СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке, для формирования знаний о подъёме национально – патриотического движения в период Смуты, об освобождении Москвы от польских интервентов, о значении для России воцарения новой династии, об итогах и последствии Смуты для русского народа. 2.Формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом учебника, документами, работы с тестом, опыта самооценки. 3. Воспитание патриотических чувств на примере подвигов героев Смутного времени: Патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского.

Просмотр содержимого документа
«ГурскийВВ»

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции.

Урок истории в 7 классе.


Цели урока:

1.Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке, для формирования знаний о подъёме национально – патриотического движения в период Смуты, об освобождении Москвы от польских интервентов, о значении для России воцарения новой династии, об итогах и последствии Смуты для русского народа.
2.Формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом учебника, документами, работы с тестом, опыта самооценки.
3. Воспитание патриотических чувств на примере подвигов героев Смутного времени: Патриарха Гермогена, К. Минина, Д. Пожарского.


Вводная беседа:

Какой праздник мы отмечаем 4 ноября? Как он называется? В честь какого события установлен? (слайд 1) Связан ли с этим праздником памятник, который вы видите? (слайд 2) Кто на нем изображен? Знаете ли вы надпись на памятнике?

Тема урока (слайд 3)

Проблемный вопрос: Знаете ли вы, что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию?

Что такое интервенция? (Если не объяснят, слайд 4) Какие слова в этом определении главные? В рабочий лист пишется: «вооружённое вмешательство в дела какой-нибудь страны».

Инсайт – можно устно (слайд 5).

Знал: Что вы вообще слышали об этих событиях.

Узнал: что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию?

Хочу узнать





На уроке мы будем заполнять рабочий лист (Слайд 6). Он нужен для того, чтобы у вас остался материал для подготовки к следующему занятию.

Интервенция – это


Ополчение - это


Поляки и шведы стремились...


В чем проявился героизм русских людей?



Оборона Смоленска

Первое ополчение

Второе ополчение

Годы




Где сформировалось




Кто возглавлял




Результат





Сегодня на уроке мы будем работать в группах. У нас сегодня пять групп: Картографы, Архивисты, две группы историков и группа Военных (слайд 7). Каждая группа должна выбрать себе спикера, который представит ее результаты.

Слайд 8 – заставка на время подготовки групп.


1 группа «Картографы» (слайд 9 – задание, слайд 10 – примерный результат): Направления польской и шведской интервенции.

Вопросы:

Найдите в учебнике (с. 19-20 пункт «Вторжение войск Польши и Швеции») материал и заполните пробелы в рассказе. Также покажите на карте города Смоленск, Новгород, Троице-Сергиев монастырь.


2 группа «Архивисты» » (слайд 11 – задание, слайд 12 – примерный результат): Перед вами подлинный документ – воззвание главы Русской церкви Патриарха Гермогена. Ответьте на вопросы:

В чем обвиняет Патриарх сторонников самозванца? К чему призывает их? Каково отношение автора документа к событиям? Подтвердите ответ, заполнив пропуски в цитатах из воззвания. Почему мы можем назвать Гермогена героем?



Перед третьей группой - проработать понятие «ополчение» (слайд 13).


3 группа «Историки-1» » (слайд 14 – задание, слайд 15 – примерный результат): Первое ополчение. Источник – учебник, С. 26, последний абзац-с. 27 первый абзац.

Вопросы:

Кто возглавил Первое ополчение? В каком городе оно сформировалось? Чего оно сумело достичь и почему не смогло окончательно решить задачу?

Перед отчетом третей группы спросить, понимают ли учащиеся слово «Ополчение». При наличии трудностей проработать по образцу работы над «интервенцией».


4 группа «Историки-2» » (слайд 16 – задание, слайд 17 – примерный результат): Второе ополчение. Источник – фрагмент из книги известного русского историка ХІХ века Н. И. Костомарова «Смутное время Московского государства».

Вопросы:

Кто возглавил Первое ополчение? Почему были избраны именно эти люди? В каком городе оно сформировалось? За что сражалось Второе ополчение?


5 группа «Военные» » (слайд 18 – задание): сражение за Москву. Источник – карта сражения и фрагмент из романа русского писателя М. Н. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году».

Вопросы:

Воспроизведите на макете описанные во фрагменте события атака конницы Минина в тыл, бегство поляков в Кремль, окружение Кремля русскими. Объясняйте свои действия, руководствуясь текстом.

В чем вы видите причину победы русских?

Итог: видеозапись.


Фронтальная работа с фильмом (слайд -19).

Итак перед нами прошли призыв Гермогена, оборона Смоленска, Первое и Второе ополчения, освобождение Москвы. И сейчас нам предстоит сделать главный вывод нашего урока – что же стало основной причиной победы россиян над интервентами? Для этого мы посмотрим фрагмент фильма о Минине и Пожарском, снятого в 1939 году.

Вопросы: 1) Чем закончилась деятельность второго ополчения? 2) Как К. Минин (согласно фильму) в своей речи определяет главную причину победы Ополчения над захватчиками?


Закрепление и контроль. Текст с ошибками (слайд 20 – задание, слайд 21 – контроль).

Начало ХVІІ века стало для России Смутным временем. Сменялись самозванцы, выдававшие себя за Бориса Годунова. Войска чехов и англичан вторглись в страну и захватили Кремль. Три ополчения потерпели поражение, но наконец, в 1614 году Четвертое ополчение под руководством Ивана Грозного и Кутузова выступило из Саратова и освободило Москву.

Взаимопроверка.


Рефлексия: завершение инсайта с опорой на рабочий лист (слайд 22).


Домашнее задание: параграф 3, задания после параграфа, понятия и даты – по рабочему листу.

Просмотр содержимого документа
«Гермоген»

Воззвание главы Русской Церкви Патриарха Гермогена к сторонникам самозванца.


Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к мнимому вашему царику... Я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими... Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?

Просмотр содержимого документа
«Костомаров»

Костомаров Н. И. Смутное время Московского государства в начале ХVІІ века. – М.: Чарли, 1994. – С. 724.


Много народа столпилось около собора. Тут Козьма Минин вышел из храма и сказал громким голосом: ''Православные люди! Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожале­ем животов наших... Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет нам от всей земли, что от такого малого города Нижнего Новгорода произойдет такое великое дело. Я знаю: только мы на это поднимемся, многие города к нам пристанут, и мы избавимся от чужеземцев". Любы нижегородцам показались такие слова. У многих слезу прошибло.

Стали думать: кого бы из бояр выбрать себе в предводители такого, чтобы в ратном деле был искусен и в измене не объявился. Все остановились на князе Димитрии Михайловиче Пожарском: за прежние времена не лежало на нем неправды; в смутные годы он не был в воровских таборах и у польского короля милостей не просил.


Просмотр содержимого документа
«группа 2»

2 группа «Архивисты»: Перед вами подлинный документ – воззвание главы Русской церкви Патриарха Гермогена. Ответьте на вопросы:

В чем обвиняет Патриарх сторонников самозванца? К чему призывает их? Каково отношение автора документа к событиям? Подтвердите ответ, заполнив пропуски в цитатах из воззвания. Почему мы можем назвать Гермогена героем?

Отечество ____________________и___________________________

У власти ____________________________ «царик»

Я_________________________________________: помилуйте, братие и чада...



Просмотр содержимого документа
«группа 4»

4 группа «Историки-2»: Второе ополчение. Источник – фрагмент из книги известного русского историка ХІХ века Н. И. Костомарова «Смутное время Московского государства».

Вопросы:

Кто возглавил Первое ополчение? Почему были избраны именно эти люди? В каком городе оно сформировалось? За что сражалось Второе ополчение?

Второе Ополчение в городе _______________ возглавили_________________________

Пожарский в смутные годы не был____________________________________________

Если нам хотеть помочь ___________ и избавиться от ____________________________



Просмотр содержимого презентации
«ГурскийВВ»

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции. Гурский Валентин Владимирович Учитель истории, обществознания и ОРКСЭ МБОУ «Лицей № 120» г. Челябинска Урок истории в 7 классе.

Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции.

Гурский Валентин Владимирович

Учитель истории, обществознания и ОРКСЭ

МБОУ «Лицей № 120» г. Челябинска

Урок истории в 7 классе.

А грессия Речи Посполитой и Швеции.  Борьба против иностранной интервенции.

А грессия Речи Посполитой и Швеции. Борьба против иностранной интервенции.

Интервенция

Интервенция

  • агрессивное, как правило, вооружённое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны
Знал: Что вы вообще слышали об этих событиях.   Узнал: что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию? Хочу узнать    

Знал: Что вы вообще слышали об этих событиях.

 

Узнал: что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию?

Хочу узнать

 

 

Интервенция – это     Годы Ополчение - это Оборона Смоленска Где сформировалось Первое ополчение     Кто возглавлял     Второе ополчение Поляки и шведы стремились...     Результат     В чем проявился героизм русских людей?              

Интервенция – это

 

 

Годы

Ополчение - это

Оборона Смоленска

Где сформировалось

Первое ополчение

 

 

Кто возглавлял

 

 

Второе ополчение

Поляки и шведы стремились...

 

 

Результат

 

 

В чем проявился героизм русских людей?

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах Картографы Архивисты Историки, первая группа Историки, вторая группа Военные Каждая группа должна выбрать себе спикера, который представит ее результаты.

Работа в группах

  • Картографы
  • Архивисты
  • Историки, первая группа
  • Историки, вторая группа
  • Военные

Каждая группа должна выбрать себе спикера, который представит ее результаты.

1 группа «Картографы»: Направления польской и шведской интервенции

1 группа «Картографы»: Направления польской и шведской интервенции

  • Польский король открыто вмешался в события и осадил__________________, который героически оборонялся. Русское войско сняло осаду ________________________, но потом потерпело поражение. Шведы разорвали союз и под предлогом того, что им не заплатили захватили_______________________________________________________.
1 группа «Картографы»: Направления польской и шведской интервенции

1 группа «Картографы»: Направления польской и шведской интервенции

  • Польский король открыто вмешался в события и осадил Смоленск , который героически оборонялся. Русское войско сняло осаду Троице-Сергиева монастыря , но потом потерпело поражение. Шведы разорвали союз и под предлогом того, что им не заплатили захватили побережье Финского залива и Новгород .
2 группа «Архивисты»: Перед вами подлинный документ – воззвание главы Русской церкви Патриарха Гермогена

2 группа «Архивисты»: Перед вами подлинный документ – воззвание главы Русской церкви Патриарха Гермогена

  • Отечество ____________________и________________
  • У власти ______________________ «царик»
  • Я____________________________________: помилуйте, братие и чада...
2 группа «Архивисты»: Перед вами подлинный документ – воззвание главы Русской церкви Патриарха Гермогена

2 группа «Архивисты»: Перед вами подлинный документ – воззвание главы Русской церкви Патриарха Гермогена

  • Отечество расхищается и разоряется
  • У власти мнимый «царик»
  • Я плачу и рыдаю : помилуйте, братие и чада...
Ополчение

Ополчение

  • Добровольное войско.
3 группа «Историки-1»: Первое ополчение

3 группа «Историки-1»: Первое ополчение

  • Первое Ополчение в городе ___________ возглавил_______________________________
  • Слабо___________________________ отряды вынуждены были___________________
  • В лагере ополченцев начались________________________________
3 группа «Историки-1»: Первое ополчение

3 группа «Историки-1»: Первое ополчение

  • Первое Ополчение в городе Рязани возглавил П. Ляпунов .
  • Слабо вооруженные отряды вынуждены были отступить .
  • В лагере ополченцев начались раздоры.
4 группа «Историки-2»: Второе ополчение

4 группа «Историки-2»: Второе ополчение

  • Второе Ополчение в городе _______________ возглавили______________________________
  • Пожарский в смутные годы не был_____________________________________________________________________________
  • Если нам хотеть помочь ___________ и избавиться от ____________________________
4 группа «Историки-2»: Второе ополчение

4 группа «Историки-2»: Второе ополчение

  • Второе Ополчение в городе Нижний Новгород возглавили Кузьма Минин и Д. М. Пожарский.
  • Пожарский в смутные годы не был в воровских таборах и у польского короля милостей не просил.
  • Если нам хотеть помочь Московскому государству и избавиться от чужеземцев .
5 группа «Военные»: Второе ополчение

5 группа «Военные»: Второе ополчение

  • 5 группа «Военные»: сражение за Москву. Источник – карта сражения и фрагмент из романа русского писателя М. Н. Загоскина «Юрий Милославский или Русские в 1612 году».
  • Вопросы:
  • Воспроизведите на макете описанные во фрагменте события атака конницы Минина в тыл, бегство поляков в Кремль, окружение Кремля русскими. Объясняйте свои действия, руководствуясь текстом.
Контроль. Текст с ошибками. Начало ХVІІ века стало для России Смутным временем. Сменялись самозванцы, выдававшие себя за Бориса Годунова. Войска чехов и англичан вторглись в страну и захватили Кремль. Три ополчения потерпели поражение, но наконец, в 1614 году Четвертое ополчение под руководством Ивана Грозного и Кутузова выступило из Саратова и освободило Москву.
  • Контроль. Текст с ошибками.
  • Начало ХVІІ века стало для России Смутным временем. Сменялись самозванцы, выдававшие себя за Бориса Годунова. Войска чехов и англичан вторглись в страну и захватили Кремль. Три ополчения потерпели поражение, но наконец, в 1614 году Четвертое ополчение под руководством Ивана Грозного и Кутузова выступило из Саратова и освободило Москву.
Контроль. Текст с ошибками. Начало ХVІІ века стало для России Смутным временем. Сменялись самозванцы, выдававшие себя за Дмитрия . Войска поляков и шведов вторглись в страну и захватили Кремль. Первое ополчение потерпело поражение, но наконец, в 1612 году Второе ополчение под руководством Д. М. Пожарского и К. Минина выступило из Нижнего Новгорода и освободило Москву.
  • Контроль. Текст с ошибками.
  • Начало ХVІІ века стало для России Смутным временем. Сменялись самозванцы, выдававшие себя за Дмитрия . Войска поляков и шведов вторглись в страну и захватили Кремль. Первое ополчение потерпело поражение, но наконец, в 1612 году Второе ополчение под руководством Д. М. Пожарского и К. Минина выступило из Нижнего Новгорода и освободило Москву.
Знал Узнал: что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию?     Хочу узнать  

Знал

Узнал: что сделал наш народ, чтобы прекратить Смутное время и иностранную интервенцию?

 

 

Хочу узнать

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!