Урок 2.
Рельеф материка. Размещение полезных ископаемых.
Цель: Информационные компетенции: сформировать основные черты рельефа
Африки, размещение полезных ископаемых. логическая компетенции: находить взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом, полезными ископаемыми.
Пространственная компетенция: научиться пользоваться тектонической и физической картой.
Аксеологические компетенции: Показать влияние человека на поверхность Африки и необходимость ее охраны.
Оборудование: Физическая карта Африки, рисунки, презентация.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
1. Охарактеризуйте ФГП Африки.
2. Расскажите об исследовании Африки (можно с использованием презентации PowerPoint)
3. Работа индивидуальная (практически задания в электронном средстве).
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
1) История открытия и исследования.
2) Географическое положение: площадь; расположение относительно экватора и нулевого меридиана тропиков, полушарий и географических поясов; крайние точки; протяженность в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток; океаны и моря, характер течений, омывающих материк; ближайшие по расположению материки и пути соединения с ними.
3) История формирования материка (тектонические структуры и их размещение).
4) Основные формы рельефа и их взаимосвязь с тектоническими структурами.
5) Полезные ископаемые и закономерности их размещения.
6) Климат: климатообразующие факторы и их влияние на показатели климата, климатические пояса и области; общие особенности климата.
7) Внутренние воды озер, болот, искусственных водоемов, ледников, подземных вод.
8) Природные зоны. Размещение природных зон, закономерности их распространения и характеристика.
9) Население и политическая карта: численность, плотность и особенности размещения населения; расы, народы, основные религии; политическая карта материка.
Показываем отрывок из фильма «2012». В конце урока отвечаем на вопрос: Почему после глобальной катастрофы на планете остается существовать только Африка?
III. Изучения нового материала.
1).Геологическое развитие материка.
а) На карте "Строение земной коры" найдите, какие формы тектонических структур (платформы, складчатые области) преобладают в Африке по S и сделайте выводы, какие формы рельефа будут здесь преобладать.
Используем электронную карту.
Вывод: 80% территории Африки равнина - Африкано-Аравийская платформа. Горы, которые были на ее поверхности, разрушились. Низменности в основном по побережью. Преобладают высокие равнины (внутренние силы разбили на блоки).
С. и З. - Низкая Африка - до 1000 г. Опускание - море - поднятие. Ю. и В. - Высокая Африка - свыше 1000 г поднятие. Большой Африканский грабен. Вулканизм. Землетрясения. Стык литосферных плит - Атлас. Эоловые формы рельефа.
Определить район прохождения глубинного разлома.
2). Работа с учебником и атласом .
Делаем выводы и выводим их на экран:
РЕЛЬЕФ
НИЗКАЯ ВЫСОКАЯ
АФРИКА
3) Возвращаемся к фильму «2012» и отвечаем на вопрос.
4) Рассказ учителя о полезных ископаемых и заполняем таблицу на доске и в тетради.
Закономерность | Группы полезных ископаемых |
Топливные | Рудные | Нерудные |
| | | |
IV. Обобщение
Географический диктант( выводим на экран вопросы, учащиеся пишут в тетради ответы и взамопроверяют).
1. Какая форма рельефа преобладает в Африке? - Равнины.
2. Есть ли горы в Африке? - Так.
3. Какие тектонические структуры занимают наибольшую S? -Платформа.
4. Высочайшая точка Африки? - Вулкан Килиманджаро.
5. Какая особенность рельефа Африки? - Приподнятость.
6. Какая часть Африки более богата полезными ископаемыми?- Южная.
V. Подведение итогов урока
В основе Африки лежит древняя Африкано-Аравийская платформа.
Внутренне строение Африки обуславливает преимущество равнинных форм рельефа.
Самая высокая вершина Африки- вулкан Килиманджаро.
Африка богата разными полезными ископаемыми.
VI. Домашнее задание:
Нарисуйте схематический профиль рельефа Африки вдоль э