СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация знаний по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить и систематизировать знания по фонетике, графике, орфоэпии; работать над формированием орфографических действий

Просмотр содержимого документа
«Активизация знаний по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии»

Тема. Активизация знаний по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии.

Цели: обобщить и систематизировать знания по фонетике, графике, орфоэпии; работать над формированием орфографических действий; закрепить навыки произношения; дать понятие фонемы, открытого и закрытого слога; активизировать знания обучающихся о фонетике, графике, орфоэпии, орфографии; развивать умения и навыки, связанные с научно-исследовательской работой; воспитывать внимание к культуре речи.

Оборудование: рабочие листы, орфоэпический минимум, карточки, словарь литературоведческих терминов, распечатки текстов, слайды презентаций.

Тип урока: обобщение и систематизация.

Методы: самостоятельная работа, эвристическая беседа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков

Межпредметные связи: русский язык, литература, история.



Ход урока


I. Организационный момент.


II. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1. Оглашение темы, целей и задач урока.


III. Изучение новой темы.

1. Работа по теме урока:

Наука о русском языка – комплексная, включает в себя множество разделов.

- Какие разделы лингвистики вы знаете, что они изучают? (обучающиеся дают определения разделов лингвистики, приводят примеры)

- Сегодня мы вспомним долее подробно Фонетику.


2. Конспектирование:

Фонетика – наука о звуках речи.

Звуки речи – наименьшие звуковые единицы, из которых образуюются отдельные слоги. Звуки мы слышим и произносим.

Буквы – условные графические значки, символы звуков речи. Буквы мы видим и пишем.

Звуки и буквы могут быть в разном соотношении при письме:

- Звуки и буквы соответствуют (изба, рука)

- Буков больше, чем звуков (соль)

- Буков меньше, чем звуков (яма)

- Одни и те же звуки обозначаются разными буквами (нос – нёс) и т.д.


В русском языке 33 буквы и 42 звука.


Звуки речи


Гласные Согласные


Ударные Безударные Твердые Мягкие


Звонкие Глухие


Гласные звуки образуются только при помощи голоса (их можно петь), в русском языке 6 гласных звуков [а,о,и,у,э,ы]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки (их всего 36) образуются при помощи шума (глухие) или при помощи голоса и шума (звонкие).

Согласные звуки бывают твердыми или мягкими. Мягкость согласного образуется при помощи дополнительной артикуляции (поднятием языка к твердому нёбу).

По звонкости-глухости и по мягкости твердости согласные звуки бывают парными и непарными.


4. Беседа с обучающимися:

- Составим пары, я называю звук, а вы – его пару.

- По звонкости-глухости: Б,Б/, Г,Г/,В,В/,Д,Д/,З,З/,Ж,Р? (звук Р не имеет глухой пары)

- Какие еще звуки всегда звонкие? (Р,Р/,Л,Л/,М,М/,Н, Н/,Й) Эти звуки еще называют сонорными.

- Какие звуки не имеют звонкой пары, т.е. всегда глухие? (Ц,Ч,Х)

- Составим пары по твердости-мягкости: Б, П, В, Ф, Д, Т, Г, К, Х, З, С, Л, М, Н, Р, Ц? (Звук Ц всегда твердый, не имеет мягкой пары)

- Какие звуки всегда твердые? (Ц,Ж,Ш)

- Какие звуки всегда мягкие? (Ч/,Щ,Й)


5. Конспектирование:

Классификацию звуков русского языка удобно записывать в виде таблицы


Гласные

звуки

[а],[о],[и],[у],[ы],[э]



Согласные звуки



По звонкости - глухости


звонкие

глухие

По твердости-мягкости

твердые

[б] [в] [г] [д] [з] [ж] [л] [м] [н] [р]

[п] [ф] [к] [т]

[с] [ш] [ц] [х]

мягкие

[б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [л’] [м’] [н’] [р’] [й’]

[п’] [ф’] [к’] [т’]

[с’] [ш’] [ч’] [х']


В таблице выделены сонорные звуки, остальные согласные являются шумными.


Кратчайшая звуковая единица – фонема (звук – смыслоразличитель, нос - нёс, фонема – Н – Н/)

В устной речи слова делятся на слоги.

Слог – один гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками, произносимые одним выдыхательным толчком.

Слогообразующим является гласный звук, поэтому: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

В русском языке слова бывают односложными и многосложными.

Деление слов на слоги в русском языке опирается на принцип восходящей звучности, т.е. стремятся к открытости.

Открытый слог – слог, оканчивающийся на гласный звук. (ма-ма)

Закрытый слог – слог, оканчивающийся на согласный звук. Это возможно только в 3 случаях:

- в конце слова (дом, у-рок);

- при сочетании сонорного и шумного (несонорного) согласного (бал-ка, бар-тер);

- при сочетании Й и другого согласного (май-ка, тай-на)





Не образуют пар по глухости/звонкости:


5 глухих согласных

9 непарных звонких
СОНОРНЫХ согласных

[х], [х'], [ц], [ч'], [ш']

[й], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']


6. Беседа с обучающимися.

- В чем различие между твердыми и мягкими согласными?

- Какие звуки образуют пары по твердости/мягкости, а какие являются непарными?


Не образуют пар по твердости/мягкости:


3 твердых согласных

3 мягких согласных

[ж], [ш], [ц]

[ч'], [ш'], [й]


- А почему согласные [ш] и [ш'] не могут образовать пару? (они различаются не только твердостью/мягкостью, но и краткостью/ долготой)

- Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков?

- В чем заключается двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я? (обозначают гласные звуки [а], [о], [у], [э] и мягкость предшествующих согласных)

- Какие согласные звуки называются шипящими? ([ж], [ш], [ч'], [ш'])

- Сколько звуков может быть обозначено одной буквой?

- С помощью, каких букв обозначается звук [й]? (С помощью буквы й: мой, с помощью букв е, ё, ю, я; в некоторых заимствованных словах, с помощью сочетания букв ьо: почтальон [почтал'йон])


7. Тренировочные упражнения. Задания выполняются в группах.

1 группа. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.


2 группа. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке. Какие новые слова у вас получатся? Запишите их.

Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд, муж, араб, торг, суд.


3 группа. Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ], [ в`ирнуца ], [ баица ], [ м`эснас`т ], [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкиj ], [ адгатка ], [ игзамин ], [ дроп` ], [ пачиркн`и ], [ фтарова ], [ п`итно ], [ jэл`н`ик ].


4 группа. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам:

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.


Количество букв и звуков в слове совпадает

Звуков в слове больше, чем букв

Звуков в слове меньше, чем букв


8. Знакомство с основными фонетическими процессами. 

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Рассмотрим основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1. Оглушение звонких парных на конце слова: стог [сток], кровь [кроф'].

2. Оглушение звонких парных перед глухими: лодка [тк], в тень [фт'эн'].

3. Ассимиляция - озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных, [в], [в']): молотьба [д'б'], к дубу [гдубу].

4. Расподобление (диссимиляция) - это усиление различий между звуками для облегчения произношения. Например, лёгкий [л'охк'ий], когти [кохт'и].

Упрощение групп согласных происходит в словах с так называемыми непроизносимыми согласными: в сочетании из трех согласных


9. Устная работа:

Разделите слова на слоги

И-зба, бо-ро-ться (ца), кра-ска, а-пте-ка, у-тре-нним, пе-ре-дник, во-лна, вёр-сты, бан-да, лей-ка.

Конспектирование:

Следует иметь ввиду, что деление слова на слоги и правила переноса слова могут не совпадать (т.к. правила переноса основаны на других принципах) (в слове РАСКРЫТЬ слоги: ра-скрыть, а перенос: рас-крыть)


10. Работа в тетрадях и у доски:

- лесА – лЕса, чем отличается звук А в этих словах? (ударный и безударный)

- лук – люк, каким вуком отличаются слова? (Л и Л/)

- лён, лей, люк, сделайте фонетический разбор и прочитайте звуки в обратном порядке, какие слова получились? (ноль, ель, куль)


IV. Закрепление новой темы

1. Фонетический разбор слов: молоко, сердце, вьюга, весна, жёлтая, любовь, расчет, ещё.


2. Запись под диктовку:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


3. Обозначьте ударение в словах, разделите на слоги, обозначьте типы слогов.

(Я по-мню чу-дно-е мгно-ве-нье:

Пе-ре-до мной я-ви-лась ты,

Как ми-мо-ле-тно-е ви-де-нье,

Как ге-ний чи-стой кра-со-ты.)


4. Индивидуальная работа по карточкам.


Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов:

Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер, товарооб..рот, макл..р, н..минал, п..ритет (валютный), с..ртификат, т..раж, альт..рация, бальз..мировать, в..львация, барт..рные сделки.


Дебитор - должник; контракт - договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон; кредитор - заимодавец; продюсер - владелец кинофирмы; товарооборот - процесс обращения товаров; маклер - биржевой специалист, посредник при мелких торговых сделках; номинал - обозначенная стоимость (на товаре, денежном знаке, ценной бумаге); паритет - соотношение между денежными единицами различных стран; сертификат - документ, удостоверяющий права на что-либо (документ, удостоверяющий качество товара); тираж - погашение облигаций займа или иных обязательств; альтерация - (муз.) понижение или повышение звука на полутон или ясный тон; бальзамировать - пропитывать тело умершего особым веществом для предохранения от гниения; вальвация - определение стоимости иностранной валюты в национальной денежной единице; бартерные сделки - натуральный обмен.


Карточка 2. К следующим толкованиям слов подберите в приведённом ниже списке соответствующие термины:

- Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств.

- Оптовый скупщик скота, мяса, рыбы для перепродажи.

- Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счёт.

- Отрезной талон ценной бумаги.

- Поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация.

- Соотношение между денежными единицами различных стран.

- Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах.

- Торговая сделка на основе натурального обмена.

- Погашение облигаций государственных займов.

- Документ, удостоверяющий права держателя акций.

Слова-термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал, паритет (валютный), прасол, сертификат, спонсор, тираж.


Концессионер, прасол, маклер, купон, спонсор, паритет, номинал, бартер, тираж, сертификат.


5. Орфографическая разминка.

Поставьте ударение в соответствии с нормами произношения.

Музе́й [зʼэ], киберне́тика [нэ] те́рмин [тʼэ], шине́ль [нʼэ], корте́ж [тэ], корне́т [нʼэ], прое́кт [йʼэ], маэ́стро [э], ателье́ [йʼэ], заку́порить, заплесневе́ть, куря́щий, договорные (цены), па́мятуя, восприня́в, отня́в, заздра́вный, жалюзи́, позвони́ть, заледене́лый, заложи́ть, заломи́ть, занято́й, запятна́ть, заржа́веть, инфици́ровать, интони́ровать.


6. Беседа с обучающимися.

- Какие разделы науки о языках вы знаете?

- Что изучает каждый из этих разделов? (обучающиеся дают определения разделов лингвистики.)

- Как называется кратчайшая звуковая единица (звуковая сторона звучания разных слов)? (Фонема.)

- Подберите пары слов, различающихся одним звуком. (Прибыть - прибить, съехать - въехать, толь - тюль, равный - ровный, запирать - забирать.)

- В чем различие звука и буквы? (Буква обозначает звуки на письме)


Характеристика звуков и букв.

- Дайте характеристику звуков и букв.

- Назовите буквы, обозначающие два звука, при каких Условиях дают два звука? (В начале слова; после разделительных ъ, ь, после гласных букв; в конце слова.)

- Приведите примеры. (Яма - [й’а]ма; юла - [й’у]ла; вьюга - в[й’у]га; съезд - с[й’э]зд; армия - арми[й’а]; знаем - зна[й’э]м.)

- Сколько согласных звуков в русском языке? (37)

- Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п], [б’-п’], [г-к], [г’-к’], [в-ф], [в’-ф’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш])

- Какие звонкие звуки являются непарными ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’]), а глухие? ([ц], [ч’], [х])

- Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки? (Артикуляцией. Мягкие согласные образуются дополнительной артикуляцией - продвижением языка в полости рта вперёд. Твёрдые согласные такой артикуляцией не характеризуются.)

- Составьте пары согласных звуков по твёрдости и мягкости. ([б-б’], [п-п’], [в-в’], [ф-ф’], [д-д’], [т-т’], [г-г’], [к-к’], [х-х’], [з-з’], [с-с’], [л-л’], [м-м’], [н-н’], [р-р’]).

- Какие звуки всегда твёрдые? ([ж], [ш], [ц])

- Назовите непарные звуки по признаку мягкости. ([ч’], [й’], [щ’])


7. Составьте текст-описание (3 - 5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И.С. Тургеневу.

Пример текста:

Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.


8. Задания «Проверь себя»: мини-тест по орфографии.


1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

а) На уходящ..й вдаль алле..;

б) на следующ..й лекци..;

в) на ранн..й зелен..;

г) в текущ..м времен.. .


2. В каком примере пропущена буква е?

а) Близок локоть, да не укус..шь.

б) Все хорошо, что хорошо конча..тся.

в) Слухами земля полн..тся.

г) Перед смертью не надыш..шься.


3. В каком примере на месте пропуска пишется ь?

а) Ситуация с оформлением на работу скоро разъяснит..ся.

б) Автор романа не сомневает..ся в величии России.

в) В поэме говорит..ся о вечном и мимолетном.

г) К работе следует относит..ся серьезно.


4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

а) Благосл..венный, просл..вление, просв..тить;

б) р..мантичный, орг..низовать, р..форма;

в) оп..раясь, пол..жение, экспер..ментальный;

г) эв..люционный, л..цензия, н..рмализовать.


5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) Пред..стория, пред..юльский, по..нтересоваться;

б) п..глядывать, с..скочить, пр..гулка;

в) в..дрогну, не..говорчивый, ра..положить;

г) непр..рывный, пр..быть, пр..зрительный.


6. В каком слове пишется е?

а) Изнеж..нный;

б) съезд..ть;

в) почу..вший;

г) перекрас..ла.


7. В каком примере пишется нн?

а) Плете..ое кресло;

б) погаше..ый свет;

в) спица слома..а;

г) ржа..ая мука.


8. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Мне что-то (не)здоровится, голова болит и настроение плохое.


б) Человек (не)многословный и простой, Леонтьев считал поэзию настоящим волшебством.

в) Он очень хотел учиться в университете, (не)смотря на свои тридцать пять лет.

г) Он был (не)причесан, с глазами, красными от бессонницы.


9. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

а) (По)волчьи, (просто)напросто, (северо)восточный;

б) (лавино)опасный, здесь(же), (вице)премьер;

в) (внутри)государственный, (фирма)изготовитель, (где)нибудь;

г) (красно)кожий, (пол)оврага, (по)рыцарски.


10. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Андрей пригласил товарища, что(бы) подробнее расспросить его о поездке за границу.

а) чтобы – всегда пишется слитно;

б) чтобы – здесь это подчинительный союз;

в) что бы – всегда пишется раздельно;

г) что бы – здесь это местоимение с частицей бы.


11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

а) Полученный результат (не)надо делить (на)два.

б) Из(за) (не)умения разбираться в людях многие набивают себе шишки.

в) Где(то) раскинулась (не)большая долина.

г) (В)виду ремонта пути (не)которые поезда отменены.


12. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква е?

а) К распустивш..йся сирен.., об улыбающ..мся сынишк..;

б) на предыдущ..м конкурс.., в осыпающ..йся хво..;

в) на цветущ..й вишн...., о дальнейш..м намерени..;

г) последн..й встреч..й, с развевающ..мся знамен..м.


13. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь?

а) Бросить клич.., утеш..ся малым;

б) не реж..те мелко, серебряная брош..ка;

в) ударить наотмаш.., намаж.. масло на хлеб;

г) быстро пострич..ся, суп горяч.. .


14. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные в корне можно проверить ударением?

а) Опт..мизм, г..рящий, разв..вающийся (флаг);

б) г..ристый (холм), ч..стоплотный, интелл..ктуальный;

в) неприк..сновенный, исс..кать, препод..ватель;

г) посв..тить (фонарем), преод..левающий, водор..сли.


15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) Чере..чур, чре..мерно, и..подтишка;

б) пр..чудливый, непр..рекаемый, пр..обретенный;

в) под..грать, пред..стория, без..нициативный;

г) пред..стеречь, поз..вчера, нед..варить.


16. В каком ряду в двух словах пишется буква я?

а) Они вытерп..т; кол..щая льдинка;

б) стел..щийся кустарник; дети пол..т грядки;

в) дремл..щая собака; зерна перемел..тся;

г) пчелы жал..т; завис..щие от образования.


17. В каком слове на месте пропуска пишется е?

а) Отча..вшись;

б) разве..лось;

в) выскоч..вший;

г) упорядоч..нный.


18. В каком слове на месте пропуска пишется нн?

а) Образова..ые люди;

б) гуси..ая кожа;

в) поездка разреше..а директором;

г) красивая вяза..ная кофточка.


19. В каком слове на месте пропуска пишется буква ё?

а) Холщ..вая (ткань);

б) ноч..вка;

в) ш..рох;

г) сундуч..к.


20. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

а) Город расположен на берегу (не)замерзающего залива.

б) На пороге стоял (не)знакомый юноша.

в) Пирог оказался очень (не)вкусным.

г) Давно я (не)был в родных местах!


Ключи к тесту: 1) а; 2) б; 3) г; 4) а; 5) б; 6) а; 7) б; 8) г; 9) а; 10) б; 11) г; 12) б; 13) в; 14) б; 15) в; 16) г; 17) г; 18) а; 19) б; 20) г.


9. Прочитайте стихотворение С. Маршака. Сколько раз вы произнесете звук ]? А сколько в этом стихотворении букв о? Почему такая разница?

Дорого вовремя время.

Времени много и мало.

Долгое время – не время,

Если оно миновало.


10. «Расшифруйте» фонетическую запись:

Вариант 1.

[д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал jэив’эн’иj был’а пр’эил’эсныj угал’ок там друк н’эив’иных нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы н’эбъ мок];

Вариант 2.

[он фтом пакоjэ пъс’эил’илсъ гд’э д’ьр’эив’энск’иj стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj бран’илсъ вакно сматр’эл имух дав’ил].


11. Даны пары слов. В какой из них слова состоят из одинаковых звуков?

Вариант 1.

А) Лес – сел;

Б) лес – съел;

В) лес – сель;

Г) лезь – сель;

Д) лезь – сел.


Вариант 2.

А) Друг – гурт;

Б) сруб – брус;

В) стиль – лист;

Г) гроздь – горсть;

Д) шов – вошь


12. Мнемонические пары.

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор

каталог – диалог – некролог

шофёр – монтёр

облегчить – полечить

звонит – говорит

столяр – маляр

документ – инструмент – медикамент

портфель – щавель

средства для детства


13. Конкурс дикторов.

Текст 1

Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеянно переставлял бокалы. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем; но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

Текст 2

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старая ворожея знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить ее страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец все было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побежден. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая теплые августовские вечера.


Текст 3

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчет за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу менеджера должны были премировать. Отправив шефу отчет, молодой человек быстро просмотрел рекламный каталог, надел пальто, похожее на шинель, и вышел из офиса.


V. Итоги урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

- Какие умения и навыки совершенствовали?

- Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?

- Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)

- Сколько звуков в русском языке? (43 звука: 6 гласных и 37 согласных звуков.)

- Что изучает раздел «Орфография»?

- Чем различаются гласные и согласные звуки? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные - шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создаётся преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным нельзя.)


VI. Домашнее задание.

1. Составить текст, используя слова из орфоэпического минимума. Подготовиться к выразительному чтению, соблюдая нормы произношения.

2. Подготовиться к тестированию по теме урока.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!