СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Агрегатные состояния вещества"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: образовательная: создать условия для выяснения понятия агрегатное состояние вещества; экспериментально исследовать свойства твердых тел, жидкостей и газов.                                                                                                                   Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, развитие умения обобщать материал, применять знания при решении нестандартных заданий.                                                                                                                                Воспитательные: воспитание культуры сотрудничества при работе в группах.                                     

Тип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.

Оборудование: ПК, презентация.  воздушный шарик; сосуд с поршнем (медицинский шприц); сосуд с водой; сосуды различной формы; мензурка; набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.). 

Просмотр содержимого документа
«"Агрегатные состояния вещества"»

Урок физики в 7-м классе по теме "Агрегатные состояния вещества"

Цели урока: образовательная: создать условия для выяснения понятия агрегатное состояние вещества; экспериментально исследовать свойства твердых тел, жидкостей и газов. Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, развитие умения обобщать материал, применять знания при решении нестандартных заданий. Воспитательные: воспитание культуры сотрудничества при работе в группах.

Тип урока: комбинированный, урок обобщающего повторения, коррекции и контроля знаний.

Оборудование: ПК, презентация. воздушный шарик; сосуд с поршнем (медицинский шприц); сосуд с водой; сосуды различной формы; мензурка; набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.). Ход урока:

Вспом­ним за­ме­ча­тель­ную дет­скую сказ­ку о Сне­гу­роч­ке. Когда Сне­гу­роч­ка прыг­ну­ла через ко­стер, она рас­та­я­ла. Ле­дя­ная внуч­ка пре­вра­ти­лась в лужицу воды, и эта вода очень быст­ро ис­па­ри­лась. В этом фраг­мен­те сказ­ки идет речь о трех со­сто­я­ни­ях ве­ще­ства: твер­дом, жид­ком и га­зо­об­раз­ном. В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Давайте попробуем разобраться почему?

1. Организационный момент Тема нашего урока “Агрегатные состояния вещества”. Цель урока: рассмотреть состояния вещества; экспериментально исследовать свойства твердых тел, жидкостей и газов.


2. Актуализация знаний. Проверка д/з.

Давайте вспомним, что нам известно о строении вещества. Предлагаю внимательно изучить предложенный текст и устно вставить недостающие и подходящие по смыслу слова.

Все вещества состоят из … . Молекулы …… увидеть невооруженным взглядом. Между молекулами существуют ………. Молекулы разных веществ ………, а молекулы одного и того же вещества …………. Молекулы непрерывно….. Между молекулами существует взаимное ….., если расстояние между ними сравнимо с размерами самих молекул. А если расстояние между молекулами меньше размеров самих молекул, то взаимное………….

3. Изучение нового материала Для того чтобы понять, что такое агрегатное состояние вещества, вспомните или представьте себя летом возле речки с мороженным в руках. Замечательная картинка, правда?

Так вот, в этой идиллии кроме получения удовольствия мы провели физическое наблюдение. В реке она жидкая, в составе мороженного в виде льда – твердая, а в небе в виде облаков – газообразная. То есть она находится одновременно в трех различных состояниях. В физике это называется агрегатным состоянием вещества. Различают три агрегатных состояния – твердое, жидкое и газообразное.

Изменение агрегатных состояний вещества мы можем наблюдать воочию в природе. Вода с поверхности водоемов испаряется, и образуются облака. Так жидкость переходит в газ. Зимой вода в водоемах замерзает, переходя в твердое состояние, а весной вновь тает, переходя в обратно в жидкость. Что происходит с молекулами вещества при переходе его из одного состояния в другое? Меняются ли они? Отличаются ли, например, молекулы льда от молекул пара? Различия в агрегатных состояниях вещества дают право говорить, что сами молекулы остаются абсолютно теми же. Меняется их кинетическая энергия, а соответственно и свойства вещества.

Различные агрегатные состояния существуют у каждого вещества. Отличаются они не молекулами, а тем, как эти молекулы расположены и как движутся. В различных состояниях вещества обладают различными свойствами. Давайте попробуем исследовать и сравнить основные свойства твердых тел, жидкостей и газов. Напоминаю: роль наблюдения и опыта в физике велика, но очень важно еще объяснить результат. Прошу соблюдать технику безопасности при проведении опытов. Исследовательская работа учащихся «Строение твердых тел, жидкостей и газов».

1группа) Исследование свойств газов:

Оборудование: воздушный шарик, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа?

  2. Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?

  3. Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать. Легко ли сжать газ?

Вывод: Газы не имеют форму, не сохраняет объем, сжимаем.

2группа) Исследование свойств жидкостей:

Оборудование: сосуд с водой, мензурка, сосуды разной формы, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Измерьте объём жидкости с помощью мензурки?

  2. Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?

  3. Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём?

  4. Заполните шприц водой. Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?

Вывод: Жидкости не имеют формы, сохраняют объем, не сжимаемы, текучи.

3группа) Исследование свойств твердых тел

Оборудование: набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.)

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Имеют ли твердые тела свою форму?

  2. Сохраняют ли они свой объём?

  3. Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?

Вывод: Твердые тела сохраняют форму, сохраняют объем, не сжимаемы.

Начертите таблицу и приготовьтесь ее заполнять.

Критерии сравнения

Газ

Жидкость

Твердое тело

Расположение молекул




Характер движения молекул




Взаимодействие молекул




Основные свойства




Таблицу заполнить и вывести на экран .

Подведем итог. Стр 38 учебник Самостоятельная работа по учебнику Используя материал §12 “Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов” (Перышкин А.В. , “Физика.7 класс”) через 4-5 минут попробуйте описать расположение, движение и взаимодействие молекул в своем веществе Подведение итогов самостоятельной работы: Газы: расположение молекул беспорядочное, между молекулами большие расстояния; движутся свободно по всему объему; взаимодействие молекул слабое. Жидкости: расположение молекул беспорядочное, расположены близко друг к другу; колеблются на месте, перескакивая с места на место; взаимодействие молекул сильное. Твердые тела: молекулы расположены в определенном порядке; колеблются на месте; взаимодействие огромное.  Заключение: Итак, при­чи­на того, что ве­ще­ство может на­хо­дить­ся в твер­дом, жид­ком и га­зо­об­раз­ном со­сто­я­ни­ях, – раз­лич­ное вза­им­ное рас­по­ло­же­ние, дви­же­ние и вза­и­мо­дей­ствие его частиц.

ФИЗМИНУТКА (1-2 минуты) Давайте разомнемся и попробуем смоделировать движение молекул в твердом теле и жидкости.

К нам на физминутку залетели две молекулы.

Они расскажут о своей жизни ,

а вы попробуйте побыть на их месте.

Мы маленькие частицы (присели, руки вниз)

Блуждаем, где хотим (Вокруг себя поворачиваются)

Возможно колебания создадим( качаются из стороны в сторону)

А если мы свободны, то скорость велика (вращение руками, хождение беспорядочное)

Теперь мы ждем ответ внимательного ученика.

Учитель Какие были названы состояния вещества?

Ответ. Жидкое, твердое , газообразное.

4. Проверка и закрепление изученного материала.

Работа с тестом:

1. В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет форму и объем?

А) газообразном Б) жидком В) твёрдом

2. Почему газы не сохраняют объём?

А) Молекулы газа отталкиваются друг от друга

Б) Силы притяжения между молекулами очень слабые В) Молекулы газа движутся свободно

3. Почему жидкости не имеют формы?

А) Молекулы жидкости слабо взаимодействуют друг с другом

Б) Молекулы жидкости способны перемещаться с места на место

В) Молекулы жидкости не имеют формы

4. Почему в горячей воде сахар растворяется быстрей, чем в холодной?

А) В горячей воде молекулы движутся быстрей

Б) В горячей воде расстояние между молекулами больше, чем в холодной

В) Молекулы сахара притягиваются к молекулам воды

5. Почему в газах и жидкостях диффузии протекает значительно быстрей, чем в твёрдых телах?

А) Расстояние между молекулами газов и жидкостей больше, чем в твёрдых телах

Б) Температура газов и жидкостей выше, чем температура твёрдых тел

В) В газах и жидкостях молекулы свободно перемещаются, а в твёрдых телах нет

6. В каких телах молекулы колеблются около положения равновесия?

А) В твёрдых Б) В жидких В) В газообразных


5. Рефлексия. В начале урока были розданы карточки разных цветов (красная, желтая и зеленая). Поднимите карточку с соответствующим цветом: зеленую, если все было понятно; желтую, если понятно, но не все; если красную, ничего не понятно. 6. Домашнее задание: §11, 12; вопросы к параграфам; сочинить сказку о путешествии молекулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами участвовать в различных агрегатных превращениях воды в природе.


Учитель: Может быть кому-то кажется, что про агрегатные состояния мы узнали все. На самом деле, мы только коснулись азов этой темы. Вот несколько любопытных фактов:

  1. Всё известное вещество на Земле и за ее пределами состоит из химических элементов. Общее количество химических элементов – 94. При нормальной температуре 2 находится в жидком состоянии ( ртуть и бром), 11 в газообразном и 81 ( из них 72 металлов) в твердом.

  2. Жидкий воздух получили только в 1877г под большим давлением, гелий впервые превращен в жидкость в 1908г.

Приложение:

Таблица 1

Строение твердых тел, жидкостей и газов

Критерии сравнения

Газ

Жидкость

Твердое тело


Расположение молекул

«ХАОС»


«ХАОС»


«ПОРЯДОК»



Характер движения молекул


Движутся свободно по всему объему


Колеблются на месте, перескакивают с места на место


Колеблются на месте


Взаимодействие молекул


Слабое


Сильное


Очень сильное


Основные свойства


  1. Не имеет формы

  2. Не сохраняет объем

  3. Сжимаем


  1. Не имеет формы

  2. Сохраняет объём

  3. Не сжимаема

  4. Текуча


  1. Сохраняет форму

  2. Сохраняет объем

  3. Не сжимаемо



Приложение 1.


Задания для исследовательской работы

Задание 1: «Исследование свойств газов»

Оборудование: воздушный шарик, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Надуйте шарик. Какую часть шарика заполняет воздух? Какова форма газа?

  2. Сожмите шарик рукой (измените его форму). Сохранился ли объём воздуха? Сохранилась ли его форма?

  3. Заполните шприц воздухом, вытягивая поршень. Закройте отверстие пальцем и попробуйте его сжать. Легко ли сжать газ?

Задание 2: «Исследование свойств жидкостей»

Оборудование: сосуд с водой, мензурка, 2-3 сосуда разной формы, медицинский шприц

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Измерьте объём жидкости с помощью мензурки?

  2. Переливайте воду в сосуды разной формы? Какую часть сосуда заполняет жидкость? Сохраняет ли жидкость свою форму?

  3. Вновь измерьте объём жидкости. Изменился ли её объём?

  4. Заполните шприц водой. Закройте отверстие пальцем и попробуйте её сжать. Легко ли сжать жидкость?

Задание 3: «Исследование свойств твердых тел»

Оборудование: набор твердых тел из разного вещества (металла, дерева, пластмассы и т.д.)

Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:

  1. Имеют ли твердые тела свою форму?

  2. Сохраняют ли они свой объём?

  3. Попробуйте сдавить тело рукой. Легко ли его сжать?


Отчет:

Моя группа проводила исследовательскую работу по теме : Исследование свойств газов. С этой целью проводили опыты: а) надували шарик, затем сжимали руками. Б) надутый шарик пережимали пополам и часть воздуха выпускали. В) в шприц набирали воздух, а затем зажав отверстие рукой , сдавливали поршень.

Получили результат:

Строение газов

Критерии сравнения

Газ


Расположение молекул

«ХАОС»



Характер движения молекул


Молекулы движутся свободно по всему объему


Взаимодействие молекул


Слабое


Основные свойства


  1. Не имеет формы

  2. Не сохраняет объем

  3. Сжимаем


Моя группа проводила исследовательскую работу по теме : Исследование свойств жидкостей. С этой целью проводили опыты . а) Измеряли объем жидкости с помощью мензурки. Б) Переливали воду в сосуды разной формы. Вновь измеряли объем жидкости. В) В шприц набирали воду, а затем, зажав отверстие рукой, сдавливали поршень.

Получили результат:

Строение жидкостей

Критерии сравнения

Жидкость


Расположение молекул

«ХАОС»



Характер движения молекул


Колеблются на месте, перескакивают с места на место


Взаимодействие молекул


Сильное


Основные свойства


  1. Не имеет формы

  2. Сохраняет объём

  3. Не сжимаема

  4. Текуча


Моя группа проводила исследовательскую работу по теме : Исследование свойств твердых тел. С этой целью проводили опыты: а) сжимали тела, сдавливали их, измеряли объем.

Получили результат:

Строение твердых тел.

Критерии сравнения

Твердое тело


Расположение молекул

«ПОРЯДОК»



Характер движения молекул


Колеблются на месте


Взаимодействие молекул


Очень сильное


Основные свойства


  1. Сохраняет форму

  2. Сохраняет объем

  3. Не сжимаются.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!