СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДООП для маломобильных детей с тяжелыми нарушениями моторного развития художественной направленности « Калейдоскоп»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная дополнительная общеобразовательная                             общеразвивающая программа  «Калейдоскоп» (далее Программа) художественной  направленности по форме организации содержания                                     и процесса педагогической деятельности предназначена для детей с легкой                           и умеренной умственной  отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата от 8 до 17 лет, учитывает особенности психофизического развития                        и индивидуальные  возможности детей - инвалидов.

Просмотр содержимого документа
«АДООП для маломобильных детей с тяжелыми нарушениями моторного развития художественной направленности « Калейдоскоп»»




Адаптированная ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

художественной направленности

«КАЛЕЙДОСКОП»



Возраст обучающихся: 8–17 лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

Уровень освоения - базовый









Оглавление


Информационная карта программы 3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы». 5

1.1. Пояснительная записка. 5

1.2. Методические условия реализации программы. 10

1.3. Цель и задачи программы. Планируемые результаты 14

1.4. Содержание Программы «Калейдоскоп». 17

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 28

2.1. Календарный план-график 28

2.2.Условия реализации программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.. 33

2.3. Формы аттестации. 35

2.4. Оценочные материалы. 36

2.5. Методические материалы: 38

2.6. Литература 38

2. 7. Определения и сокращения……………………………………………… 40
















Информационная карта программы



  1. Ведущая организация

Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» в с. Максимовка

2. Полное название программы

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп»

3. Сведения о разработчике:

Фамилия, имя, отчество, контакты.


Золина Татьяна Александровна,

инструктор по труду

e-mail: tatiana. zolina2010@yandex .ru

4. Сведения о программе:


4.1.Нормативная база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях»;

Адаптированные программы:

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09

Локальные акты ОО

Устав учреждения

Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 дополнительное образование

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Художественная

4.5. Характер программы

Адаптированная, дополнительная, общеобразовательная.

4.6. Особые образовательные потребности

Особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПРА.

Возраст обучающихся по программе

С 8 лет до 17 включительно.

Продолжительность обучения, условия пролонгации

1 год.

При необходимости, по результатам диагностики, рекомендациям педагога-психолога, решению педагогического совета образовательной организации, предоставляется возможность пройти обучение по данной программе повторно.

Применение дистанционного и /или электронного обучения

Дистанционная форма обучения не предусмотрена, т.к. дети проживают в круглосуточном стационаре.






Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик адаптированной дополнительной общеобразовательной программы». 1.1. Пояснительная записка.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп» (далее Программа) художественной направленности по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности предназначена для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата от 8 до 17 лет, учитывает особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей - инвалидов.

Дети находятся в круглосуточном стационаре и присутствие родителей (законных представителей) не предусматривается.

Программа разработана на основании следующих документов:

Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;



Адаптированные программы:

  • Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09



Локальные акты ОО

Устав учреждения

Лицензии на осуществление образовательной деятельности № 2808 от 19.02.2016 Дополнительное образование

Содержание программы направлено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления детей о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с различными техниками аппликации, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.



Базовые специальные коррекционные программы:

1.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжѐлым и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 239 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

3.Программа профессионально-трудового обучения под редакцией В.В.Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2015.











Дополнительность программы

Дополнительность программы по отношению к программе общего образования заключается в том, что

- при сходных задачах (обучение различным видам рисования) используются коррекционные технологии и дидактические материалы специально подобранные для освоения навыков работы с маломобильным детям с тяжелым нарушением моторного развития

- предусматривает комплексный подход в обучении, включающий в себя различные компоненты, совокупность которых объединена в понятии «реабилитация и социализация ребёнка» посредством рисования, возможной самостоятельной деятельностью ребёнка;

-реализуется индивидуально, дифференцированный подход к индивидуальным особенностям развития каждого ребенка.

Преимущества использования нетрадиционных техник рисования:

Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология выполнения таких работ интересна и доступна маломобильным детям с тяжелым нарушением моторного развития, в том числе при работе «рука в руке».

На занятиях по изобразительной деятельности могут быть использованы различные нетрадиционные материалы и средства изображения: бумажные трубочки, ватные палочки, игрушки, обертки от конфет, пробки от пластиковых бутылок, трубочки для коктейля, зубные щётки, деревянные палочки, соломка, поролон, свечи; ватные диски, вата, различные виды ткани и бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.); природный материал (листья деревьев, цветов, травы, семена растений и др.); пластилин, соленое тесто и др. Необычный материал привлекает внимание маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития и чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее проходят занятия.

Прежде всего обучать маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития надо на известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Всегда – играет ли он с игрушками, пытается ли научиться держать ложку - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки. Нам нужно помочь маломобильным детям с тяжелым нарушением моторного развития использовать их в рисовании. Эта техника называется «пальчиковая» и «ладонная». Предварительно хорошо выполнить подобные упражнения в песке (манной крупе) «Отпечатки ладошек», «Походим пальчиками по песку», «Порисуем пальчиком на песке».



Актуальность программы

Актуальность и педагогическая целесообразность программы определяются:

- необходимостью решения проблемы социализации детей с умственной отсталостью и создания благоприятных условий для их творческой деятельности, самореализации и адаптации;

- обновлением содержания, поиском новых направлений, форм и методов преподавания в системе дополнительного образования;

- гуманистической парадигмой образования, ориентированной на создание равных возможностей для людей с ограниченными возможностями здоровья;

- способствует развитию сенсорной сферы детей, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, расширению представлений об окружающем мире, содействуют развитию воображения и фантазии, пространственного мышления и восприятия, формированию их эмоциональной отзывчивости.

- В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

- Способствует снятию страхов;

- Развивает уверенность в своих силах;

- Развивает пространственное мышление;

- Учит свободно выражать свой замысел;

- Учит работать с разнообразным материалом;

- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

- Развивает мелкую моторику рук;

- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Отличительными особенностями программы

являются:


- занятия проводятся в течение всего календарного года, так как дети находятся

на стационарном обслуживании;

- обучение по данной программе может осуществляться индивидуально, что позволяет приблизить дополнительное образование к

индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка;

- организация и создание условий для развития творчества обучающихся, повышение уверенности в себе, в своих силах.





Инновационность программы:

Инновационность Программы заключается в том, что содержание предполагает развитие творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с умственной отсталостью посредством декоративно-прикладного творчества.

Отличительные особенности программы состоят в том, что в процессе обучения маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития используются различные техники работы с различными материалами.

Новизна программы заключается в том, что программа обучения, основываясь на использовании существующих методов развития творческого потенциала маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития, учитывая возможности, позволяет расширить зону овладения практическими действиями, что способствует ручной умелости и влияет на общее развитие.



Адресат программы:

Программа предназначена для детей от 8 до 17 лет с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов: маломобильные дети с тяжелым нарушением моторного развития, с нарушением зрения (слабовидящие); с нарушением речи (логопаты); с легкими нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); умственной отсталостью; с задержкой психического развития.

Каждая из вышеперечисленных категорий детей требует определенных условий реализации Программы, так как имеет свои специфические особенности.

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (НОДА) характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата нарушено формирование не только познавательной деятельности, но и эмоционально-волевой сферы и личности. Структура нарушений познавательной деятельности при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата имеет ряд специфических особенностей, характерных для всех детей. К ним относятся:

- неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;

- выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;

- сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами: вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения. При нарушениях функций опорно-двигательного аппарата отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность таких детей.

Для детей с легкой и умеренной умственной отсталостью характерны следующие основные черты:

- повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения;

- ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с легкой и умеренной умственной отсталостью страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

Однако, при условии подбора методов, адаптации содержания, создания адекватной среды, в том числе, коммуникативной, потенциал таких детей позволяет им осваивать материал Программы.

Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмысления роли и места личностного, социального развития маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития. Стало необходимым включение маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, с учетом их психофизических и возрастных особенностей, направленную на предупреждение и преодоление дефектов развития.

Понятие «маломобильные дети с тяжелым нарушением моторного развития» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья проходят тот же путь познания, что и люди с нормальным интеллектом, однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение. В основном познания таких детей ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений.

Поэтому в процессе взаимодействия с маломобильными детьми с тяжелым нарушением моторного развития, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать специфику молодого инвалида, его положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Стремление к контакту с учителем, желание подражать ему, обратиться за помощью присуще нормально развивающемуся человеку. У маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития в силу несформированности познавательного интереса такое стремление неразвито, что резко затрудняет возможности направленной работы с ним. Начальный, чрезвычайно важный аспект работы с такими детьми — побуждение их к общению с учителем, формирование положительного эмоционального отношения, стремление к контакту.

Современная концепция воспитания маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития показывает важность приобщения таких людей к искусству. Это именно то, что раскрывает в них творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде и иметь более широкое представление об окружающем мире.

Задачами данной программы является знакомство маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития с техниками нетрадиционного рисования. Формирование интереса к рисованию способствует развитию у них мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия, внимания и усидчивости, мышления, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, в целом способствует развитию психических процессов.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, учитель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию, открывает возможности развития у маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития творческих способностей, фантазии и воображения.



Объем и срок освоения программы.

Программа состоит из двух модулей. Всего 36 часа в год. Учебная нагрузка в неделю, 1 раз в неделю по 1 академическому часу, на 1 группу, но может быть изменена по усмотрению директора учреждения.

Срок освоения программы в течение всего учебного года, 36 недель

Первый модуль с 01 сентября 2022 г. по 31 декабря 2022 г.- 16 недель, 32 часов.

Второй модуль с 09 января 2023 г по 31 мая 2023 г.- 20 недель, 40 часов.

Дополнительные выходные дни, связанные с государственными праздниками (в соответствии с частью первой ст. 112 ТК РФ):

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.


С 01.06.2023 г по 31.08.2023 г – летние каникулы.

Дети переводятся на летне-оздоровительную программу ОГКУСО ДДИ для УОД «Родник» 2023 года приказом директора Учреждения.

Занятия по АДОП «Калейдоскоп» в период летних каникул не реализуются. В этот период инструктор по труду организует и проводит развлекательно-игровые мероприятия, выставки детских творческих работ кулинарной тематики, согласно календарно-тематическому планированию по Программе летне-оздоровительного отдыха 2023 года.


Форма обучения – очная.








1.2. Методические условия реализации программы.

Особенности организации образовательного процесса.

Основная форма работы – учебное занятие (теоретическое, практическое). Обучение на занятиях проводится индивидуально. Для детей предусмотрены различные формы занятий, включающие элементы обучения и релаксации.

Обучение проводится при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья заниматься данным видом деятельности и наличии условий: образовательный процесс происходит в условиях доступной среды.

Занятия проводятся по месту нахождения ребенка.

Программа рассчитана, прежде всего, на рисование в нетрадиционной технике, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.

Для успешной реализации программы необходимо:

- психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса (в виде консультаций педагога-психолога);

- сотрудничество с воспитателями, социальным педагогом;

Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, сверстниками).

При затруднении отдельных детей в освоении материала, задания упрощаются, освоение действия происходит по отдельным элементам, используются приемы «рука в руке».



Основные методы обучения:

- наглядные (показ иллюстраций, образцов, примеров);

- словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование стихов, загадок, пословиц и поговорок);

- практические (самостоятельное и совместное с педагогом выполнение работы)

В структуре программы приоритетными направлениями являются: выполнение практических заданий по разным видам рисования в нетрадиционной технике.

наглядные: показ выполнения, работа по образцу, визуальные подсказки;

практические: манипулирование руками ребенка для передачи ему моторного стереотипа («рука в руке»), тренировочные упражнения по рекомендациям педагогов;

словесные: беседа, а также объяснение, устное изложение, социальные истории по рекомендациям педагога.

Структура занятия включает:

  • Ритуал приветствия.

  • Проверка готовности к занятию.

  • Рефлексия прошлого занятия.

  • Сообщение темы, задач занятия. Сообщение по теме занятия.

  • Правила безопасной работы.

  • Практическая работа.

  • Рефлексия прошедшего занятия

  • Ритуал прощания.





Режим занятий:

Общее количество часов в год-36

Количество часов и занятий в неделю -1

Начало занятий 1 модуля - 01 сентября 2022 г, окончание -31 декабря2022 г.

Начало занятий 2 модуля - 09 января 2023 г , окончание -31 мая 2023 г.

Продолжительность занятий и перерывов между ними соответствует санитарно – гигиеническим требованиями к организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и не превышает временные нормы 30–45 минут.

Расписание занятий составляется с учетом режима дня учреждения, возрастных, психологических особенностей детей и установленных СанПиНом требований.

Принцип комплектования кружка.

Обучающиеся объединения «Калейдоскоп» формируются из числа воспитанников детского дома-интерната «Родник» с учетом индивидуальных, возрастных и физических возможностей ребенка.

Состав детей в течение учебного года постоянный. В сентябре проводится диагностика уровня развития умений и навыков детей, определяются формы работы. В декабре проводится диагностика, по результатам которой при необходимости корректируются приемы и методы обучения, увеличивается время для освоения отдельных элементов программы конкретным детям.

В августе проводится итоговая диагностика. Аттестационные мероприятия не предусмотрены.

Уровень реализуемой программы – базовый.







1.2 Цель и задачи программы. Планируемые результаты.



Цель:

- создание благоприятных условий для реабилитации и социальной адаптации ребёнка с умственной отсталостью, развития творческого и познавательного потенциала, моторики рук через использование нетрадиционных техник ручной умелости.

- создание условий для развития творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся маломобильных детей с тяжелым нарушением моторного развития посредством декоративно прикладного творчества.

– создание условий для развития творческого потенциала детей через формирование общей культуры, приобщение к ценностям мировой культуры и искусству, вовлечение в творческую среду и формирование мотивации к дальнейшему совершенствованию в области прикладного искусства



Данная цель реализуется в следующих задачах:

Образовательные:

  • Расширять и углублять знания учащихся о материалах, используемых в рисовании;

  • Сформировать интерес к творчеству, раскрыв его многообразие и красоту;

  • Освоить различные техники нетрадиционного рисования;

  • Формировать художественно-образное восприятие и мышление.


Развивающие:

  • Совершенствовать приёмы работы;

  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;

  • Развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;

  • Развивать мелкую моторику рук.



Воспитательные:

  • Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, на­стойчивость, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;

  • Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;

  • Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.

Решая комплекс образовательных и развивающих задач необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип ценностно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиция равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «Хоть ты и маленький, но такой же человек, как и я, я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».

  • Принцип креативности. Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего.

  • Принцип сознательности. Предусматривает заинтересованность, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений.

  • Принцип комплексности, системности и последовательности.

Обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы учебная деятельность связывалась со всеми сторонами воспитательной работы, а владение новыми знаниями, умениями и навыками опиралось на то, что уже усвоено.

  • Принцип коллективности. Педагогу необходимо воспитывать социально-значимые качества у ребёнка, развить его как члена общества, коллектива.



Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров - характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с умственной отсталостью.

Реализация программы «Калейдоскоп» будет способствовать:

- развитию мелкой моторики рук;

- обострению тактильного восприятия;

- улучшению цветовосприятия;

-  концентрации внимания;

- повышению уровня воображения и самооценки.

-расширение и обогащение художественного опыта.

-умению слушать педагога, вступать с ним в диалог;

 удержанию и соблюдению алгоритма рисования в нетрадиционной технике;

- развитию личностных результатов в проявлянии потребности в общении, навыки коммуникации;

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу ограниченности здоровья, различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Как и в коррекционных школах, детям предоставляется возможность пройти материал Программы повторно.

























1.3 Содержание программы


Учебно-тематический план


заня-тий

Название раздела,

темы

Кол-во учебных часов

Формы

Контроля

всего

теория

практика


1 модуль





1

1.Введение в программу. Диагностика

Вводный инструктаж. Упражнения рисования пальчиками в песке.

1

1


Педагогическое наблюдение Вводная диагностика

2

Рисование пальчиками по шаблону и без него

7

0.5

6.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия

3

Рисование ладошкой

5

0.5

4.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия

4

Техника отпечатка (штампинг)

3

0.5

2.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия


2 модуль





5

Рисование ватными палочками

7

0.5

6.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия

6

Рисование поролоном

5

0.5

4.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия

7

Отпечатки листьями

4

0.5

3.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия

8

Рисование мятой бумагой

4

0.5

3.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия


3 модуль






9

Расчесывание краски вилкой

3

0.5

2.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия

10

Рисование с мокрым эффектом

3

0.5

2.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия

11

Техника набрызга

3

0.5

2.5

Педагогическое наблюдение, практические занятия

12

Итоговые занятия. Композиция в разных техниках

3


3

Педагогическое наблюдение, практические занятия


Итого

48

6

42




Содержание программы

Модуль 1

«Пальчики и ладошки рисовали кошку»

Цель: способствовать коррекции и развитию мелкой моторики рук, координации движений через практические действия при рисовании.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

Обучающие:

- сформировать умение выполнять действия пальчиками, ладошками и руками;

- формирование ручных умений.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание;

- развивать координацию движений при нетрадиционном рисовании

Воспитывающие:

- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.


1. Диагностика 1час

Теория. Беседа. Тестирование.

Выявление уровня развития мелкой моторики посредством рисования пальчиками в песке и пальчиковой гимнастики на начало учебного года.

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий. Опрос.

2. Рисование пальчиками по шаблону (пальцеграфия)7 часов

Самый простой и распространённый способ нетрадиционной техники — рисование подушечками пальцев. Для этого хорошо подходят специальные пальчиковые краски, также можно использовать гуашь или акварель, предварительно намочив её водой. Всё, что требуется от маломобильного ребенка с тяжелым нарушением моторного развития — это обмакнуть палец в краску и оставить на бумаге отпечаток. Таким образом интересно разукрашивать шаблоны (их можно распечатать или же нарисовать от руки)

Материалы: 1.Краска; 2.Бумага; 3.Баночка для воды.

- Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком «Тучка» 1 час

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком тучку. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком «Сова» 1 час

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком сову. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком «Котик» 1 час

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком котика. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком «Матрешка» 1 час

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком матрешку. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком «Конфета» 1 час

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком конфеу. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком «Цветы в горшке» 1 час

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком цветы в гошке. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком «Кораблик» 1 час

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком корабик. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

3. Рисование ладошкой 5 часов

Можно считать этот способ следующим шагом после рисования пальцами. Здесь будет задействована вся ладонь. Краски можно использовать те же, что и для пальцеграфии.

Материалы: 1.Краска; 2.Бумага; 3.Баночка для воды.

- Рисование ладошкой «Рыбка» 1 час. Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток. Затем дорисовать глаз и рот рыбке.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ладошкой, оставляя отпечаток яркой краской. Дорисовывание деталей рисунка. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ладошкой «Солнце» 1 час. Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток, поворачивая лист бумаги, чтобы отпечатались лучи солнца.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ладошкой, оставляя отпечаток яркой краской. Дорисовывание деталей рисунка. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ладошкой «Снежинка» 1 час. Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток, поворачивая лист бумаги, чтобы отпечатались

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ладошкой, оставляя отпечаток яркой краской. Дорисовывание деталей рисунка. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ладошкой «Павлин» 1 час. Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток. Затем дорисовать глаз и рот рыбке.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ладошкой, оставляя отпечаток яркой краской. Дорисовывание деталей рисунка. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ладошкой «Цветок» 1 час. Стоит использовать яркую краску, чтобы оставить отпечаток. Затем дорисовать глаз и рот рыбке.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ладошкой, оставляя отпечаток яркой краской. Дорисовывание деталей рисунка. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


4. Техника отпечатка (штампинг).


Эта техника состоит в том, чтобы обмакнуть какой-либо штамп в краску и оставить на бумаге отпечаток. Причём в качестве штампа можно выбрать что угодно, например, следующее:

• Листья;

• Овощи;

• Фрукты;

• Веточки.


Материалы: 1.Штампы; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.


- Рисование в технике отпечатка штампом «Бабочка» 1 час. Рисуем разноцветных бабочек на голубом фоне-небе

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике отпечатка штампом. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование в технике отпечатка штампом «Буманая фтулка» 1 час. Рисуем разноцветные цветы на зеленом фоне-луг, поляна

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике отпечатка бумажной втулкой. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование в технике отпечатка штампом- пупырчатой пленкой «Соты с пчелкой» 1 час. Рисуем соты пупырчатой пленкой и штампом пчелок

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в технике отпечатка пупырчатой пленкой сот и штампом пчелок Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.



2 модуль

«Не зря ручки развиваем, художниками стать мечтаем»

Цель: способствовать коррекции и развитию мелкой моторики рук, координации движений через практические действия при рисовании.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

Обучающие:

- сформировать умение выполнять точные действия, держа в руке инструмент для рисования;

- формирование ручных умений.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание;

- развивать координацию движений при нетрадиционном рисовании

Воспитывающие:

- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

5. Рисование ватными палочками.


В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.

Принцип данной техники прост: закрашивает картинку точками. Для этого маломобильному ребенку с тяжелым нарушением моторного развития необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован. Или как вариант краска набирается на связку ватных палочек, и точечно рисуются изображения.

Материалы: 1.Ватные палочки; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

- Рисование ватными палочками «Гортензия». Контуры цветка и стебель прорисовывается педагогом. С ребенком рисуем цветок внутри контура.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ватными палочками цветка гортензии. Ребенок самостоятельно выбирает по показанным иллюстрациям цвет гортензии, которую будет рисовать. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ватными палочками «Дерево». Ствол дерева прорисовывается педагогом. С ребенком рисуем крону дерева.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ватными палочками дерева. Ребенок самостоятельно выбирает по показанным иллюстрациям цвет кроны дерева: лето, осень. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ватными палочками «Сакура». Ствол дерева прорисовывается педагогом. С ребенком рисуем крону дерева.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ватными палочками сакуры. . Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ватными палочками «Одуванчик». Стебель цветка прорисовывается педагогом. С ребенком рисуем цветущий одуванчик и отцветщий.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ватными палочками цветов одуванчика. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ватными палочками «Сирень». Стебель цветка и контуры цветка прорисовывается педагогом. С ребенком заполняем внутри контура .

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ватными палочками сирени. Ребенок самостоятельно выбирает по показанным иллюстрациям цвет сирени. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ватными палочками «Птица». Контур птицы прорисовывается педагогом. С ребенком заполняем внутри контура птицы.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ватными палочками птицы. Ребенок самостоятельно выбирает по показанным иллюстрациям вид птицы и нужный цвет краски. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование ватными палочками «Натюрморт». Контуры фруктов прорисовывается педагогом. С ребенком заполняем внутри контура фруктов.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование ватными палочками фруктов. Ребенок самостоятельно выбирает по показанным иллюстрациям цвет фруктов. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


6. Рисование поролоном.

Принцип рисования поролоном заключается в том, что поролоновая губка опускается в краску, потом ею наносят отпечатки, создающие фактурность предметов: кроны деревьев, животные, облака.

Губкой удобно передавать шероховатость изображения, пушистость, объемность. Отлично выглядят геометрические фигуры, например, квадраты. Лучше всего использовать гуашь

Материалы: 1.Поролоновые шарики;2.Краска;3.Бумага;4.Баночка для воды.

- Рисование поролоном «Яблоко». Контуры яблока прорисовывается педагогом. С ребенком заполняем внутри контура яблока, нанося отпечатки поролоном.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование поролоном яблока. Ребенок самостоятельно выбирает по показанным иллюстрациям цвет фруктов. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование поролоном «Цыпленок». Контуры цыпленка прорисовывается педагогом. С ребенком заполняем внутри контура цыпленка, нанося отпечатки поролоном.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование поролоном цыпленка. Ребенок самостоятельно выбирает по показанным иллюстрациям цвет цыпленка: желтый, белый, коричневый.. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование поролоном «Зима». Контуры стволов деревьев прорисовывается педагогом. С ребенком рисуем кроны деревьев и идущий снег, нанося отпечатки поролоном.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование поролоном яблока. Ребенок самостоятельно выбирает по показанным иллюстрациям цвет фруктов. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование поролоном «Снеговик». Контуры снеговика прорисовывается педагогом. С ребенком заполняем внутри контура снеговика, нанося отпечатки поролоном.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование поролоном снеговика, нанося отпечатки поролоном. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование поролоном по трафарету. Ребенок заполняет внутри трафарета, нанося отпечатки поролоном.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование поролоном по трафарету, нанося отпечатки поролоном. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.




7. Отпечатки листьями


Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листья различных деревьев; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.


- Рисование отпечатками листьев «Кленовая ветка». Ребенок с помощью педагога наносит краску на обратную сторону листа и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками листьев клена разных размеров. Ветка заранее прорисовывается педагогом, а затем с ребенком рисуем листья. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование отпечатками листьев «Рябинка». Ребенок с помощью педагога наносит краску на обратную сторону листа и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками листьев рябины и ягод пальчиком. Ветка заранее прорисовывается педагогом, а затем с ребенком рисуем листья и ягоды. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование отпечатками листьев «Бабочка». Ребенок с помощью педагога наносит краску на обратную сторону листа и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками листьев осины и березы разных размеров. Педагог с ребенком рисует бабочку, отпечатывая листьями крылья. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование отпечатками листьев «Осенний лес». Ребенок с помощью педагога наносит краску на обратную сторону листа и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками листьев разных деревьев. Педагог совместно с ребенком отпечатывает листья разных деревьев, нанося на них краску разных цветов. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


8. Рисование мятой бумагой.


Для этого способа удобней использовать гуашь. Понадобится небольшой кусочек бумаги, который необходимо смять. Затем обмакнуть этот комок в краску (при необходимости в гуашь следует добавить воды) и начать прикладывать его к бумаге. Рисунок при этом получается воздушный и лёгкий.


Материалы: 1.Гуашь; 2.Бумага; 3.Баночка для воды.


- Рисование мятой бумагой «Ветка сирени». Ребенок с помощью педагога наносит краску на комок бумаги и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками комком бумаги. Ветка заранее прорисовывается педагогом, а затем с ребенком цветы сирени, отпечатывая комком бумаги. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование мятой бумагой «Сакура». Ребенок с помощью педагога наносит краску на комок бумаги и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками комком бумаги. Ветка заранее прорисовывается педагогом, а затем с ребенком цветы сакуры, отпечатывая комком бумаги. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование мятой бумагой «Салют». Ребенок с помощью педагога наносит краску на комок бумаги и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками комком бумаги. Педагог совместно с ребенком рисует брызги салюта, отпечатывая комком бумаги. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование мятой бумагой «Березовая роща». Ребенок с помощью педагога наносит краску на комок бумаги и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками комком бумаги. Ствол берез заранее прорисовывается педагогом, а затем с ребенком рисуется крона, отпечатывая комком бумаги. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.



3 модуль

«Летом отдыхаем, рисовать не забываем»

Цель: способствовать коррекции и развитию мелкой моторики рук, координации движений через практические действия при рисовании.

Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

Обучающие:

- сформировать умение выполнять точные действия, держа в руке инструмент для рисования;

- формирование ручных умений;

- закрепление полученных знаний.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание;

- развивать координацию движений при нетрадиционном рисовании;

- развивать пространственное вооражение.

Воспитывающие:

- воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.


9. Расчесывание краски вилкой


Принцип рисования вилкой очень простой, нужно опустить вилку обратной стороной в краску, после сделать отпечаток на листе бумаге. Нанося отпечатки, создавать рисунок.


Материалы: 1.Пластиковая вилка; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

- Рисование расчесывание вилкой «Василек». Ребенок с помощью педагога наносит краску на обратную сторону пластиковой вилки и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками вилки. Стебель цветка заранее прорисовывается педагогом, а затем с ребенком рисуется цветок, отпечатывая вилкой, поворачивая бумагу по кругу. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование расчесывание вилкой «Елка». Ребенок с помощью педагога наносит краску на обратную сторону пластиковой вилки и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками вилки. Ствол елки заранее прорисовывается педагогом, а затем с ребенком рисуется крона елки, отпечатывая вилкой. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование расчесывание вилкой «Ежик». Ребенок с помощью педагога наносит краску на обратную сторону пластиковой вилки и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками вилки. Голова ежика заранее прорисовывается педагогом, а затем с ребенком рисуются иголки, отпечатывая вилкой. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование расчесывание вилкой «Петушок». Ребенок с помощью педагога наносит краску на обратную сторону пластиковой вилки и делает отпечаток на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование отпечатками вилки. Голова и ноги петушка заранее прорисовывается педагогом, а затем с ребенком рисуется туловище и хвост петушка, отпечатывая вилкой, поворачивая бумагу по необходимости. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

10. Рисование с мокрым эффектом


Мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Затем выдуть несколько мыльных пузырей на бумагу и дорисовать задуманное.

Материалы: 1.Мыло жидкое; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды

- Рисование с мокрым эффектом «Пузыри на бумаге «Облака». Ребенок с помощью педагога дует через трубочку в стаканчик с краской, образуя пузыри. Затем выдувает мыльные пузыри на бумагу, стараясь нарисовать рисунок.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование с мокрым эффектом. Ребенок с помощью педагога дует через трубочку в стаканчик с краской, образуя пузыри. Затем выдувает мыльные пузыри на бумагу, стараясь нарисовать облака Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

- Рисование с мокрым эффектом «Пузыри на бумаге «Гортензия». Ребенок с помощью педагога дует через трубочку в стаканчик с краской, образуя пузыри. Затем выдувает мыльные пузыри на бумагу, стараясь нарисовать рисунок.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование с мокрым эффектом. Ветка заранее прорисовывается педагогом. Ребенок с помощью педагога дует через трубочку в стаканчик с краской, образуя пузыри. Затем выдувает мыльные пузыри на бумагу, стараясь нарисовать цветок гортензии. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


11. Техника набрызга


Краска смешивается с водой до консистенции густой сметаны. Кисть или зубная щетка смачивается в воде, лишняя влага стряхивается. Брызгами покрываются отдельные участки бумаги. По необходимости положение руки меняется, и краска разбрызгивается горизонтально, вертикально и т.д. Если нужно увеличить (уменьшить) величину капель, щетину приближают (отдаляют) от бумаги. Интересно получаются методикой «набрызг» деревья, листья, солнце и другие природные явления.

Материалы: 1..Краска; 2. Зубная щетка 3.Бумага; 4.Баночка для воды.


- Рисование техникой набрызга «Вишня весной». Ребенок с помощью педагога набирает краску на щетку и разбрызгивает ее на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование техникой набрызга. Ствол вишни заранее прорисовывается педагогом. Ребенок с помощью педагога набирает краску на щетку и разбрызгивает ее на бумаге изображая цветы вишни.

Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование техникой набрызга «Осенний лес». Ребенок с помощью педагога набирает краску на щетку и разбрызгивает ее на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование техникой набрызга. Стволы деревьев заранее прорисовывается педагогом. Ребенок с помощью педагога набирает краску на щетку и разбрызгивает ее на бумаге изображая кроны деревьев разными цветами краски. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование техникой набрызга «Ягодная поляна». Ребенок с помощью педагога набирает краску на щетку и разбрызгивает ее на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование техникой набрызга. Кустики ягод заранее прорисовывается педагогом. Ребенок с помощью педагога набирает краску на щетку и разбрызгивает ее на бумаге изображая ягоды.

Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.



12. Композиции в разных техниках

Итоговые работы, повторение всех изученных техник нетрадиционного рисования и использование их в композициях

- Рисование мятой бумагой, ватными палочками и техникой набрызга «Весенний лес». Ребенок с помощью педагога набирает краску на комок бумаги, ватную палочку, щетку и разбрызгивает ее на бумаге.

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Рисование в разных техниках . Стволы деревьев заранее прорисовывается педагогом. Ребенок с помощью педагога набирает краску н на комок бумаги, рисуя крону, затем ватными палочками рисует цветы на ветках и с помощью щетки разбрызгивает краску на бумаге изображая цветы. Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


- Рисование поролоном, пальчиком, штампом и техникой мокрого эффекта «Летний луг». Ребенок с помощью педагога рисует разными нетрадиционными техниками

Теория. Беседа по теме. Показ иллюстраций. Объяснение последовательности

выполнения работы.

Практика. Пальчиковая гимнастика. Ребенок с помощью педагога рисует поролоном зеленый луг, затем с помощью штампа рисует цветы, пальчиком дорисовывает ягоды. Затем выдувает мыльные пузыри на бумагу, стараясь нарисовать облака Использование техники рисования «Рука в руке».

Форма контроля. Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.































Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы. 2.1. Календарный план-график

п/п

Месяц, число

Время проведения

Форма проведения

Количество часов

Название раздела,

темы

Место проведения

Формы

контроля

1




1

1.Введение в программу



1

02.09.2022

По расписанию

Теория

1

Вводный инструктаж. Гигиена труда.

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение Вводная диагностика

2-8




7

Рисование пальчиками по шаблону и без него



2

09.09.2022

По расписанию

Практика

1

Рисование в технике заполнения контура рисунка мелкими точками рисуя пальчиком « Тучка»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Тест

3

16.09.2022

По расписанию

Практика

1

«Сова»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

4

23.09.2022

По расписанию

Практика

1

«Котик»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

5

30.09.2022

По расписанию

Практика

1

«Матрешка»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

6

07.10.2022

По расписанию

Практика

1

«Конфеты»


По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

7

14.10.2022

По расписанию

Практика

1

«Цветы в горшке»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

8

21.10.2022

По расписанию

Практика

1

«Кораблик»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

9-13





Рисование ладошкой



9

28.10.2022

По расписанию

Практика

1

Техника рисования ладошкой «Рыбка»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

10

11.11.2022

По расписанию

Практика

1

«Солнце»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

11

18.11.2022

По расписанию

Практика

1

«Снежинка»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

12

25.11.2022

По расписанию

Практика

1

«Павлин»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

13

02.12.2022

По расписанию

Практика

1

«Цветок»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

14-16





Техника отпечатка (штампинг)



14

09.12.2022

По расписанию

Практика

1

Отпечатка готовыми штампами «Бабочки»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

15

16.12.2022

По расписанию

Практика

1

Отпечатка бумажными втулками «Цветы на поляне»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

16

23.12.2022

По расписанию

Практика

1

Отпечатка пупырчатой пленкой «Соты»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.


2 модуль







17-21





Техника рисования ватными палочками



17

13.01.2023

По расписанию

Практика

1

«Гортензия»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

18

20.01.2023

По расписанию

Практика

1

«Дерево»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

19

27.01.2023

По расписанию

Практика

1

«Сакура»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

20

03.02.2023

По расписанию

Практика

1

«Одуванчики»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

21

10.02.2023

По расписанию

Практика

1

«Сирень»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

22

17.02.2023

По расписанию

Практика

1

«Птица»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

23

24.02.2023

По расписанию

Практика

1

«Натюрморт»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

24-26





Рисование поролоном



24

03.03.2023

По расписанию

Практика

1

Приемы рисования поролоном «Яблоко»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

25

10.03.2023

По расписанию

Практика

1

«Цыпленок»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

26

17.03.2023

По расписанию

Практика

1

«Снеговик»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

27

24.03.2023

По расписанию

Практика

1

«Зима»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

28

31.03.2023

По расписанию

Практика

1

Рисование по трафарету

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

29-30





Отпечатки листьями



29

07.04.2023

По расписанию

Практика

1

«Ветка клена»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

30

14.04.2023

По расписанию

Практика

1

«Рябинка»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение Выполнение практических заданий.

31

21.04.2023

По расписанию

Практика

1

«Бабочки»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

32

28.04.2023

По расписанию

Практика

1

«Осенний лес»


Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

33-36





Рисование мятой бумагой



33

05.05.2023

По расписанию

Практика

1

«Ветка сирени»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

34

12.05.2023

По расписанию

Практика

1

« Сакура»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

35

19.05.2023

По расписанию

Практика

1

«Салют»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

36

26.05.2023

По расписанию

Практика

1

« Березовая роща»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

37-40





Расчесывание вилкой



37

02.06.2023

По расписанию

Практика

1

«Василек»


Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

38

09.06.2023

По расписанию

Практика

1

«Елка»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

39

16.06.2023

По расписанию

Практика

1

«Ежик»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

40

23.06.2023

По расписанию

Практика

1

«Петушок»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

4142





Рисование с мокрым эффектом



41

30.06.2023

По расписанию

Практика

1

Пузыри на бумаге «Облака»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

42

07.07.2023

По расписанию

Практика

1

Пузыри на бумаге «Гортензия»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

43-





Техника набрызга



43

14.07.2023

По расписанию

Практика

1

«Вишня весной »

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

44

21.07.2023

По расписанию

Практика

1

Осеннее дерево»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Выполнение практических заданий.

45-48





Композиции в разных техниках



4546

28.07.2023

04.08.2023

По расписанию

Практика

2

«Весенний лес»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Тест, выставка работ

47-48

11.08.2023

18.08.2023

По расписанию

Практика

2

«Летний луг»

По месту нахождения детей

Педагогическое наблюдение. Тест, выставка работ






Итого 48
























2.2.Условия реализации программы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. 2.2.1. Материально-техническое обеспечение.

Реализация практической части программы проводится в детском доме-интернате «Родник» в творческой мастерской, оборудованной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14.

Аптечка.

Расходные материалы: цветной картон, бумага для рисования, пальчиковая краска, гуашь, ватные палочки, поролон, штампы.

Входные группы здания оборудованы пандусами, лестничные проемы-поручнями.

2.2.2.Информационное обеспечение.

Видео, фото, интернет источники;

Программа предусматривает использование интернет-ресурсов (видеоматериалов, мастер-классов)


2.2.3. Кадровое обеспечение

В реализации программы участвует один инструктор по труду, прошедший курсы квалификации по теме «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» в объеме 48 часов, Золина Татьяна Александровна, стаж работы в данном учреждении в данной должности 3 года, соответствие занимаемой должности.


2.3. Формы аттестации.

Аттестационные мероприятия для детей с умственной отсталостью программой не предусмотрены, фиксация образовательных результатов зависит от степени ограничения здоровья ребенка и ведется в дневнике наблюдений и тестирования, проводимого педагогами.

Для отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы используются:

  • педагогическое наблюдение;

  • выполнение упражнений, тестирование;

  • Опрос, беседа.


  • Аналитическая справка (отчет)


2.4. Оценочные материалы.


Результаты входного и итогового контроля фиксируются в Карте, в которой указываются фамилия, имя детей, дата обследования, ФИО педагога. Карта заполняется в сентябре (входная диагностика) и в мае (итоговая диагностика).

Промежуточная (декабрь, последнее занятие) – производится анализ деятельности детей для корректировки содержания

Летний период оценивается путем педагогического наблюдения на основе итогового занятия в форме создания композиций в разных техниках рисования. Данные анализируются и оформляются в аналитическую справку (Отчет).


Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества


Критерии оценки уровня развития мелкой моторики рук:


3 балла

Выполняет задания по инструкции

2 балла

Совместное выполнение заданий по образцу взрослого

1 балл

Не может манипулировать предметами и работать руками (нет  мелких манипуляций


Критерии оценки уровня тактильного восприятия.


3 балла

Выбирает инструмент для рисования по требованию педагога;

2 балла

Выбирает инструмент для рисования с помощью педагога;

1 балл

 Безразличен к требованию педагога, не понимает, что от него хотят

        

Критерии оценки уровня концентрации внимания:


3 балла

Сконцентрирован на выполнении задания;

2 балла

Концентрация внимания частичная, может отвлечься

1 балл

Внимание рассеянное, не понимает, что от него хотят


Критерии оценки уровня изобразительных навыков:


3 балла

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами

2 балла

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами

1 балл

Действия с изобразительными материалами выполняет только с педагогом


Критерии оценки уровня эмоционального состояния


3 балла

адекватно реагирует эмоциональные отклики педагога, критично оценивает свою работу. Выражает восторг от работы.

2 балла

эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности

1 балл

безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности

       

Шкала уровней: 0 – 5 – низкий уровень; 6- 10 – средний уровень; 11 – 15– высокий уровень.

Интеграция видов художественной  деятельности  наиболее эффективно обеспечивает потребность  ребёнка с ограниченными возможностями,  свободно проявлять свои способности и выражать интересы. Поскольку, с одной стороны,  даёт более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязаны к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.




Карта оценки результативности реализации

адаптированной дополнительнойобщеразвивающей

программы «Калейдоскоп.»

Дата проведения тестирования ________________ ___________________

Провели __________________________________________________________



№ п\п

Ф И О

Развитие мелкой моторикирук

Уровень тактильного восприятия

Уровеньиобразитеных навыков;

Уровень концентрации внимания

Уровень эмоционального состояния

Общий балл

1








2








3








4








5








6








7














2.6. Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. (ст.2, п.9, п. 14; ст.12, п.5; ст.33, п.2; ст.75, п.2, п.4).

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41.

  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г. № 1726-р раздел IV.

  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242)

5. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

6.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

7.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

8.Скок И., Рисуем пальчиками и ладошками, Обруч: образование, ребенок, ученик -2014 с. 45

9. Титаренко А.Приемы рисования в коррекционной работе педагога-психолога. Ребенок в детском саду, 2013

10. Казакова, Р.Т. Нетрадиционные техники рисования / Р.Т. Казакова. – М.: Просвещение, 2010. – 344 с.

11. Комоед, Н.И. Использование нетрадиционных приемов в рисовании детей: методические рекомендации / Н.И. Комоед. – Минск, 2001. – 100 с.






Электронные ресурсы :

1.Сайт «Страна мастеров» https://stranamasterov.ru/

2.Сайт «Пинтерест» https://www.pinterest.ru/

3.Сайт «Круг мастер-классов.» https://stranamasterov.ru/node/797400

4.Сайт «Мастера рукоделия». https://www.mastera-rukodeliya.ru/





























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!