Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кинешемская школа-интернат»
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Школа этикета»
(социальная направленность)
5 класс
Составитель:
Пахомова Н.Б.
Содержание
1 | Пояснительная записка. | |
2 | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности | |
3 | Тематическое планирование | |
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности«Школа Этикета» составлена на основе учебно-методического пособия « Этикет»,составитель Л .Пегеева. и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в пятом классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа «Школа Этикета»адресованаобучающимся пятого класса. Срок реализации 1 год. Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов и реализуется в течение 34 учебных недель и предусматривает возможность более глубокого изучения отдельных разделов при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и практических работ.
Современное состояние общества подсказывает необходимость обучения подрастающего поколения этикету, так как все больше становится заметным проявление невоспитанности, неумение вести себя в общественных местах, нарочитая грубость и небрежность в отношениях многих молодых людей друг к другу и окружающим.
Программа знакомит с основными принципами современного этикета и правилами поведения в различных ситуациях, что помогает произвести благоприятное впечатление в обществе.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Личностные результаты:
- Развивать творческие способности детей;
- Создать условия для развития фантазии;
- Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- извлекать необходимую информацию;
- определять и формулировать цель в совместной работе;
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит;
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- находить ответы на вопросы, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Школьный этикет.
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения.
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома. Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Формы организации:
Используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности воспитанника, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов |
5 класс |
| Вводное занятие | 2 |
| Школьный этикет | 18 |
| Правила общения | 14 |
| О трудолюбии | 10 |
| Культура внешнего вида | 14 |
| Внешкольный этикет | 10 |
| ИТОГО | 68 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Кол часов | Содержание деятельности |
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
| Вводное занятие – 2часа. |
1 2 | Азбука этики. Основные понятия этики - «Школа этикета». | 2 6.09 8.09 | Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Изучить правила этикета в школе. | Деловая игра и её правила. |
| Школьный этикет – 18ч. |
1 2 | Отношение к учителю, одноклассникам,окружающим. | 2 13.09 15.09 | Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене» и т. д.Значение слов «взаимопомощь, «учёба». Учёба – труд учащихся. | Правила поведения на уроке, на перемене. |
3 4 | Школьное имущество надо беречь. | 2 20.09 22.09 | Значение слов «школьное имущество». Бережное отношение к школьному имуществу. | Значение труда в жизни людей.Поддержание чистоты и порядка в классе. |
5 6 7 8 | Культура общения. Я – личность. Мои роли. | 4 27.09 29.09 4.10 6.10 | Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живёт среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависит от них самих и выражается в их общении с другими людьми. Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. | Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома. |
9 10 | Устав - основной закон школы. | 2 11.10 13.10 | Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». | Права и обязанности ученика. Зачем они нужны. |
11 12 13 14 | Библиотека – хранитель-ница знаний | 4 18.1020.10 8.11 10.11 | Книга - твой вечный друг.. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания» | Составление правила бережного отношения к книге (просьба книги). Экскурсия в библиотеку. |
15 16 17 18 | Отзывчи-вость и доброта. | 4 15.11 17.11 22.11 24.11 | Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? | Разобрать диалоги о доброте и отзывчивости из школьной жизни. Деловая игра «Отзывчивость и доброта – лучшие качества человека». |
| Правила общения - 14 часов. |
1 2 3 4 | Культура общения. | 4 29.11 1.12 6.12 8.12 | Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живёт среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависит от них самих и выражается в их общении с другими людьми. | Игра. Вежливо или невежливо. |
5 6 7 8 | Слово лечит, слово ранит. | 4 13.12 15.12 20.12 22.12 | Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. | Чтение и обсуждение произведений В. Осеевой |
9 10 11 12 | Я и мои друзья(справедливость, коллекти-визм). | 4 27.12 29.12 10.01 12.01 | Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. | Обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дружбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций. |
13 14 | Забота о младших. | 2 17.01 19.01 24.01 26.01 | Доброе, терпимое отношение к младшим; добрые и вежливые отношения (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). | Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса. |
| О трудолюбии – 10 часов. |
1 2 | Труд кормит, а лень портит. | 2 31.01 2.02 7.02 9.02 | Прилежание и старательность в учении и труде. Значение пословицы. Значение слов «труд», «лень». | Подбор пословиц о труде, о лени. |
3 4 5 6 | Как органи-зовать свой труд. | 4 14.02 16.02 21.02 28.02 | Мои обязанности в школе и дома. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). | проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; оценивать свои действия во время уроков, дежурств. |
7 8 9 10 | Золотые руки. О трудолюбии. | 4 2.03 7.03 9.03 14.03 | Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. | Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Чтение пословиц и поговорок о труде. |
| Культура внешнего вида – 14 часов. |
1 2 3 4 | Что такое культура внешнего вида?Уход за своими вещами. | 4 16.03 21.03 23.03 4.04 | Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Уход за личными вещами. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Портрет друга. |
5 6 | Одежда будничная и праздничная. | 2 6.04 11.04 | Понятие «одежда», «одежда будничная и праздничная». | Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего чувства. Одежда для мальчиков и девочек. |
7 8 9 10 | Каждой вещи своё место. | 4 13.04 18.04 20.04 25.04 | Полезность вещей, их значение в жизни человека | Правила применения различных вещей |
11 12 13 14 | Мода и школьная одежда | 4 27.04 4.05 11.05 16.05 | Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Мода и этикет. | Модная одежда и отношение ребят в классе. Оценивать внешний вид человека. |
| Внешкольный этикет –10 часов. | |
1 2 | Этика в обществен-ных места. | 2 18.05 23.05 | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения в музее, театре, на концерте. | Деловая игра «Ты в музее и в театре». Изучить основные правила поведения в общественных местах. |
3 4 | Поведение в гостях. | 2 25.05 30.05 | Правила поведения в гостях. | Сюжетно-ролевая игра. |
5 6 | «Моя семья: традиции и праздники». | 2 | Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сёстры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. | Деловая игра «Отношения в семье» |
7 8 | Поведение на природе. | 2 | Правила поведения на природе. Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы» | Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже Отношение к животным и растениям. |
9 10 | Мой день рождения. | 2 | Приглашение. Выбор подарка. | Правила поведения на празднике. Оформление приглашения. |
№ п/п | Дата | Тема занятия | |
План | Факт |
Вводное занятие – 2часа. |
1-2 | 03.09 | | Азбука этики. Основные понятия этики - «Школа этикета». | |
Школьный этикет – 18ч. |
3-4 | 10.09 | | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | |
5-6 | 17.09 | | Школьное имущество надо беречь. | |
7-8 | 24.09 | | Культура общения. Я – личность. Мои роли. | |
9-10 | 01.10 | | Культура общения. Я – личность. Мои роли. | |
11-12 | 08.10 | | Устав - основной закон школы. | |
13-14 | 15.10 | | Библиотека – хранительница знаний. | |
15-16 | 22.10 | | Библиотека – хранительница знаний. | |
17-18 | 05.11 | | Отзывчивость и доброта. | |
19-20 | 12.11 | | Отзывчивость и доброта. | |
Правила общения - 14 часов. |
21-22 | 19.11 | | Культура общения. | |
23-24 | 26.11 | | Культура общения. | |
25-26 | 03.12 | | Слово лечит, слово ранит. | |
27-28 | 10.12 | | Слово лечит, слово ранит. | |
29-30 | 17.12 | | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | |
31-32 | 24.12 | | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | |
33-34 | 14.01 | | Забота о младших. | |
О трудолюбии – 10 часов. |
35-36 | 21.01 | | Труд кормит, а лень портит. | |
37-38 | 28.01 | | Как организовать свой труд. | |
39-40 | 04.02 | | Как организовать свой труд. | |
41-42 | 11.02 | | Золотые руки. О трудолюбии. | |
43-44 | 18.02 | | Золотые руки. О трудолюбии. | |
Культура внешнего вида – 14 часов. |
45-46 | 25.02 | | Что такое культура внешнего вида?Уход за своими вещами. | |
47-48 | 04.03 | | Что такое культура внешнего вида?Уход за своими вещами. | |
49-50 | 11.03 | | Одежда будничная и праздничная. | |
51-52 | 18.03 | | Каждой вещи своё место. | |
53-54 | 01.04 | | Каждой вещи своё место. | |
55-56 | 08.04 | | Мода и школьная одежда | |
57-58 | 15.04 | | Мода и школьная одежда | |
Внешкольный этикет –10 часов. |
59-60 | 22.04 | | Этика в общественных местах. | |
61-62 | 29.04 | | Поведение в гостях. | |
63-64 | 06.05 | | «Моя семья: традиции и праздники». | |
65-66 | 13.05 | | Поведение на природе. | |
67-68 | 20.05 | | Мой день рождения. | |
| 27.05 | | Итоговое занятие. | |