Адаптированная
рабочая программа
для детей школьного возраста
с нарушениями интеллекта (вариант первый)
по учебному предмету «Русский язык»
для 2 класса
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащейся, обучающейся на индивидуальном обучении на дому, по адаптированной основной общеобразовательной программе для УО во 2 классе составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42,55,59,79);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85; изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72; изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
Письма «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения № 27/2643-6 »;
Письма Минобразования России от 30.03. 2001 года № 29/ 1470 - 6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ «Зыковская СОШ».
Рабочая программа ориентирована на учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – Э. В. Якубовской, Я.В. Коршуновой «Русский язык». 2 класс. В 2-х ч. М.: Просвещение, 2021.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с УО в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, а именно во 2 классе:
формирование представления о себе;
формирование представлений о собственных возможностях;
овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
формирование начальных навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;
формирование способности к принятию социального окружения, формирование умения определить свое место в нем, принятие ценностей и социальных ролей, соответствующих индивидуальному развитию ребенка;
формирование социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, чувств;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» к концу второго класса
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р-л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
писать предложения с заглавной буквы;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
Учащиеся должны знать:
прописные и строчные буквы;
гласные и согласные буквы;
звонкие и глухие согласные;
твердые и мягкие согласные;
знак ударения;
правила переноса слов;
правила правописания имен и фамилий людей, кличек животных;
правила оформления предложения.
Достаточный уровень:
дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, [р] - [л]. свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме (в сильной позиции);
определять значение слов, соотнося их с картинками;
делить слова на слоги;
группировать слова-названия предметов и названия действий;
приводить в качестве примеров слова этих категорий:
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
грамотно писать по памяти словарные слова;
писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов)
Минимальный уровень:
называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;
составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;
списывать по слогам слова с рукописного и печатного текстов;
составлять буквенную схему слои типа шар, суп, Мила;
делить слова на слоги;
• писать под диктовку буквы, слоги и слова (из 3—4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).
Содержание программы
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами иий, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикулярносходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении.
Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительнымиь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов;
различение основных частей хорошо знакомых предметов;
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
группировка действий по признаку их однородности;
различение предметов по их действиям;
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
Срок реализации рабочей программы и максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Продолжительность урока по русскому языку во 2 классе составляет 40 минут.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Повторение. | 5 |
2 | Звуки и буквы. | 33 |
3 | Слово. | 18 |
4 | Предложение. | 6 |
5 | Повторение. | 5 |
| Итого | 68 |
Календарно – тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Повторение (5ч.) |
1. | Звуки и буквы. Выделение звука и буквы в слове. | 1 | | |
2. | Слово. Предмет и слово, называющее предмет. | 1 | | |
3. | Предложение. Правило записи предложения. Схема предложения. | 1 | | |
4. | Распространение предложения. | 1 | | |
5. | Составление предложений с данным словом. | 1 | | |
Звуки и буквы (33ч.) |
6. | Гласные звуки и буквы. | 1 | | |
7. | Согласные звуки и буквы. | 1 | | |
Различение слов, сходных по звуковому составу. |
8. | Слова, которые различаются одним звуком. | 1 | | |
9. | Слова, которые различаются количеством звуков. Контрольное списывание. | 1 | | |
10. | Слова, которые различаются последовательностью звуков. Диктант. | 1 | | |
11. | Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы» | 1 | | |
Ударение в словах. |
12. | Знакомство со знаком ударения. | 1 | | |
13. | Выделение ударного гласного в слове. | 1 | | |
Слог. |
14. | Деление слов на слоги. | 1 | | |
15. | Гласные в образовании слогов. | 1 | | |
16. | Деление слов со звуками И – Й на слоги. | 1 | | |
17. | Перенос слов по слогам. | 1 | | |
Парные звонкие и глухие согласные. |
18. | Различение Б – П. | 1 | | |
19. | Различение В – Ф. | 1 | | |
20. | Различение Г – К. | 1 | | |
21. | Различение Д – Т. | 1 | | |
22. | Различение Ж – Ш. | 1 | | |
23. | Различение З – С. | 1 | | |
Шипящие и свистящие согласные. |
24. | Шипящие согласные. | 1 | | |
25. | Свистящие согласные. | 1 | | |
26. | Различение шипящих и свистящих согласных. Контрольное списывание по теме «Парные согласные звуки и буквы». | 1 | | |
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. |
27. | Буква Е в начале слова или слога. | 1 | | |
28. | Буква Ё в начале слова или слога. | 1 | | |
29. | Буква Ю в начале слова или слога. | 1 | | |
30. | Буква Я в начале слова или слога. Контрольное списывание по теме «Буквы У, Ё, Ю, Я» | 1 | | |
Твёрдые и мягкие согласные. |
31. | Гласные Ы – И после твёрдых и мягких согласных. Контрольный диктант. | 1 | | |
32. | Гласные О – Ё после твёрдых и мягких согласных. | 1 | | |
33. | Гласные У – Ю после твёрдых и мягких согласных. | 1 | | |
34. | Гласные А – Я после твёрдых и мягких согласных. | 1 | | |
35. | Гласная Е после мягких согласных. | 1 | | |
36. | Различение твёрдых и мягких согласных. Контрольное списывание. | 1 | | |
Мягкий знак на конце слова. |
37. | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. Письмо слов с мягкими согласными на конце. | 1 | | |
38. | Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова. Различение слов с твёрдым и мягким согласным на конце. | 1 | | |
39. | Диктант. | 1 | | |
Слово (18ч.) |
Названия предметов. |
40. | Предмет и его название. Названия предметов, отвечающие на вопрос: Что? | 1 | | |
41. | Названия частей предмета. | 1 | | |
42. | Различение сходных предметов и их названий. Обобщающие слова к группе однородных предметов. | 1 | | |
43. | Названия предметов, отвечающие на вопрос КТО? Обобщающее слово к группе однородных предметов. | 1 | | |
44. | Слова, отвечающие на вопросы: Кто? и Что? | 1 | | |
45. | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. | 1 | | |
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. |
46. | Диктант. Большая буква в именах и фамилиях людей. | 1 | | |
47. | Большая буква в кличках животных. | 1 | | |
48. | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 1 | | |
Названия действий. |
49. | Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос: Что делает? | 1 | | |
50. | Названия действий, отвечающие на вопрос: Что делают? | 1 | | |
51. | Диктант за 3 четверть. Подбор названий действий к названиям предметов. | 1 | | |
52. | Различение названий действий по вопросам. Различение названий предметов и названий действий по вопросам. | 1 | | |
Предлоги. |
53. | Предлог как отдельное слово. | 1 | | |
54. | Употребление предлогов в предложении. | 1 | | |
Слова с непроверяемыми гласными. |
55. | Выделение трудной гласной в словах. | 1 | | |
56. | Написание гласной в словах родственниках. | 1 | | |
57. | Диктант. | 1 | | |
Предложение (6ч.) |
58. | Выделение предложения из текста. Правила записи предложения. | 1 | | |
59. | Предложение и его схема. | 1 | | |
60. | Различение набора слов и предложения. Порядок слов в предложении. | 1 | | |
61. | Завершение начатого предложения. | 1 | | |
62. | Составление предложений по предметной картинке. Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 | | |
63. | Предложения-вопросы и предложения-ответы. | 1 | | |
Повторение (5ч.) |
64. | Контрольный диктант. | 1 | | |
65. | Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | | |
66. | Мягкий знак на конце слова. | 1 | | |
67. | Названия предметов, названия действий. | 1 | | |
68. | Предложение. Подведение итогов за год. | 1 | | |