СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»

города Рыльска Курской области.



Принято на

заседании педагогического

совета

протокол №1

от «__» августа 2020г.


Утверждено:

приказ №

от «__» августа2020г.

Директор школы

___________(В.В. Милонов)





Адаптированная рабочая программа

учебного предмета (курса)

«Математика»

для Колодченко Владислава, обучающегося(щейся) 3 класса

уровень образования: начальное общее образование





Составитель:

Ермоленко Е.А.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории







2020 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика учебного предмета, курса

  3. Место учебного предмета в учебном плане

  4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

  6. Содержание учебного предмета, курса

  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

  8. Материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по математике составлена для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 на основе:

1. Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.).

2. Конституции Российской Федерации (1993 года).

3. Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ;

5.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.

6. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

7.Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).

8.Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р.

9. Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

10. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373).

11. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598).

12. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599).

13. Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн.

14. Федерального базисного учебного плана (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

15. Санитарно-эпидемиологического правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

16. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.

17. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

18. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, на 2018-2019 учебный год».

19. Письма Минобразования РФ от 24 января 2003 г. N 01-50-25/32-05 "О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью".

20. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

21. Письма Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".

22. Методических рекомендаций по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ РГПУ им. А.И.Герцена Санкт-Петербург, 2015г.

23.Проектов адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015 (http://fgos-ovz.herzen.spb.ru).

24. Устава МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова»

25. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1. МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова» на 2020-2021 учебный год.

26. Учебного плана для обучающихся, 3 класса в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Рыльская средняя общеобразовательная школа№1 им.Г.И.Шелехова» на 2020-2021 учебный год.

26. Положение о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с УО.

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов при осуществлении обучения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель учебного предмета «Математика»: - подготовка обучающихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи учебного предмета «Математика»:

- обеспечение необходимого уровня математического развития обучающихся;

-создание условий для общего умственного развития на основе овладения математическими знаниями, практическими действиями;

- развитие творческих возможностей обучающихся;

- формирование и развитие познавательных интересов;

- социальная адаптация и реабилитация.

Процесс обучения математике связан с:

  • коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребёнка,

  • воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,

  • формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.


2.Общая характеристика учебного предмета, курса

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую последовательность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков (компетенций обучающихся).

Обучение математике в 3 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями обучающиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить демонстрационными пособиями и раздаточным материалом для каждого ученика.

Одним из важных приёмов обучения математике в 3 классе является сравнение. Усвоение этих приёмов возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём – материализация, т.е. умение конкретизировать отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Также используются методы обучения: демонстрация, наблюдение, упражнение, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

На уроках математики в 3 классе учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

      Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью каждого урока математики.

      Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.

      В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а во 2-4 классах – количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.

      Решения всех видов задач записываются с наименованиями.

      Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.

      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке уделяется внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.

                  Обучающиеся с ОВЗ, которые постоянно отстают в усвоении знаний, нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи. Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.

      Настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

      Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода обучающихся в следующий класс.

Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа проверяется учителем, допущенные ошибки выявляются и исправляются, устанавливается причина этих ошибок, с учеником проводится работа над ошибками.

      Домашние задания ежедневно проверяются учителем.

Виды и формы контроля:

  • повседневный контроль;

  • текущий контроль;

  • итоговый контроль.

      Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике, учитель проводит контрольные работы.

Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.

      

      3. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дисциплина «Математика» входит в образовательную область «Математика» и изучается школьниками с лёгкой степенью умственной отсталостью в соответствии с требованиями ФГОС. Общее количество часов за 4 года обучения составляет 507 часов.

Рабочая программа по математике в 3 классе рассчитана на 136 часов в год в соответствии с учебным планом (4 часа в неделю, 34 учебные недели).

Продолжительность урока во 3 классе – 40 мин.


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.

      Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).

      Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

      Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.

      Таблица умножения числа 2.

      Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.

      Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

      Соотношение: 1 р. = 100 к.

      Скобки. Действия I и II ступени.

      Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.

      Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).

      Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).

      Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).

      Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

      Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.

      Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.

      Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.

      Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.

      Многоугольник. Вершины, углы, стороны.


5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и  в  повседневной жизни для  исследования  математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Предметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

      Учащиеся должны знать:

      числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;

      смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

      таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

      порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;

      единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

      порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

      Учащиеся должны уметь:

      считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;

      откладывать на счетах любые числа в пределах 100;

      складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;

      использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

      различать числа, полученные при счете и измерении;

      записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

      определять время по часам (время прошедшее, будущее);

      находить точку пересечения линий;

      чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

      Примечания.

  1. Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток с подробной записью.

  2. Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.

  3. Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.

  4. Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление.


6.Содержание учебного предмета, курса

п/п

Тема

Кол-во часов

Контрольные работы

1

Повторение

1) Нумерация чисел в пределах 20

2) Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток

3) Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток

36, из них

4


8


24

1

2

Углы. Многоугольники

6


3

Умножение и деление

18

1

4

Сотня

24

1

5

Сложение и вычитание без перехода через десяток   

24

1

6

Числа, полученные при счете и при измерении

4


7

Деление на равные части. Деление по содержанию

6


8

Порядок арифметических действий

12

1

9

Повторение

6


Итого:

136

5

Перечень контрольных работ:

  1. Сложение чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток.

  2. Умножение и деление.

  3. Нумерация чисел в пределах 100.

  4. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

  5. Итоговая контрольная работа.


7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся



п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Основные виды учебной деятельности

Коррекционно-развивающая направленность

1

Повторение

36

Устная и письменная нумерация в пределах 20. Название, обозначение, десятичного состава чисел 11—Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Счет от заданного числа до заданного.

Называть числовой ряд 1—20. Получение, название, обозначение, сравнение чисел.

2

Углы. Многоугольники

6

Арифметические действия с целыми числами в пределах 20. Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5, 6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности. Сравнение чисел. Знаки отношений больше (), меньше (

Состав чисел из десятков и единиц, сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания. Число 0 как компонент сложения. Деление предметных совокупностей на две равные части (поровну).

3

Умножение и деление

18

Сравнение предметов по ширине, длине, высоте. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой стоимости, длины (сумма (остаток). Обозначение: сут., нед., ч. Измерение времени по часам с точностьюдо 1 ч.

Ориентировке на плоскости и пространстве. Измерение времени в часах, направление движения стрелок.

4

Сотня

24

Решение задач на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Составные арифметические задачи в два действия.

Решение задач с числами, полученными при измерении одной мерой стоимости.

5

Сложение и вычитание без перехода через десяток   

24

Сравнение отрезков.: прямоугольник, квадрат. Свойствауглов Угол. Элементыугла: вершина, стороны. Четырехугольники, сторон. Треугольник: вершины, углы, стороны. Черчение прямоугольника, квадрата, треугольника на бумаге в клетку по данным вершинам.

Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом. Черчение прямого угла с помощью чертежного треугольника.

6

Числа, полученные при счете и при измерении

4



7

Деление на равные части. Деление по содержанию

6



8

Порядок арифметических действий

12



9

Повторение

6




Итого:

136 час.


8. Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Освоение учебного предмета «Математика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:

Демонстрационные и печатные пособия:

  • набор геометрических фигур;

  • счётное панно;

  • счётные палочки;

  • пазлы;

  • трафареты;

  • магнитная доска;

  • касса цифр и знаков на магнитах;

  • числовой ряд чисел 1-20;

  • таблица состава чисел 1 десятка;

  • наборное полотно;

  • модель сутки;

  • числовой веер;

  • счёты;

  • демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, величине, размере, массе; о количественных, пространственных, временных представлениях.

Демонстрационные приборы и инструменты:

  • угольник классный;

  • метр.

Технические средства обучения:

  • персональный ноутбук;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • документ-камера;

  • многофункциональное устройство;

мультимедийные образовательные ресурсы по математике

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Научно-методическая литература:

1) Авторская программа по математике (авторы М. Н. Перова, В. В. Эк) для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, М.: Владос, 2013г., допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации.

2) Эк В.В. Математика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – 13-е изд.- М.: Просвещение, 2017.- 215с.

3) Алышева Т.В., Эк В.В. Математика. Рабочая тетрадь 3 класс. В 2 частях.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

4)Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб.для студ. дефект. фак. педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!