СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аккорд. Рабочая программа внеурочной деятельности

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аккорд. Рабочая программа внеурочной деятельности»

П

 


ояснительная записка




муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 29 с углубленным изучением отдельных предметов» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 29»)


ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на заседании Директор МБОУ «СШ № 29»

педагогического совета _______ О.С.Даниленкова

Протокол от « » августа 2019г. № « » августа 2019г.











Рабочая учебная программа

внеурочной деятельности

«Аккорд»

4 б класс

на 2019/2020 учебный год












Программу составила

ДружининаНаталья Витальевна, учитель музыки,

высшая квалификационная категория




Пояснительная записка к программе

 Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Новизна

В программе систематизированы средства и методы музыкальной театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

 Гипотеза

Программа основана на следующем научном предположении: музыкально- театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Программа рассчитана на обучающихся 4 классов по 34 часа в год.

Сроки реализации – 1год

Направление внеурочной деятельности: общекультурное

Ценностные ориентиры реализуемой программы

Познание отечественной музыкальной (песенно-инструментальной) культуры во всех ее музыкальных проявлениях (жанрах)

Цель программы

  • создание условий для творческого развития детей

  • поэтапное освоение детьми музыкально-театрального творчества,

  • совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.


Планируемые результаты:
 
Личностные результаты:

  • Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

  • формирование эмоциональное отношение к искусству;

  • формирование духовно-нравственных оснований;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) театрального музицирования;


Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

  • планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;

  • выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

коммуникативные УУД:

  • участвовать в жизни микро -  и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

  • уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;

  • применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

познавательные УУД:

  • использовать знаково-символические средства для решения задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Предметные результаты:

К концу года занятий ребёнок

Знает:
1. Что такое музыкальный театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

Имеет понятия:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:

1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, способность бережного отношения к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Содержание работы музыкально-театрального кружка «Аккорд»

Занятия в кружке «Аккорд» ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком».
Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.

В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1. Тема «Пластичность» (4 часа).

«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».

2. Тема «Речевая гимнастика» (3 часов).

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.

Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.

3. Тема «Развитие речи» (4 часа)

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

4. Тема «Фольклор» (4 часа).

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

5. Тема «Театр» (2 часа).

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Формы – экскурсии, постановка спектакля.

6. Тема «Творчество» (3 часа).

В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру музыкально – театральные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

Формы – творческие игры, конкурсы.

7. Тема «Постановка спектакля» (12 часов).

«Постановка музыкального спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев.
2. Коллективное разучивание музыкальных партий. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей.
3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа.
4. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление.
5. Индивидуальная подготовка главных исполнителей.
6. Повторное обращение к тексту пьесы.
7. Генеральные репетиции, выступление.
8. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации.

Учебно – тематический план  4 года обучения (1 час в неделю)

п/п

Разделы

Количество часов

теоретических

Количество часов

практических

1

Пластичность

-

4

2

Речевая гимнастика

-

3

3

Развитие речи

-

4

4

Фольклор

-

4

5

Театр

1

1

6

Творчество

1

4

7

Постановка спектакля

1

11

Итого

34 часа

3

31






Мониторинг  результатов освоения образовательной программы

Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1-2 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Мониторинговая карта


Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные УУД

Сформированность мотивации интересов к обучению и познанию

«Оценка уровня школьной мотивации» Методика Н.Г. Лускановой

Октябрь, апрель

Метапредметные УУД

Коммуникативные

Умение договариваться, находить общее решение

Задание «Рукавичка» Г.А. Цукерман

Декабрь, май


 Проектная деятельность:

  • День учителя;

  • День матери;

  • День защитника Отечества;

  • Международный День 8 марта;

  • День Победы.


Материально-техническое обеспечение

  • Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

  • Наличие репетициального зала (сцена).

  • Фортепиано, аранжировочный центр «Сorg», электронная клавиатура, диатонические металлофоны.

  • Музыкальный центр, компьютер.

  • Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

  • Электроаппаратура.

  • Зеркало

  • Театральные костюмы

  • Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

  • Нотный материал, подборка репертуара.

  • Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

  • Записи выступлений, концертов.

 

 Литература:

  1. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.

  2. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.

  3. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.

  4. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

  5. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

  6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

  7. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.

  8. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.

  9. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа».  No11/1997.

  10. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.

  11. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003

  12. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001


Тематическое планирование

4 классы


п/п

Тема

Количество

часов

теория

Количество

часов

практика

1

Вводный урок. Задачи кружка Театр-экспромт «Аккорд»

1

-

2

Музыкально-пластические игры и упражнения

-

1

3

Музыкально-пластические игры и упражнения. Конкурс «Пластические загадки»

-

1

4

Разыгрываем этюд «На вещевом рынке»

-

1

5

Основы актерского мастерства

1

-

6

Голос и речь

-

1

7

Жест, мимика, движение

-

1

8

Музыкальное интонирование

-

1

9

Разговор на сцене «Старая сказка на новый лад»

-

1

10

Урок актерского мастерства на развитие памяти

-

1

11

Практические занятия на развитие внимания

-

1

12

Творческое действие в условиях сценического вымысла

-

1

13

Творческое взаимодействие с партнером

-

1

14

Технология общения в процессе взаимодействия людей

1

-

15

Этюды на движение

-

1

16

Этюд «Звуковые потешки с речью». Чтение стихотворения

-

1

17

Музыкальный диалог .Творческое отношение с партнером

-

1

18

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

19

Интонация, характер персонажа

-

1

20

Пластическая импровизация на ходу в заданном образе

-

1

21

Выбор произведения и работа над ним. Я. Дубравин. «Похождения кота Филофея»

-

1

22

Распределение ролей. Репетиционные занятия по разучиванию партий

-

1

23

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

24

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

25

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

26

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

27

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

28

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

29

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

30

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

31

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

32

Образ героя. Разучивание партии.

-

1

33

Репетиции спектакля. Подготовка оформления спектакля.

-

1

34

Итоговые занятия, творческие отчеты

-

1

Итого

34 часа

3

31
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!