СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аграфия. Виды дисграфий. Отличие дисграфии от дизорфографии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аграфия. Виды дисграфий. Отличие дисграфии от дизорфографии»

Аграфия. Виды дисграфий. Отличие дисграфии от дизорфографии Шмелева Т.В. Учитель-логопед МБОУ «СШ № 7»

Аграфия. Виды дисграфий. Отличие дисграфии от дизорфографии

Шмелева Т.В.

Учитель-логопед

МБОУ «СШ № 7»

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма»    Л.С.Выготский  В современной литературе для обозначения специфических расстройств письма используются различные термины. Частичные нарушения письма называются дисграфией ,  полная неспособность письма –   аграфией . Дисграфия  (от греч. δυς – «сложность» и греч. graphō – «писать, изображать») – это частичное специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.    Письмо  - это сложный навык и вид графомоторной деятельности. Письмо  - это взаимная связь и взаимообусловленность а нализаторо в

«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С.Выготский

В современной литературе для обозначения специфических расстройств письма используются различные термины. Частичные нарушения письма называются дисграфией , полная неспособность письма –   аграфией . Дисграфия (от греч. δυς – «сложность» и греч. graphō – «писать, изображать») – это частичное специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Письмо - это сложный навык и вид графомоторной деятельности.

Письмо -

это взаимная связь и взаимообусловленность

а нализаторо в

Процесс письма  Согласованная работа различных анализаторов Речедвигательный анализатор Речеслуховой анализатор помогает осуществлять проговаривание помогает произвести отбор нужного звука  Общедвигательный Зрительный анализатор анализатор помогает осуществлять движения мелких мышц кисти участвует в подборе нужных букв

Процесс письма

Согласованная работа различных анализаторов

Речедвигательный

анализатор

Речеслуховой

анализатор

помогает осуществлять проговаривание

помогает произвести отбор нужного звука

Общедвигательный

Зрительный

анализатор

анализатор

помогает осуществлять движения мелких мышц кисти

участвует в подборе нужных букв

Алексей Николаевич Леонтьев, 1903-1979 По А.Н. Леонтьеву (1983), письмо включает три основные операции: символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем, моделирование звуковой структуры  слова с помощью графических  символов, графо-моторные операции.    Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.

Алексей Николаевич Леонтьев, 1903-1979

По А.Н. Леонтьеву (1983),

письмо включает три основные операции:

  • символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем,
  • моделирование звуковой структуры

слова с помощью графических

символов,

  • графо-моторные операции.

Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.

Специфические операции, входящие в процесс письма Анализ звукового состава слова, подлежащего записи Определение Уточнение звуков последовательности и количества звуков Перевод фонем в графемы «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений

Специфические операции, входящие

в процесс письма

Анализ звукового состава слова,

подлежащего записи

Определение

Уточнение звуков

последовательности

и количества звуков

Перевод фонем

в графемы

«Перешифровка» зрительных схем букв

в кинетическую систему последовательных движений

Симптоматика дисграфии Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых «специфических ошибок»; пропуски букв, слогов, слов, их перестановки; замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков; смешения букв, сходных по начертанию; слияние нескольких слов в одно; нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении, иначе говоря, искажения, замены, смешения букв (оптико-артикуляторно-акустический признак), искажение буквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления, разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы, перестановки слов); аграмматизмы на письме. Пример нарушенного письма

Симптоматика дисграфии

  • Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых «специфических ошибок»;
  • пропуски букв, слогов, слов, их перестановки;
  • замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков;
  • смешения букв, сходных по начертанию;
  • слияние нескольких слов в одно;
  • нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении, иначе говоря, искажения, замены, смешения букв (оптико-артикуляторно-акустический признак), искажение буквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления, разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы, перестановки слов);
  • аграмматизмы на письме.

Пример нарушенного письма

Механизмы письменной речи    Уровни реализуются за счет работы различных отделов коры головного мозга  . Лингвистический передние и задние речевые зоны Психофизиологический  заднелобные, нижнетеменные, височные, задневисочные, переднезатылочные отделы Психологический лобные отделы головного мозга

Механизмы письменной речи

Уровни реализуются за счет работы различных отделов коры головного мозга

.

Лингвистический передние и задние речевые зоны

Психофизиологический заднелобные, нижнетеменные, височные, задневисочные, переднезатылочные отделы

Психологический лобные отделы головного мозга

Биологические причины Социальные и средовые Причины возникновения нарушений письма Социально- психологические

Биологические причины

Социальные

и средовые

Причины

возникновения

нарушений

письма

Социально-

психологические

Причины возникновения дисграфии    Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.  У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.  Высокая распространённость дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФНР или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой. При этом интеллект у детей может быть не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо . Причины дисграфии : - Патогенные (болезнетворные) факторы. - Наследственные факторы. - Органические причины. - Функциональные повреждения. - Социально-психологические факторы. - Леворукость (особенно переученная).

Причины возникновения дисграфии

  • Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
  • Высокая распространённость дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФНР или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой. При этом интеллект у детей может быть не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо .

Причины дисграфии :

- Патогенные (болезнетворные) факторы.

- Наследственные факторы.

- Органические причины.

- Функциональные повреждения.

- Социально-психологические факторы. - Леворукость (особенно переученная).

Проанализировав ошибки детей при письме, выделяем часто встречаемые виды дисграфий    Дисграфия   Дисграфия  аграмматическая аграмматическая оптическая оптическая артикуляторно артикуляторно -акустическая -акустическая на основе на основе нарушения нарушения фонемного фонемного распознавания распознавания    Недоразвитие Отражение в письме Недоразвитие   зрительного гнозиса,  грамматического отражение неправильного неправильного строя речи звукопроизношения анализа, синтеза,  восприятия пространственных и произношения представлений звуков на письме

Проанализировав ошибки детей при письме, выделяем часто встречаемые виды дисграфий

Дисграфия

Дисграфия

аграмматическая

аграмматическая

оптическая

оптическая

артикуляторно

артикуляторно

-акустическая

-акустическая

на основе

на основе

нарушения

нарушения

фонемного

фонемного

распознавания

распознавания

Недоразвитие

Отражение в письме

Недоразвитие

зрительного гнозиса,

грамматического

отражение

неправильного

неправильного

строя речи

звукопроизношения

анализа, синтеза,

восприятия

пространственных

и произношения

представлений

звуков на письме

Артикуляторно-акустическая дисграфия - дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание. Механизм (причина )  возникновения этого вида нарушений является: неправильное произношение звуков речи. Ребёнок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме. Это нарушение слуховой дифференциации и несформированность фонематических представлений. Чаще наблюдается при: Дизартрии, Ринолалии, Дислалии полиморфного характера Проявляется в заменах букв, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда проявляется и после того, как устранены в устной речи. В этом случае нет достаточной опоры на правильную артикуляцию. Пример:  Если ребёнок говорит САРФ вмест о ШАРФ или ЛАКЕТА вместо РАКЕТА, то чаще всего именно так он и пишет эти слова .

Артикуляторно-акустическая дисграфия -

дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.

Механизм (причина ) возникновения этого вида нарушений является: неправильное произношение звуков речи. Ребёнок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме. Это нарушение слуховой дифференциации и несформированность фонематических представлений.

Чаще наблюдается при:

  • Дизартрии,
  • Ринолалии,
  • Дислалии полиморфного характера

Проявляется в

  • заменах букв,
  • пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

Иногда проявляется и после того, как устранены в устной речи.

В этом случае нет достаточной опоры на правильную артикуляцию.

Пример: Если ребёнок говорит САРФ вмест о ШАРФ или ЛАКЕТА вместо РАКЕТА,

то чаще всего именно так он и пишет эти слова .

Пример:   Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой - к ладкой,  озере - о с ере) .  Твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв  по вертикали (стебел о к, р а дом) .  Замены и смешения свистящих и шипящих (чуде ш ный, подсне з ники).  Аффрикатов и их компонентов (расчвели, цудесные, светок).  Заднеязычных согласных (к-х, г-х)(прибе х ают, черему к а).  Сонорных согласных (к л асивый, кораб р ики).  Гласных букв по горизонтали (цвет о ми, тар и лками ).  Согласных по способу образования: ((п-к), (с-х), (т-к)).  Согласных по месту образования: ((п-м), (т-н), (н-л)).  Пример:  нарушено произношение [ш]: На с а с кола самая луч с ая на свете. Пример: Диктуемый текст Письмо по слуху Наступила весна. Тает снег. На ступи весна. Текут ручьи. Так  снек. Прилетели птицы. Текут луци . Скоро будут  Прилери  писы . Скоо будут подснежники. поснезики .

Пример:

  • Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой - к ладкой,

озере - о с ере) .

  • Твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв

по вертикали (стебел о к, р а дом) .

  • Замены и смешения свистящих и шипящих (чуде ш ный, подсне з ники).
  • Аффрикатов и их компонентов (расчвели, цудесные, светок).
  • Заднеязычных согласных (к-х, г-х)(прибе х ают, черему к а).
  • Сонорных согласных л асивый, кораб р ики).
  • Гласных букв по горизонтали (цвет о ми, тар и лками ).
  • Согласных по способу образования: ((п-к), (с-х), (т-к)).
  • Согласных по месту образования: ((п-м), (т-н), (н-л)).

Пример: нарушено произношение [ш]:

На с а с кола самая луч с ая на свете.

Пример:

Диктуемый текст

Письмо по слуху

Наступила весна.

Тает снег.

На ступи весна.

Текут ручьи.

Так снек.

Прилетели птицы.

Текут луци .

Скоро будут

Прилери писы . Скоо будут

подснежники.

поснезики .

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциация фонем) Подвиды:   Акустическая – нечеткость слухового восприятия.  Кинестетическая – трудности кинестетического анализа.  Фонематическая – нарушена операция выбора фонемы. Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан: с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи). с неточностью кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой. Чаще  наблюдается  у детей с сенсорной алалией. Проявляется в  в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки;  в нарушении обозначения мягкости согласных на письме;  чаще на письме в смешивании букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящих в их состав: ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т.д., а также гласные о-у, е-и).

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциация фонем)

Подвиды:

  • Акустическая – нечеткость слухового восприятия.
  • Кинестетическая – трудности кинестетического анализа.
  • Фонематическая – нарушена операция выбора фонемы.

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан:

  • с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи).
  • с неточностью кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.

Чаще наблюдается у детей с сенсорной алалией.

Проявляется в

  • в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки;
  • в нарушении обозначения мягкости согласных на письме;
  • чаще на письме в смешивании букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящих в их состав: ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т.д., а также гласные о-у, е-и).
Дисграфия  на почве нарушения языкового анализа и синтеза   - это дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме.  Механизм - нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки, т.е. выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов. Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

- это дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме.

Механизм - нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки, т.е. выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.

Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

Пример: На уровне слова:

- пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат», деньки – «деки», школа – «кола»);

- пропуски гласных (санки – «снки»», собака – «сбака», девочки – «девчки», пошли – «пошл», точка – «тчка»);

- вставка лишних букв (стол – «стлол») ;

- перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр», кукла – «кулка», капельки – «пакельки», литература – «лиратетура»);

- добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»);

- пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола», велосипед – «весипед»).

На уровне предложения:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами: (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны.»);

- раздельное написание слов (приставок, корня): (Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.») ;

- запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова»: (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).

Приемы коррекции:

  • Развитие языкового анализа и синтеза.
  • Развитие фонетического анализа и синтеза.
  • Развитие слогового анализа и синтеза.

(Выкладывание слов из разрезной азбуки; запись слова с проговариванием; вставление пропущенной буквы ).

Оптическая дисграфия  это дисграфия, в основе которой лежит замена букв по принципу оптического сходства и их искажённого написания   Механизмом (причиной)  возникновения этого вида нарушений является несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Проявляется в:  искаженном воспроизведении букв на письме (неправильном воспроизведении пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальном написании букв, недописывании элементов, в лишних элементах); заменах и смешении графически сходных букв  П-Т, Л-М, И-Ш, В-Д, Э-С , отличающихся одним  элементом, и п-т, х-ж в-д, т-ш, состоящих из  сходных элементов, но различно расположенных; зеркальном письме (левши); пропусках элементов, особенно при  соединении букв ау=оу; лишних элементах ш=ии; неправильно расположенных элементах. Виды ошибок оптической дисграфии :

Оптическая дисграфия это дисграфия, в основе которой лежит замена букв по принципу оптического сходства и их искажённого написания

Механизмом (причиной) возникновения этого вида нарушений является несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.

Проявляется в:

  • искаженном воспроизведении букв на письме (неправильном воспроизведении пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальном написании букв, недописывании элементов, в лишних элементах);
  • заменах и смешении графически сходных букв

П-Т, Л-М, И-Ш, В-Д, Э-С , отличающихся одним

элементом, и п-т, х-ж в-д, т-ш, состоящих из

сходных элементов, но различно расположенных;

  • зеркальном письме (левши);
  • пропусках элементов, особенно при

соединении букв ау=оу;

  • лишних элементах ш=ии;
  • неправильно расположенных элементах.

Виды ошибок оптической дисграфии :

 Оптико-моторные ошибки:  Оптико-пространственные ошибки: Смешения оптически сходных букв: Зеркальность: Они – очи, цветами - дветами Реверсия формы: тол, Rша Неточность передачи графического образа буквы Реверсия порядка: Неадекватное начертание уже – ежу, он - но Реверсия направления Нарушения наклона

Оптико-моторные ошибки: Оптико-пространственные ошибки:

Смешения оптически сходных букв:

Зеркальность:

Они – очи, цветами - дветами

Реверсия формы: тол, Rша

Неточность передачи графического образа буквы

Реверсия порядка:

Неадекватное начертание

уже – ежу, он - но

Реверсия направления

Нарушения наклона

Аграмматическая дисграфия - это дисграфия, которая проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи . Механизм  - недоразвитие грамматического строя речи: морфологических и синтаксических  обобщений, которые являются составной частью речи; - нарушение синтаксического оформления речи; - билингвизм (двуязычие).  Чаще наблюдается у детей с: дизартрией  алалией, умственной отсталостью.   Проявляется  в:  искажении морфологической структуры слова; нарушении согласования; трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.  Пример:  Захлестнула - нахлестнула; козлята – козлёнки; над столом – на столом; много деревов; дети бежат, бела дом.

Аграмматическая дисграфия - это дисграфия, которая проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи .

Механизм

- недоразвитие грамматического строя речи: морфологических и синтаксических

обобщений, которые являются составной частью речи;

- нарушение синтаксического оформления речи;

- билингвизм (двуязычие).

Чаще наблюдается у детей с: дизартрией

алалией, умственной отсталостью.

Проявляется в:

  • искажении морфологической структуры слова;
  • нарушении согласования;
  • трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении. Пример: Захлестнула - нахлестнула; козлята – козлёнки; над столом – на столом; много деревов; дети бежат, бела дом.
Смешанная форма дисграфии несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.

Смешанная форма дисграфии

  • несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
Дизорфография -это стойкое нарушение письменной речи, проявляющееся в трудностях формирования орфографических навыков. т.е., проще говоря, ребёнок не видит,

Дизорфография -это стойкое нарушение письменной речи, проявляющееся в трудностях формирования орфографических навыков. т.е., проще говоря, ребёнок не видит, "не чувствует" орфограмму, хотя правило выучил и знает его.

  • Дизорфография бывает по характеру проявления:
  • морфологическая - большое количество ошибок при самостоятельном письме(изложения, сочинения)
  • синтаксическая -стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
  • смешанная - включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Дизорфография по степени выраженности : легкая -выполняется более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь часть на среднем и высоком уровнях. средняя -большинство заданий выполняются на среднем уровне. тяжелая -низкий уровень выполнения заданий. Часто бывает , что у ребенка  смешанная форма и присутствуют признаки дизорфографии и признаки дисграфии. Это очень тяжелая форма нарушения письменной речи и корректировать её достаточно сложно.

Дизорфография по степени выраженности :

легкая -выполняется более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь часть на среднем и высоком уровнях.

средняя -большинство заданий выполняются на среднем уровне.

тяжелая -низкий уровень выполнения заданий.

Часто бывает , что у ребенка  смешанная форма и присутствуют признаки дизорфографии и признаки дисграфии. Это очень тяжелая форма нарушения письменной речи и корректировать её достаточно сложно.

Таблица с анализом ошибок   Дизорфография 2.трудности в подборе проверочных слов 1.трудности в определении частей слова(морфологический анализ слова) дисграфия                 есть есть 3.видит орфографическую задачу(трудное место в слове)              нет               нет Не видит 4.как слышит, так и пишет да видит 5.пропуски, перестановки, вставка букв, слогов(например: Атобус-автобус,   сеговик-снеговик, сенеговик- снеговик) нет нет 6.замена букв похожих по написанию(и-у, о-а, м-л, б-д и т.д. например : бабушка-дабушка) нет да да

Таблица с анализом ошибок

Дизорфография

2.трудности в подборе проверочных слов

1.трудности в определении частей слова(морфологический анализ слова)

дисграфия

                есть

есть

3.видит орфографическую задачу(трудное место в слове)

          

  нет

              нет

Не видит

4.как слышит, так и пишет

да

видит

5.пропуски, перестановки, вставка букв, слогов(например: Атобус-автобус,   сеговик-снеговик, сенеговик- снеговик)

нет

нет

6.замена букв похожих по написанию(и-у, о-а, м-л, б-д и т.д. например : бабушка-дабушка)

нет

да

да

7.зеркальное написание букв(например: Е-З,Ель-Зель) 8.замена букв, обозначающих сходные звуки(например: ф-в, б-п, г-к и т.д. вместо дубы- пишет дупы) нет нет 9.слитное написание предлогов с другими словами. (Например: Настоле.) да нет 10.раздельное написание приставки с корнем. (например: при шёл) да нет 11.неумение определить границы предложения( например: первое слово с маленькой буквы, точки нет.) да да нет 12.несогласование слов в предложении. Нарушение грамматических связей между словами . (например: лежит красные мяч. Моя мяч.) нет 13.снижение уровня произвольности   внимания да да 14.недостаточный словарь(низкий уровень развития речи) да да да да

7.зеркальное написание букв(например: Е-З,Ель-Зель)

8.замена букв, обозначающих сходные звуки(например: ф-в, б-п, г-к и т.д. вместо дубы- пишет дупы)

нет

нет

9.слитное написание предлогов с другими словами. (Например: Настоле.)

да

нет

10.раздельное написание приставки с корнем. (например: при шёл)

да

нет

11.неумение определить границы предложения( например: первое слово с маленькой буквы, точки нет.)

да

да

нет

12.несогласование слов в предложении. Нарушение грамматических связей между словами . (например: лежит красные мяч. Моя мяч.)

нет

13.снижение уровня произвольности   внимания

да

да

14.недостаточный словарь(низкий уровень развития речи)

да

да

да

да

15.трудности в определении ударного слога да 16.нарушение фонематического слуха да Чаще нет, бывает иногда С 1-4-ошибки характерны для дизорфографии да С 5-12 и 16 –ошибки характерны для дисграфии

15.трудности в определении ударного слога

да

16.нарушение фонематического слуха

да

Чаще нет, бывает иногда

С 1-4-ошибки характерны для дизорфографии

да

С 5-12 и 16 –ошибки характерны для дисграфии

Основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи Пато-генетический принцип Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма Принцип учёта «зоны ближайшего развития» Принцип комплексности Принципы Онтогенетический принцип и Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы Принцип учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности Принцип поэтапного формирования психических функций Принцип деятельностного подхода. Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции Принцип системности .

Основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи

Пато-генетический принцип

Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма

Принцип учёта «зоны ближайшего развития»

Принцип комплексности

Принципы

Онтогенетический принцип

и

Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы

Принцип учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности

Принцип поэтапного формирования психических функций

Принцип деятельностного подхода.

Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции

Принцип системности .

Методика исследования

  • Этапы обследования:
  • 1. В первую очередь тщательное и тонкое обследование устной речи; обратить внимание и на музыкальный слух и модулирование. Замечено, что дети с дефекта­ми звонкости согласных детонировали в пении. Подобные недочеты порождают не только дефекты звонкости, но и де­фекты смягчения.
  • 2. Одновременно с проверкой устной речи (отчасти и пос­ле этого) проводится письмо под слуховую и зрительную дик­товку (фразы, слова, звукосочетания разной сложности, от­дельные звуки в соответствии с нарушениями устной речи). Школьникам, кроме того, дается соответствующим образом сокращенный материал классной диктовки.
  • 3. Нахождение под диктовку (слуховую и зрительную) букв, слогов и слов в специальных таблицах.
  • 4. Аналогично диктовке — самостоятельное письмо по специально подобранным картинкам (отдельные слова, фра­зы, рассказы).
  • 5. Списывание с печатного и рукописного шрифтов.
  • 6. Составление из букв разрезной азбуки речевого мате­риала, аналогичного даваемому под диктовку.
  • 7. Просмотр школьных тетрадей и беседа с учителем.
  • Анализ полученных данных указывает на сущность агра­фии или дисграфии и на восстановление дифференцирован­ных методов и подходов при их устранении.
   Заключение        Логопед не дублёр учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.  Основная задача - воспитание у детей языкового чутья.  Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.  Спасибо за внимание!

  Заключение       Логопед не дублёр учителя и не репетитор,

выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи,

он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом. Основная задача - воспитание у детей языкового чутья. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!