СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активность и самостоятельность школьников - один из путей оптимизации учебного процесса по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на августовском совещании учителей химии "Современная образовательная деятельность: проблемы качества и пути их решения" Есть презинтация к выступлению.

Просмотр содержимого документа
«Активность и самостоятельность школьников - один из путей оптимизации учебного процесса по химии»

Активность и самостоятельность школьников - один из путей оптимизации учебного процесса по химии



Перед современной школой стоят задачи формирования творческой, активной и самостоятельной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Решение этих вопросов связано не только с организацией обучения молодого поколения, созданием условий для развития способностей, приобщением к духовной культуре, но и организацией деятельности и общения, которые формируют развитую личность, способную к самооцениванию, самоанализу, самосовершенствованию.

Всестороннее развитие личности предусматривает воспитание у учащихся самостоятельности. При формировании самостоятельности в познавательной деятельности необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи:

  • Научить учащихся самостоятельно овладевать знаниями и формировать свое мировоззрение

  • Научить учащихся самостоятельно применять знания в учебной и практической деятельности

В психологии имеются данные о том, что человек запоминает 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что делает сам. Следовательно, самостоятельная работа является эффективным средством борьбы за глубокие и крепкие знания учащихся, формирование активности и самостоятельности как черт личности, развитие умственных способностей.

Формы активизации учебного процесса, которые позволяют проявлять активность и самостоятельность учащимся:

  • Защита своей точки зрения, приведение необходимых аргументов, доказательств, умение использовать полученные знания;

  • Вопросы учителю, одноклассникам, с помощью которых можно выяснить непонятные моменты, углубиться в процесс познания;

  • Рецензии ответов одноклассников, других творческих работ;

  • Выполнение «заданий – максимумов», рассчитанных на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на продолжительные наблюдения;

  • Побуждение учеников к нахождению не одного способа решения, а нескольких самостоятельных, практикование свободного выбора заданий, преимущественно творческого, исследовательского характера.

  • Создание ситуации самопроверки

  • Занятие разнообразной деятельностью, включая познание элементов труда, игры

Таким образом, система знаний успешно усваивается не в готовой форме, а через формирование самостоятельной умственной деятельности ученика, в результате чего знания становятся достижением самого школьника.

Существенным условием активности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности является интерес как положительное отношение к конкретной деятельности.

Способы формирования устойчивых познавательных интересов

  1. Неординарное изложение учебного материала предусматривает соблюдение традиционных принципов и использование нетрадиционных форм обучения:

  • Новизны;

  • Историзма;

  • Научности;

  • Демонстрации современных достижений науки;

  • Практического значения знаний;

  • Решения проблемных вопросов, задач, ситуаций;

  • Виртуальных игр

2.Использование методов и форм организации обучения, которые побуждают учеников к самостоятельной познавательной деятельности:

  • Методы проблемного обучения;

  • Методы развивающего обучения;

  • Методы интерактивного обучения;

  • Исследование;

  • Методы групповой учебной деятельности;

  • Методы педагогической технологии «Создание ситуации успеха».

Т.о., оптимизация учебного процесса находится в прямой зависимости от постоянной, последовательной, регулярной и поэтапной интеграции всех организационных форм обучения. Активизация и аспект формирования самостоятельности являются приоритетным в современном подходе к образованию, однако нельзя приуменьшать значимость других форм

Для достижения положительных результатов при организации самостоятельной деятельности важно методически правильно ее организовать, провести при подготовке к уроку определенную кропотливую работу, подобрать разноуровневый и дифференцированный материал, осознать, что учащиеся могут самостоятельно проработать и усвоить, а что требует непосредственного обучения со стороны учителя

Для самостоятельной работы целесообразно использовать новейшие технологии-модели «прямого изложения», интерактивные формы и методы обучения, групповые формы организации обучения.

Рассмотрим организацию самостоятельной работы на примере урока разработанного по технологии – модели «прямого изложения»

Главное назначение «прямого изложения» заключается в изложении учителем основных положений и законов химии. Согласно данной модели, учебный материал подается небольшими порциями с периодической проверкой степени понимания его содержания. Прямое изложение особенно эффективно, когда материал сложный и принципиально новый. Учитель постоянно активизирует класс, приводит примеры и привлекает к деятельности

Посмотрим элементы урока:

1. Ориентация.

2. Представление нового материала.

3. Структурированная практика.

4. Управляемая практика.

5. Самостоятельная практика.

6. Проверка понимания.

7. Итог и завершение урока.

Элементы урока

Урок по теме «Гидролиз»

  1. Ориентация

Целью этапа «Ориентация» является настраивание на изучение нового материала. Его можно начать с повторения в форме фронтального опроса, с анализа результатов домашней работы или вспоминают основные элементы прошлого урока. Затем цели и план проведения нового урока и завершающим моментом формулировка основной проблемы и плавный переход к представлению нового материала

*Если материал новый*

– Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах. (При сливании раствора, содержащего 5моль хлорида железа (III), с избытком раствора кальцинированной соды выделяется газ и выпадает осадок. Определить массу выпавшего осадка.)

 Внимательно прочитаем и решим у доски эту задачу.

Ученик записывает условия задачи и уравнения реакции обмена:

v(FeCl3) = 5 моль| 2FeCl3 + 3Na2CO3 –– 6NaCl + Fe2(CO)3
m(осадка) = ?

Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет газа. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO)3, ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.

– Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем.

Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности.

– Что мы наблюдаем? (Выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета)
Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот при составлении уравнения реакции мы чем-то пренебрегли. (Взаимодействием солей с водой при получении раствора).

– Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока.


2.Представление нового материала может происходить в разных формах: лекция, дискуссия, демонстрация фильма, работа с компьютером. Независимо от формы представления нового материала, основные положения и тезисы вводятся постепенно и в логической последовательности. Их целесообразно представлять в наглядной форме в виде слайдов, схем, таблиц. Проверив понимание и усвоение материала, предлагается кратковременная с/р

Лекция с

Вопрос: «Что же называется гидролизом?».
«Гидро» – вода, «лизис» – разложение.

Делается вывод, что гидролиз – это взаимодействие между некоторыми солями и водой.

Запишем: гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой. Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс:

НОН Н+ + ОН, и существует равенство концентрации:

[H+] = [OH] = 10–7 моль/л.
pH = 7


3.Структурированная практика

Этот этап урока обучает школьников тому, как направлять свою умственную деятельность в определенном направлении. Для этого учитель шаг за шагом отрабатывает все действия при решении задачи, объяснении опыта, характеристике понятия



4. Управляемая практика

Учащиеся самостоятельно выполняют определенные упражнения, используя только что усвоенные знания. Выполнение заданий, подобранных учителем, имеет целью окончательно выявить тех учащихся, которым что-то непонятно по новой теме, помочь каждому индивидуально. Упражнения могут выполняться индивидуально или в паре.


5.Самостоятельная практика

Предусматривает самостоятельное выполнение

учащимися упражнений без вмешательства учителя. Это может быть фрагмент домашней работы или подобранные упражнения


6.Проверка понимания материала

может происходить в виде итогового теста или мини-контрольной работы.



Подведение итогов и завершение урока – это этап , необходимый для сосредоточения внимания учащихся на главных моментах урока, подведение к выводу относительно достижения поставленных целей






Обучение по модели прямого изложения имеет преимущества и недостатки.

Преимущества: 1. Усиление акцента на цели «получения знаний»

  1. Высокая степень контроля процесса обучения и учебной среды со стороны учителя;

  2. Эффективное использование времени;

  3. Возможность повышения самооценки учащихся.

Недостатки:

  1. Иногда пассивное участие учащихся в процессе овладения знаниями

  2. Высокий уровень структурированности и полный контроль со стороны учителя не создает достаточной мотивации для всех учащихся



Научить ученика учиться, искать нужную информацию, обрабатывать ее и находить новые нестандартные решения, развитие новых черт индивидуальности, устранение комплексов, усиление веры в собственные силы – лишь немногое из очень важного, что дает оптимизация учебного процесса, которая основывается на комплексе активизации и самостоятельности








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!