СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для 7– х классов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прогамма детализирует и раскрывает содержание стандата, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены программой

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» для 7– х классов»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы « ___»_________2016 г.

Протокол №____

Утверждена приказом МБОУ «Жердевская сош»

№ ___ от « ___»________2016 г.









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»

для 7– х классов

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 7 специального (коррекционного) класса VII вида составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной (М.: «Просвещение», 2009 г.), учебного плана и годового календарного графика МБОУ «Жердевская СОШ» на 2016-2017 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 Цель изучения литературы: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

Задачи:

-привить интерес к чтению и изучению художественных произведений;

- обучать умению связно излагать свои мысли

-развить творческие способности учащихся;

-изучить теоретические понятия;

-научить использованию различных форм общения с искусством слова для совершенствования устной и письменной речи;

-познакомить с биографическими сведениями и историко-культурными фактами.

Коррекционно-развивающиеся задачи:

  • формировать умения полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве,

  • развивать и расширять знания детей об окружающем мире, развивать его мыслительную деятельности и познавательную активность;

  • совершенствовать навыки чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

  • обогатить словарный запас ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;

  • развивать мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;

  • развивать связную речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем,  что теоретический материал постигается учащимися через опыт критического анализа текста, при этом особое внимание уделяется совершенствованию навыков чтения, развитию устной и письменной монологической речи, творческому развитию учащихся. Преподавание предмета строится в соответствии с принципами гуманизации и свободного развития личности.

Общая характеристика  предмета

В системе школьного образования учебный предмет «Литература» занимает особое место: является средством обучения. Литература обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования, а также соотносится с задачами обучения детей с задержкой психического развития и служит для формирования коррекционно-развивающего пространства через активизацию познавательной деятельности учащихся; повышение уровня их умственного развития; нормализацию учебной деятельности; коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития; охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Место и роль учебного предмета «Литература» в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану и годовому календарному графику МБОУ «Жердевская СОШ» рабочая программа по литературе для 7 специального (коррекционного) класса VII вида рассчитана на 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю (35 учебных недель). Авторская программа рассчитана на 35 часов в год ( + 35 часов для сам. изучения), из расчета 1 час в неделю

При составлении рабочей программы в были учтены особенности и уровень учебных способностей учащихся, что соответствует поставленным целям и задачам.

В 7 классе обучается 1 учащийся, который испытывает трудности в изучении литературы (слабо владеет навыками чтения, с трудом воспринимает содержание учебного материала, вследствие чего наблюдается фрагментарное, а нередко и неверное осмысление изучаемой темы). Поэтому предполагается использование дифференцированного подхода в обучении данных детей.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.

Технологии обучения:. чтение произведений в доме и в классе; выразительное чтение; слушание художественного чтения; составление плана; близкие к тексту и сжатые пересказы; рассматривание иллюстраций и оценка их; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации;

Формирование ключевых компетенций достигается путем использования исследовательской, поисковой работы, заданий, требующих самооценки.

Реализация программы обеспечена учебником:

Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях под ред. В.Я. Коровиной. — М.: «Просвещение», 2015.





СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№п/п

Название темы

Кол - во часов

Кол-во часов на изучение

1.

Введение

1 час

1 час

2.

Устное народное творчество

8 часов

5 часов

3.

Из литературы 18-19 века

37 часов

17 часов

4.

Произведения писателей 20 века

18 часов

9 часов

5.

Зарубежная литература

6 часов

3 часа


ИТОГО:

70 часов

35 часов













Содержание рабочей программы (70 часов)


Введение – 1 час

Введение. Литература как искусство слова.

Устное народное творчество – 8 часов

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник». Былины как героические песни эпического характера. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа. Былина «Садко». Своеобразие былины. Пословицы и поговорки. «Повесть временных лет». Отрывок о пользе книг. «Поучение Владимира Мономаха».

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Из литературы 18-19 века – 37 часов

М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Г.Р. Державин. Слово о писателе. «Признание», «Птичка», «Памятник».

А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава». Образ Петра I.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник».

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образы гусляров и образ автора.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Р.р. Обучение анализу стихотворения.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Остап и Андрий. Развитие понятия о литературном герое.

Р.р. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства», «Изображение природы в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия».

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».

Р.р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

Рассказы «Бирюк» и «Бежин луг» (по выбору).

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

Внекл.чтение. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Судьба народа.

Внекл.чтение. А.К.Толстой. Историческая баллада «Василий Шибанов»

М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Р.р. Салтыков- Щедрин «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы)

Главный герой повести «Детство». Тема детской открытости миру.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры».

И.А. Бунин. Рассказ «Лапти».

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон».

Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Внекл.чтение. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова

Стихотворения русских поэтов о природе. Бунин И.А., Жуковский В.А., Толстой А.К.

Произведения писателей 20 века – 18 часов

Максим Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы), ее автобиографический характер. «М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».

Легенда о Данко.

Свинцовые мерзости» жизни и живая душа человека, изображенные в повести.

Р.р. Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя.

В.В.Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «О дряни».

Внекл. чтение. В. Маяковский. « Хорошее отношение к лошадям».

Л. Н.Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака».

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка».

Внекл. чтение. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…».

Внекл. чтение. Стихи, рожденные войной. А.Ахматова, К.Симонов, А.Сурков, А.Твардовский.

Ф. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказы «Кукла», «Живое пламя».

Внекл. чтение. Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Внекл. чтение. Стихотворения поэтов 20 века о Родине, родной природе. Стихи

В. Брюсова, Ф. Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова.

Литература народов России. Р.Гамзатов. Стихотворения «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля».

Зарубежная литература – 5 часов

Джордж Байрон. Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой».

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра. Хокку Мацуо Басё.

О.Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов».

Итоговый контрольный тест за курс 7 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся.Задание на лето.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

( с учетом умственного и физического развития)


Должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;

-основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; предания и его формы; летопись, житие;

-роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы; комедия;

-основные правила классицизма в драматическом произведении;

-дума (начальные представления); стихотворная и прозаическая речь, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; роман; реализм (начальные представления);

-поэма и романтический герой, сатира и юмор; гипербола, гротеск, Эзопов язык;

-рассказ, композиция рассказа, антитеза; сюжет и фабула произведения; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения

Должны уметь:

-выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизни;

-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

-определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-использовать различные формы пересказа;

-отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении;

-уметь определять особенности композиции; средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речь действующих лиц); род и жанр произведения, авторское отношение к изображенному;

давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия и -осмысления художественных особенностей;

-применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:

Программа общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов. /Авторы В.Я. Коровина, П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение. 2009).

Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях под ред. В.Я. Коровиной. — М.: «Просвещение», 2015.

Литература. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.Я.Коровиной / сост. Л.П.Макарова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.

Карасева И.В. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной. – Волгоград: издательство «Учитель», 2007.

Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной / авт.-сост. Н.В.Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Уитель, 2012.

Коррекционно-развивающее образование в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта. Программа и методические рекомендации. – М.: УЦ Перспектива, 2011.

Еремина О. АУроки литературы в 7 классе. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2009.

Медиа-ресурсы:

Сообщество учителей русского языка и литературы. Методические материалы сайта «Сеть творческих учителей»

shkolodrom.ru (Красноярский образовательный портал, рубрика для учителей)

VIP.KM.RU (Методическая копилка уроков русского языка и литературы)

Википедия














Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жердевская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано УТВЕРЖДЕН

Руководитель методического заместитель директора по УВР

объединения __________________________ __________________________

__________________________ ___________________________

«___» __________ 20___ года «_____»____________20_____года







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ

ПЛАН



по литературе

для 7класса (адаптированная программа)



Учитель _____________________________________



Количество часов: всего _________ часов; в неделю ___________ часов.









Планирование составлено на основе рабочей программы, утвержденной на педагогическом совете протокол № 1 от 30.08.2016_





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

уро-ка

Дата

Тема урока


Формы контроля

по плану

по факту

Кол-во часов


на изучение

на сам.изуч


1



Введение.

Литература как искусство слова.

1



2



Предания.

«Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник»

1



3-4



Былины как героические песни эпического характера.

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа.

1

1


5



Былина «Садко». Своеобразие былины.


1


6












Пословицы и поговорки.


1


7



«Повесть временных лет». Отрывок о пользе книг. «Поучение Владимира Мономаха».

1



8



«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

1



9



Контрольная работа по теме

« Устное народное творчество».

1


Контрольная работа

10



М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1



11



Г.Р. Державин. Слово о писателе. «Признание», «Птичка», «Памятник».

1



12



А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава». Образ Петра I.


1


13



А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник».


1


14



А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.

1



15



А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.


1


16



Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».



Р.Домашнее сочинение

17



Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

1



18



Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».


1


19



М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

1



20-21



Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образы гусляров и образ автора.


1


22



М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».


1


23



Р.р. Обучение анализу стихотворения.

1



24



Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

1



25



Остап и Андрий. Развитие понятия о литературном герое.


1


26



Р.р. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства», «Изображение природы в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия».


1

Р.р. Сочинение

27



И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».

1



28



Рассказы «Бирюк» и «Бежин луг» (по выбору).


1


29



Р.р. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».


1


30



Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».


1


31



Внекл.чтение. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Судьба народа.

1



32



Внекл.чтение. А.К.Толстой. Историческая баллада «Василий Шибанов»


1


33-34



М.Е. Салтыков – Щедрин. Слово о писателе.

«Сказки для детей изрядного возраста».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».


1


35



Р.р. Салтыков- Щедрин «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

1



36



Р/р. Подготовка к сочинению «Средства создания комического в сказках».


1


37



Контрольный тест по произведениям писателей 19 века.

1



38



Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы).

1



39



Главный герой повести «Детство». Тема детской открытости миру.


1


40



И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры».

1



41



И.А. Бунин. Рассказ«Лапти».


1


42



А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон».

1



43



Средства создания комического в рассказе «Хамелеон».

1



44



Два лица России в рассказе А.П. Чехова«Злоумышленник».


1


45



Внекл.чтение. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова

1



46



Стихотворения русских поэтов о природе. Бунин И.А., Жуковский В.А., Толстой А.К.


1


47



Максим Горький.Слово о писателе.Повесть «Детство»(главы), ее автобиографический характер.

1



48



«Свинцовые мерзости» жизни и живая душа человека, изображенные в повести.


1


49



М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко.

1



50


Р.р. Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики.


1


51



В.В.Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «О дряни».

1



52



Внекл. чтение. В. Маяковский.

« Хорошее отношение к лошадям».

1



53



Л. Н.Андреев. Слово о писателе. Рассказ «Кусака».

1



54



А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Юшка».

1



55



Внекл. чтение. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».


1


56



Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»


1

Р. Домашнее сочинение

57



Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…».


1


58



Внекл. чтение. Стихи, рожденные войной. А.Ахматова, К.Симонов, А.Сурков, А.Твардовский.


1


59



Ф. Абрамов. Слово о писателе.

«О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

1



60



Е.И. Носов. Слово о писателе.

Рассказы «Кукла», «Живое пламя».

1



61



Внекл. чтение. Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1



62



Внекл. чтение. Стихотворения поэтов 20 века о Родине, родной природе.

Стихи В. Брюсова, Ф. Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова.


1


63



Литература народов России. Р.Гамзатов. Стихотворения «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля».


1


64



Контрольная работа по теме «Произведения писателей 20 века».


1

Котрольная работа

65



Джордж Байрон.Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой».


1


66



Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра.

Хокку Мацуо Басё.


1


67



Итоговый контрольный тест за курс 7 класса.

1



68



О.Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов».

1



69.



О.Генри. Слово о писателе. Рассказ «Дары волхвов».


1


70.



Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание

1






Всего:

35

35

70



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!