Активизация мыслительной деятельности как средство развития одарённости детей через нестандартные формы работы при изучении физики
Сделать работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактов.
К.Д. Ушинский
В связи с потребностью общества в неординарной творческой личности проблема одаренности становится в наше время все более актуальной. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Так как нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому мы, работающие с детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут в разрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем, как правило, принято, когда и зачем.
Одаренные дети выпадают из социума, часто опережают в развитии своих сверстников, но им не хватает детства.
Что вкладывают в понятие "одаренность"? Гениальность - это чрезвычайно редкий феномен. Проявляется в достижениях мировой значимости. Талант связан с реализацией способности в определенной области. Одаренность, как потенциал, который позволяет личности добиваться успеха в какой-либо деятельности, при меньших энергозатратах, по сравнению с другими людьми. Так вот, одаренный человек не всегда талантливый, а вот талантливый - всегда одаренный.
Любопытно, что в младших классах примерно 17 - 20% учащихся относятся к потенциально одаренным детям. Однако к окончанию школы одаренными остаются лишь 2 - 5 % школьников. Причины самые разные: отношение взрослых к детской личности, продуктам ее творчества, благосостояние семьи, место жительства, возможность посещать кружки, внеурочные занятия.
Познание начинается с удивления, а продолжается через деятельность. Обучать - это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Многолетний опыт преподавания физики в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний, способствуют умственному формированию прилежания, аккуратности.
В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников использую такие эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету и организация нестандартной, нетрадиционной деятельности на уроках.
Нестандартный подход к образованию является залогом представления каждому ученику равновеликого шанса достичь определенных высот в образовании.
Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования.
Нестандартное обучение:
решает психологические задачи - идет определение индивидуально-личностных особенностей обучающихся, типа личности; сформированности компонентов учебной деятельности; выявления качества внимания, памяти, мышления, работоспособности;
решает предметно-дидактические задачи - разработка учебного материала; структурирование, обеспечивающее сходство структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей обучающихся;
реализует принцип "воспитывающего обучения"
Без успешного решения всех трех задач нетрадиционное обучение так и остается нереализованным.
Хочу остановиться на наиболее эффективных формах обучения, вызывающих у школьников интерес к учению.
УРОК
Учебный материал школьных дисциплин - не только источник знаний, но и БАЗА для развития индивида. Единственной формой проведения уроков до недавнего времени была традиционная. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм влечет за собой улучшение качества образования.
Нестандартные уроки - это те уроки, которые содержат способы подачи учебного материала, информацию и задания, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у обучающихся к учебному предмету . Способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке появляется возможность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, превращающая его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.
Проводить нестандартные уроки с учетом учебного материала без воздействия на мыслительную деятельность нецелесообразно.
Задания используемые на нестандартных уроках подразделяются на:
- организационные;
- информационные (информация учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство у учащихся). Например: почему появляются сквозняки? Почему цветы в лесу имеют светлую окраску, а на лугу яркую, темную, сочную?
- внеучебные задания занимательного характера, то есть задачи не связанные с программным материалом. Они ценны тем, что наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определенному накоплению учебных знаний, задания могут быть репродуктивного и творческого характера;
- учебные занимательные задания (задачи (качественные и количественные), обычно не связанные с программным материалом, но способствующие усвоению и закреплению его обучающимися .
Насыщение уроков творческими заданиями, каждое из которых вовлекает обучающихся в познавательную деятельность, пробуждает интерес и повышает интеллект. Среди этих заданий - простые и более сложные (написание рецензии, решение нестандартных задач, экспериментальные и проектные, создание физико-литературных рассказов, объяснение народных погодных примет).
Для активизации мыслительной деятельности необходимо, чтобы:
- уровень изучаемого материала опирался на реальные достижения обучающихся ;
- цели, поставленные нами или сформулированные в процессе настройки с обучающимися были достигаемы;
- происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;
- акцентировалось внимание деятельности каждого обучающегося или на особенностях его личности;
- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжение уровня притязаний;
- подчёркивалась возможность решения более трудных задач.
Для того чтобы каждое занятие можно было считать реализующим деятельностный подход, оно должно завершаться рефлексией: обдумыванием и анализом совершенных действий, возникших мыслей и чувств с целью проверки и корректировки сделанного, выработки задач на будущее.
Внеклассная и внешкольная работа по физике
Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия обучающихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.
В теории и методике обучения различают два типа внеклассной работы:
- к первому типу относится внеклассная работа с обучающимися , отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Данный тип должен носить ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с обучающимися, пропустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины и.т.д.
- вторым типом внеклассной работы является работа с обучающимися, проявляющими к изучению предмета повышенный, по сравнению с другими, интерес и способность. Это и является собственно внеклассной работой в традиционном понимании этого слова.
Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы является следующее:
пробуждение и развитее устойчивого интереса обучающихся к предмету и ее приложениям;
расширение и углубление знаний обучающихся по программному материалу;
развитие творческих способностей и мышления у обучающихся;
развитие у обучающихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
создание актива, способного оказать помощь в организации эффективного обучения физике всего коллектива данного класса;
расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении физики в технике, экономике, повседневной жизни, о истории физики, о роли ведущих ученых-физиков в развитии мировой науки;
осуществление индивидуализации и дифференциации;
разностороннее развитие личности.
Хочу отметить следующее:
в содержание внеклассной работы необходимо включить вопросы, выходящие за рамки школьной программы по физике, но примыкающие к ней.
в содержание внеклассной работы необходимо включить и вопросы, вошедшие в содержание физического образования в последние десятилетия;
в старших классах необходимо учитывать профиль, который выбрали обучающиеся.
Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах:
Индивидуальная работа - с целью руководства внеклассным чтением по физике, подготовкой рефератов, докладов, сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка к участию в олимпиадах.
Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом обучающихся. К ней можно отнести факультативы, кружки.
Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим коллективом. К данному виду относятся вечера, научно - практические конференции, недели физики, олимпиады (на первом этапе), конкурсы, соревнования.
На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остаются кружки, недели (декады) физики.
Во внеклассной работе практикуются межпредметные интеллектуальные соревнования: на лучшее решение задачи по химии (математике) с применением физики; на лучшее решение физической задачи средствами математики, информатики, химии; на лучшее решение нестандартной (комбинированной) задачи по смежным дисциплинам школьного курса, например математика - химия.
На внеклассных занятиях укрепляются и расширяются знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к физике, а затем всячески развивать этот интерес.
Внешкольная работа, прежде всего, предназначена для учащихся, уже увлеченных физикой.
Основными формами внешкольной работы по физике на сегодня являются: заочные школы; районные НПК, олимпиады.
Проводят эту работу преподаватели вузов, и мы, учителя.
В последние годы наряду с терминами внеклассная и внешкольная работа по физике часто употребляется и термин дополнительное образование по физике - это образовательный процесс, имеющий свои педагогические технологии и средства их реализации, по программам, дополняющим государственный стандарт средней школы. Дополнительное физическое образование школьников тесно связано с внеклассной работой по физике, вместе они входят в состав непрерывного физического образования.
НПК.
НПК по физике являются своеобразным итогом научно-исследовательской работы учащихся. Конференции в школе проводятся в третьей четверти. В нашей школе проводится общешкольная НПК. На конференции выступают учащиеся с докладами, которые они готовят совместно с руководителем. В 7-9 классах дети выбирают темы самостоятельно..
В оргкомитет школьной конференции входят директор, учителя - предметники, самые активные учащиеся. При оценке докладов учитывается их глубина, продуманность, осознанность и доступность изложения материала, уровень поисковой и исследовательской работы. По результатам конференции отбираются лучшие работы, с которыми ребята выступают на районной НПК. Где в творческой, способствующей раскрытию таланта, обстановке заслушиваются и обсуждаются сообщения юных докладчиков.
Предметные декады.
При проведении предметных декад идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы.
Участники: дети, учителя, родители.
Декады по физике провожу ежегодно. Неделя - мала по времени, не все можно показать; месячник - "великоват", дети устают.
Основные мероприятия при проведении декады:
подготовка и оформление плана декады, который вывешивается за несколько дней до начала декады в кабинете физика;
выпуск тематических стенгазет, проведение конкурса на лучшую стенгазету;
конкурс рефератов по физике ("Тепловые двигатели", "Кристаллы и их применение" ит.д.
смотр-конкурс моделей и приборов, изготовленных учащимися;
физический вечер;
проведение нестандартных уроков; практические (лабораторные работы) начальные классы , 7-9 классы (диктанты, решение задач по физике, КВН по "Нашему миру")
конкурс на лучший рисунок, плакат, отражающий физические явления, технику, настоящее и будущее в науке и технике по представлениям детей;
Так как физика - это наука о природе, то постоянно провожу экскурсии в природу. Обучающиеся среднего и старшего звена - уже пытаются сами объяснить природные явления, используя тот материал, который им известен.
Цель: показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявления разнообразны. После экскурсии обучающиеся пишут не большие рассказы -сочинения, рисуют рисунки.
Экскурсии провожу и в кабинете физики, где ученики старших классов показывают и рассказывают о приборах, их назначении; рассказывают об ученых, их вкладе в развитии физики, как науки. Интерес у ребят вызывают такие приборы как линзы, зеркала, дифракционная решетка, стробоскоп, электрофорная машина.
Игры: "Звездный час", "Умники и умницы", "Поле чудес".
Итоги декады подводим на заключительном вечере, где объявляют и награждают всех победителей.