СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» 4 класс (ОВЗ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программы составлены с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Основная цель учебной программы: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» 4 класс (ОВЗ)»



Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Чтение» составлена на основе

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Программы составлены с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.


Основная цель учебной программы: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.


Задачи:

  • развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;

  • формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу;

  • учить самостоятельно работать с книгой.


Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания

  • развитие пространственных представлений и ориентации

  • развитие основных мыслительных операций

  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

  • обогащение словаря

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках


Сроки реализации программы: 2023-2024 уч. год Программа рассчитана на 136 ч. в год (4 ч. в неделю).


Базовый учебник:

С.Ю. Ильина Чтение 4 класс (в 2-х частях). Учебник для организаций, реализующих адаптированные основные общеобразвательные программы М: Просвещение, 2021 г.


Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства

обучения, развития и воспитания. Уроки чтения тесно связаны с такими предметами как русский язык и речевая практика, предметами эстетического цикла, как музыка и изобразительное искусство, которые способствуют пробуждению в детях чувства прекрасного, чувства радости и доброты; развивают ум, воображение, воспитывают эстетический вкус ребенка. Взаимосвязь уроков чтения, музыки и изобразительного искусства должна развивать в детях умение понимать и ценить произведения искусства, содействовать гармоническому развитию личности.


Общая характеристика учебного предмета.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается в 3 классе с перехода на чтение целыми словами и продолжается в 4 классе.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.



Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Обучение чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,

понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.


Планируемые результаты

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.


Личностные результаты освоения АООП:

  1. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие.

  2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

  3. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

  4. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам


Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Чтение»

на конец обучения в 4 классе:


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

чтение текста молча с выполнением заданий учителя; определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Содержание учебного предмета


Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".

Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный

пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.


В программу внесены изменения. Уроки внеклассного чтения убраны, так как ГКОУ СКШИ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с.Зиянчурино Кувандыкского округа Оренбургской области является школой-интернатом постоянного пребывания, и во время самоподготовки во вторую половину дня еженедельно проводится занятие внеклассного чтения с привлечением школьной библиотеки.


Учебно- тематический план

Название раздела

Количество часов

1

«Школьная жизнь»

11

2

«Время листьям опадать»

16

3

«Делу- время, потехе- час»

8

4

«В мире животных»

13

5

«Жизнь дана на добрые дела»

8

6

«Зима наступила»

20

7

«Весёлые истории»

9

8

«Полюбуйся, весна наступает»

12

9

«В мире волшебной сказки»

11

10

«Родная земля»

11

11

«Лето пришло»

16


Итого:

136

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема раздела. Тема урока.

Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата


Школьная жизнь


11


1

По Н. Носову

«Снова в школу»

Слушание произведения. Беседа о 1 сентября. Беседа по сюжетной картинке. Определение времени и места событий. Умение участвовать в учебном диалоге. Выразительное чтение.

Выборочное чтение.

1


2

Э. Мошковская

«Жил-был Учитель»

Прослушивание текста с установкой на

осмысление его содержания и эмоциональную оценку. Уметь осознанно читать предложенный текст, передавать его содержание по вопросам учителя. Ответы на вопросы по содержанию.

Выборочное чтение для ответа на вопрос. Чтение по ролям. Установление смысловых связей между поступками героев;

эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими.

1


3

М. Пляцковский

«Чему учат в школе»

Слушание стихотворения. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение образного выражения. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Заучивание

стихотворения наизусть.

1


4

По Ю. Ермолаеву

«Поздравление»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Установление причинно-

следственных связей между поступками героев.

1


5

По Е. Шварцу

«Как Маруся дежурила»

Прогнозирование содержания текста по его названию. Установление причинно-

следственных связей между поступками героев; эмоциональным состоянием героя и причинами, его вызвавшими. Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Чтение по ролям. Составление устного рассказа на тему, близкую теме прочитанного.

1


6

По Е. Ильиной

«Шум и Шумок»

Нахождение в тексте ответов на вопросы, представленные в учебнике. Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Пересказ текста по

картинному плану.

1


7

В. Орлов

«Почему сороконожки опоздали на урок»

Нахождение ответа на вопрос в тексте стихотворения. Выразительное чтение диалога с интонацией, соответствующей знакам препинания. Умение передавать голосом

вопросительную и восклицательную интонации. Рассматривание иллюстраций; подбор к

1




иллюстрациям отрывков из текста, составление к ним предложений.



8.

По Л. Каминскому

«Три желания Вити»

Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Объяснение образных выражений. Определение идеи произведения (основной мысли) с опорой на

вопросы учителя. Чтение по ролям.

1


9

В. Берестов

«Читалочка»

Составление элементарных рассуждений на материале прочитанного произведения.

Определение тона голоса подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей стихотворения. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи.

Заучивание наизусть.

1


10

По М. Бартеневу

«Зарубите на носу»

Толкование смысла образных выражений с опорой на текст. Пересказ отрывка из текста с

опорой на иллюстрацию и вопросы.

1


11

Обобщение по теме:

«Школьная жизнь»

Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Рассказы о своих любимых книгах (автор, называние, тема, основные события). Объяснение нравственного смысла пословиц. Дискуссия на тему «Зачем

людям нужны книги?»

1



Время листьям

опадать


16


12

Н. Антонова

«Желтой краской кто-то…»

Определение признаков времени года по иллюстрации. Установление причинно- следственных связей на основе анализа

иллюстрации. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Уточнение названий зимующих и перелетных птиц.

Объяснение значения непонятных слов с опорой на материал учебника. Эмоциональная оценка стихотворения, Выразительное чтение с интонацией, соответствующей настроению стихотворения.

1


13

По Н. Абрамцевой

«Осенняя сказка»

Прогнозирование содержания сказки по иллюстрации и названию. Деление текста на

части по представленному плану. Рассказывание сказки по плану.

1


14

Е. Благинина

«Подарки осени»

Самостоятельный подбор названий к

предметным картинкам. Графическое рисование по представлениям или на основе иллюстраций учебника.

1


15

По Л. Воронковой

«Лесные подарки»

Объяснение образных сравнений на основе имеющихся представлений. Подбор отрывков из текста, соответствующих содержанию

сюжетных картинок. Деление текста на части с

1





опорой на картинный план, пересказ текста с

опорой на картинный план.



16

А. Твардовский

«Лес осенью»

Объяснение прямого и переносного значения выражений с опорой на иллюстрации и на текст.

Словесное рисование. Заучивание стихотворения наизусть.

1


17

По В. Путилиной

«В осеннем лесу»

Объяснение слов и образных выражений с опорой на содержание текста и имеющиеся представления. Нахождение в тексте авторских сравнений, объяснение их смысла. Выборочное чтение. Графическое рисование. Свободные

высказывания на основе личного опыта.

1


18

Н. Некрасов

«Славная осень!»

Объяснение слова с опорой на материал

учебника и текст стихотворения. Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, описываемой в стихотворении. Нахождение в тексте авторских сравнений, формулировка элементарных

суждений об уместности их использования. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя

произведения. Заучивание наизусть.

1


19

По Ю. Шиму

«Отчего Осень грустна»

Ответы своими словами на вопросы по содержанию текста. Объяснение переносного значения образных выражений. Ответы на вопросы словами из текста. Выразительное

чтение. Умение передавать голосом грусть, печальное настроение.

1


20

К. Бальмонт

«Осень»

Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и текст. Определение настроения автора, подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к картине природы, сравнение двух произведений, одинаковых по теме, но различных по настроению и эмоциональному отношению автора к описываемым картинам природы.

Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение.

1


21

По Ю. Ковалю

«Три сойки»

Объяснение слов с опорой на материал учебника и текст. Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Объяснение образного выражения. Составление описаний с

опорой на иллюстративный материал..

1


22

По Н. Сладкову

«Холодная зимовка»

Узнавание и называние птиц, изображенных на

иллюстрации. Подбор названий к предметным

1





картинкам с опорой на текст. Формулировка вопросов, обращенных к учителю. Ответы на вопросы словами текста. Установление причинно-следственных связей. Объяснение

отдельных выражений текста



23

А. Плещеев

«Скучная картина!..»

Объяснение значения слова с опорой на материал учебника, сравнение двух произведений, близких, но неодинаковых по

теме; формулировка элементарных суждений с подтверждением ответа строчками из стихотворения. Графическое рисование картин природы, изображенных в стихотворении.

Заучивание наизусть.

1


24

По О. Иваненко

«Сказка про маленького жучка»

Ответы на вопросы своими словами. Выбор отрывков текста, соответствующих содержанию

вопроса. Составление рассказа с опорой на серию картинок и текст произведения.

1


25

По К. Ушинскому

«Пчелы и мухи»

Объяснение образных выражений. Установление смысловых связей между мотивом и состоянием персонажа.

Сопоставление поведения разных персонажей; элементарная оценка поведения персонажей с опорой на текст и личный опыт. Определение собственного отношения к поведению разных персонажей произведения. Чтение по ролям.

1


26

По Г. Граубину

«Время листьям опадать…»

Ответы на вопросы своими словами. Полный подробный пересказ текста своими словами.

1


27

Обобщение по теме:

«Время листьям опадать»

Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Ориентировка в

учебнике по оглавлению. Называние предметов, изображенных на картинке; отбор предметов по заданию. Определение собственного отношения к прочитанным произведениям; их элементарная оценка; формулировка доказательных суждений с опорой на текст. Понимание и объяснение пословиц; их соотнесение с содержанием прочитанных рассказов.. Сопоставление по

памяти содержания прочитанных произведений и иллюстративного материала. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

1



Делу-время, потехе

час


8


28

«Пекла кошка пирожки…» Русская потешка.

Объяснение значения слова с опорой на материал учебника. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения. Выразительное чтение по

ролям. Заучивание наизусть.

1


29

«Сенокос»

Чешская потешка.

Работа с иллюстрациями. Самостоятельный

рассказ по картинке. Выбор заголовка,

1





подходящего к иллюстрации, из нескольких

предложенных. Драматизация потешки.



30

По Л. Пантелееву

«Карусели»

Прогнозирование содержания рассказа по

иллюстрации и вопросам. Продолжение рассказа по аналогии. Драматизация рассказа.

1


31

Проверка техники чтения.

Умение работать с учебной книгой. Навык осознанного правильного беглого чтения. Умение применять полученные знания на

практике. Анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли.

1


32

По Н. Носову

«Прятки»

Ответы на вопросы словами из текста. Соотнесение иллюстрации со смыслом прочитанной части рассказа. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на личный опыт и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев.

Коллективное определение идеи (основной

мысли) рассказа. Пересказ текста по картинному плану.

1


33

Считалки.

Составление рассказа по иллюстрации с опорой на личный опыт. Распределение ролей и работа в малых группах и парах при использовании

считалки.

1


34

По М. Булатову

«Жмурки»

Объяснение слов с опорой на текст. Ответы на вопросы словами текста. Сравнение содержания отдельных частей текста; выявление в них сходства и различия. Составление свободных

рассказов с опорой на текст и личный опыт.

1


34

Обобщение по теме:

«Делу-время, потехе-час»

Определение общей темы произведений, представленных в разделе. Понимание и объяснение значения слов «потешки»,

«считалки», «загадки»; формулировка

уточняющих вопросов, обращенных к учителю Инсценировка игр.

1



В мире животных


13


35

По К. Ушинскому

«Бодливая корова»

Называние животных, изображенных на иллюстрации. Составление рассказа по иллюстрации и вопросам учебника. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Пересказ части текста с опорой на иллюстрацию. Элементарная оценка поступков

героев; выявление собственного отношения к поступку героя

1


36

По В. Бирюкову

«Упрямый котенок»

Выявление с опорой на текст и вопросы учителя нравственного смысла понятия «упрямство».

Коллективное определение идеи (основной мысли) текста; подтверждение ответов примерами из текста. Восстановление

деформированного картинного плана. Рассказывание сказки с опорой на картинный

1





план. Соотнесение содержания произведения со смыслом предварительно разобранной

пословицы.



37-

38

По В. Гаранжину

«Пушок»

Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Коллективное определение идеи (основной мысли) текста.

Ответы на вопросы словами из текста. Восстановление деформированного картинного плана. Пересказ текста с опорой на картинный и словесно-логический виды планов.

2


39

По Е. Чарушину

«Томка»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Сравнение черт характера отдельных персонажей. Выбор из текста примеров, подтверждающих оценку характера

героя.

1


40

По Б. Житкову

«Охотник и собаки»

Предположение о возможных вариантах развития событий, изложенных в рассказе. Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации.

1


41

По Л. Матвеевой

«Чук заболел»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение новых слов и отдельных выражений с опорой на текст.

Выявление эмоционального отношения к героям и их поступкам. Элементарная оценка характера героя.

1


42

Г. Снегирев

«Хитрый бурундук»

Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Выбор из двух предложенных заголовка, подходящего по смыслу к иллюстрации. Пересказ текста с

опорой на картинный и словесно-логический планы.

1


43

По А. Баркову

«Барсучья кладовая»

Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение смысла образных выражений. Выбор из текста отрывков, подходящих по

смыслу к иллюстрации.

1


44

По А. Дорохову

«Гостья»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации.

Определение отношения автора к героям и событиям. Определение (коллективно) идеи произведения (основной мысли).

1


45

Г. Корольков

«Игрушки лисят»

Ответы на вопросы словами из текста. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к

иллюстрации. Выбор заголовка, подходящего к иллюстрации, из нескольких предложенных.

1



46

По Ю. Дмитриеву

«Лиса»

Ответы на вопросы словами из текста.

Доказательство суждений примерами из текста.

1


47

Обобщение по разделу «В мире

животных». Загадки

Выбор загадок по заданию; объяснение своего выбора. Объяснение новых слов и образных выражений. Графическое иллюстрирование.

Определение общей темы раздела с опорой на темы отдельных произведений. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Выявление нравственного смысла выражения «Человек и животные –друзья» с опорой на вопросы учителя, содержание прочитанных текстов, личный опыт. Выражение собственного отношения к животным. Воспроизведение содержания прочитанных текстов по опорным

словам и иллюстрации. Составление рассказов о домашних питомцах.

1



Жизнь дана на

добрые дела


8


48

Г. Ладонщиков

«Миша – мастер»

Определение собственного отношения к герою стихотворения.

Формулировка элементарных умозаключений и выводов.

1


49

По Е. Пермяку

«Пичугин мост»

Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Ответы на вопросы словами из текста. Коллективное определение идеи текста. Соотнесение содержания произведения со смыслом

предварительно разобранной пословицы.

1


50

В. Хомченко

«Михаськин сад»

Словесное рисование. Формулировка элементарных рассуждений, подтверждение их примерами из текста. Коллективное деление текста на части на основе готового плана.

Пересказ текста по плану. Свободные высказывания на тему: «Как сделать наш двор (улицу, дом) лучше?»

1


51

По С. Баруздину

«Как люди радуются»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и

целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста. Объяснение образного выражения.

1


52

По Ю. Ермолаеву

«Про каникулы и полезные дела»

Определение черт характера персонажа с опорой на текст. Сравнение поступков двух героев. Определение собственного отношения к героям и их поступкам. Определение (с помощью) нравственного смысла поступков героев. Коллективное определение основной

мысли текста.

1


53

Е. Благинина

«Котенок»

Выбор отрывков из стихотворения для сравнительного описания. Элементарная оценка

поступка героини. Подбор отрывков из текста к иллюстрациям. Нахождение в тексте слов,

1





характеризующих разные состояния животного.

Определение (с помощью) нравственного

смысла поступка героини. Осмысление понятия

«добрый (хороший) поступок». Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального настроя произведения.

Выразительное чтение.



54

В. Голявкин

«Птичка»

Определение (с помощью) нравственного смысла поступка героя.

Осмысление понятия «добрый (хороший) поступок».

Словесное рисование.

1


55

Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. Участие в обсуждении проблемной ситуации «Какой поступок мы добрым назовем?» с привлечением материала

произведений., прочитанных на уроке и с опорой на личный опыт. Сравнение

произведений близких по тематике, включенных в содержание раздела. Объяснение нравственного смысла пословиц о труде.

Соотнесение пословиц с содержанием прочитанных произведений.

1



Зима наступила


20


56

По Л. Воронковой

«Снег идет»

Выбор к иллюстрации подходящего заголовка. Составление рассказа по сюжетной картинке. Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста образных сравнений и определений. Ответы на вопросы словами из текста. Графическое

иллюстрирование.

1


57

А. Слащев

«Снегурочка»

Объяснение образных выражений (фразеологизмов). Понимание нравственного смысла выражения (выбор одного правильного из двух предложенных). Выбор заголовка, подходящего по смыслу к содержанию части, из двух предложенных. Рассказывание сказки по иллюстрациям и готовому словесно-

логическому плану.

1

19.12

58

И Суриков «Зима» (отрывок)

Толкование образных выражений своими словами. Словесное рисование. Нахождение в тексте слов и выражений, с помощью которых автор создает образ зимнего леса.

Выразительное чтение.

1


59

С Маршак

«Декабрь» (отрывок)

Объяснение значения слова с опорой на материал учебника и иллюстрацию. Толкование смысла отдельных выражений текста.

Узнавание объектов по образным сравнениям. Словесное рисование. Заучивание наизусть.

1


60-

По В. Сутееву

Пересказ отдельных частей текста с порой на

2



61

«Елка»

картинный и словесно-логический планы. Нахождение ремарок автора для выбора подходящего тона голоса и темпа речи.

Знакомство с книгами В Сутеева (рассматривание обложек и иллюстраций). Рекомендации по выбору книг В. Сутеева в школьной библиотеке.



62

Проверка техники чтения

Умение работать с учебной книгой. Навык осознанного правильного беглого чтения. Умение применять полученные знания на

практике. Анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли.

1


63

По Л. Клавдиной

«Вечер под рождество»

Ответы на вопросы словами из текста. Понимание мотивов поступков героев. Свободные высказывания о праздновании

рождества.

1


64

Р. Тимершин

«Где лежало

«спасибо»?

Объяснение образных выражений. Понимание нравственного смысла поступка героя.

Понимание нравственного смысла понятия

«уважение к старшим». Выразительное чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания.

1


65

По Н. Носову «На горке»

Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка героев и их поступков с опорой на текст произведения и вопросы учителя. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Пересказ рассказа по

картинкам.

1


66

Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и волк».

Объяснение слов и образных выражений с опорой на иллюстрации и текст. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших.

Определение основных черт характеров героев. Рассказывание сказки по картинному плану.

1


67

А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились»

Чтение трудных по структуре слов по слогам, целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста, выборочное чтение. Элементарная оценка характера главного героя. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального содержания текста. Чтение по

ролям.

1


68

П. Головкин

«Зимняя сказка»

Объяснение образных выражений текста. Объяснение поступков героев и мотивов, их вызвавших. Коллективное определение основной мысли сказки. Восстановление

деформированного картинного плана. Рассказывание сказки по картинному плану.

1


69-

70

Г. Скребицкий

«Митины друзья»

Объяснение слова с опорой на текст, иллюстрации к тексту и личный опыт.

Определение собственного отношения к поступкам главного героя. Элементарная оценка

2





характера главного героя. Выбор отрывков текста, подходящих по смыслу к иллюстрации.

Составление рассказа с опорой на иллюстрацию.



71

В. Бирюков

«Снежная шапка»

Узнавание объектов по образным сравнениям, используемым в стихотворении. Выразительное

чтение. Графическое иллюстрирование.

1


72

По А. Тумбасову

«В шубах и шапках»

Чтение трудных по структуре слов по слогам, целыми словами. Объяснение слов с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте образных сравнений. Объяснение образных сравнений, использованных в тексте. Выбор заголовка к тексту из нескольких

предложенных.

1


73

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

Объяснение слов с опорой на материал

учебника. Нахождение образных сравнений в тексте стихотворения. Словесное описание образа мороза-воеводы. Заучивание стихотворения наизусть.

1


74

По В. Бианки

«Находчивый медведь»

Элементарные рассуждения на основе анализа прочитанного текста. Словесное рисование.

Объяснение смысла выражения, использованного в тексте.

1


75

По А. Спирину

«Зимние приметы»

Объяснение слов «примета», «народная примета» с опорой на текст научно- 0популярной статьи. Ответы на вопросы к тексту своими словами и словами автора. Выборочное чтение.

1


76

Обобщение по разделу «Зима наступила

Свободные высказывания о зимних праздниках на основе личного опыта. Подбор слов, обозначающих признак и действие предмета, образных сравнений с использованием прочитанных произведений. Воспроизведение содержания сказок по опорным словам, серии сюжетных картинок; одной сюжетной картинке. Воспроизведение прочитанных произведений на одну из тем, относящихся к разделу (зимние

забавы, жизнь животных в зимнее время года). Объяснение смысла пословицы4 сопоставление смысла пословицы с содержанием прочитанного

рассказа; его пересказ.

1



Весёлые истории


9


77-

78

По Н. Носову «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос»

Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа. Составление рассказа по картинке.

Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст и вопросы. Рассматривание иллюстраций к другим частям книги Н. Носова

«Приключения Незнайки и его друзей».

2


79

Г. Остер

«Одни

неприятности»

Определение тона голоса, подходящего для

передачи эмоционального содержания теста. Чтение по ролям. Выразительное чтение

1





диалогов



80

М. Пляцковский

«Однажды утром»

Определение отношения к поведению и поступкам главного героя. Словесное рисование. Выборочный пересказ с опорой на

иллюстрацию. Пересказ текста на основе готового плана

1


81

В. Бирюков

«Почему комары кусаются»

Объяснение слова с опорой на иллюстрацию. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев.

Восстановление деформированного картинного плана. Полный подробный пересказ.

1


82

С. Маршак

«Вот какой рассеянный» (Отрывок).

Объяснение слова с опорой на материал учебника. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. Определение собственного

эмоционального отношения к художественному образу главного героя.

1


83

По О. Кургузову

«Две лишние коробки»

Установление мотивов поступков героев. Словесное рисование. Выборочное чтение.

1


84

Г. Чичинадзе

«Отвечайте, правда ли?» (Отрывки)

Рассматривание иллюстраций. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. Объяснение некоторых отрывков из стихотворения.

1


85

Обобщение по разделу «Веселые истории»

Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», пересказ отдельных эпизодов. Отчет о самостоятельной прочитанной книге. Рекомендации по внеклассному чтению стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный»

(рассматривание иллюстраций).

1



Полюбуйся, весна

наступает


14


86

В. Алферов «Март»

Составление рассказа по сюжетной картинке. Объяснение образных выражений текста.

Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам,

воссозданным в стихотворении. Эмоциональная оценка текста.

1


87

88

По М. Фроловой

«Восьмое марта»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Выбор из текста отрывков, подходящих к иллюстрации. Рисование

открыток на заданную тему: работа в парах и малой группе.

1


89

Е. Благинина

«Забота»

Ответы на вопросы по содержанию текста.

Понимание нравственного смысла понятий

1





«забота о близких», «внимание к близким».



90

По А. Соколовскому

«Бабушкина вешалка»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Понимание мотивов поступков героя. Выявление собственного отношения к поступку героя. Понимание нравственного

смысла понятий «забота о близких», «внимание к близким». Выбор одного заглавия к рассказу из нескольких предложенных.

1


91

По В. Бианки

«Последняя льдина»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Объяснение значения отдельных слов и смысла образных выражений

с опорой на текст и имеющиеся представления.

1


92

А. Плещеев

«Весна»

Объяснение отдельных слов с опорой на материал учебника. Нахождение в тексте стихотворения образных сравнений.

Графическое иллюстрирование. Заучивание стихотворения наизусть.

1


93

По А. Баркову

«Скворцы прилетели»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Нахождение в тексте рассказа образных сравнений. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Пересказ текста по иллюстрациям. Свободные рассказы о

весенних птицах.

1


94

По Э. Шиму

«Всему свой срок»

Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрациям.

1


95

И. Никитин

«Полюбуйся, весна наступает…»

Определение настроения автора; подтверждение вывода строчками из стихотворения.

Объяснение смысла образных выражений своими словами. Выразительное чтение. Заучивание стихотворения наизусть.

1


96

По Ю. Ковалю

«Весенний вечер»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Составление рассказов- описаний по иллюстрациям. Сравнение иллюстрации с картиной природы,

представленной в тексте. Воссоздание звуков, запахов, цветовой гаммы весеннего леса.

Свободные рассказы на тему «Ранняя весна»; обмен впечатлениями об увиденном с опорой на вопросы учителя.

1


97

По Ю. Дмитриеву

«Опасная красавица»

Описание растения на основе иллюстрации и прочитанного текста. Объяснение слова с опорой на текст. Формулировка элементарных

суждений и доказательств.

1


98

Загадки


1


99

Обобщающий урок

по разделу

Ориентировка в учебнике по оглавлению.

Соотнесение названия раздела с текстом

1




«Полюбуйся, весна наступает…»

стихотворения, включенного в его содержание. Соотнесение текста прочитанных произведений с народными приметами. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам, иллюстрациям, опорным словам.

Объяснение пословицы, соотнесение ее смысла с содержанием одного из прочитанных рассказов.




В мире волшебной

сказки


11


100

101

«Хаврошечка» Русская народная сказка.

Обобщение знаний о литературном жанре сказка. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение отдельных выражений сказки. Элементарная оценка поступков героев сказки. Определение основных черт героев с

опорой на вопросы. Нравственный смысл сказки.

2


102

Проверка техники чтения.

Умение работать с учебной книгой. Навык осознанного правильного беглого чтения. Умение применять полученные знания на практике. Анализ прочитанного текста,

выделение в нем главной мысли.

1


103

«Сказка о серебряном блюдечке и

наливном яблочке» Русская народная сказка.

Объяснение слова с опорой на материал

учебника и иллюстрацию. Рассказывание сказки по частям с опорой на серию сюжетных картинок. Формулировка элементарных

суждений и доказательств. Определение основных черт героев с опорой на вопросы. Элементарная оценка поступков героев сказки.

Определение волшебного и реального в сказке. Умение ориентироваться в тексте.

1


105

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»

Образные слова и выражения в сказке, их объяснение. Наблюдение за ритмом и рифмой стихотворения. Словесное рисование.

Составление рассказа по иллюстрации.

Заучивание стихотворения наизусть с опорой на мнемотаблицу.

1


106

По Ш. Перро

«Подарки феи»

Ответы на вопросы словами текста. Сравнение поступков героев, основных черт характеров героев. Определение волшебного и реального в сказке. Объяснение основной мысли сказк с опорой на содержание. Рассказывание сказки по иллюстрациям и словесно-логическому плану.

Объяснение нравственного смысла пословицы. Соотнесение пословицы с содержанием сказки.

1


107

108

Братья Гримм

«Горшочек каши»

Формулировка элементарных суждений и доказательств. Определение волшебного и реального в сказке. Выборочный пересказ.

Подбор отрывков из текста, соответствующих

2





сюжетным картинкам. Понимание и различение эмоционального состояния персонажей сказки в

изображении и действительности.



109

По В.

Порудоминскому

«Наши сказки»

Установление причинно-следственных связей. Ответы на вопросы по прочитанному словами

текста.

1


110

Обобщающий урок по разделу «В мире волшебной сказки».

Рассказывание прочитанных сказок по вопросам, иллюстрациям, опорным словам. Определение характеров героев прочитанных сказок. Определение собственного отношения к героям сказок и их поступкам. Чтение диалогов из сказок по ролям. Отчет о сказке, прочитанной во внеурочное время. Игра-викторина «В гостях у сказки».

1



Родная земля




111

М. Ильин

«Царь – колокол»

Рассматривание иллюстрации; ответы н6а вопросы по ее содержанию. Знание названия страны, в которой мы живем, столицы, главной площади столицы. Ответы на вопросы словами из текста. Свободные высказывания на тему

«Москва – столица нашей Родины» или «Кремль

– сердце Москвы».

1


112

С. Васильева

«Город на Неве»

Формирование знаний уч-ся об истории строительства Санкт-Петербурга. Чтение

трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Рассматривание иллюстраций.

Соотнесение иллюстраций с отрывками из текста. Знание имени основателя Санкт- Петербурга и главных достопримечательностей города.

1


113

Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле»

Нахождение в стихотворении образных сравнений, их объяснение. Объяснение значения слов с опорой на текст стихотворения.

Выборочное чтение.

1


114

С. Вербова

«Сочинение на тему»

Понимание нравственного смысла понятий

«Родина» и «любовь к Родине» с опорой на содержание рассказа. Объяснение смысла пословиц о Родине.

1


115

По Л. Кассилю

«Какое это слово?»

Ответы на вопросы словами из текста. Нравственный смысл понятия «мир» и

образного выражения «мирное небо».

1


116

По Б. Никольскому

«Главное дело»

Установление причинно-следственных связей между событиями, описанными в тексте.

Уяснение нравственного смысла понятия

«защитник Родины».

1


117

А. Усачев

«Защита»

Ответы на вопросы словами из текста. Уяснение значения слов «Родина», «Отчизна».

Формулирование элементарных суждений и умозаключений.

1



118

По Л. Кассилю

«Никто не знает, но помнят все»

Ответы по содержанию словами из текста. Объяснение смысла выражения «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» с опорой на вопросы и текст рассказа. Объяснение значения слова «подвиг» и выражения

«защитник Родины».

2


119

Т. Белозеров

«День Победы»

Беседа о празднике. Свободные рассказы о праздновании 9 Мая; значении этого праздника

в жизни россиян.

1


120

Обобщающий урок по разделу «Родная земля».

Воспроизведение содержания прочитанных текстов на основе вопросов. Формулирование элементарных суждений и умозаключений по содержанию прочитанного произведения с опорой на начало предложения. Объяснение смысла пословицы. Объяснение образного сравнения «Родина – мать» с опорой на тексты прочитанных произведений. Свободные рассказы о Родине, родном городе или селе, своих чувствах к месту, где родился и вырос; любви к своей семье, своим родителям, братьям

и сестрам.

1



Лето пришло


16


121

122

С. Козлов

«Ливень»

Рассматривание сюжетной картинки, определение ее содержания; определение и объяснение эмоционального состояния отдельных объектов, изображенных на картинке. Установление причинно-

следственных связей между событием, изображенным в сказке, и эмоциональным состоянием ее персонажей. Определение тона голоса, подходящего для передачи эмоционального состояния персонажей сказки. Выразительное чтение диалогов.

2


123

Г. Граубин

«Тучка»

Объяснение смысла образного выражения. Установление причинно-следственных связей между событиями стихотворения. Заучивание

наизусть.

1


124

125

Н. Павлова

«Хитрый одуванчик»

Выборочный пересказ. Сравнительное описание на основе иллюстраций. Формулирование

элементарных суждений и умозаключений.

2


126

127

Е. Благинина

«Одуванчик»

Нахождение в тексте определений, характеризующих описываемый в стихотворении цветок; объяснение их смысла. Осмысление художественного образа,

созданного в стихотворении на основе личного опыта. Выразительное чтение.

2


128

129

Промежуточная аттестация.

Проверка техники чтения.

Проверка состояния знаний, умений, навыков по чтению по итогам учебного года. Проверка

навыка правильного и осознанного чтения (целыми словами, с соблюдением

1





синтаксических пауз, выразительности чтения).



130

По А. Дорохову

«Встреча со змеей»

Чтение трудных по структуре слов по слогам и целыми словами. Ответы на вопросы словами из текста; объяснение отдельных выражений.

Установление причинно-следственных связей между поступками героев. Описание

персонажей рассказа с опорой на иллюстрацию и текст. Деление текста на части по

предложенному плану. Полный подробный пересказ.

2


131

132

А. Бродский

«Летний снег»

Объяснение образного сравнения, использованного в стихотворении. Определение эмоционального отношения к явлению,

описываемому в стихотворении. Выразительное

чтение стихотворения с интонацией, соответствующей знакам препинания.

1


133

134

В. Голявкин

«После зимы будет лето»

Определение черт характера главного героя рассказа. Элементарная оценка поведения

главного героя рассказа; выявление собственного отношения к его поведению.

2


135

По А. Спирину

«Летние приметы»

.

2


136

Обобщающий урок по разделу «Лето пришло».

Объяснение слова «примета». Воспроизведение известных примет по памяти или с опорой на прочитанные тексты; объяснение значения примет в жизни человека. Определение названий стихотворений и их авторов по отрывкам. Воспроизведение текстов прочитанных произведений по вопросам и

опорным словам.

1




Система оценки достижения обучающимися освоения АООП планируемых результатов

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности

Оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них становится привычной, и они могут ее организовывать под руководством учителя.

В текущей оценочной деятельности результаты используется традиционная система отметок по 5-бальной шкале:

«3», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«4» ― от 51% до 65% заданий;

«5» (отлично) свыше 65%.

При оценке устных ответов принимается во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;


б) полнота ответа;

в) умение практически применять своизнания;


г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.


Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускаются единичные ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности в подтверждение правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировании правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» в 1-4 классахза устные ответы не ставится.


При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются те, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В течение обучения со второго полугодия 2 класса по 9 класс проводится текущая и промежуточная аттестация обучающихся.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой проверку техники чтения в сентябре и апреле учителем-логопедом.

.

Контрольно-измерительный материал


Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована . в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других. Их ответы должны быть более или

менее полными, а оценка мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема ( на конец года): I класс – 10 слов; II – 15-20 слов; III – 25- 30 слов; IV - 35-40 слов; V – 45-60 слов; VI – 70 – 80 слов; VIII – IX – 90 – 100 слов.


При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого ( выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.


Тексты для проверки техники чтения


* * *

Издали листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмёшь в руки лист – какого цвета тут только нет! Зелёные полосы и коричневые пятна, бордовые узоры. Некоторые листочки похожи на тончайшие кружева. Ярко, пёстро, разнообразно нарядились деревья и кустарники. Настоящий карнавал красок!

Казалось бы, зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. Нельзя. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломаются.

Вот деревья всю листву и сбрасывают.

В. Корабельников


ОСЕНЬ В ЛЕСУ


Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам леса ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

И. Соколов-Микитов



ПОД ЁЛКОЙ


Расскажу, как было в лесу перед самым дождём. Наступила такая тишина, что, казалось, каждый листик, каждая хвоинка силлилась быть первой и поймать первую каплю дождя.

Я увидел ёлку. Росла она в тени, и оттого сучья у неё были опущены вниз. Под ёлкой получился хороший шалашик.

Невозможно передать прелесть пребывания в лесу под ёлкой во время тёплого летнего дождя. Хохлатый рябчик, гонимый дождём, ворвался в середину нашей густой ёлки и уселся под самым шалашом. Совсем на виду под веточкой устроился зяблик. Ёжик пришёл. Проковылял мимо заяц. И долго дождик шептал и шептал что-то нашей ёлке… И мы долго сидели, и всё было так, будто настоящий хозяин лесов каждому из нас отдельно шептал, шептал, шептал…

М. Пришвин

ЯНВАРЬ


Январь – месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах, под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны – странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.

Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пенёчке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку…

Полон лес диковенных птиц и зверей.

Н.Сладков


РОДНИК


Однажды шёл по тропе охотник. Сел он недалеко от тропы у самого оврага отдохнуть и разглядывал ползающих по земле жуков и букашек. Но вот взгляд задержался на дне оврага…

Охотник разгрёб камешки. Земля под ними была сырая и прохладная. Он взял в валежнике сук и стал рыть землю. Работал он долго, а когда вырыл ямку, стал глядеть в неё. Из дна ямки медленно сочилась вода. Охотник вытер о траву руку, не сводя глаз с ямки. А ямка наполнилась до краёв, вода из неё потекла по дну оврага тонкой извилистой струйкой.

Вода всё светлела и, наконец, сделалась прозрачной, как хрусталь. Охотник опустился на колени, припал к воде ртом и пил её жадно, словно не пивал ничего вкуснее.

Напившись, охотник ушёл, а родник продолжал жить. Струйка из него пересекла тропу и побежала дальше по оврагу.

Г. Боровиков



ЖИВОТНЫЕ ОБИТАТЕЛИ СУШИ


Самое крупное животное суши – слон. Слоны живут в вечнозелёных влажных тропических лесах Африки и Азии. Массивным и сильным телом слон раздвигает ветви и стволы в труднопроходимом лесу. Толстая кожа служит слону хорошей защитой от сучьев и колючек.

Но насекомые, которых очень много в тропических лесах, забираются в складки кожи и сильно донимают слона укусами. Спасаясь от них, слон охотно купается, валяется в грязи и обрызгивает себя водой из большого хобота.

Шея у слона очень короткая, поэтому пищу с земли и с высоких деревьев он достаёт хоботом. Пьёт слон также при помощи хобота, всасывая в негодо десяти литров воды и вливая её в рот.

Слон поедает листья, траву, банановые растения, молодой бамбук. Но всему этому он предпочитает ветви деревьев. При помощи хобота слон вырывает целые деревья. Если это не удаётся, то он ломает дерево, упираясь в него лбом, или же разбивает его бивнями. Повалив дерево, он объедает его ветви.

Антилопы, дикие лошади, куланы – тоже травоядные, как и слон. Но живут они в сухих степях и пустынях, где места с водой и растительностью очень редки. Это хорошие бегуны. В поисках травянистой пищи животным приходится преодолевать большие расстояния.

Л. Мельчаков, М. Скаткин



ЛЕБЕДИ


Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, идругой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, илебеди далеко внизу под собой видели синеющию воду.

Все лебеди уморились, махая крыльями, но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

Лебедь опустился на воду и сложил крылья…

Л. Толстой


ГРОЗА


Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Ракиты тревожно шелестели и лепетали. Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали по листьям. Сверкнула молния. Грянул гром. Дождь полил ручьями. Но вот солнце опять засияло. Как всё засверкало вокруг! Как свеж и прозрачен воздух! Как пахнет земляникой и грибами!

По И. Тургенев


ХУДОЖНИК ЗИМА


Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, не слышно. А сама поглядывает по сторонам- то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон между кустов серый зайчик крадётся. Плохо ему серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.

«Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

Г.Скребицкий


СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА

Жила-была жаба – неуклюжая, некрасивая…

К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том , что она - жаба. Во- первых, потому, что была совсем маленькая и вообще мало что знала, а во-вторых, потому, что её никто так не называл. Она жила в саду, где росли деревья, кусты и цветы. А ты должен знать, что деревья, кусты и цветы разговаривают только с теми, кого они

очень-очень любят. А ведь не станешь ты называть того, кого ты очень-очень любишь, жабой?

Ну вот, деревья, кусты и цветы очень любили жабу и потому звали её самыми ласковыми именами. Особенно цветы.

Когда жаба появилась в саду, цветы спросили, как её зовут, она ответила, что не знает.

- Мы сами тебе придумаем имя! – сказали Анютины глазки.

Б.Захадер


ПРАЗДНИК СИНИЦ


Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали двенадцатое ноября праздник «День синицы».

В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.

Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится… Вся синичья семья весной и летом питается насекомами. Только поздней осеньюи зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.

В. Корабельников


Для проверки техники чтения были подобраны произведения из детской художественной литературы, соответствующие возрасту и уровню развития учащихся.


Учебно-методический комплект



п\п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

1.

Учебник

С.Ю.Ильина

Чтение 4 клас (в 2-х частях)

М.: «Просвещение», 2017, 2019, 2020г

2.

Методическое пособие

С.Ю.Ильина

Методические рекомендации.

Чтение. 2–4 классы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида.

М.: «Просвещение», 2016.


Печатные пособия: наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;

наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;


Электронные ресурсы



п\п

название

адрес

1.

Проект «Инфоурок»

http://infourok.ru

2.

Интернет-проект

«Мультиурок»

p://multiurok.ruhtt

3.

Российский общеобразовательный

портал

http://www.school.edu.ru/

4.

Интернет-проект

«Фестиваль

педагогических идей»

http://festival.1september.ru/

5.

Электронная версия журнала «Начальная

школа»

http://nsc.1september.ru/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!