Просмотр содержимого документа
«Академическая техника акварельной живописи»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫСОКОВСКАЯ ДШИ"
Презентация к уроку «Изобразительное искусство»
Подготовил: Гаврилов В.А. преподаватель МБОУ ДО «ВДШИ» г. Высоковск
Академическая техника акварельной живописи
Что такое техника живописи?
- Сегодня многие картины выглядят как живые.
- Но так было не всегда!
- Искусство живописи развивалось в течение многих веков. Так отдельные приёмы собирались в определённые последовательности и закономерности.
- Такие упорядоченные последовательности и называются техниками живописи.
Какая техника является академической?
- В 1622 году Академия живописи открылась в Утрехте, в 1696 году — в Гааге. Во Франции в эпоху короля Людовиком XIV, в 1648 году стараниями кардинала Мазарини учреждается Королевская академия живописи.
- Академическая техника живописи впитала в себя многочисленные приёмы и наработки великих художников и благодаря этому обеспечивает более высокую точность передачи цветовых оттенков чем этюдная техника.
- Она требует соблюдения некоторых обязательных правил и подразумевает длительную работу слой за слоем.
Важное в последовательности шагов
- Акварель – это уникальная краска: она прозрачна и пропускает сквозь себя световые лучи, которые отражаясь от бумаги воспринимаются зрителями.
- Но если нанести слишком густой слой акварельной краски, то прозрачность исчезнет и потеряется сама суть акварели – её лёгкость и воздушность.
- Поэтому, чтобы сохранить прозрачность и воздушность акварельной работы очень важно соблюдать определённую последовательность в нанесении краски на бумагу.
Правило №1 наклон бумаги
- В академической технике акварельной живописи принято закреплять бумагу под лёгким наклоном а не на горизонтальном столе. Это связано с тем, что подкрашенная вода должна сама растекаться по бумаге, оставляя тонкую цветовую плёнку.
- Если вы не будете использовать наклон, то краска будет формировать лужи.
- Если наклон будет слишком резким, то вода слишком быстро потечёт вниз и оставит вертикальные полосы.
- Главное для работы с акварелью – мобильность рабочей плоскости, потому что в процессе работы внезапно может понадобиться различный наклон планшета с живописью. Поэтому необходимо прикрепить лист акварельной бумаги к небольшой доске или картонку, под верхний край которой можно подложить подходящий для оптимального наклона предмет.
Упражнение №1 «увеличение плотности красочного слоя»
- Давайте попробуем понять основной принцип академической техники акварельной живописи – послойная работа.
- Выполним равномерную заливку цветом прямоугольника 7 х 10 см. Для этого следует развести достаточное количество краски с водой на палитре, чтобы кисть контактировала только с этим раствором (ни в краску, ни в воду кисть не погружается). Работа ведется сверху вниз (в соответствии с законом всемирного тяготения, а не вопреки). Кисть должна содержать достаточное количество красочного раствора и помогать ему распределяться по бумаге вниз. Таким образом следует «залить» несколько прямоугольников, пока не будет получаться равномерное покрытие
- После полного высыхания первого прямоугольника делим его на 4 равные части и выполняем второй слой заливки, оставляя первый прямоугольник в первозданном виде. добиваемся большей плотности красочного слоя не сгущая раствор краски.
- После высыхания второго слоя наносим третий на правую половину прямоугольника.
- Четвёртый слой наносим только на последнюю четверть прямоугольника. Это будет самый плотный оттенок для приготовленного красочного раствора.
Упражнение №2 Учимся лессировке
- Эта техника, основанная на нанесении тонких (почти прозрачных) красок друг на друга. Обратите внимание, что нижний слой должен быть просохшим, иначе вместо лессировки вы получите простое смешивание красок. Причем не в лучшем виде.
- Лессировкой можно погасить кричащие краски. Еще одно достоинство лессировки в том, что ее можно наносить много раз.
- Наилучший эффект лессировки получается с подмалевком, который светлее и холоднее чем планируемая готовая картина.
- Для того, чтобы определить, какие краски являются лессировочными, а какие – корпусными, можно сделать выкраски раствором каждой краски на черной бумаге. Лессировочные краски будут едва заметны, а корпусные оставят на черной бумаге хорошо различимый след.
- Для того, чтобы определить, какие краски являются лессировочными, а какие – корпусными, можно сделать выкраски раствором каждой краски на черной бумаге. Лессировочные краски будут едва заметны, а корпусные оставят на черной бумаге хорошо различимый след.
На рисунке видно, что кадмий лимонный (Cadmium Lemon) – непрозрачная акварель, а золотой хинакридон (Quinacridone Gold) – прозрачная.
Пример цветов, которые можно использовать для лессировки:
Цвета, которые лучше не выбирать для этой техники:
- гуммигут (New Gamboge);
- индийский жёлтый (Indian Yellow);
- винзор красный (Winsor Red);
- малиновый ализариновый (Alizarin Crimson);
- кармин (Carmine);
- розовый прочный (Permanent Rose);
- пурпурный хинакридон (Quinacridone Magenta);
- винзор фиолетовый (Winsor Violet (Dioxazine));
- индатрен синий (Indanthrene Blue);
- французский ультрамарин (French Ultramarine);
- кобальт синий (Cobalt Blue);
- синий антверпен (Antwerp Blue);
- берлинская лазурь (Prussian Blue);
- виридоновая (Viridian);
- винзор зелёный (Winsor Green (Yellow Shade));
- зелёный перилен (Perylene Green);
- зелёный Хукера (Hooker’s Green);
- травяная зелень прочная (Permanent Sap Green)
- кадмий жёлтый или красный (cadmium yellow or red);
- церулиум синий (Cerulean Blue);
- марганцовая голубая (Manganese Blue Hue);
- кобальт бирюзовый (Cobalt Turquoise);
- кобальт зелёный (Cobalt Green);
- неаполитанский жёлтый (Naples Yellow);
- жёлтая охра (Yellow Ochre);
- серия (Sepia) и индиго (Indigo)
Задание для закрепления изученного
- Разместите любой равномерный по окраске фрукт или овощ (лимон, апельсин, мандарин, помидор или огурец) на тарелке.
- Создайте живописный портрет этого простого натюрморта с использованием техники лессировки.
- Увеличивайте плотность красочного слоя от блика до тени.
Корректировка цветов лессировкой
- Цвета могут быть изменены наложенными впоследствии слоями краски тщательно подобранного цвета (не нужно этим злоупотреблять, т.к. из-за большого количества слоев акварель может утратить свою прозрачность).
- Для уверенности в успешной корректировке нужно сделать эксперимент на отдельном листе акварельной бумаги. Нанесите цвет, который нужно будет скорректировать. Желательно максимально точно воспроизвести его. После полного высыхания наносим лессирующие мазки разных оттенков и выбираем подходящий вариант.
- Для уверенности в успешной корректировке нужно сделать эксперимент на отдельном листе акварельной бумаги. Нанесите цвет, который нужно будет скорректировать. Желательно максимально точно воспроизвести его. После полного высыхания наносим лессирующие мазки разных оттенков и выбираем подходящий вариант.
- После такого эксперимента можно смело повторить процесс на живописной работе, используя уже найденный цветовой оттенок.
Лессировочная решётка
- Является базовым упражнением в академической акварели
- Создаются перпендикулярные цветные полосы
- Цвета располагаются по порядку от тёплых к холодным
- В местах пересечения образуются суммирующиеся оттенки, получаемые при наложении одного цвета на другой.
Лепка формы мазком и плоскостью в академической акварели
- Чтобы понять, как средствами живописи передать объем предметов и их цветовую взаимосвязь, представьте любой объект как бы состоящим из отдельных площадочек, различно повернутых к свету и друг к другу, каждая такая площадочка-условно и есть мазок. Масштаб мазка также влияет на построение пространства в плоскости листа.
- Первоплановые предметы пишутся подробно, с детальной проработкой, по мере удаления мазок становится шире, обобщеннее, и, наконец, фон пишется широко, мягко, цельно.
- Эта техника предназначена для формирования навыка цветовой и тоновой моделировки объёма.
- Крупные плоскости выполняются при помощи равномерной заливки необходимого участка бумаги определённым цветом.
Принцип моделирования формы плоскостями
- Его очень легко понять если вспомнить как чистят картошку или яблоки простым кухонным ножом, срезая не только верхний слой с кожицей, но и часть материала. В результате образуются плоские поверхности с чёткими гранями на которых более равномерно распределён тон.
Лепка шара плоскостями в технике гризайль
- Цель упражнения – для каждой грани определить нужный тон, используя шкалу ахроматического градиента тонов.
- Необходимо использовать весь тональный диапазон от белого блика №1 (краска отсутствует), до самого темного тона №12 (краска максимально насыщенного тона).
- При выполнении многослойной акварельной заливки научитесь получать строго определенный тон.
Рисунок
- Шар не должен быть слишком большим или маленьким, располагаться примерно в центре листа.
- Выделить плоскости, разграничить поверхность шара по принципу глобуса, используя параллели и меридианы.
Лессировка плоскостями
- Это академическое упражнение, известное с середины XIX века.
- Оно позволяет закрепить навыки лессировки акварельными красками, выполнив разделение шара на цветовые плоскости.
- Выполняется по предварительно подготовленной шкале цветовых оттенков.
Мозаичность живописи
- Имеет большое значение масштаб мазка, направление, а также ритм мазков, способ их кладки. Мазок способен передать фактуру материала: гладкую, блестящую поверхность стекла, металла, матовую поверхность дерева, глины, мех, оперение птицы и сочную мякоть арбуза.
- Работая кистью следует наносить короткие отрывистые удары самым кончиком, всей плоскостью, либо формировать фигурный мазок
- Часто мазки акварели успевают высохнуть, пока вы ищете на палитре нужный оттенок. Это не страшно, с опытом будете писать быстрее и мозаичность уйдет.
- Если всю работу выполнять только мелкими мазочками, она будет производить впечатление дробности.
Мазки в лессировке
- Мазки – это один из самых распространенных способов письма в живописи, по характеру которых легко отличить динамичную картину от скучной работы.
- Наполненная краской кисть, соприкасаясь с поверхностью листа, выполняет то или иное движение, после чего отрывается от бумаги, завершая тем самым мазок.
- Он может быть точечным, линейным, фигурным, четким, размытым, сплошным, прерывистым и т.п.
- Пока мазок не высох, не следует класть мазки рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.
Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков. Нужно постараться найти как можно больше цветовых оттенков - пусть не будет двух одинаковых мазков.
В начале работы не следует класть больше двух мазков по одному предмету. При этом, если один мазок положен по освещенной части предмета, другой мазок следует класть в тени этого предмета
Глубина картины и варианты мазка
- Масштаб мазка влияет на построение пространства на плоскости листа:
- Первоплановые предметы пишутся подробно, с детальной проработкой
- По мере удаления мазок становится шире, обобщённее
- Фон пишется широко, мягко, цельно.
Фигурный мазок в акварели
- Существует две основные формы кистей: круглая и плоская
- Круглой удобно ставить точки, запятые, кружочки, овалы и неопределённые формы. Плоской кистью лучше всего создавать линейные штрихи, прямоугольные и треугольные мазки
- Круглой удобно ставить точки, запятые, кружочки, овалы и неопределённые формы.
- Плоской кистью лучше всего создавать линейные штрихи, прямоугольные и треугольные мазки
- Глядя на изображаемый предмет, обратите внимание на цветовые пятна из которых он образуется. Какие формы пятен преобладают? Постарайтесь нанести на бумагу все пятна такими, какие они есть в натуре.
Декоративный приём
- Если использовать только один определённый тип и размер мазка (квадратный, круглый, овальный или треугольный), то в результате получится декоративный эффект, который может стать основой уникального авторского стиля в творчестве.
Контрастный колорит
- По цветовому тону ярко-желтый композиционный центр противопоставляется синему заднему плану, а светлые детали лепестков выделяются на фоне тёмных пятен, расположенных по соседству.
- Гармонизировать контрасты удаётся за счёт добавления большого количества смежных оттенков и плавных переходах.
Рефлексы от окружающей обстановки
- Основой зрительного восприятия является свет
- Исходя из своего источника луч попадает на предмет, обретает его цвет и отражаясь попадает в глаз
- Большинство лучей прежде чем попасть в глаз, отражаются многократно от разных предметов, перенося цветовой оттенок с одного на другой. Так образуются рефлексы и сложное многообразие цветовой палитры.
- https://www.pinterest.ru/pin/2674081019184707/
- https://www.pinterest.ru/pin/2040762320261187/
- https://www.pinterest.ru/pin/121245414958827874/
- https://zhukdk.ru/uroki-risovaniya/kak-vypolnyaetsya-tehnika-grizajl.html