Просмотр содержимого документа
«Аккуратов А. Герменевтический подход в современном литературоведении»
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
АККУРАТОВ АНДРЕЙ,
1 курс, группа 0551-11
Руководитель: Шкредова Мария Игоревна
Герменевтика – наука, впервые обозначенная в работах христианского мыслителя Августина Аврелия. Ее цель – толкование, адекватная интерпретация текста художественного произведения. Функция интерпретации – научить понимать произведение, его художественную ценность. Герменевтика – теория и искусство «глубинного истолкования текстов». Понятие «герменевтика» этимологически связано с именем бога Гермеса, который считался в Древней Греции посредником между богами и людьми, переводившим «неземной» язык богов на «земной язык людей.
Филологическая герменевтика - общая теория искусства, понимания, интерпретации текста; совокупность методов, приемов и концепций интерпретации текста. Филологическая герменевтика исследует процесс понимания и условия его реализации.
Литературная герменевтика исходит из того, что произведение искусства нельзя понять само по себе, как единичный продукт творческой деятельности. Произведение - материальное воплощение эстетического опыта, факт культуры, при его интерпретации необходимо реконструировать его место в духовной истории человечества. В литературоведении акцент делается на восприятии и воздействии искусства.
Способы и приемы анализа текста:
- поиск изобразительных средств;
- грамотное чтение;
- определение типа текста;
- акцентное вычитывание;
- определение характера героев.
ВЫВОДЫ
В заключение стоит отметить особую роль герменевтического анализа на уроках литературы, когда текст анализируется не только с точки зрения содержания, но и рассматривается культурный контекст, окружение писателя и историческая эпоха, повлиявшие на творчество того или иного писателя.
Список источников
1. Понятие герменевтики: http://www.litdic.ru/germenevtika/
http://www.uhlib.r u / literaturovedenie / teorija _ literatury / p 4. php
2. И. Кукулин. Новое возвращение герменевтики // Новое литературное обозрение №61. - С. 17-23