СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад использовалсяпри проведении семинара по химии на базе школы

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.»

Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.




«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый  его ученик, что будет ему легко, что трудно… Нужны разнообразные приемы и  методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе…»

П. Н. Чернов.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики.

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.

Желание каждого учителя – привить любовь и интерес к своему предмету. Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения. Активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Что же такое познавательная активность?

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.) и объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).

Эффективность преподавания предмета во многом зависит от того, какой уровень учебной мотивации сформирован у детей.

В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались, прежде всего, внутренние мотивы.

Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к проведению и объяснению химического эксперимента, процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д.

Проведённое мной исследование уровня внутренней мотивации обучения у учащихся 7-11 классов на уроках химии показало,

что 49% учащихся имеют высокий уровень мотивации,

37% - средний уровень мотивации,

14% - низкий уровень мотивации.




Цель моей педагогической деятельности - создание условий для формирования познавательной активности школьников через применение разнообразных методов обучения, использования нетрадиционных форм обучения.

Основными задачами своей работы считаю:

1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного интереса   на основе  активизации познавательной деятельности в процессе обучения.                                                  

2) Развитие творческих способностей.                                                                    

3) Возрождение желания ребенка учиться.

       

 Реализацию этих задач осуществляю через использование следующих компонентов:                                                                                                          

- проведение уроков с применением ИКТ.

- проведение нестандартных уроков, дидактических игр

- осуществление межпредметных  связей, практической направленности обучения.

- создание на уроке ситуации успеха.

- учет индивидуальных особенностей учащихся.


Описание педагогического опыта

В своей практике я использую несколько нетрадиционных форм урока: урок – соревнование; урок – игра; урок – викторина; урок – диспут; урок – смотр знаний; урок – зачет; исследование.

Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ГОС: общекультурное развитие;  личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться;  развитие коммуникативной компетентности. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Теперь главная задача учителя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Собственный опыт и опыт коллег показывает, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.


Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

• использование коллективных форм работы;

• привитие интереса к предмету;

         • развитие умений и навыков самостоятельной работы;

          • активизацию деятельности учащихся; 

          • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал; 

          • более полное осуществление практической, воспитательной,       

           образовательной и развивающей целей обучения;

         • становление новых отношений между учителем и учениками.

Необычные по замыслу и организации нетрадиционные уроки нравятся учащимся больше, чем обычные уроки со строгой структурой и установленным режимом работы. Задания, которые получают дети на этих уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска, действуют на школьников вдохновляюще и постоянно развивают их речь.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Приведу некоторые факты из опыта работы.

Урок по углеводам:

1.Использование исторический фактов.

Ночью 29 декабря 1916 года группа заговорщиков (князь Феликс Юсупов, член Думы Владимир Пуришкевич, великий князь Дмитрий Павлович, поручик Александр Сухотин и доктор Станислав Лазоверт) тайно заманили старца во дворец Юсупова на Мойке, где задумали отравить его. Юсупов принимал Распутина в подвальном помещении, специально оборудованном для этой цели. «В 11 часов, - пишет князь, — все было готово... На столе уже пыхтел самовар, кругом были расставлены вазы с пирожными и любимыми распутинскими лакомствами, в которые был добавлен цианистый калий. Но Распутин невозмутимо мелкими глоточками пил вино, смакуя его, как настоящий знаток, и при этом ничуть не менялся в лице. Яд, очевидно, не действовал. Распутин преспокойно расхаживал по комнате. Тогда я взял второй бокал с ядом, наполнил его вином и протянул Распутину. Тот выпил и его с тем же результатом. На подносе оставался третий, и последний, бокал.

- Яд не подействовал.

- Но ведь доза была огромная? И он все выпил?

- Все.

Очень может быть, огромная доза цианистого калия, которой, по словам Лазоверта, можно было мгновенно убить несколько человек, но не сработало по совсем другой причине. Какая была причина?

Еще в конце XIX века было подмечено, что сахар способен обезвреживать цианиды. Глюкоза, соединяясь с синильной кислотой и ее солями, образует неопасное вещество – циангидрин.


2.Конечно химия не может быть без эксперимента (исследовательская работа)

1. Выдан белый хлеб и картофель. Докажите, что в этих продуктах содержится крахмал. Найдите сами необходимые для опыта реактивы. Составить схему опыта.

2. Выданы два реактива: глюкоза и крахмал. Распознать вещества при помощи химических реактивов. Составить уравнения протекающих реакций.

3. Перед вами разные виды вареной колбасы. Говорят, что в колбасу добавляют крахмал. Определите, есть ли в колбасе разных видов крахмал.

4. Я купила сметану, которая была такая густая, что стоит ложка. Каким реактивом можно определить, что добавили в сметану для ее густоты.

(выполнение опытов и объяснение результатов)

3.Установите соответствие между названием вещества и его содержанием в природе:


Название вещества

Формула вещества

1) глюкоза

А) Этот углевод не встречается в природе в свободном виде, но является важной составной частью олиго- и полисахаридов, содержащихся, например, в древесине. Является углеводной основой РНК и ДНК. Является неотъемлемой частью рибофлавина (витамина В2) и нуклеотидов.

2) фруктоза

Б) Входит в состав сока сахарной свеклы (16-20%) и сахарного тростника (14-26%). В небольших количествах содержится в плодах и листьях зелёных растений.

3) рибоза

В) Этот углевод называют молочным сахаром. Она содержится в молоке млекопитающих и человека. Может «бродить» и изменять тип своего брожения до спиртового.

4) сахароза

Г) В природе данный углевод образуется в процессе фотосинтеза. Содержится во всех органах зелёных растений. Особенно высоко его содержание в виноградном соке, поэтому его называют виноградным сахаром. Содержится в мёде. В организме человека содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации этого углевода в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина.

5) лактоза

Д) Содержится в зернах пшеницы, риса, ячменя, овса, а так же в картофеле, кукурузе, фасоли. Является основным компонентом муки.

6) целлюлоза

Е) В природе в свободном виде содержится во многих спелых фруктах, ягодах и мёде. В связанном виде содержатся в дисахариде – сахарозе. В связанном виде входит в состав инсулина. Это природный сахар. Обладает крахмалоподобными свойствами и содержится в клубнях георгина, цикория, а так же в некоторых водорослях. Она имеет приятный вкус и в качестве заменителя сахара снижает калорийность пищи. Метаболизм этого углевода происходит в печени, где он превращается в жирные кислоты.

7) крахмал

Ж) Является основным структурным компонентом клеточной стенки растений. Является самым распространенным органическим соединением на Земле. Составляет около 33% от массы всех произведённых растениями органических веществ. Содержание этого углевода в хлопчатнике составляет 90%, а в древесине 40-50%. Является главной составной частью оболочек растительных клеток, образуется в растениях в результате фотосинтеза.



Подобные уроки я провожу практически после каждой темы. Такие уроки позволяют выявить у учащихся, как они поняли тему, а также оценить их знания. На таких уроках я часто использую тестовые задания или самостоятельные работы, стараюсь составлять их сама, так как бывает, используя телефон, ученики находят готовые ответы в интернете на заимствованные тесты.


Приведу пример самостоятельной работы в 8 классе после изучения темы "Степень окисления"

1.Определите степени окисления элементов в указанных соединениях.

H2S, H2SO3, S, H2SO4, SO3, N H3, HNO2, N2, HNO3, N2O5

2. Составьте формулы соединений, образованных атомами:

а) серы и водорода; б) хлора и бария, в) водорода и фтора; г) алюминия и йода.

3.Составьте формулы веществ по названию: а) сульфид натрия; б) оксид алюминия; в) оксид фосфора (V).г) хлорид железа (II); д) оксид углерода (IV); е) оксид серы (VI).


В 10 классе использую дидактические карточки, по которым можно придумать разные варианты заданий.



Вариант1

Вариант 2

Вариант3

Вариант 4

Вариант5

1

СН4


С3Н8

С3Н4

С6Н5ОН

С2Н5ОН

2

С5Н12


С2Н2

С8Н16

С4Н8

С2Н6

3

СН3ОН


СН3СНО

С4Н6

НСООН

С2Н4

4

СН2=СН2


С3Н8

СН3СООН

С4Н10

С6Н6

5

СН3-О-СН3


НСООСН3

С2Н6

С4Н9СНО

СН2=СН-СН3


Какие задания можно придумать по этой карточке? Например:

1. Дать названия веществам из варианта 1,2, и т.д.

2. Выбрать вещества из всей таблицы, относящиеся к одному классу, например, Предельным углеводородам.

3. Найти изомеры и дать им названия.

4. Составить цепочку превращения, начиная с вещества 1 из варианта 2

При изучении новых классов веществ таблицу можно добавлять.

Таким образом можно по одной карточке в классе дать всем разные задания.

В курсе «Органическая химия» гомологические ряды основных классов органических соединений выучивают постепенно, по мере прохождения соответствующих тем. Для объяснения и лучшего запоминания формул всех органических веществ в течение одного урока я предлагаю обучающимся следующую таблицу:




В своей практике работы я широко использую как сюжетно-ролевые игры, так и игры с раздаточным материалом:

1. Кроссворды, головоломки, ребусы

2. Игра «Волшебный цветок»

KOH

CO2

H2SO4

HCl

SO2

FeO

K2O

K2S













Сорвать все лепестки с формулами оксидов.

3.При помощи следующей игры можно повторить разнообразный материал.





1.


2.

HNO2

KNO3

HNO3

Cu(NO3)2

Ca CuO

NF3

N 2O3

NH3

S HCl NaOH

NaNO3

N2

NaNO2 Fe

Ca(OH)2

Cu

Соединить деления, где, Соединить линией формулы

азот имеет одинаковые веществ с которыми реагирует

значения степени окисления. азотная кислота(конц.).



Заключение.

Таким образом, при использовании интерактивных форм, система обучения построена так, что учитывает свойства, присущие любой личности (стремление к свободе, независимости; построение собственной системы личностных смыслов; потребность в самоутверждении) и предоставляет возможность развить индивидуальность учащегося, создает необходимые условия для его саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании, так как каждый ребенок стремится открыть и актуализировать свой неповторимый индивидуальный природный потенциал.



Литература


Ф.И.Абилов."Использование программ-схем по химии как средство обучения учащихся самостоятельной познавательной деятельности // Автореферат диссертации к.п.н.-М.:МГПУ,2009.

И.И.Балаев. "Развитие познавательных интересов учащихся (на занятиях по химии в 8 классе)"("Химия в школе" N5), 2005. с.47-48.

Т.В.Баукова, Д.А.Леменолвский."Золото в химии и медицине"/ / М.: Знание.1991.-31с.

В.А.Бухвалов."Технология работы учителя-мастера"//Рига. 2005.-190с

Е.В.Быстрицкая."Решение расчетных задач как способ повышения мотивации обучения химии учащихся специализированных клас-сов"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образование в средней и высшей школе. Часть 1)//Орел., 2007.с.28-29.

Е.В.Быстрицкая. "Диагностика и развитие профориентацтонных склонностей школьников средствами прикладных расчетных задач по химии"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического образования в средней и высшей школе) // С.-Петербург, 2009.с. 105-107.

П.Д.Васильева."О некоторых подходах к формированию расчетных умений учащихся по химии"(сб. Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования) // СПб. 2008 с.56-57.

Н.А.Гааг."Как привить интерес к уроку химии"( " Химия в школе" N3),2010.с.36-37.

В.Гребер."Интерес к уроку химии надо заслужить. А как?"(газета "Химия", приложение к "Первое сентября")М.: Просвещение. 2004.N 7-8.

В.А.Котикова, Н.В.Пахомова."Формирование умений решать расчетные задачи"(сб.Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе)//Орел. 1997.с.33

А.Н Леонтьев. "Развитие мотивов учебной деятельности ребенка"//М.: Издательство АПН. 2008.-с.45-98.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!