СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессия у подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Агрессия у подростков»

Агрессия  у подростков   Презентацию подготовила: педагог-психолог Алферина Н.В.

Агрессия у подростков

Презентацию подготовила:

педагог-психолог Алферина Н.В.

 Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессия подростков  — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса.  Агрессия подростков — крайне неприятное, но при этом  закономерное и естественное явление .  Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.
  • Агрессия подростков  — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса.
  • Агрессия подростков — крайне неприятное, но при этом  закономерное и естественное явление .
  • Агрессия подростков — это признак внутреннего дискомфорта и неумения владеть своими эмоциями.
      Структура проявления агрессии По направленности   Агрессия, направленная вовне   Аутоагрессия - направленная на себя По цели  По методу выражения    Интеллектуальная агрессия   Враждебная агрессия   Физическая агрессия   Вербальная агрессия  По степени выраженности  Прямая агрессия   Косвенная агрессия  По наличию инициативы  Инициативная агрессия   Оборонительная агрессия 

 

 

Структура проявления агрессии

По направленности

  •   Агрессия, направленная вовне 
  • Аутоагрессия - направленная на себя

По цели 

По методу выражения 

  •   Интеллектуальная агрессия 
  • Враждебная агрессия
  • Физическая агрессия 
  • Вербальная агрессия

По степени выраженности

  • Прямая агрессия 
  • Косвенная агрессия 

По наличию инициативы

  • Инициативная агрессия 
  • Оборонительная агрессия 
В каких основных формах выражается агрессия подростков?  Физическая агрессия : подросток использует физическую силу против других людей. Вербальная агрессия:  подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п. Раздражительность : подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.

В каких основных формах выражается агрессия подростков?

  • Физическая агрессия : подросток использует физическую силу против других людей.
  • Вербальная агрессия:  подросток выражает свои негативные чувства при помощи слов, угроз, крика и т.п.
  • Раздражительность : подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.
Подозрительность : подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него». Косвенная агрессия : подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля). Обида : подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир». Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия) : подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.
  • Подозрительность : подросток негативно настроен по отношению к окружающим, не доверяет им, считая, что «все против него».
  • Косвенная агрессия : подросток пытается выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля).
  • Обида : подросток может обидеться по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир».
  • Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия) : подросток не делает то, что просят, или делает слишком медленно, забывает о просьбах и поручениях, оттягивает время.
Упражнение «Спустить пар»

Упражнение «Спустить пар»

Упражнение «Шутливое письмо»

Упражнение «Шутливое письмо»

 Разминка «Давайте познакомимся»

Разминка «Давайте познакомимся»

Упражнение «Рисунок»

Упражнение «Рисунок»

Упражнение «Подарок»

Упражнение «Подарок»

«Портрет агрессивного человека»

«Портрет агрессивного человека»

  Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.    Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.  В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:  - полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);  - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);  - переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);  - позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

  • Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: - полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения); - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»); - переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»); - позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

 Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.    Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

  • Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

 Контроль над собственными негативными эмоциями.    Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

  • Контроль над собственными негативными эмоциями.

Взрослым необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

 Обсуждение проступка.   Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого агрессора.

  • Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого агрессора.

 Сохранение положительной репутации ребенка.  Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.  Для сохранения положительной репутации целесообразно:  - публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;  - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;  - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.  Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

  • Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

 Демонстрация модели неагрессивного поведения.   Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.  Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:  нерефлексивное слушание; пауза, дающая ребенку возможность успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.

  • Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • нерефлексивное слушание;
  • пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;
  • признание чувств ребенка.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!