достижения поставленных целей | |
| |
Обучение по модели прямого изложения имеет преимущества и недостатки.
Преимущества: 1. Усиление акцента на цели «получения знаний»
Высокая степень контроля процесса обучения и учебной среды со стороны учителя;
Эффективное использование времени;
Возможность повышения самооценки учащихся.
Недостатки:
Иногда пассивное участие учащихся в процессе овладения знаниями
Высокий уровень структурированности и полный контроль со стороны учителя не создает достаточной мотивации для всех учащихся
Научить ученика учиться, искать нужную информацию, обрабатывать ее и находить новые нестандартные решения, развитие новых черт индивидуальности, устранение комплексов, усиление веры в собственные силы – лишь немногое из очень важного, что дает оптимизация учебного процесса, которая основывается на комплексе активизации и самостоятельности