Аграфия. Виды дисграфий. Отличие дисграфии от дизорфографии
Шмелева Т.В.
Учитель-логопед
МБОУ «СШ № 7»
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С.Выготский
В современной литературе для обозначения специфических расстройств письма используются различные термины. Частичные нарушения письма называются дисграфией , полная неспособность письма – аграфией . Дисграфия (от греч. δυς – «сложность» и греч. graphō – «писать, изображать») – это частичное специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Письмо - это сложный навык и вид графомоторной деятельности.
Письмо -
это взаимная связь и взаимообусловленность
а нализаторо в
Процесс письма
Согласованная работа различных анализаторов
Речедвигательный
анализатор
Речеслуховой
анализатор
помогает осуществлять проговаривание
помогает произвести отбор нужного звука
Общедвигательный
Зрительный
анализатор
анализатор
помогает осуществлять движения мелких мышц кисти
участвует в подборе нужных букв
Алексей Николаевич Леонтьев, 1903-1979
По А.Н. Леонтьеву (1983),
письмо включает три основные операции:
- символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем,
- моделирование звуковой структуры
слова с помощью графических
символов,
Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.
Специфические операции, входящие
в процесс письма
Анализ звукового состава слова,
подлежащего записи
Определение
Уточнение звуков
последовательности
и количества звуков
Перевод фонем
в графемы
«Перешифровка» зрительных схем букв
в кинетическую систему последовательных движений
Симптоматика дисграфии
- Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых «специфических ошибок»;
- пропуски букв, слогов, слов, их перестановки;
- замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков;
- смешения букв, сходных по начертанию;
- слияние нескольких слов в одно;
- нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении, иначе говоря, искажения, замены, смешения букв (оптико-артикуляторно-акустический признак), искажение буквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления, разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы, перестановки слов);
- аграмматизмы на письме.
Пример нарушенного письма
Механизмы письменной речи
Уровни реализуются за счет работы различных отделов коры головного мозга
.
Лингвистический передние и задние речевые зоны
Психофизиологический заднелобные, нижнетеменные, височные, задневисочные, переднезатылочные отделы
Психологический лобные отделы головного мозга
Биологические причины
Социальные
и средовые
Причины
возникновения
нарушений
письма
Социально-
психологические
Причины возникновения дисграфии
- Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. У мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек.
- Высокая распространённость дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФНР или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой. При этом интеллект у детей может быть не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо .
Причины дисграфии :
- Патогенные (болезнетворные) факторы.
- Наследственные факторы.
- Органические причины.
- Функциональные повреждения.
- Социально-психологические факторы. - Леворукость (особенно переученная).
Проанализировав ошибки детей при письме, выделяем часто встречаемые виды дисграфий
Дисграфия
Дисграфия
аграмматическая
аграмматическая
оптическая
оптическая
артикуляторно
артикуляторно
-акустическая
-акустическая
на основе
на основе
нарушения
нарушения
фонемного
фонемного
распознавания
распознавания
Недоразвитие
Отражение в письме
Недоразвитие
зрительного гнозиса,
грамматического
отражение
неправильного
неправильного
строя речи
звукопроизношения
анализа, синтеза,
восприятия
пространственных
и произношения
представлений
звуков на письме
Артикуляторно-акустическая дисграфия -
дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.
Механизм (причина ) возникновения этого вида нарушений является: неправильное произношение звуков речи. Ребёнок пишет слова так, как их произносит. Отражает дефектное произношение на письме. Это нарушение слуховой дифференциации и несформированность фонематических представлений.
Чаще наблюдается при:
- Дизартрии,
- Ринолалии,
- Дислалии полиморфного характера
Проявляется в
- заменах букв,
- пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
Иногда проявляется и после того, как устранены в устной речи.
В этом случае нет достаточной опоры на правильную артикуляцию.
Пример: Если ребёнок говорит САРФ вмест о ШАРФ или ЛАКЕТА вместо РАКЕТА,
то чаще всего именно так он и пишет эти слова .
Пример:
- Звонких и глухих согласных, включая их мягкие пары (гладкой - к ладкой,
озере - о с ере) .
- Твердых и мягких согласных, отражающихся в смешениях гласных букв
по вертикали (стебел о к, р а дом) .
- Замены и смешения свистящих и шипящих (чуде ш ный, подсне з ники).
- Аффрикатов и их компонентов (расчвели, цудесные, светок).
- Заднеязычных согласных (к-х, г-х)(прибе х ают, черему к а).
- Сонорных согласных (к л асивый, кораб р ики).
- Гласных букв по горизонтали (цвет о ми, тар и лками ).
- Согласных по способу образования: ((п-к), (с-х), (т-к)).
- Согласных по месту образования: ((п-м), (т-н), (н-л)).
Пример: нарушено произношение [ш]:
На с а с кола самая луч с ая на свете.
Пример:
Диктуемый текст
Письмо по слуху
Наступила весна.
Тает снег.
На ступи весна.
Текут ручьи.
Так снек.
Прилетели птицы.
Текут луци .
Скоро будут
Прилери писы . Скоо будут
подснежники.
поснезики .
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциация фонем)
Подвиды:
- Акустическая – нечеткость слухового восприятия.
- Кинестетическая – трудности кинестетического анализа.
- Фонематическая – нарушена операция выбора фонемы.
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан:
- с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным (необходима более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи).
- с неточностью кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Чаще наблюдается у детей с сенсорной алалией.
Проявляется в
- в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки;
- в нарушении обозначения мягкости согласных на письме;
- чаще на письме в смешивании букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящих в их состав: ч – ть, ч-щ, ц-т, ц-с, с-ш, з-ж, б-п, д-т, г-к и т.д., а также гласные о-у, е-и).
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- это дисграфия, в основе которой лежит отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме.
Механизм - нарушение различных форм звукового анализа и синтеза: затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки, т.е. выполнения слогового или фонематического анализа и синтеза слов.
Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
Пример: На уровне слова:
- пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат», деньки – «деки», школа – «кола»);
- пропуски гласных (санки – «снки»», собака – «сбака», девочки – «девчки», пошли – «пошл», точка – «тчка»);
- вставка лишних букв (стол – «стлол») ;
- перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр», кукла – «кулка», капельки – «пакельки», литература – «лиратетура»);
- добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»);
- пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола», велосипед – «весипед»).
На уровне предложения:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами: (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны.»);
- раздельное написание слов (приставок, корня): (Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.») ;
- запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова»: (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Приемы коррекции:
- Развитие языкового анализа и синтеза.
- Развитие фонетического анализа и синтеза.
- Развитие слогового анализа и синтеза.
(Выкладывание слов из разрезной азбуки; запись слова с проговариванием; вставление пропущенной буквы ).
Оптическая дисграфия это дисграфия, в основе которой лежит замена букв по принципу оптического сходства и их искажённого написания
Механизмом (причиной) возникновения этого вида нарушений является несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется в:
- искаженном воспроизведении букв на письме (неправильном воспроизведении пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальном написании букв, недописывании элементов, в лишних элементах);
- заменах и смешении графически сходных букв
П-Т, Л-М, И-Ш, В-Д, Э-С , отличающихся одним
элементом, и п-т, х-ж в-д, т-ш, состоящих из
сходных элементов, но различно расположенных;
- зеркальном письме (левши);
- пропусках элементов, особенно при
соединении букв ау=оу;
- лишних элементах ш=ии;
- неправильно расположенных элементах.
Виды ошибок оптической дисграфии :
Оптико-моторные ошибки: Оптико-пространственные ошибки:
Смешения оптически сходных букв:
Зеркальность:
Они – очи, цветами - дветами
Реверсия формы: тол, Rша
Неточность передачи графического образа буквы
Реверсия порядка:
Неадекватное начертание
уже – ежу, он - но
Реверсия направления
Нарушения наклона
Аграмматическая дисграфия - это дисграфия, которая проявляется на письме и обуславливается несформированностью лексико-грамматического строя речи .
Механизм
- недоразвитие грамматического строя речи: морфологических и синтаксических
обобщений, которые являются составной частью речи;
- нарушение синтаксического оформления речи;
- билингвизм (двуязычие).
Чаще наблюдается у детей с: дизартрией
алалией, умственной отсталостью.
Проявляется в:
- искажении морфологической структуры слова;
- нарушении согласования;
- трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении. Пример: Захлестнула - нахлестнула; козлята – козлёнки; над столом – на столом; много деревов; дети бежат, бела дом.
Смешанная форма дисграфии
- несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.
Дизорфография -это стойкое нарушение письменной речи, проявляющееся в трудностях формирования орфографических навыков. т.е., проще говоря, ребёнок не видит, "не чувствует" орфограмму, хотя правило выучил и знает его.
- Дизорфография бывает по характеру проявления:
- морфологическая - большое количество ошибок при самостоятельном письме(изложения, сочинения)
- синтаксическая -стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
- смешанная - включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Дизорфография по степени выраженности :
легкая -выполняется более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь часть на среднем и высоком уровнях.
средняя -большинство заданий выполняются на среднем уровне.
тяжелая -низкий уровень выполнения заданий.
Часто бывает , что у ребенка смешанная форма и присутствуют признаки дизорфографии и признаки дисграфии. Это очень тяжелая форма нарушения письменной речи и корректировать её достаточно сложно.
Таблица с анализом ошибок
Дизорфография
2.трудности в подборе проверочных слов
1.трудности в определении частей слова(морфологический анализ слова)
дисграфия
есть
есть
3.видит орфографическую задачу(трудное место в слове)
нет
нет
Не видит
4.как слышит, так и пишет
да
видит
5.пропуски, перестановки, вставка букв, слогов(например: Атобус-автобус, сеговик-снеговик, сенеговик- снеговик)
нет
нет
6.замена букв похожих по написанию(и-у, о-а, м-л, б-д и т.д. например : бабушка-дабушка)
нет
да
да
7.зеркальное написание букв(например: Е-З,Ель-Зель)
8.замена букв, обозначающих сходные звуки(например: ф-в, б-п, г-к и т.д. вместо дубы- пишет дупы)
нет
нет
9.слитное написание предлогов с другими словами. (Например: Настоле.)
да
нет
10.раздельное написание приставки с корнем. (например: при шёл)
да
нет
11.неумение определить границы предложения( например: первое слово с маленькой буквы, точки нет.)
да
да
нет
12.несогласование слов в предложении. Нарушение грамматических связей между словами . (например: лежит красные мяч. Моя мяч.)
нет
13.снижение уровня произвольности внимания
да
да
14.недостаточный словарь(низкий уровень развития речи)
да
да
да
да
15.трудности в определении ударного слога
да
16.нарушение фонематического слуха
да
Чаще нет, бывает иногда
С 1-4-ошибки характерны для дизорфографии
да
С 5-12 и 16 –ошибки характерны для дисграфии
Основные принципы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи
Пато-генетический принцип
Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма
Принцип учёта «зоны ближайшего развития»
Принцип комплексности
Принципы
Онтогенетический принцип
и
Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы
Принцип учета психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности
Принцип поэтапного формирования психических функций
Принцип деятельностного подхода.
Принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции
Принцип системности .
Методика исследования
- Этапы обследования:
- 1. В первую очередь тщательное и тонкое обследование устной речи; обратить внимание и на музыкальный слух и модулирование. Замечено, что дети с дефектами звонкости согласных детонировали в пении. Подобные недочеты порождают не только дефекты звонкости, но и дефекты смягчения.
- 2. Одновременно с проверкой устной речи (отчасти и после этого) проводится письмо под слуховую и зрительную диктовку (фразы, слова, звукосочетания разной сложности, отдельные звуки в соответствии с нарушениями устной речи). Школьникам, кроме того, дается соответствующим образом сокращенный материал классной диктовки.
- 3. Нахождение под диктовку (слуховую и зрительную) букв, слогов и слов в специальных таблицах.
- 4. Аналогично диктовке — самостоятельное письмо по специально подобранным картинкам (отдельные слова, фразы, рассказы).
- 5. Списывание с печатного и рукописного шрифтов.
- 6. Составление из букв разрезной азбуки речевого материала, аналогичного даваемому под диктовку.
- 7. Просмотр школьных тетрадей и беседа с учителем.
- Анализ полученных данных указывает на сущность аграфии или дисграфии и на восстановление дифференцированных методов и подходов при их устранении.
Заключение Логопед не дублёр учителя и не репетитор,
выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи,
он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом. Основная задача - воспитание у детей языкового чутья. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.
Спасибо за внимание!