СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активизация познавательной деятельности и учебной мотивации учащихся в процессе обучения на первой ступени общего среднего образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование мотивации учения- это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты диагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников образовательного процесса: учащихся , родителей и учителей.

Просмотр содержимого документа
««Активизация познавательной деятельности и учебной мотивации учащихся в процессе обучения на первой ступени общего среднего образования»»

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Формирование мотивации учения- это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты диагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников образовательного процесса: учащихся , родителей и учителей.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации ( учить детей так чтобы им захотелось учиться) Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.

Как преодолеть равнодушное отношение?”

Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника

“В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Мотив и компоненты мотивационной сферы”

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Используя наш опыт, попробуем составить структурную схему “Формирование мотивации учения”

Групповая работа”

Каждой группе предлагается задание: из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будет работать на формирование одного из компонентов мотивационной сферы учения. После окончания работы каждая группа представляет свой проект. Перед началом работы коротко вспомним, что же такое "мотив учения", и его составляющие компоненты : " смысл учения”, “постановка целей”, “эмоции”,”интерес”.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. (Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:   осознание ребенком объективной значимости учения;понимание ребенком субъективной значимости учения.)

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. (Через постановку целей воплощаются мотивы учения )

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. (Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка ).

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. (Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.)

Установки педагога”

Установки педагога и методы обучения:

- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

- Учет возрастных особенностей школьников

- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

- Нестандартные формы проведения уроков

- Создание ситуации успеха

- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

-Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

- Эмоциональная речь учителя

-Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

- Применение поощрения и порицания

-Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

- Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Задание:

Предлагаем вам из предложенных установок и методов обучения выбрать те, которые будут способствовать формированию мотива обучения и компонента мотивационной сферы учения – смысла учения для 1 группы, постановке целей- для 2 группы, эмоций и интереса -для 3 группы. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои. Подготовьте защиту своего проекта (с примерами из практики).

Работа в группах

Выступление групп.

Конечно, отдельные установки и действия педагогов можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач может быть отнесена и к мотивам и к постановке целей. Изучая проблемы мотивации, мы убедились в том, что учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.

И известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми.

Во многих случаях и это помогает мотивировать детей. И всё же решение проблемы в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь познавательных. Это не означает, что использование внешних стимулов, метод “кнута и пряника” не нужен совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Но все таки нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился не ради оценки или чтобы избежать наказание , а ради знаний.

В нескольких словах остановимся на применении нашими учителями начальных классов отдельных методов и форм обучения.


Для решения проблемы повышения мотивации учитель В. на уроках белорусского языка в первую очередь при подготовке материалов и выборе действий учитывает прежде всего возрастные особенности и индивидуальные возможности своих учеников. На каждом уроке совместно с детьми учитель работает над осмыслением и принятием цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. Это позволяет создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества на уроке. В конце урока проводится рефлексия по оценке деятельности и результатам работы по достижению поставленной цели. Т.Г. приучает детей оценивать свою работу на уроке и анализировать свои результаты, а тек же работу своих одноклассников. Начиная с третьего класса, дети ставят отметки друг другу за работу на уроке с подробным объяснением, за что им ставится именно такая оценка.

Повышению мотивации способствует использование на уроках проблемных ситуаций, нестандартных форм проведения уроков, создание ситуации успеха, использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности, использование информационно-коммуникационных технологий.

Ведущим мотивом для большинства учащихся является одобрение родителей. То есть, большинство учащихся начинает учиться лучше, когда получает за это «положительное подкрепление» именно от родителей, а не от учителя и одноклассников. Детям очень важно, чтобы родители замечали их успехи и для повышения успеваемости детей, прежде следует выходить на родителей, прояснять для них их роль в образовании детей.

На уроках белорусского языка и литературы используются Т.Г. игровые приемы и наглядность. Главное свойство этих игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают в скрытом виде. Играя, учение протекает непреднамеренно. Игры на уроках используются также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности.

Для обучения языку используются учителем графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование. Такие приемы, как инсценировки, литературные композиции, ролевые игры ,конкурсы знатоков позволяют каждому включиться в выполнение посильных и интересных для него заданий.

Оказывают мотивационное воздействие на учеников и такие формы уроков как: урок-викторина, урок-зачет, урок-путешествие, урок-соревнование. Одним из самых простых и доступных приемов является использование стихов, песен, рифмовок, запоминалок, когда вместе с развитием коммуникативных умений тренируется память, стимулируется интерес к предмету.

Для успешного усвоения материала и повышения статуса сильного ученика использую на уроках приёмы взаимопомощи и взаимоконтроля. Использование различных методов и приемов дает хорошие результаты: повышается качество знаний по предмету, растет интерес к изучению белорусского языка, развивается креативность детей.

Альтернативой организации учебного процесса является, на взгляд учитель К., сотрудничество детей, которое организует учитель. 

Основу большинства методов и приемов активного обучения составляют различные варианты групповой и парной работы, дискуссии, участие в практической деятельности. Использую их на различных этапах урока.

Методы и приемы активизации работы школьников на уроке у Р.Н.

  • Мозговая атака

  • Открытая дискуссия

  • Создание проблемных ситуаций

  • Заготовки

  • Цепочка

  • Игры

  • Решение ситуационных задач

  • Коллективное взаимообучение

  • Шапка вопросов и ответов

  • Экскурсии

  • Наблюдения, опыты, эксперименты

Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая работа в деятельности учащихся учителя Е. совершается с увлечением, ученик испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Она положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышление, воображение, память, внимание.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью.

Каковы же методы, способствующие формированию познавательного интереса школьников в деятельности? Это метод интеллектуальных игр, метод эмоционально-нравственного стимулирования, метод создания ситуации новизны, создание ситуации познавательного спора, создание ситуации успеха, словарная работа на уроках русского языка.

Одно из важнейших условий интереса к учебной деятельности – его разнообразие: разнообразие материала, разнообразие поисков работы. Для того чтобы школьники с интересом ждали урока, хотелось следить за происходящим в классе, необходимо, чтобы и в материале каждого урока, и в проведении было что-то новое. Если же этого нет, дети создают себе разнообразие сами, зачастую оно оказывается в некотором противоречии с нашими педагогическими задачами, поэтому желательно создать определенные ситуации.

На всех этапах урока Л.В. использует разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки. Занимательный материал — материал для привлечения внимания детей к уроку: сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие. Отгадывание кроссвордов, ребусов, проведение уроков в форме конкурсов, соревнований, КВН всегда вызывает у детей познавательную активность, развивает интерес к предмету. Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных способностей учащихся. Рациональное использование школьниками учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания положительное и ответственное отношение к учению. Все это содействует успешному развитию у учащихся речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей.

Часто Л.В. проводит различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в «Четвертый лишний»: среди названных слов надо найти «лишнее» существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных.

Для общего развития полезна игра «Я начну, а ты продолжи», которая опирается на материал для внеклассного чтения. Учитель начинает читать известные учащимся стихотворения, а они по очереди продолжают их. В тетрадях записываются слова с определенной орфограммой. В последнее время Л.В. стала чаще практиковать новые формы ведения уроков:

урок-путешествие;

урок-экскурсия;

урок-игра;

урок-диспут;

урок-лекция;

урок-зачет.

Нестандартные уроки отличаются новизной, неповторимостью: каждый урок оригинален, он представляет собой творческую находку учителя. Работа по станциям, позволяет учащимся работать со словарями, писать словарные диктанты, выполнять фонетико-графические задания. Правильно выполненные задания дают учащимся возможность передвигаться по станциям и получить хорошую отметку.

В конце урока ребята анализируют, чему научились, что нового узнали, какие трудности им пришлось преодолеть, знания каких правил позволили им благополучно закончить путешествие.

Применение и использование ресурсов Интернета, позволяют учащимся самостоятельно подготовить сообщения о жизнедеятельности поэтов и писателей, реферат, творческие выступления.

На уроке обязательно уделяется время развитию речи, а для этого предлагаю задания творческого характера, которые развивают монологическую речь учащихся.

Учитель А. использует в своей деятельности следующие методические приёмы, которые влияют на формирование мотивации:

  1. Аппеляция к жизненному опыту детей

  2. Создание пробленной ситуации

  3. Ролевые и деловые игры

  4. Решение нестандартных задач на смекалку и логику

  5. Элементы занимательности

  6. Кроссворды, сканворды, творческие работы

Стимулом для формирования мотивации у Ж.Ф. являются:

Ситуация удивления

Ассоциации вместо правил

Презентации, творческие домашние задания

Рефлексия

Доброжелательный настрой урока

Добиться интереса к занятиям физической культурой и спортом как считает учитель Т. можно следующими средствами:

Беседы, убеждения, объяснения;

Теоретические основы того или иного действия;

Музыкальное оформление;

Обучение в форме игры или путешествия;

Различные внеклассные физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия;

Элементы самостоятельности при изучении, домашнее задание

К методам и приёмам, способствующим формированию привычки у школьников регулярно заниматься физическими упражнениями, относятся, в частности, методы убеждения – беседы, лекции, информации, объяснения и т. п.  Ребятам необходимо объяснить всю важность систематических занятий для улучшения здоровья, самосовершенствования, красоты тела.

 Применяя эти методы, учитель формирует социально значимые мотивы возникновения привычки к занятиям физической культурой, развивает к ним интерес, вооружает учащихся необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта. Беседа, например, может выполнять и образовательную, и воспитательную функции, когда ученик получает определенную информацию, пополняет свои знания, знакомится с теми или иными требованиями.

Ещё одним средством проявления интереса к уроку физической культуры является добавление на уроке элементов самостоятельности. Самостоятельные занятия имеют различное содержание. Это и выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, и физкультурно-оздоровительные мероприятия и отработка техники двигательного действия. Секундные потери времени на этом этапе позволяют впоследствии избежать десятка вопросов, когда у детей не будет что-то получаться, и они, не давая себе труда задуматься, будут дёргать меня по пустякам. Кроме того, это опосредованно будет готовить детей к самостоятельным занятиям.

Важное значение в повышении мотивации играют домашние задания по физической культуре, особенно в начальной школе. Выполняя дома упражнения, дети вовлекают в занятия физической культурой родителей, бабушек, дедушек, вызывая некоторый соревновательный эффект.

Особый интерес у ребят вызывают различного рода соревнования, эстафеты. Исходя из опыта работы в начальных классах для ребят очень важным моментом является подсчёт. Им интересно сосчитать, сколько раз они выполнили наклонов, приседаний и т.д. у них появляется дух соперничества, что стимулирует их результативность на контрольных уроках.

Школа становится…”

И вторая половина вопроса мотивация во внеурочной деятельности. В.А. Сухомлинский писал :

“Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

Наиболее полно потребности в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх можно реализовать посредствам внеурочной деятельности. Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность.

Отличительной особенностью между формированием мотивации на уроке и вне него является следующее:

- для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности.

Формы внеурочной деятельности нам широко известны:

- Факультативы

- Кружки

- Проектная деятельность, деловые игры, предметные недели

- Научно-исследовательская деятельность и т. д.

Задачи которые ставятся во внеклассной работе учитель Я.:

Совершенствовать навыки чтения: целенаправленная работа над правильностью, беглостью, сознательностью и выразительностью чтения.

Формирование читательских умений по работе с текстом: активация «вдумчивого чтения» умения анализировать прочитанное, делать выводы.

Развитие речи и формирование читательской самостоятельности, образного и логического мышления, воссоздающего творческого воображения детей.

Развитие навыков работы с компьютером.

Обеспечение нравственного и эстетического воспитания детей.


В дистанционном литературном проекте Е.В. со своими учащимися работает с 2011 года. Дети знакомятся с творчеством российских писателей Л. Думцевой, В. Белоусовым, С. Георгиевым и др. Тематика их произведений разнообразная. Дети обсуждают и пишут отзывы по рассказам о войне, сказкам о дружбе, стихам о близких людях, животных, сочинения «История моей семьи», стихи о приближающихся праздниках и т.д.

Основной идеей использования информационных технологий во внеклассной работе учителя Н. считает стимулирование учебно-познавательной активности каждого ученика через вовлечение в творческую деятельность.

Основной целью применения информационных технологий считается повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. 
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

активизация познавательной деятельности учащихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

развитие мотивации к обучению;

развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникативных компетенций;

развитие навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

повышение уровня комфортности обучения




Скачать

© 2017, 969 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!