СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«АФО сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной систем».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые студенты, прошу Вас ознакомиться с анатамо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной и кроветворной  систем.

Просмотр содержимого документа
««АФО сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной систем».»

Здоровый ребенок.


Тема: «АФО сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной систем».


Учебная цель: ознакомить студентов с анатамо-физиологическими особенностями сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной и кроветворной систем.


Воспитательная цель: прививать интерес к педиатрии, воспитывать потребность в совершенствовании знаний путем изучения дополнительной литературы.


Время проведения – 90 минут.

Место приведения – лекционный зал.

Дидактическая база – текст лекции, плакаты.



Ход лекции


  1. Организационный момент.

  2. Вводная часть (актуализация темы).

  3. Основная часть (изложение материала по вопросам).

  4. Заключительная часть (задание на дом, ответы на вопросы).



Содержание основной части:

  1. АФО сердечно-сосудистой системы

  2. АФО пищеварительной системы

  3. АФО мочевыделительной системы

  4. АФО кроветворной системы


Литература для студента:

В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок».

Литература для преподавателя:

1. В.Д. Тульчинская «Здоровый ребенок»

2. В.П.Смирнов «Этапы развития здорового ребенка» НГМА Н-Новгород 2004

3. А.М. Запруднов «Детские болезни»

4. «Детские болезни» под редакцией Л.А. Исаевой.

5. Н.Г. Севастьянова «Сестринское дело в педиатрии»






АФО сердечно-сосудистой системы


Закладка сердца и крупных сосудов происходит на 2-3 неделе эмбрионального развития. На 4 неделе сердце становится 2-х камерным, имеет клапан между венозным синусом и предсердием (как у рыб), на 5 неделе образуется межпредсердная перегородка и сердце становится 3-х камерным (как у амфибии). На 6-7 неделе происходит разделение желудочков на левый и правый, а общего артериального ствола на легочною артерию и аорту.

После рождения ребенка происходит перестройка системы кровообращения:

1 – прекращается плацентарное кровообращение;

2 – закрывается артериальный проток на 6-8 неделе жизни;

(артериальный проток – небольшой сосуд между аортой и легочной артерией, уравновешивающей давление в малом и большом кругах кровообращения);

3 – к концу 2-ой недели жизни запустевают пупочные сосуды, превращаются в круглую связку печени;

4 – закрывается овальное окно (между левым и правым предсердием) – к концу 1-го месяца (реже на 3-4 месяце);

5 – начинают функционировать раздельно малый и большой круги кровообращения.


Сердце у новорожденного относительно велико и составляет 0,8% от массы тела (у взрослых 0,4%). Правый и левый желудочки примерно одинаковых размеров, а предсердия и магистральные сосуды имеют большие размеры по сравнению с желудочными. Наиболее интенсивно идет рост сердца в 1-е два года, в подростковом периоде и в 18-20 лет. До 2-х лет больше растут предсердия, с 2 до 6 – все отделы сердца, после 10 – преимущественно желудочки.

Форма сердца – в грудном возрасте шаровидная, после 6 лет в виде овала. До 2-3 лет сердце лежит горизонтально на диафрагме, к передней грудной стенке прилегает правый желудочек, формирующий верхушечный сердечный толчок. К 3-4 годам сердце принимает косое положение, поворачиваясь вокруг длинной оси левым желудочком вперед. Миокард у новорожденного не развит – мышечные волокна тонкие, слабо отграничены друг от друга, содержат много ядер и мало соединительной и эластичной ткани. Интенсивный рост и дифференцировка миокарда идет в 1-е два года. Чистота сердечных сокращений (ЧСС) изменяется в процессе роста ребенка и зависит как от внешних причин, так и от состояния внутренних органов.

Возраст

ЧСС в 1/

новорожденный

120-140

до 1 года

120

5 лет

100

10 лет

80-85

15 лет

70-80

Во время сна ЧСС замедляется у годовалого ребенка примерно до 90 ударов в минуту, у 14 летнего – до 40-45. У маленьких детей выражена дыхательная аритмия (на вдохе пульс учащается, на выдохе – замедляется).

Артерии у детей широкие и развиты лучше, чем вены. Сердце растет быстрее магистральных сосудов. Объем сердца к 15 годам увеличивается в 7 раз, а окружность аорты в 3 раза – этим объясняется выслушивание различных функциональных шумов в области сердца в период наиболее интенсивного роста ребенка (перпубертатный период).

Артериальное давление у детей зависит от возраста, пола, биологической зрелости, ФР и др. факторов. В раннем возрасте оно ниже, чем у взрослых. Это обусловлено малым объемом левого желудочка и широкими артериями. Для каждого возраста имеются свои нормы показателей давления. Так у зрелого новорожденного систолическое давление составляет 65-85 мм. рт.ст.

Максимальное (систолическое) АД у детей 1-го года рассчитывают по формуле


АД sist.= 76+2n, где n число месяцев


Н апример, ребенку 10 месяцев 76 + 2 х 10 = 96 мм.рт.ст.


Систолическое давление детей после года рассчитывают по формуле

АД sist.= 100+n (где n число лет)

Например, ребенку 10 лет, 100+10=110

или по формуле Молчанова

АД sist.= 90+2хn, где n число лет

Например, 90+2х10=110.

Минимальное (дисистолическое) давление составляет ½ от максимального АД sist

(+ 10 мм.рт.ст.). АД d = —― + 10 мм. рт.ст.


2

Функциональные особенности ССС у детей:

  1. физиологическая тахикардия (т.к. преобладает симпатическая нервная система над парасимпатической);

  2. низкое АД (связано с малым объемом крови, поступающим во время сокращения сердца в аорту и низким периферическим сопротивлением из-за широкого просвета кровеносных сосудов);

  3. высокий уровень выносливости сердца;

  4. развитие функциональных расстройств в период полового созревания (из-за неравномерного роста сердца, кровеносных сосудов, особенностей нейроэндокринной регуляции).




АФО пищеварительной системы

Пищеварительная система состоит из пищеварительного тракта (ЖКТ) и желёз, выделяющих секрет необходимый для пищеварения. Закладка органов пищеварения происходит на ранних стадиях эмбрионального развития. Уже к 7-8 дню начинается формирование первичной кишки, из которой образуются затем различные отделы ЖКТ. Пищеварительный тракт новорожденного состоит из ротовой полости, глотки, пищевода, желудка и кишечника. Изнутри он выстлан слизистой оболочкой, выполняющей функции пищеварения, всасывания и выделения, затем следует мышечный слой, обеспечивающий дробление, перемешивание и передвижение пищи. Органы пищеварения, расположенные в брюшной полости, сверху покрыты серозной оболочкой брюшины, складки которой образуют поддерживающий аппарат – брыжейку и связки. Пищеварительная система обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, а также нервами, регулирующими её деятельность. Однако функциональные возможности ЖКТ новорожденного ещё несовершенны. В первые недели и месяцы жизни обеспечивается процесс переваривания только грудного молока, возможность усвоения другой пищи (адаптированной для детей) формируется к 3 месяцам. Здоровый новорожденный имеет хорошо выраженные сосательный и глотательный рефлексы.

Акт сосания состоит из нескольких фаз: захватывание соска, сдавливание, аспирация молока и обеспечивается анатомическими особенностями строения полоти рта ребенка. При сосании губы ребенка плотно захватывают сосок с ареолой, сообщение между полостью рта и наружным воздухом прекращается, во рту создается полость с отрицательным давлением. Ребенок челюстями сдавливает сосок и в разреженное пространство поступает грудное молоко, которое он проглатывает.

Полость рта у ребенка небольших размеров. Язык короткий, широкий и толстый. Губы и щеки с хорошо развитой мускулатурой. В толще щёк имеются плотные жировые комочки – комочки Биша, способствующие созданию отрицательного давления в полости рта. На дёснах имеются валикообразные утолщения, а на слизистой губ – поперечная исчерченность или складки, способствующие акту сосания. Слизистая полости рта нежная, розовая, но сухая из-за недостаточного развития слюнных желёз. Развитие слюнных желёз заканчивается к 3-4 месяцам и с этого времени начинает усиленно выделятся слюна (физиологическая гиперсаливация). Слюна с 1-х дней жизни содержат амилазу.

Пищевод у новорожденного узкий, длинный примерно 10-11 см., к 1 году 12 см., в 5 лет примерно 16 см., веретенообразной формы, мышечный слой его развит плохо и вне акта глотания он закрыт.

Желудок – эластичный мешковидный орган, располагается примерно по середине между пупком и мечевидным отростком грудины, лежит горизонтально, после того как ребенок начинает ходить принимает вертикальное положение. Объём желудка у новорожденного 30-35 мл., в 1 год – 250-300 мл., в 2 года – 300-400 мл., в 3 года – 400-500 мл., к 8 годам – 1000 мл. Моторная функция желудка в 1-е месяцы жизни выражена недостаточно, перистальтика слабая. Грудное молоко задерживается в желудке 2-3 часа, а искусственные молочные смеси – до 4 часов. Кардиальный сфинктер (мышечный замок на входе в желудок) слабо развит, что обуславливает склонность детей к срыгиванию и рвоте.

Кишечник грудного ребенка относительно длиннее, в 6 раз превышает длину тела (у взрослых в 4 раза). Кишечник новорожденного стерилен, но уже через 10-20 часов он заселяется разнообразными микроорганизмами, попадающими из воздуха, с соска молочной железы матери и предметов ухода. При грудном вскармливании микрофлора кишечника представлена в основном бифидобактериями, что считается благоприятным для ребенка. При искусственном вскармливании микрофлора меняется, в основном представлена кишечными палочками и энтерококками. Слизистая кишечника тонкая, богато васкуляризирована, поэтому хорошо проницаема для токсинов, в результате чего в раннем возрасте при желудочно-кишечных заболеваниях быстро развивается токсикоз. Моторная функция кишечника (до стр. 6).

Моторная функция кишечника – у детей раннего возраста повышена, что вызывает частое его опорожнение. У грудных детей акт дефекации происходит рефлекторно, в первый месяц жизни 3-6 раз в сутки. К концу года он становится произвольным актом. В первые 2-3 дня ребенок выделяет первородный кал (меконий), который имеет вид густой, гомогенной массы, темно-зеленого цвета, состоящий из околоплодных вод, желчи (а желчный пузырь ребенка формируется с 3 месяцев внутриутробного развития), ферментов, слизи. На 4-5 день при грудном вскармливании кал приобретает гомогенную консистенцию (жидкой кашицей), золотисто-желтую окраску и кисловатый запах. У детей на искусственном вскармливании, кал более плотный (густая каша или полуоформлен), светлой окраски, с резким, слегка гнилостным запахом, 1-2 раза в сутки. Стул детей после 1 года оформлен, 1-2 раза в сутки, коричневого цвета.

Печень – большая, занимает все правое и частично левое подреберье. У детей до 5-7 лет выступает из-под края рёберной дуги на 1,5-2 см., к 12-14 годам не более чем на 1 см.

Функции печени:

  1. участвует в желчеобразовании (желчь обладает бактерицидными свойствами, участвует в пищеварении, стимулирует моторику кишечника, нейтрализует токсины, поступающие из кишечника);

  2. принимает участие в обмене белков, жиров, углеводов, витаминов, железа, билирубина, холестерина и др.);

  3. обуславливает метаболизм лекарственных веществ;

  4. участвует в образовании ферментативных систем.

У новорожденных детей функции печени ещё недостаточно развиты.

Поджелудочная железа имеет небольшие размеры и продолжает расти и дифференцироваться до 14 лет.

Функции поджелудочной железы:

  1. внешнесекреторная: выделяет сок, который содержит ряд ферментов – протеолитические (расщепляющие белки – трипсин, химотрипсин, эластаза и др.), липолитические (расщепляющие жиры – липаза, фосфолипаза и др.), амилолитическая (расщепляющая углеводы – амилаза, лактаза, мальтаза);

  2. внутрисекреторная: осуществляет синтез гормонов (инсулин, глюкагон, липокаин), участвующих в регуляции углеводного и жирового обмена.


АФО мочевыделительной системы

Почки закладываются на 3 неделе эмбрионального развития, располагаются в верхних отделах забрюшного пространства, у грудных детей на 1-1,5 позвонка ниже, чем у взрослых. В первые годы жизни почки имеют дольчатое строение, которое исчезает к 2-5 годам. Мозговой слой преобладает над корковым. Почки покрыты соединительно-тканной капсулой, жировая капсула, поддерживающая её выражена слабо, поэтому почки у детей более подвижны. Масса почек у новорожденных составляет 1:100 (у взрослых 1:200) по отношению к массе тела.

Удельный вес (относительная плотность) мочи у новорожденных 1006-1018, у грудных детей 1003-1005 (более низкая), к 4-5 годам повышается до 1009-1016. Дети первых трех дней жизни выделяют очень мало мочи (транзиторная олигоурия), что связано с малым поступлением жидкости в организм, экстраренальными потерями и особенностями гемодинамики. В дальнейшем, в связи с более интенсивным обменом веществ и своеобразием пищевого рациона, дети выделяют мочи относительно больше, чем взрослые.

Почечные лоханки относительно шире, чем у взрослых, располагаются до 5 лет внутрипочечно, так как почечный синус выражен слабо; стенки их гипотоничны из-за слабого развития мышечных и эластических волокон.

Мочеточники относительно шире, более извилистые и гипотоничные, что предрасполагает к застою мочи и развитию микробно-воспалительного процесса в вышележащих отделах. Длина мочеточников у новорожденных 4-7 см., к 1 году – 10 см., к 4 годам – 15 см., у взрослого – 20-28 см.

Мочевой пузырь у грудных детей имеет овальную форму, расположен выше, чем у взрослых (в надлобковой области), на 2 году он постепенно опускается в малый таз. Емкость мочевого пузыря у новорожденного 50 мл., в 1 год – 100 мл., в 5 лет – 150-200 мл., в 12-14 лет – 300-400 мл. (по некоторым данным в 10 лет – 500-600 мл.).

Мочеиспускательный канал (уретра). Слизистая оболочки уретры у детей очень тонкая, легко ранимая, складчатость ее слабо выражена. У новорожденных мальчиков длина уретры составляет 5-6 см., в период полового созревания 10-12 см., к 16 годам – 16-18 см.

У новорожденных девочек длина мочеиспускательного канала всего 1-1,5 см., к 1 году – 2 см., к 16 годам примерно 3 см., а диаметр больше, чем у мальчиков. Эти различия в анатомическом строении обуславливают более частое развитие инфекции мочевой системы у девочек, чем у мальчиков, а, следовательно, гигиеническое содержание девочек и мальчиков отличается. Число мочеиспусканий у новорожденных 20-25, у грудных детей 10-20 раз в сутки, в 2-3 года 8-10 раз, у школьников 5-7 раз.

Суточное количество мочи (диурез) составляет 60-65% от количества выпитой жидкости.

Суточный диурез можно ориентировочно определить по формуле

С.д. = 600+100х(n-1), где n- число лет.

Акт мочеиспускания в первые месяцы жизни является безусловным рефлексом, по мере роста ребенка он превращается в произвольный акт, регулируемый подкорковыми центрами и корой головного мозга.

Начинать формировать условный рефлекс на мочеиспускание можно с 5-6 месяцев жизни.


АФО кроветворной системы


Кровь состоит из жидкой части (плазмы) и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.

В плазму входят вода, белки, жиры, углеводы, соли (макро и микроэлементы), ферменты, гормоны, витамины, биологически активные вещества (БАВ) и продукты обмена. Кровь вместе с лимфой образует внутреннюю среду организма, которая смывает все его клетки, ткани и органы. Общее количество крови у новорожденного составляет 14% от массы тела, к 3 годам 8%, у взрослых 7%, что составляет примерно 5 литров.


Основные функции крови:

  1. осуществляет транспорт О2 от легких к тканям и органам и СО2 обратно;

  2. обеспечивает специфическую и неспецифическую защиту (посредством фагоцитоза, иммунных реакций и др.);

  3. доставляет к органам и тканям гормоны, ферменты, витамины и биологически активные вещества (БАВ);

  4. отводит к органам выделения, отработанные продукты обмена;

  5. участвует в поддержании гомеостаза.


В эмбриональном периоде кроветворными органами являются: печень, селезенка, костный мозг и лимфатическая ткань. После рождения ребенка кроветворение происходит главным образом в костном мозге, в лимфоидной ткани и селезенке. У детей раннего возраста кроветворение происходит во всех костях, а к 12 годам сохраняется в костном мозге только плоских костей (ребра, грудина, тела позвонков и в эпифизах трубчатых костей). В диафизах трубчатых костей красный костный мозг постепенно, начиная с 1-го года заменяется на желтый – жировой.

Гемопоэз (изучается на анатомии – повторить).

Клеточный состав крови на протяжении детства изменяется.

У новорожденных в первые дни жизни наблюдается повышенное содержание гемоглобина (Нв) и эритроцитов Нв = 180-220 (240 )г/л, Эр. 4,5-7,5х1012/л, затем

их количество снижается и стабилизируется в пределах Нв 120-140 г/л, Эр. 4,5х1012/л.

Число тромбоцитов у новорожденных 150-400х109, затем устанавливается на уровне 160-360х109. Общее количество лейкоцитов у новорожденных примерно 20х109/л, в более старшем возрасте 4,5-9,5х109. Резкие изменения происходят в качественном составе лейкоцитов. После рождения 2/3 лейкоцитов представлены нейтрофилами, но количество их постепенно снижается, а количество лимфоцитов (1/3) нарастает и к 5 дню становится примерно одинаковым 1:1 (первый перекрест). После 5 дня продолжается снижение уровня нейтрофилов и увеличение числа лимфоцитов.

После 10 дня и до конца 1-го года число лимфоцитов составляет от 55 до 75%. Соответственно нейтрофилы 25-45%. Со 2-го года вновь наблюдается постепенное повышение числа нейтрофилов и снижение числа лимфоцитов. В 5 лет (4-6) их содержание становится равным (второй перекрест), а в последующие годы продолжает нарастать количество нейтрофилов.


Возрастные показатели общего анализа крови (ОАК)



Возраст

Эритроциты (Э)

Гемоглобин (Нв)

Лейкоциты

Тромбоциты

СОЭ

новорожденный

4,5-7,5х1012

180-240г/л

10-20х109

150-400х109

2-3 мм/час

грудной

3,5-4х1012

110-120 г/л

10-12х109

200-300х109

3-5 мм/час

старший

4,5-5х1012

125-155 г/л

4,5-9,5х109

200-300х109

5-10 мм/час








10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!