СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики или "Приглашаю на урок"" (из опыта работы)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики или "Приглашаю на урок"" (Из опыта работы).

Просмотр содержимого документа
«"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики или "Приглашаю на урок"" (из опыта работы)»

« Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках физики или «Приглашаю на урок»»

Из опыта работы.

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей на всех его уровнях стоит задача существенного повышения качества и эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой. Ш.А. Амонашвили говорил, - что когда есть стандарт ведения урока «вся ответственность за такой урок лежит на невидимых плечах разработчиков стандарта» Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приемов, активизировать учащихся на уроках физики, повышающих интерес к знаниям, развивающих детей с учетом их возраста и способностей. Существует много видов проведения уроков и внеклассных мероприятий.


Из нетрадиционных форм проведения занятий чаще всего на уроках физики я стараюсь применять технологии проблемного обучения связанные с организацией исследовательской деятельности учеников.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Поэтому любое исследование, выполненное учащимися по физике, имеет огромную роль в познании окружающей природы.

Задачи привития интереса учащихся к физике расширение и углубление их знаний и представлений о связи физики с жизнью в учебно-исследовательской работе могут решаться по-разному. При большом разнообразии работы, деятельность учащихся чаще всего строится либо на теоретической основе - подготовка докладов, составление рефератов, решение задач, либо практическое изготовление моделей, приборов, наглядных пособий или учебно-исследовательской работы.

К исследовательским, творческим заданиям следует отнести те задания, в которых любой ученик может открыть для себя новые, неизвестные для него закономерности или для решения которых, он должен сделать какие - то изобретения. Такое самостоятельное открытие известного в физике закона или изобретение способа измерения физической величины не является простым повторением известного. Это открытие или изобретение, обладающее лишь субъективной новизной, для ученика является объективным доказательством его способности к самостоятельному творчеству, позволяет приобрести необходимую уверенность в своих силах и способностях.

В частности, я на уроках физики ребятам предлагаю изобретательские, исследовательские задачи, задачи-открытия, задачи с недостатком и избытком данных. Создаю картотеку этих задач. Стараюсь предложить ребятам творческие задания, такие как: 1) определение закономерностей по предложенным фактам; 2) исправление ошибок; 3) сравнение; 4) установление причин явлений; 5) составление плана изучения или исследование системы; 6) решение противоречий и др. Ребятам нравятся такие задачи. Вот некоторые из них:


Пример 1(7 класс)

Пусть каждый ученик вашего класса — молекула, а все вы вместе — скопление молекул. Что напоминает это скопление — газ, жидкость, твердое тело? Почему? Покажите, как расположены и ведут себя молекулы в газе, в жидкости, в твердом теле?


Пример 2


Представьте, что каждый из Вас – молекула. Как-бы Вы перемещались по небольшой комнате, если в ней оказалось 10; 30; 50; или 100 человек. В каком случае такое скопление молекул напоминает – газ, жидкость, твёрдые тела.


Пример 3


Найдите вес воздуха в Вашей комнате, его массу (экспериментальная задача, 7 класс)


Пример 4

Исследуйте зависимость между силой тока, напряжением при параллельном соединении проводников (8 класс)


Пример 5


Найдите ускорение свободного падения на планете Юпитер. (Задача с недостающими данными, сравнительная задача). (9 класс.)


Любая лабораторная работа в курсе физики – это тоже самостоятельное исследование. Например, «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». Дети самостоятельно определяют, что в последовательно соединенной цепи сила тока одинакова на любом участке.


В старших классах в процессе выполнения творческих заданий применяются конспекты учебной информации, методики и алгоритмы, что позволяет непроизвольно запоминать основной материал темы, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях.


Конечно, в селе своя специфика работы. Трудность в том, что у большинства учащихся и их родителей получение хорошего образования не является важной жизненной целью и очень часто встречается негативное отношение ребят к нестандартным исследовательским заданиям, особенно если их приходится выполнять самостоятельно в виде домашнего задания. Поэтому на уроках физики постоянно рассматриваю практическое применение изучаемого явления или закона, подчеркивая единство законов живой и неживой природы, тем самым достигается целенаправленное изучение предмета, возникает интерес к предмету, появляется дух соперничества между учащимися, что, по-моему, является необходимым условием для роста социально значимых качеств личности.


Все эти инновации помогает совершенствовать «сильного» и развивать «слабого» ученика, дает возможность непроизвольного запоминания учебного материала, расширяет, углубляет и систематизирует материал, развивает творческие умения и умения применять знания в практических ситуациях.


Несомненными преимуществами использования исследовательской работы являются высокая степень активности и самостоятельность учащихся при выполнении эксперимента, выработка умений работы физическими приборами и навыков обработки результатов наблюдений и измерений, возможность проведения эксперимента или наблюдения по индивидуальному плану и в темпе, определяемом самими учащимися. Основы исследовательских работы на уроках физики уже постигается учениками 7 класса, и самое главное – не оттолкнуть детей сложностью заданий, обеспечить понимание ученикам выполняемой деятельности, то есть методы должны быть личностно ориентированными. Для того чтобы задания оказались для учащихся интересными и посильными, подготовка исследовательских и творческих работ проводится на нескольких ступенях.


1 ступень. Познавательная компетентность. Выбор темы исследования, творческой работы, доклада. Ученик сам выбирает тему, ставит цель работы. Главное - научить делать это самостоятельно.


2 ступень. Информационная компетентность. Подготовка теоретической основы работы.


3 ступень коммуникативно–социальная компетентность. Учащиеся объединяются и вырабатывают общий план работы.

Но в то же время каждый показывает свое видение проблемы и ее решение. Для того чтобы учащиеся имели возможность выполнить работу самостоятельно. Указания к выполнению задания можно дать учащимся по их просьбе при возникновении затруднение в процессе самостоятельной работы. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Наш великий соотечественник М.В. Ломоносов говорил: « Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». После экспериментальной проверки всех гипотез учащихся формулируют вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объема тела. Работая в группе, дети приобретают опыт оказания помощи, слушания других, принятие помощи. Развивают коммуникативная компетентность.


4.ступень Продуктивная компетентность. Индивидуальная доработка темы. На данном этапе ученики пишут и выступают с докладом, учатся защищать свою точку зрения, совершенствуя при этом ораторское искусство.


Ключевым моментом является то, что на каждой ступени работы проводится рефлексия. Рефлексия поможет понять свои сильные и слабые стороны, скоординирует движение вперед к достижению поставленной цель. Очень важным на каждом этапе является создание ситуации успеха. Даже когда успехи более чем скромные, они должны быть отмечены хотя бы победами в номинациях. Это поможет воспитать уверенность к себе, а, следовательно, следующий шаг в науку будет более уверенный, а успех более значительный.


При подведении итогов дети должны быть уверены в справедливости, беспристрастности, как жюри, так и самой процедуры подведения. Этого можно достичь, проводя открытое подведение результатов. Это значит, что участники услышат мнение о своей работе, комментарии других участников.


Поэтапная исследовательская работа стимулирует активность будущих олимпийцев и исследователей. Потери интереса к предмету пробудило преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, воплощающиеся в себе идей высокой взаимной требовательности и уважения, опирающиеся на возросшую самостоятельность ребят, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство - враг интереса.




3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!