Здоровый ребенок.
Тема: «АФО сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной систем».
Учебная цель: ознакомить студентов с анатамо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной и кроветворной систем.
Воспитательная цель: прививать интерес к педиатрии, воспитывать потребность в совершенствовании знаний путем изучения дополнительной литературы.
Время проведения – 90 минут.
Место приведения – лекционный зал.
Дидактическая база – текст лекции, плакаты.
Ход лекции
Организационный момент.
Вводная часть (актуализация темы).
Основная часть (изложение материала по вопросам).
Заключительная часть (задание на дом, ответы на вопросы).
Содержание основной части:
АФО сердечно-сосудистой системы
АФО пищеварительной системы
АФО мочевыделительной системы
АФО кроветворной системы
Литература для студента:
В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок».
Литература для преподавателя:
1. В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок»
2. В.П.Смирнов «Этапы развития здорового ребенка» НГМА Н-Новгород 2004
3. А.М. Запруднов «Детские болезни»
4. «Детские болезни» под редакцией Л.А. Исаевой.
5. Н.Г. Севастьянова «Сестринское дело в педиатрии»
АФО сердечно-сосудистой системы
Закладка сердца и крупных сосудов происходит на 2-3 неделе эмбрионального развития. На 4 неделе сердце становится 2-х камерным, имеет клапан между венозным синусом и предсердием (как у рыб), на 5 неделе образуется межпредсердная перегородка и сердце становится 3-х камерным (как у амфибии). На 6-7 неделе происходит разделение желудочков на левый и правый, а общего артериального ствола на легочною артерию и аорту.
После рождения ребенка происходит перестройка системы кровообращения:
1 – прекращается плацентарное кровообращение;
2 – закрывается артериальный проток на 6-8 неделе жизни;
(артериальный проток – небольшой сосуд между аортой и легочной артерией, уравновешивающей давление в малом и большом кругах кровообращения);
3 – к концу 2-ой недели жизни запустевают пупочные сосуды, превращаются в круглую связку печени;
4 – закрывается овальное окно (между левым и правым предсердием) – к концу 1-го месяца (реже на 3-4 месяце);
5 – начинают функционировать раздельно малый и большой круги кровообращения.
Сердце у новорожденного относительно велико и составляет 0,8% от массы тела (у взрослых 0,4%). Правый и левый желудочки примерно одинаковых размеров, а предсердия и магистральные сосуды имеют большие размеры по сравнению с желудочными. Наиболее интенсивно идет рост сердца в 1-е два года, в подростковом периоде и в 18-20 лет. До 2-х лет больше растут предсердия, с 2 до 6 – все отделы сердца, после 10 – преимущественно желудочки.
Форма сердца – в грудном возрасте шаровидная, после 6 лет в виде овала. До 2-3 лет сердце лежит горизонтально на диафрагме, к передней грудной стенке прилегает правый желудочек, формирующий верхушечный сердечный толчок. К 3-4 годам сердце принимает косое положение, поворачиваясь вокруг длинной оси левым желудочком вперед. Миокард у новорожденного не развит – мышечные волокна тонкие, слабо отграничены друг от друга, содержат много ядер и мало соединительной и эластичной ткани. Интенсивный рост и дифференцировка миокарда идет в 1-е два года. Чистота сердечных сокращений (ЧСС) изменяется в процессе роста ребенка и зависит как от внешних причин, так и от состояния внутренних органов.
Возраст | ЧСС в 1/ |
новорожденный | 120-140 |
до 1 года | 120 |
5 лет | 100 |
10 лет | 80-85 |
15 лет | 70-80 |
Во время сна ЧСС замедляется у годовалого ребенка примерно до 90 ударов в минуту, у 14 летнего – до 40-45. У маленьких детей выражена дыхательная аритмия (на вдохе пульс учащается, на выдохе – замедляется).
Артерии у детей широкие и развиты лучше, чем вены. Сердце растет быстрее магистральных сосудов. Объем сердца к 15 годам увеличивается в 7 раз, а окружность аорты в 3 раза – этим объясняется выслушивание различных функциональных шумов в области сердца в период наиболее интенсивного роста ребенка (перпубертатный период).
Артериальное давление у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости, ФР и др. факторов. В раннем возрасте оно ниже, чем у взрослых. Это обусловлено малым объемом левого желудочка и широкими артериями. Для каждого возраста имеются свои нормы показателей давления. Так у зрелого новорожденного систолическое давление составляет 65-85 мм. рт.ст.
Максимальное (систолическое) АД у детей 1-го года рассчитывают по формуле
АД sist.= 76+2n, где n число месяцев
Н апример, ребенку 10 месяцев 76 + 2 х 10 = 96 мм.рт.ст.
Систолическое давление детей после года рассчитывают по формуле
АД sist.= 100+n (где n число лет)
Например, ребенку 10 лет, 100+10=110
или по формуле Молчанова
АД sist.= 90+2хn, где n число лет
Например, 90+2х10=110.
Минимальное (дисистолическое) давление составляет ½ от максимального АД sist
(+ 10 мм.рт.ст.). АД d = —― + 10 мм. рт.ст.
2
Функциональные особенности ССС у детей:
физиологическая тахикардия (т.к. преобладает симпатическая нервная система над парасимпатической);
низкое АД (связано с малым объемом крови, поступающим во время сокращения сердца в аорту и низким периферическим сопротивлением из-за широкого просвета кровеносных сосудов);
высокий уровень выносливости сердца;
развитие функциональных расстройств в период полового созревания (из-за неравномерного роста сердца, кровеносных сосудов, особенностей нейроэндокринной регуляции).
АФО пищеварительной системы
Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта (ЖКТ) и желёз, выделяющих секрет необходимый для пищеварения. Закладка органов пищеварения происходит на ранних стадиях эмбрионального развития. Уже к 7-8 дню начинается формирование первичной кишки, из которой образуются затем различные отделы ЖКТ. Пищеварительный тракт новорожденного состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка и кишечника. Изнутри он выстлан слизистой оболочкой, выполняющей функции пищеварения, всасывания и выделения, затем следует мышечный слой, обеспечивающий дробление, перемешивание и передвижение пищи. Органы пищеварения, расположенные в брюшной полости, сверху покрыты серозной оболочкой брюшины, складки которой образуют поддерживающий аппарат – брыжейку и связки. Пищеварительная система обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, а также нервами, регулирующими её деятельность. Однако функциональные возможности ЖКТ новорожденного ещё несовершенны. В первые недели и месяцы жизни обеспечивается процесс переваривания только грудного молока, возможность усвоения другой пищи (адаптированной для детей) формируется к 3 месяцам. Здоровый новорожденный имеет хорошо выраженные сосательный и глотательный рефлексы.
Акт сосания состоит из нескольких фаз: захватывание соска, сдавливание, аспирация молока и обеспечивается анатомическими особенностями строения полоти рта ребенка. При сосании губы ребенка плотно захватывают сосок с ареолой, сообщение между полостью рта и наружным воздухом прекращается, во рту создается полость с отрицательным давлением. Ребенок челюстями сдавливает сосок и в разреженное пространство поступает грудное молоко, которое он проглатывает.
Полость рта у ребенка небольших размеров. Язык короткий, широкий и толстый. Губы и щеки с хорошо развитой мускулатурой. В толще щёк имеются плотные жировые комочки – комочки Биша, способствующие созданию отрицательного давления в полости рта. На дёснах имеются валикообразные утолщения, а на слизистой губ – поперечная исчерченность или складки, способствующие акту сосания. Слизистая полости рта нежная, розовая, но сухая из-за недостаточного развития слюнных желёз. Развитие слюнных желёз заканчивается к 3-4 месяцам и с этого времени начинает усиленно выделятся слюна (физиологическая гиперсаливация). Слюна с 1-х дней жизни содержат амилазу.
Пищевод у новорожденного узкий, длинный примерно 10-11 см., к 1 году 12 см., в 5 лет примерно 16 см., веретенообразной формы, мышечный слой его развит плохо и вне акта глотания он закрыт.
Желудок – эластичный мешковидный орган, располагается примерно по середине между пупком и мечевидным отростком грудины, лежит горизонтально, после того как ребенок начинает ходить принимает вертикальное положение. Объём желудка у новорожденного 30-35 мл., в 1 год – 250-300 мл., в 2 года – 300-400 мл., в 3 года – 400-500 мл., к 8 годам – 1000 мл. Моторная функция желудка в 1-е месяцы жизни выражена недостаточно, перистальтика слабая. Грудное молоко задерживается в желудке 2-3 часа, а искусственные молочные смеси – до 4 часов. Кардиальный сфинктер (мышечный замок на входе в желудок) слабо развит, что обуславливает склонность детей к срыгиванию и рвоте.
Кишечник грудного ребенка относительно длиннее, в 6 раз превышает длину тела (у взрослых в 4 раза). Кишечник новорожденного стерилен, но уже через 10-20 часов он заселяется разнообразными микроорганизмами, попадающими из воздуха, с соска молочной железы матери и предметов ухода. При грудном вскармливании микрофлора кишечника представлена в основном бифидобактериями, что считается благоприятным для ребенка. При искусственном вскармливании микрофлора меняется, в основном представлена кишечными палочками и энтерококками. Слизистая кишечника тонкая, богато васкуляризирована, поэтому хорошо проницаема для токсинов, в результате чего в раннем возрасте при желудочно-кишечных заболеваниях быстро развивается токсикоз. Моторная функция кишечника (до стр. 6).
Моторная функция кишечника – у детей раннего возраста повышена, что вызывает частое его опорожнение. У грудных детей акт дефекации происходит рефлекторно, в первый месяц жизни 3-6 раз в сутки. К концу года он становится произвольным актом. В первые 2-3 дня ребенок выделяет первородный кал (меконий), который имеет вид густой, гомогенной массы, темно-зеленого цвета, состоящий из околоплодных вод, желчи (а желчный пузырь ребенка формируется с 3 месяцев внутриутробного развития), ферментов, слизи. На 4-5 день при грудном вскармливании кал приобретает гомогенную консистенцию (жидкой кашицей), золотисто-желтую окраску и кисловатый запах. У детей на искусственном вскармливании, кал более плотный (густая каша или полуоформлен), светлой окраски, с резким, слегка гнилостным запахом, 1-2 раза в сутки. Стул детей после 1 года оформлен, 1-2 раза в сутки, коричневого цвета.
Печень – большая, занимает все правое и частично левое подреберье. У детей до 5-7 лет выступает из-под края рёберной дуги на 1,5-2 см., к 12-14 годам не более чем на 1 см.
Функции печени:
участвует в желчеобразовании (желчь обладает бактерицидными свойствами, участвует в пищеварении, стимулирует моторику кишечника, нейтрализует токсины, поступающие из кишечника);
принимает участие в обмене белков, жиров, углеводов, витаминов, железа, билирубина, холестерина и др.);
обуславливает метаболизм лекарственных веществ;
участвует в образовании ферментативных систем.
У новорожденных детей функции печени ещё недостаточно развиты.
Поджелудочная железа имеет небольшие размеры и продолжает расти и дифференцироваться до 14 лет.
Функции поджелудочной железы:
внешнесекреторная: выделяет сок, который содержит ряд ферментов – протеолитические (расщепляющие белки – трипсин, химотрипсин, эластаза и др.), липолитические (расщепляющие жиры – липаза, фосфолипаза и др.), амилолитическая (расщепляющая углеводы – амилаза, лактаза, мальтаза);
внутрисекреторная: осуществляет синтез гормонов (инсулин, глюкагон, липокаин), участвующих в регуляции углеводного и жирового обмена.
АФО мочевыделительной системы
Почки закладываются на 3 неделе эмбрионального развития, располагаются в верхних отделах забрюшного пространства, у грудных детей на 1-1,5 позвонка ниже, чем у взрослых. В первые годы жизни почки имеют дольчатое строение, которое исчезает к 2-5 годам. Мозговой слой преобладает над корковым. Почки покрыты соединительно-тканной капсулой, жировая капсула, поддерживающая её выражена слабо, поэтому почки у детей более подвижны. Масса почек у новорожденных составляет 1:100 (у взрослых 1:200) по отношению к массе тела.
Удельный вес (относительная плотность) мочи у новорожденных 1006-1018, у грудных детей 1003-1005 (более низкая), к 4-5 годам повышается до 1009-1016. Дети первых трех дней жизни выделяют очень мало мочи (транзиторная олигоурия), что связано с малым поступлением жидкости в организм, экстраренальными потерями и особенностями гемодинамики. В дальнейшем, в связи с более интенсивным обменом веществ и своеобразием пищевого рациона, дети выделяют мочи относительно больше, чем взрослые.
Почечные лоханки относительно шире, чем у взрослых, располагаются до 5 лет внутрипочечно, так как почечный синус выражен слабо; стенки их гипотоничны из-за слабого развития мышечных и эластических волокон.
Мочеточники относительно шире, более извилистые и гипотоничные, что предрасполагает к застою мочи и развитию микробно-воспалительного процесса в вышележащих отделах. Длина мочеточников у новорожденных 4-7 см., к 1 году – 10 см., к 4 годам – 15 см., у взрослого – 20-28 см.
Мочевой пузырь у грудных детей имеет овальную форму, расположен выше, чем у взрослых (в надлобковой области), на 2 году он постепенно опускается в малый таз. Емкость мочевого пузыря у новорожденного 50 мл., в 1 год – 100 мл., в 5 лет – 150-200 мл., в 12-14 лет – 300-400 мл. (по некоторым данным в 10 лет – 500-600 мл.).
Мочеиспускательный канал (уретра). Слизистая оболочки уретры у детей очень тонкая, легко ранимая, складчатость ее слабо выражена. У новорожденных мальчиков длина уретры составляет 5-6 см., в период полового созревания 10-12 см., к 16 годам – 16-18 см.
У новорожденных девочек длина мочеиспускательного канала всего 1-1,5 см., к 1 году – 2 см., к 16 годам примерно 3 см., а диаметр больше, чем у мальчиков. Эти различия в анатомическом строении обуславливают более частое развитие инфекции мочевой системы у девочек, чем у мальчиков, а, следовательно, гигиеническое содержание девочек и мальчиков отличается. Число мочеиспусканий у новорожденных 20-25, у грудных детей 10-20 раз в сутки, в 2-3 года 8-10 раз, у школьников 5-7 раз.
Суточное количество мочи (диурез) составляет 60-65% от количества выпитой жидкости.
Суточный диурез можно ориентировочно определить по формуле
С.д. = 600+100х(n-1), где n- число лет.
Акт мочеиспускания в первые месяцы жизни является безусловным рефлексом, по мере роста ребенка он превращается в произвольный акт, регулируемый подкорковыми центрами и корой головного мозга.
Начинать формировать условный рефлекс на мочеиспускание можно с 5-6 месяцев жизни.
АФО кроветворной системы
Кровь состоит из жидкой части (плазмы) и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.
В плазму входят вода, белки, жиры, углеводы, соли (макро и микроэлементы), ферменты, гормоны, витамины, биологически активные вещества (БАВ) и продукты обмена. Кровь вместе с лимфой образует внутреннюю среду организма, которая смывает все его клетки, ткани и органы. Общее количество крови у новорожденного составляет 14% от массы тела, к 3 годам 8%, у взрослых 7%, что составляет примерно 5 литров.
Основные функции крови:
осуществляет транспорт О2 от легких к тканям и органам и СО2 обратно;
обеспечивает специфическую и неспецифическую защиту (посредством фагоцитоза, иммунных реакций и др.);
доставляет к органам и тканям гормоны, ферменты, витамины и биологически активные вещества (БАВ);
отводит к органам выделения, отработанные продукты обмена;
участвует в поддержании гомеостаза.
В эмбриональном периоде кроветворными органами являются: печень, селезенка, костный мозг и лимфатическая ткань. После рождения ребенка кроветворение происходит главным образом в костном мозге, в лимфоидной ткани и селезенке. У детей раннего возраста кроветворение происходит во всех костях, а к 12 годам сохраняется в костном мозге только плоских костей (ребра, грудина, тела позвонков и в эпифизах трубчатых костей). В диафизах трубчатых костей красный костный мозг постепенно, начиная с 1-го года заменяется на желтый – жировой.
Гемопоэз (изучается на анатомии – повторить).
Клеточный состав крови на протяжении детства изменяется.
У новорожденных в первые дни жизни наблюдается повышенное содержание гемоглобина (Нв) и эритроцитов Нв = 180-220 (240 )г/л, Эр. 4,5-7,5х1012/л, затем
их количество снижается и стабилизируется в пределах Нв 120-140 г/л, Эр. 4,5х1012/л.
Число тромбоцитов у новорожденных 150-400х109/л, затем устанавливается на уровне 160-360х109/л. Общее количество лейкоцитов у новорожденных примерно 20х109/л, в более старшем возрасте 4,5-9,5х109/л. Резкие изменения происходят в качественном составе лейкоцитов. После рождения 2/3 лейкоцитов представлены нейтрофилами, но количество их постепенно снижается, а количество лимфоцитов (1/3) нарастает и к 5 дню становится примерно одинаковым 1:1 (первый перекрест). После 5 дня продолжается снижение уровня нейтрофилов и увеличение числа лимфоцитов.
После 10 дня и до конца 1-го года число лимфоцитов составляет от 55 до 75%. Соответственно нейтрофилы 25-45%. Со 2-го года вновь наблюдается постепенное повышение числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов. В 5 лет (4-6) их содержание становится равным (второй перекрест), а в последующие годы продолжает нарастать количество нейтрофилов.
Возрастные показатели общего анализа крови (ОАК)
Возраст | Эритроциты (Э) | Гемоглобин (Нв) | Лейкоциты | Тромбоциты | СОЭ |
новорожденный | 4,5-7,5х1012/л | 180-240г/л | 10-20х109/л | 150-400х109/л | 2-3 мм/час |
грудной | 3,5-4х1012/л | 110-120 г/л | 10-12х109/л | 200-300х109/л | 3-5 мм/час |
старший | 4,5-5х1012/л | 125-155 г/л | 4,5-9,5х109/л | 200-300х109/л | 5-10 мм/час |
10