СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности»

Доклад "Активизация познавательной деятельности на уроках биологии" (выступление на заседании методического объединения)

Проблема умственного развития учащихся является одной из актуальных в школьном образовании. С целью активизации учебного процесса в настоящее время широко применяется модульное, проблемное обучение, лекционно-семинарская система, а также обучение на основе знакомых опорных конспектов. Но в образовании также до сих пор распространена традиционная система обучения, положительной стороной которой является строго заданная организационная четность.

Однако в рамках традиционной системы обучения учитель по-прежнему предпочитает сообщать готовые знания, нередко ориентирует учащихся на механическое запоминание и репродуктивное воспроизведение сообщенного им самим или изложенного в учебнике материала.

Отрицательной стороной традиционной системы обучения можно назвать то, что на уроке обеспечивается лишь первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, а его усвоение ими осуществляется при выполнении домашнего задания. Возникает ситуация, при которой ученик фактически «учится дома», а приходит на урок лишь для того, чтобы отчитаться перед учителем о выполненной работе и получить новое домашнее задание. Деятельность учителя при этом сводится к 2 основным функциям- сообщить новую порцию информации и на следующем уроке проверить ее усвоение, а ученику остается только роль пассивного объекта обучения.

Процесс обучения школьников биологии следует рассматривать как процесс формирования у них определенной системы знаний, умений, навыков, составляющих часть общей системы биологических, экологических, естественно- научных и социально- биологических(экономических) знаний.

Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, то есть сделал обучение развивающим(активизировал познавательную деятельность). Одной из особенностей системы развивающего обучения является признание ведущей роли теоретических знаний. Это предполагает значительно более четкую, чем при традиционной системе, структуризацию содержания учебного предмета, системность и целостность его построения с соблюдением принципа доступности в обучении.

Осуществление принципов развивающего обучения при выполнении домашнего задания от учителя требует не столько преподнесения учащимся новых знаний, сколько организации умственной деятельности детей, направленной на получение и закрепление новых знаний в процессе выполнения разнообразных учебных задач. В изучении биологии большая роль отводится различным средствам наглядности- рисункам, таблицам, схемам, графикам, дидактическим карточкам. В рамках традиционной системы обучения эти средства наглядности служат чаще лишь иллюстрацией к тексту учебника или учительскому рассказу, и не поднимаются до роли собственного источника новых знаний об изучаемых объектах и явлениях, которую призваны выполнять в системе развивающего обучения.

Важной составляющей системы развивающего обучения является необходимость осознания учащимися процесса обучения. Учитель организует деятельность своих учеников, которые становятся активными субъектами учебного процесса.

Методом работы по выявлению ЗУН( кроме тестирования), можно считать домашние контрольные и самостоятельные работы с использованием дополнительной научно-популярной, биологической наук. В работу учащихся входят также составление таблиц, опорных схем, познавательные задачи, разрабатываются несколько вариантов работ по степени сложности.

Затем свои работы учащиеся должны уметь обобщать, анализировать, делать выводы. Такие домашние контрольные и самостоятельные работы формируют и поддерживают познавательный интерес к предмету.Например, дана схема классификации многоклеточных животных. Подобрать примеры животных, подходящих классификации или как ответить на проблемный вопрос, если есть его схема (например,какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечивают широкое распространение млекопитающих в биосфере?)

Моя методика работы направлена на развитие познавательных способностей ребенка, поддержание исследовательского интереса, интереса к предмету, поднятие престижа предмета и осознание учащимися его важности и необходимости.

Любое домашнее задание должно способствовать не только усвоению знаний, но и формированию учебных умений и компетенций: интеллектуальных, практических, рационального труда, умений работать с учебником и дополнительной литературой

Существенное влияние на формирование учебных умений оказывают задания практического характера, ориентирующие на проведение наблюдений за жизнью животных и растений, постановку опытов. Такие задания играют большую роль в подготовке учащихся к восприятию на уроке нового материала и в усвоении его содержания. Домашние задания практического характера будут способствовать организации учебной деятельности школьников в том случае, если в них четко сформулирована цель, намечен ход их выполнения, способы фиксации их результатов.

Включаются в домашнюю работу и задания по заполнению различных таблиц с выводами, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, заложить опыты различные, затем результаты опытов, наблюдений обсуждаются на уроках, учащиеся должны уметь делать не только выводы, но и обобщать, анализировать.

При планировании д/з важно правильно определить объем его, сложность задания, реальные возможности, возрастные особенности, учет времени, которое затрачивается на него, дифференцированный подход

Итак, рациональная организация учебной деятельности школьников при выполнении д/з позволяет повысить эффективность учебно- воспитательного процесса, поднять качество усвоения учащимися знаний, уровень овладения учебными умениями, дает возможность более успешно развивать познавательную самостоятельность учащихся.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абулькамова- Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.1980.

  2. Ананьев.Б.Г. Человек как предмет познания. Л.1979.

  3. Мягкова.А.Н.Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. Просвещение. 1989.

  4. Селевко. Педагогические технологии. М.1995.

  5. Цукерман.И.В. Развивающее обучение. Новосибирск.1995.

  6. Яковлев.В.А, Спирин.Я.Ф. Активные формы и методы обучения биологии. М .Просвещение. 1992.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!