Адаптивная программа работы с молодыми специалистами.
Цели программы:
Создание условий для самореализации молодого учителя
Приобретение учителем практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Закрепление молодых специалистов в коллективе.
Задачи программы:
Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании
Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.
Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.
Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.
Оказать помощь при подготовке рабочих программ, составлении тематического планирования.
Оказать помощь в разработке уроков.
Формы работы:
индивидуальная
индивидуальная, коллективная
индивидуальная, групповая, коллективная
Средства, методы
Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно-воспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.
Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа
Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание «Портфолио»
Методы: информационные (лекции в «Школе молодого учителя» педагогические чтения и др.), творческие: проблемные, инверсионные; наблюдение, беседа, анкетирование.
Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в новационной деятельности.
Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастер-классы, проблемно-деловые, рефлексивно-деловые игры)
Этапы работы с молодыми учителями:
1-й этап – адаптационный.
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной, проектировочный.
Наставник разрабатывает и организует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный.
Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами
Месяц | Содержание работы | Ответственные |
Сентябрь | 1. Час общения «Позвольте представиться» 2. Знакомство молодых специалистов с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом. 3. Закрепление наставников. 4. Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса. 5. Ознакомление с требованиями оформления классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий. 6. Составление рабочих программ и календарно-тематического планирования. 7. Час психолога «Как быстрее адаптироваться в школе» | Руководитель МО Администрация школы. Директор школы Зам.директора по УВР. Зам.директора по УВР. Руководитель МО, педагоги-наставники Психологи школы. |
Октябрь | 1. Круглый стол «Проблемы молодого учителя» 2. Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы 3. Практическое занятие «Как работать с тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей» 4.Час психолога. «Проблемы дисциплины на уроках». 5.Практикум «Решение педагогических ситуаций» | Руководитель МО Педагоги-наставники Зам.директора по УВР, педагоги-наставники Педагоги-психологи школы. |
Ноябрь | 1. Семинар-практикум «Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников» 2. Выбор приоритетной методической темы по самообразованию. 3. Час психолога. Практико-ориентированные семинары: «Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося», «Психологические основы проведения родительского собрания» | Зам. директора по УВР Педагоги-наставники Педагоги-наставники Педагоги-психологи |
Декабрь | 1. Круглый стол «Современный урок иностранного языка: структура и конструирование» 2. Семинар-практикум «Анализ урока. Виды анализа». Посещение уроков наставников и их структурный анализ. 3. Час психолога. Тесты «Определение творческого потенциала работника», «Оценка уровня творческого потенциала» | Педагоги-наставники Учителя-наставники Педагоги-психологи |
Январь | 1. Семинар-практикум «Использование нестандартных форм обучения» 2. Мастер-классы: «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе» 3. Час психолога. Тест «Оценки способностей к саморазвитию и самообразованию». Семинар «Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности» | Педагоги-наставники Педагоги-наставники Педагоги-психологи |
Февраль | 1. Посещение уроков молодых специалистов 2. Обзор периодической педагогической печати 3. Практикум «Организация самостоятельной работы на уроке» 4. Час психолога. Тесты «Определение направленности личности», «Ведомый-ведущий» | Педагоги-наставники Педагоги-наставники Педагоги-наставники Педагоги-психологи |
Март | Практическое занятие «Организация индивидуальной работы с учащимися» (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков) Мастер-класс: «Формы контроля познавательной деятельности учащихся» Час психолога. Семинар «Стрессоустойчивость личности педагога как условие успешной педагогической деятельности» | Руководитель МО, Педагоги-наставники Педагоги-наставники Педагоги-психологи |
Апрель | 1. Практикум «Содержание, формы и методы работы педагога с родителями» 2. Семинар «тренинговые формы работы с учащимися во внеклассной деятельности. Личностный рост и улучшение микроклимата коллектива» | Зам. директора по УВР Педагоги-психологи школы |
Май | Презентация себя, как учителя, классного руководителя, создание портфолио. Панорама открытых уроков | Руководитель МО Педагоги-наставники |