СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Академическая техника акварельной живописи

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит методические материалы по теме "Академическая техника акварельной живописи".

Просмотр содержимого документа
«Академическая техника акварельной живописи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫСОКОВСКАЯ ДШИ"

Презентация к уроку «Изобразительное искусство»

Подготовил: Гаврилов В.А. преподаватель МБОУ ДО «ВДШИ» г. Высоковск

Академическая техника акварельной живописи

Что такое техника живописи? Сегодня многие картины выглядят как живые. Но так было не всегда! Искусство живописи развивалось в течение многих веков. Так отдельные приёмы собирались в определённые последовательности и закономерности. Такие упорядоченные последовательности и называются техниками живописи.

Что такое техника живописи?

  • Сегодня многие картины выглядят как живые.
  • Но так было не всегда!
  • Искусство живописи развивалось в течение многих веков. Так отдельные приёмы собирались в определённые последовательности и закономерности.
  • Такие упорядоченные последовательности и называются техниками живописи.
Какая техника является академической? В 1622 году Академия живописи открылась в Утрехте, в 1696 году — в Гааге. Во Франции в эпоху короля Людовиком XIV, в 1648 году стараниями кардинала Мазарини учреждается Королевская академия живописи. Академическая техника живописи впитала в себя многочисленные приёмы и наработки великих художников и благодаря этому обеспечивает более высокую точность передачи цветовых оттенков чем этюдная техника. Она требует соблюдения некоторых обязательных правил и подразумевает длительную работу слой за слоем.

Какая техника является академической?

  • В 1622 году Академия живописи открылась в Утрехте, в 1696 году — в Гааге. Во Франции в эпоху короля Людовиком XIV, в 1648 году стараниями кардинала Мазарини учреждается Королевская академия живописи.
  • Академическая техника живописи впитала в себя многочисленные приёмы и наработки великих художников и благодаря этому обеспечивает более высокую точность передачи цветовых оттенков чем этюдная техника.
  • Она требует соблюдения некоторых обязательных правил и подразумевает длительную работу слой за слоем.
Важное в последовательности шагов Акварель – это уникальная краска: она прозрачна и пропускает сквозь себя световые лучи, которые отражаясь от бумаги воспринимаются зрителями. Но если нанести слишком густой слой акварельной краски, то прозрачность исчезнет и потеряется сама суть акварели – её лёгкость и воздушность. Поэтому, чтобы сохранить прозрачность и воздушность акварельной работы очень важно соблюдать определённую последовательность в нанесении краски на бумагу.

Важное в последовательности шагов

  • Акварель – это уникальная краска: она прозрачна и пропускает сквозь себя световые лучи, которые отражаясь от бумаги воспринимаются зрителями.
  • Но если нанести слишком густой слой акварельной краски, то прозрачность исчезнет и потеряется сама суть акварели – её лёгкость и воздушность.
  • Поэтому, чтобы сохранить прозрачность и воздушность акварельной работы очень важно соблюдать определённую последовательность в нанесении краски на бумагу.
Правило №1 наклон бумаги В академической технике акварельной живописи принято закреплять бумагу под лёгким наклоном а не на горизонтальном столе. Это связано с тем, что подкрашенная вода должна сама растекаться по бумаге, оставляя тонкую цветовую плёнку. Если вы не будете использовать наклон, то краска будет формировать лужи. Если наклон будет слишком резким, то вода слишком быстро потечёт вниз и оставит вертикальные полосы. Главное для работы с акварелью – мобильность рабочей плоскости, потому что в процессе работы внезапно может понадобиться различный наклон планшета с живописью. Поэтому необходимо прикрепить лист акварельной бумаги к небольшой доске или картонку, под верхний край которой можно подложить подходящий для оптимального наклона предмет.

Правило №1 наклон бумаги

  • В академической технике акварельной живописи принято закреплять бумагу под лёгким наклоном а не на горизонтальном столе. Это связано с тем, что подкрашенная вода должна сама растекаться по бумаге, оставляя тонкую цветовую плёнку.
  • Если вы не будете использовать наклон, то краска будет формировать лужи.
  • Если наклон будет слишком резким, то вода слишком быстро потечёт вниз и оставит вертикальные полосы.
  • Главное для работы с акварелью – мобильность рабочей плоскости, потому что в процессе работы внезапно может понадобиться различный наклон планшета с живописью. Поэтому необходимо прикрепить лист акварельной бумаги к небольшой доске или картонку, под верхний край которой можно подложить подходящий для оптимального наклона предмет.

Упражнение №1 «увеличение плотности красочного слоя»

  • Давайте попробуем понять основной принцип академической техники акварельной живописи – послойная работа.
  • Выполним равномерную заливку цветом прямоугольника 7 х 10 см. Для этого следует развести достаточное количество краски с водой на палитре, чтобы кисть контактировала только с этим раствором (ни в краску, ни в воду кисть не погружается). Работа ведется сверху вниз (в соответствии с законом всемирного тяготения, а не вопреки). Кисть должна содержать достаточное количество красочного раствора и помогать ему распределяться по бумаге вниз. Таким образом следует «залить» несколько прямоугольников, пока не будет получаться равномерное покрытие
  • После полного высыхания первого прямоугольника делим его на 4 равные части и выполняем второй слой заливки, оставляя первый прямоугольник в первозданном виде. добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски.
  • После высыхания второго слоя наносим третий на правую половину прямоугольника.
  • Четвёртый слой наносим только на последнюю четверть прямоугольника. Это будет самый плотный оттенок для приготовленного красочного раствора.

Упражнение №2 Учимся лессировке

  • Эта техника, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. Обратите внимание, что нижний слой должен быть просохшим, иначе вместо лессировки вы получите простое смешивание красок. Причем не в лучшем виде.
  • Лессировкой можно погасить кричащие краски. Еще одно достоинство лессировки в том, что ее можно наносить много раз.
  • Наилучший эффект лессировки получается с подмалевком, который светлее и холоднее чем планируемая готовая картина.
  • Для того, чтобы определить, какие краски являются лессировочными, а какие – корпусными, можно сделать выкраски раствором каждой краски на черной бумаге. Лессировочные краски будут едва заметны, а корпусные оставят на черной бумаге хорошо различимый след.
  • Для того, чтобы определить, какие краски являются лессировочными, а какие – корпусными, можно сделать выкраски раствором каждой краски на черной бумаге. Лессировочные краски будут едва заметны, а корпусные оставят на черной бумаге хорошо различимый след.

На рисунке видно, что кадмий лимонный (Cadmium Lemon) – непрозрачная акварель, а золотой хинакридон (Quinacridone Gold) – прозрачная. 

Пример цветов, которые можно использовать для лессировки: Цвета, которые лучше не выбирать для этой техники: гуммигут (New Gamboge); индийский жёлтый (Indian Yellow); винзор красный (Winsor Red); малиновый ализариновый (Alizarin Crimson); кармин (Carmine); розовый прочный (Permanent Rose); пурпурный хинакридон (Quinacridone Magenta); винзор фиолетовый (Winsor Violet (Dioxazine)); индатрен синий (Indanthrene Blue); французский ультрамарин (French Ultramarine); кобальт синий (Cobalt Blue); синий антверпен (Antwerp Blue); берлинская лазурь (Prussian Blue); виридоновая (Viridian); винзор зелёный (Winsor Green (Yellow Shade)); зелёный перилен (Perylene Green); зелёный Хукера (Hooker’s Green); травяная зелень прочная (Permanent Sap Green) кадмий жёлтый или красный (cadmium yellow or red); церулиум синий (Cerulean Blue); марганцовая голубая (Manganese Blue Hue); кобальт бирюзовый (Cobalt Turquoise); кобальт зелёный (Cobalt Green); неаполитанский жёлтый (Naples Yellow); жёлтая охра (Yellow Ochre); серия (Sepia) и индиго (Indigo)

Пример цветов, которые можно использовать для лессировки:

Цвета, которые лучше не выбирать для этой техники:

  • гуммигут (New Gamboge);
  • индийский жёлтый (Indian Yellow);
  • винзор красный (Winsor Red);
  • малиновый ализариновый (Alizarin Crimson);
  • кармин (Carmine);
  • розовый прочный (Permanent Rose);
  • пурпурный хинакридон (Quinacridone Magenta);
  • винзор фиолетовый (Winsor Violet (Dioxazine));
  • индатрен синий (Indanthrene Blue);
  • французский ультрамарин (French Ultramarine);
  • кобальт синий (Cobalt Blue);
  • синий антверпен (Antwerp Blue);
  • берлинская лазурь (Prussian Blue);
  • виридоновая (Viridian);
  • винзор зелёный (Winsor Green (Yellow Shade));
  • зелёный перилен (Perylene Green);
  • зелёный Хукера (Hooker’s Green);
  • травяная зелень прочная (Permanent Sap Green)
  • кадмий жёлтый или красный (cadmium yellow or red);
  • церулиум синий (Cerulean Blue);
  • марганцовая голубая (Manganese Blue Hue);
  • кобальт бирюзовый (Cobalt Turquoise);
  • кобальт зелёный (Cobalt Green);
  • неаполитанский жёлтый (Naples Yellow);
  • жёлтая охра (Yellow Ochre);
  • серия (Sepia) и индиго (Indigo)
Задание для закрепления изученного Разместите любой равномерный по окраске фрукт или овощ (лимон, апельсин, мандарин, помидор или огурец) на тарелке. Создайте живописный портрет этого простого натюрморта с использованием техники лессировки. Увеличивайте плотность красочного слоя от блика до тени.

Задание для закрепления изученного

  • Разместите любой равномерный по окраске фрукт или овощ (лимон, апельсин, мандарин, помидор или огурец) на тарелке.
  • Создайте живописный портрет этого простого натюрморта с использованием техники лессировки.
  • Увеличивайте плотность красочного слоя от блика до тени.
Корректировка цветов лессировкой Цвета могут быть изменены наложенными впоследствии слоями краски тщательно подобранного цвета (не нужно этим злоупотреблять, т.к. из-за большого количества слоев акварель может утратить свою прозрачность). Для уверенности в успешной корректировке нужно сделать эксперимент на отдельном листе акварельной бумаги. Нанесите цвет, который нужно будет скорректировать. Желательно максимально точно воспроизвести его. После полного высыхания наносим лессирующие мазки разных оттенков и выбираем подходящий вариант. Для уверенности в успешной корректировке нужно сделать эксперимент на отдельном листе акварельной бумаги. Нанесите цвет, который нужно будет скорректировать. Желательно максимально точно воспроизвести его. После полного высыхания наносим лессирующие мазки разных оттенков и выбираем подходящий вариант. После такого эксперимента можно смело повторить процесс на живописной работе, используя уже найденный цветовой оттенок.

Корректировка цветов лессировкой

  • Цвета могут быть изменены наложенными впоследствии слоями краски тщательно подобранного цвета (не нужно этим злоупотреблять, т.к. из-за большого количества слоев акварель может утратить свою прозрачность).
  • Для уверенности в успешной корректировке нужно сделать эксперимент на отдельном листе акварельной бумаги. Нанесите цвет, который нужно будет скорректировать. Желательно максимально точно воспроизвести его. После полного высыхания наносим лессирующие мазки разных оттенков и выбираем подходящий вариант.
  • Для уверенности в успешной корректировке нужно сделать эксперимент на отдельном листе акварельной бумаги. Нанесите цвет, который нужно будет скорректировать. Желательно максимально точно воспроизвести его. После полного высыхания наносим лессирующие мазки разных оттенков и выбираем подходящий вариант.
  • После такого эксперимента можно смело повторить процесс на живописной работе, используя уже найденный цветовой оттенок.
Лессировочная решётка Является базовым упражнением в академической акварели Создаются перпендикулярные цветные полосы Цвета располагаются по порядку от тёплых к холодным В местах пересечения образуются суммирующиеся оттенки, получаемые при наложении одного цвета на другой.

Лессировочная решётка

  • Является базовым упражнением в академической акварели
  • Создаются перпендикулярные цветные полосы
  • Цвета располагаются по порядку от тёплых к холодным
  • В местах пересечения образуются суммирующиеся оттенки, получаемые при наложении одного цвета на другой.
Лепка формы мазком и плоскостью в академической акварели Чтобы понять, как средствами живописи передать объем предметов и их цветовую взаимосвязь, представьте любой объект как бы состоящим из отдельных площадочек, различно повернутых к свету и друг к другу, каждая такая площадочка-условно и есть мазок. Масштаб мазка также влияет на построение пространства в плоскости листа. Первоплановые предметы пишутся подробно, с детальной проработкой, по мере удаления мазок становится шире, обобщеннее, и, наконец, фон пишется широко, мягко, цельно. Эта техника предназначена для формирования навыка цветовой и тоновой моделировки объёма. Крупные плоскости выполняются при помощи равномерной заливки необходимого участка бумаги определённым цветом.

Лепка формы мазком и плоскостью в академической акварели

  • Чтобы понять, как средствами живописи передать объем предметов и их цветовую взаимосвязь, представьте любой объект как бы состоящим из отдельных площадочек, различно повернутых к свету и друг к другу, каждая такая площадочка-условно и есть мазок. Масштаб мазка также влияет на построение пространства в плоскости листа.
  • Первоплановые предметы пишутся подробно, с детальной проработкой, по мере удаления мазок становится шире, обобщеннее, и, наконец, фон пишется широко, мягко, цельно.
  • Эта техника предназначена для формирования навыка цветовой и тоновой моделировки объёма.
  • Крупные плоскости выполняются при помощи равномерной заливки необходимого участка бумаги определённым цветом.
Принцип моделирования формы плоскостями Его очень легко понять если вспомнить как чистят картошку или яблоки простым кухонным ножом, срезая не только верхний слой с кожицей, но и часть материала. В результате образуются плоские поверхности с чёткими гранями на которых более равномерно распределён тон.

Принцип моделирования формы плоскостями

  • Его очень легко понять если вспомнить как чистят картошку или яблоки простым кухонным ножом, срезая не только верхний слой с кожицей, но и часть материала. В результате образуются плоские поверхности с чёткими гранями на которых более равномерно распределён тон.
Лепка шара плоскостями в технике гризайль Цель упражнения – для каждой грани определить нужный тон, используя шкалу ахроматического градиента тонов. Необходимо использовать весь тональный диапазон от белого блика №1 (краска отсутствует), до самого темного тона №12 (краска максимально насыщенного тона). При выполнении многослойной акварельной заливки научитесь получать строго определенный тон.

Лепка шара плоскостями в технике гризайль

  • Цель упражнения – для каждой грани определить нужный тон, используя шкалу ахроматического градиента тонов.
  • Необходимо использовать весь тональный диапазон от белого блика №1 (краска отсутствует), до самого темного тона №12 (краска максимально насыщенного тона).
  • При выполнении многослойной акварельной заливки научитесь получать строго определенный тон.
Рисунок Шар не должен быть слишком большим или маленьким, располагаться примерно в центре листа. Выделить плоскости, разграничить поверхность шара по принципу глобуса, используя параллели и меридианы.

Рисунок

  • Шар не должен быть слишком большим или маленьким, располагаться примерно в центре листа.
  • Выделить плоскости, разграничить поверхность шара по принципу глобуса, используя параллели и меридианы.
Лессировка плоскостями Это академическое упражнение, известное с середины XIX века. Оно позволяет закрепить навыки лессировки акварельными красками, выполнив разделение шара на цветовые плоскости. Выполняется по предварительно подготовленной шкале цветовых оттенков.

Лессировка плоскостями

  • Это академическое упражнение, известное с середины XIX века.
  • Оно позволяет закрепить навыки лессировки акварельными красками, выполнив разделение шара на цветовые плоскости.
  • Выполняется по предварительно подготовленной шкале цветовых оттенков.
Мозаичность живописи Имеет большое значение масштаб мазка, направление, а также ритм мазков, способ их кладки. Мазок способен передать фактуру материала: гладкую, блестящую поверхность стекла, металла, матовую поверхность дерева, глины, мех, оперение птицы и сочную мякоть арбуза. Работая кистью следует наносить короткие отрывистые удары самым кончиком, всей плоскостью, либо формировать фигурный мазок Часто мазки акварели успевают высохнуть, пока вы ищете на палитре нужный оттенок. Это не страшно, с опытом будете писать быстрее и мозаичность уйдет. Если всю работу выполнять только мелкими мазочками, она будет производить впечатление дробности.

Мозаичность живописи

  • Имеет большое значение масштаб мазка, направление, а также ритм мазков, способ их кладки. Мазок способен передать фактуру материала: гладкую, блестящую поверхность стекла, металла, матовую поверхность дерева, глины, мех, оперение птицы и сочную мякоть арбуза.
  • Работая кистью следует наносить короткие отрывистые удары самым кончиком, всей плоскостью, либо формировать фигурный мазок
  • Часто мазки акварели успевают высохнуть, пока вы ищете на палитре нужный оттенок. Это не страшно, с опытом будете писать быстрее и мозаичность уйдет.
  • Если всю работу выполнять только мелкими мазочками, она будет производить впечатление дробности.
Мазки в лессировке Мазки – это один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамичную картину от скучной работы. Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, завершая тем самым мазок. Он может быть точечным, линейным, фигурным, четким, размытым, сплошным, прерывистым и т.п. Пока мазок не высох, не следует класть мазки рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Нужно постараться найти как можно больше цветовых оттенков - пусть не будет двух одинаковых мазков. В начале работы не следует класть больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок следует класть в тени этого предмета

Мазки в лессировке

  • Мазки – это один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамичную картину от скучной работы.
  • Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, завершая тем самым мазок.
  • Он может быть точечным, линейным, фигурным, четким, размытым, сплошным, прерывистым и т.п.
  • Пока мазок не высох, не следует класть мазки рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.

Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Нужно постараться найти как можно больше цветовых оттенков - пусть не будет двух одинаковых мазков.

В начале работы не следует класть больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок следует класть в тени этого предмета

Глубина картины и варианты мазка Масштаб мазка влияет на построение пространства на плоскости листа: Первоплановые предметы пишутся подробно, с детальной проработкой По мере удаления мазок становится шире, обобщённее Фон пишется широко, мягко, цельно.

Глубина картины и варианты мазка

  • Масштаб мазка влияет на построение пространства на плоскости листа:
  • Первоплановые предметы пишутся подробно, с детальной проработкой
  • По мере удаления мазок становится шире, обобщённее
  • Фон пишется широко, мягко, цельно.
Фигурный мазок в акварели Существует две основные формы кистей: круглая и плоская Круглой удобно ставить точки, запятые, кружочки, овалы и неопределённые формы. Плоской кистью лучше всего создавать линейные штрихи, прямоугольные и треугольные мазки Круглой удобно ставить точки, запятые, кружочки, овалы и неопределённые формы. Плоской кистью лучше всего создавать линейные штрихи, прямоугольные и треугольные мазки Глядя на изображаемый предмет, обратите внимание на цветовые пятна из которых он образуется. Какие формы пятен преобладают? Постарайтесь нанести на бумагу все пятна такими, какие они есть в натуре.

Фигурный мазок в акварели

  • Существует две основные формы кистей: круглая и плоская
  • Круглой удобно ставить точки, запятые, кружочки, овалы и неопределённые формы. Плоской кистью лучше всего создавать линейные штрихи, прямоугольные и треугольные мазки
  • Круглой удобно ставить точки, запятые, кружочки, овалы и неопределённые формы.
  • Плоской кистью лучше всего создавать линейные штрихи, прямоугольные и треугольные мазки
  • Глядя на изображаемый предмет, обратите внимание на цветовые пятна из которых он образуется. Какие формы пятен преобладают? Постарайтесь нанести на бумагу все пятна такими, какие они есть в натуре.
Декоративный приём Если использовать только один определённый тип и размер мазка (квадратный, круглый, овальный или треугольный), то в результате получится декоративный эффект, который может стать основой уникального авторского стиля в творчестве.

Декоративный приём

  • Если использовать только один определённый тип и размер мазка (квадратный, круглый, овальный или треугольный), то в результате получится декоративный эффект, который может стать основой уникального авторского стиля в творчестве.
Контрастный колорит По цветовому тону ярко-желтый композиционный центр противопоставляется синему заднему плану, а светлые детали лепестков выделяются на фоне тёмных пятен, расположенных по соседству. Гармонизировать контрасты удаётся за счёт добавления большого количества смежных оттенков и плавных переходах.

Контрастный колорит

  • По цветовому тону ярко-желтый композиционный центр противопоставляется синему заднему плану, а светлые детали лепестков выделяются на фоне тёмных пятен, расположенных по соседству.
  • Гармонизировать контрасты удаётся за счёт добавления большого количества смежных оттенков и плавных переходах.
Рефлексы от окружающей обстановки Основой зрительного восприятия является свет Исходя из своего источника луч попадает на предмет, обретает его цвет и отражаясь попадает в глаз Большинство лучей прежде чем попасть в глаз, отражаются многократно от разных предметов, перенося цветовой оттенок с одного на другой. Так образуются рефлексы и сложное многообразие цветовой палитры.

Рефлексы от окружающей обстановки

  • Основой зрительного восприятия является свет
  • Исходя из своего источника луч попадает на предмет, обретает его цвет и отражаясь попадает в глаз
  • Большинство лучей прежде чем попасть в глаз, отражаются многократно от разных предметов, перенося цветовой оттенок с одного на другой. Так образуются рефлексы и сложное многообразие цветовой палитры.
https://www.pinterest.ru/pin/2674081019184707/  https://www.pinterest.ru/pin/2040762320261187/ https://www.pinterest.ru/pin/121245414958827874/ https://zhukdk.ru/uroki-risovaniya/kak-vypolnyaetsya-tehnika-grizajl.html
  • https://www.pinterest.ru/pin/2674081019184707/
  • https://www.pinterest.ru/pin/2040762320261187/
  • https://www.pinterest.ru/pin/121245414958827874/
  • https://zhukdk.ru/uroki-risovaniya/kak-vypolnyaetsya-tehnika-grizajl.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!