СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете. К статье прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.»

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.


Процесс обучения, организованный обществом, предусматривает обязательность таких форм деятельности, из которых одна – обучающая - участвует в передачи накопленного человечеством опыта, а другая – обучаемая - направлена на приобретение общественного опыта и трансформацию его в личное достояние. Это составляет суть учебного процесса. В учебном процессе познавательная деятельность ученика – учение, представляет собой сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений и разрозненных сведений к системе познания. Невозможно переоценить значение образовательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания, познание требует активной работы мыслей, совокупности всех мыслительных процессов сознательной деятельности.

Будучи включенными в эмоциональные процессы, образные представления вызывают у учащихся осмысление исторических событий, личностные переживания за судьбы литературных героев, удивительные явления природы. Такие знания наполнены глубокими понятиями, доступными учащимся, приобретают личную значимость и, в силу этого, становятся долговечными, не утрачиваются столь быстро, как это бывает с заученными знаниями.

Весь этот сложный процесс, который происходит в сознании школьника, имеет своеобразие не только в возрастном, но и в индивидуальном развитии школьника.

Познавательную деятельность школьника, осуществляемую им в процессе учения, следует считать основным видом деятельности подрастающих поколений.

Во-первых, потому что познание всемирно исторический процесс, который отражает в сознании людей законы природы, общества и человеческого сознания.

Во-вторых, это необходимейшая деятельность растущего человека, благодаря которой он может не открывать заново того, что уже известно.

В-третьих, система и упорядоченность этой деятельности, приобретаемая в школе, является первоосновой, фундаментом к раскрытию творческого потенциала индивидуальности. Без фонда знаний творческие поиски и открытия бесплодны.

В процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом, учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции. Учебная деятельность, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Обучение, при котором ученик действует только по указаниям учителя, не имею внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельность, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя.

Функциональное назначение познавательной деятельности:

  1. вооружает знаниями, умениями, навыками

  2. содействует в воспитании мировоззрения, нравственно-эстетических качеств учащихся

  3. развивает познавательный силы: активность, самостоятельность, познавательный интерес.

  4. выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся

  5. приобщает к поисковой творческой деятельности

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы, занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека

Активизация познавательной деятельности – побуждение к энергичному целее направленному учению (Колмакова М.Н. «Краткий педагогический словарь»).

Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, готовности быть творцом собственной жизни, актиновзаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И этот социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом.

В общеобразовательной системе требуется изменение самой парадигмы обучения, так как «неуспешность» ребенка в учебной деятельность, по прежнему, остается проблемой для всех школ. В качестве причины можно назвать увеличение числа детей, имеющих низкий уровень готовности к учебной деятельность. Многие учащиеся имеют отклонения в созревании и функционировании мозга, увеличилось число детей с проблемами социальной адаптации.

Научные исследования подтверждают, что мотивация определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение, предает ему личностный смысл и значимость. Активизация познавательной деятельности – совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса.

Активизация познавательной деятельности – это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником.

Саморегуляция активной деятельности ученика зависит от его деятельной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору знаний, к творческой деятельности.

Приемы, которые содействуют активизации познавательной деятельности учащихся, в которых ученик должен:

  • защищать своё мнение, используя приобретенные знания

  • задавать вопросы учителю, товарищу, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания

  • рецензировать ответы товарищей, сочинения и другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы

  • делится своими знаниями с другими

  • помогать товарищу при затруднениях, объяснять им непонятное, выполнять задание максимум, рассчитанное на чтение дополнительной литературы и т.д

  • находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых

  • практиковать свободный выбор поисковых творческих заданий

  • создавать ситуации самопроверки, анализа собственных действий,

  • Разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, и других видов деятельности

  • Создавать заинтересованность коллективных действий, на основе который и происходит формирование активной позиции челнов коллектива

Активизация познавательной деятельности предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, инициативы, настойчивости. Задачи не должны быть слишком легкими. На «легком», не требующим напряжения ума нельзя воспитать активность. Полезные вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии, обсуждения самостоятельных решений. Решения задач активизации познавательной деятельности неотделимо от повышения эффективности методов обучения. Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения.

Нестандартные формы организации урока.

Уроки-праздники. На таких уроках-праздниках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Такие уроки воспитывают чувство коллективизма, дают возможность развивать тягу к знаниям, ответственность, стремление не подвести и не отстать от одноклассников, развивать фантазию. Уроки-праздники проходят в разной форме: деловая игра, сказка, путешествие, предметный бой, исследование и т.д. Но их имеет смысл проводить не более 1-2 раза в четверть.

Проблемная ситуация. Проблемные ситуации лежат в основе поискового метода обучения. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, который испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемной ситуацией. Каждая проблема подразумевает противоречие. Именно поэтому противоречие между познавательными и практическими задачами служит движущей силой обучения.

Интеграция. Интеграция учебных занятий – процесс сближения и связи наук, представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны и изложены противоречиво. Много разногласий между учеными в понимании этих связей. Несмотря на это, учителя не имеют четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются решать указанные проблемы. Для интеграции более приемлемы уроки: обучение грамоте, математика – природоведение, чтение – русский язык, чтение – природоведение, чтение – ИЗО – музыка. В основе таких уроков – близость содержания ведущих тем разных предметов, их логические взаимосвязи.

Дифференцированный подход. Диф. подход состоит в сочетании индивидуальной групповой и фронтальной работы, и необходим на всех этапах усвоения знаний и умений. Он создает такой механизм развития образования, который может превратить систему образования реальный фактор развития самообразования каждого члена общества.

Использование занимательного материала. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в учебном процессе школы. Использование занимательного материала помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление. Форма занимательных упражнений может быть разной: ребус, кроссворд, загадки, викторины и т.д. Большой интерес на уроках природоведения вызывает разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами и зверями. Это помогает знакомить учащихся с учебным материалам и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растения, животным, сохранять их. Использовать такой материал можно на разных этапах урока.

Учебная игра. Игра, труд и учение являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка как к учению так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение. Известный французский ученый Луи Де Бройль утверждал, что игры, даже самые простые, имеют много общего с работой ученных. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущения преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекают игры. Требование к организации игр в процессе обучения:

  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся

  • Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции, поэтому игры должны быть доступны и привлекательны

  • В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что повышает самоконтроль и приучает к четкому соблюдению правил, а главное – хорошо активизирует деятельность.

  • Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся.

  • Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие учащиеся, часто много терпения и настойчивости проявляют в игре те, у кого этих качеств не хватает для систематического приготовления уроков

Дидактические игры должны быть разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе. В играх формируется активность и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, развиваются чувства коллективизма, ответственности, воспитывается воля, дисциплина, характер. Игра должна быть не самоцелью, а служить средством развития интереса к предмету. Для этого надо придерживаться следующих правил:

    1. правила игры должны быть простыми, материал игры посилен для всех детей

    2. дидактический материал просто в изготовлении и использовании

    3. игра интересна только тогда, если в ней принимают участие все дети, длительное ожидание своей очереди снижает интерес.

    4. подведение результатов должно быть четким и справедливым

Приемы наглядности. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи и шутки способствуют активизации мыслительной деятельности. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживает понимание ребенка. Различаются следующие виды наглядности:

  • естественная (растения, животные, полезные ископаемые)

  • экспериментальная (явления испарения, таяние льда и т.п.)

  • картинная (картины, фотографии, кино)

  • объемная (макеты, муляжи, геометрические тела)

  • символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы)

  • смешанная (учебный звуковой фильм)

Развитие познавательного интереса и творческого потенциала школьников во внеклассной работе.

В своей работе начальная школа ставит воспитательные цели формирования у учащихся таких качеств личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни:

  1. Самопризнание себя как личности. Помощь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребенку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации (Привлечение к работе класса замкнутых и слабоуспевающих учеников, поощрение инициативы гордость за достижения каждого одноклассника.)

  2. Управление самим собой. Формирование в учениках умения управлять собой осознанно, а не бездумно подчинятся приказу. Каждая воспитательная ситуация должна предоставлять ребенку право выбора правильного решения и формировать ответственность (Деление класса на группы, распределение поручений, формирование ответственности за порученное дело).

  3. Любознательность и вовлеченность в деятельность. Именно в начальной школе дети наиболее активны как на уроках. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах (Внеклассные мероприятия, праздники, экскурсии, походы в театр и т.д.)

  4. Эмоциональная устойчивость. Школа вместе с семьей должна развивать эмоциональную сферу учащихся, научить их управлять своими эмоциями( Совместная работа со школьным психологом, родительские собрания, классные часы на психологические темы.)

  5. Желание действовать и совершать поступки. Отношение школьников к той ли иной деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Стимулом для проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность, вера в собственные силы, положительные эмоции ( Доброжелательная атмосфера. Поддержка со стороны учителя инициативы и творчества учеников.)


С этой целью в начальной школе на базе 1-4 классов была создана детская организация «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА».

Средства и способы активизации познавательной деятельности разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного предмета, дидактической цели урока, подготовленности класса и от технических средств, которыми располагает учитель.

Учеба – труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом, а трудится не просто, поэтому я стараюсь делать так, чтобы этот нелегкий учебная труд приносил удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь познавать.

На основе моего педагогического опыта я могу сделать следующий вывод: важная задача современной школы является создание в системе обучения условий, способствующих развитию ребенка и раскрытию творческого потенциала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!