Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от «30» августа 2017 г. ____________________ подпись руководителя МО | | Согласовано с зам. директора по УВР __________________ / Е. А. Иваненко/ «30» августа 2017 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: внеклассное чтение
Ступень обучения: начальное общее образование
Уровень изучения корекционно - развивающий /102ч./
Сроки реализации: 3 года
Составитель: учитель начальных классов 1КК Груздева Г.И.
р.п. Таловая, 2017
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа «внеклассное чтение» составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 2-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва «Просвещение», 2011 г.
Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Чтение» и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа).
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения
Задачи:
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Коррекционные задачи:
1. Соблюдать при чтении режима зрительной нагрузки.
2. Коррекция в упражнениях слухового и зрительного восприятия изучаемых произведений.
3. Коррекция видов памяти, на основе упражнений, образной и вербальной; процессов памяти при обучении способам запоминания.
4. Коррекция мыслительных процессов при установлении последовательности действий в рассказе, выявлении причинно – следственных связей.
5. Коррекции эмоционально – волевой сферы при выработки адекватной эмоциональной реакции на прочитанное.
6. Развитие речи, через полные ответы учащихся, при работе с иллюстрациями, при подведении итогов урока.
7. Развитие зрительного восприятия, через наглядность на уроке, упражнений для глаз, таблиц Шульца, тренажеров для коррекции зрительного восприятия, физкультминуток.
Ожидаемые результаты ре программы «Внеклассное чтение»
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о к о м она, о ч е м в ней рассказывается?
Расширения кругозора чтения; обогащение знаний о литературе; развитие аналитических способностей, воображения, фантазии; оптимальное повышение техники чтения; умение работать с текстом, книгой; заинтересованность и участие родителей в развитии познавательных способностей своих детей
Место курса «внеклассное чтение» в учебном плане:
В Федеральном базисном учебном плане для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отводится на изучение предмета внеклассное чтение во 2 - 4 классах по 34 часа в год (34 недели по 1 часу в неделю), всего 102 часа.
Содержание учебного предмета
Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Чтение.
Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
2 класс
Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
Примерная тематика
Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Ученик научится:
рассматривать читаемую книгу;
правильно называть название книги; автора;
отвечать на вопросы по содержанию;
Ученик получит возможность научиться:
3 класс
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
4 класс
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
Общественно полезные дела школьников.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Календарно-тематическое планирование по внеклассному чтению, 2 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | Фактически |
1 | Моя любимая книжка. Вводный урок. | 1 | | |
2 | Устное народное творчество. Проект «Загадай загадку» | 1 | | |
3 | Сказки русских писателей. | 1 | | |
4 | Сказки и басни К. Д. Ушинского | 1 | | |
5 | Короткие рассказы для детей Л. Н. Толстого | 1 | | |
6 | Стихи русских поэтов об осени. Проект | 1 | | |
7 | «Всё наоборот». Весёлые стихи Д. Хармса | 1 | | |
8 | Стихи о детях и для детей С. Я. Маршака. | 1 | | |
9 | Стихи о детях и для детей А. Барто. | 1 | | |
10 | Стихи о детях и для детей С. Михалкова | 1 | | |
11 | Сказки и стихи К. Чуковского | 1 | | |
12 | Рассказы о детях Н. Носова | 1 | | |
13 | Современные детские журналы. Проект. | 1 | | |
14 | Стихи русских поэтов о зиме. | 1 | | |
15 | В. И. Даль «Девочка Снегурочка» | 1 | | |
16 | Басни И. А. Крылова | 1 | | |
17 | Рассказы В. А. Осеевой | 1 | | |
18 | Б. Житков «Храбрый утёнок» | 1 | | |
19 | В. Бианки. Рассказы. | 1 | | |
20 | И. Токмакова. Стихи. | 1 | | |
21 | Твои защитники. | 1 | | |
22 | Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» | 1 | | |
23 | Мама – гласное слово. | 1 | | |
24 | Б. Заходер «Мохнатая азбука» | 1 | | |
25 | Стихи русских поэтов о весне. | 1 | | |
26 | Рассказы Н. Сладкова | 1 | | |
27 | «Вредные советы» Г. Остер | 1 | | |
28 | М.Пришвин «Берестяная трубочка». | 1 | | |
29 | Стихи А. С. Пушкина | 1 | | |
30 | Русские народные сказки. Проект. | 1 | | |
31 | Сказки разных народов | 1 | | |
32 | В. Чаплина о животных Л. | 1 | | |
33 | В.Драгунский «Друг детства» | 1 | | |
34 | Обобщающий урок «Я люблю читать!» | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование по внеклассному чтению, 3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | Фактически |
1 | Книги, прочитанные летом | 1 | | |
2-3 | Русские народные сказки | 2 | | |
4-5 | Сказки народов мира | 2 | | |
6 | Литературные сказки С. Г. Козлов «Трям, здравствуйте!» | 1 | | |
7 | Рассказы о животных В Чаплиной | 1 | | |
8 | Рассказы и сказки о животных. В. В. Бианки. | 1 | | |
9 | Стихи И. П. Токмаковой.«Котята» | 1 | | |
10 | К. Г. Паустовский «Барсучий нос» | 1 | | |
11 | К. Г. Паустовский «Кот Ворюга» | 1 | | |
12 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» | | | |
13 | И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | | |
14 | Б. С. Житков «Беспризорная кошка» | 1 | | |
15 | Б.С. Житков «Помощь идёт» | 1 | | |
16 | Рассказы о детях. Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка» | 1 | | |
17 | К. Г. Паустовский «Стальное колечко» | 1 | | |
18 | С. Михалков « Дядя Степа» | 1 | | |
19 | С. Михалков « Дядя Степа - милиционер» | | | |
20 | А. И. Пантелеев «Честное слово» | 1 | | |
21 | Г. Б. Остер «Петька- микроб» | 1 | | |
22 | Н. Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | | |
23 | Н. Н. Носов «Огурцы» | 1 | | |
24 | Стихи С. Я. Маршака о детях | 1 | | |
25 | В. А. Осеева «Почему?» | 1 | | |
26 | В.А. Осеева «Синие листья» | 1 | | |
27 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | | |
28 | Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | | |
29 | Братья Гримм «Госпожа Метелица», | 1 | | |
30 | Братья Гримм «Бременские музыканты» | 1 | | |
31 | Ш. Перро «Ослиная шкура» | 1 | | |
32 | Ш. Перро «Красная шапочка» | 1 | | |
33 | Урок-отчет «По дорогам сказки». | 1 | | |
34 | Задание на лето. | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование по внеклассному чтению, 4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
По плану | Фактически |
1 | Самые интересные книги, прочитанные летом. | 1 | | |
2-3 | Мир - в котором я живу. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» | 2 | | |
4-5 | Делай добро и оно тебе возвратится. Р.К.Киплинг «Рикки- Тики –Тави» | 2 | | |
6-8 | «Путешествие в Лукоморье» по сказкам А.С. Пушкина. | 3 | | |
9-10 | М.М.Пришвин - певец русской природы | 2 | | |
11-12 | Воспитанный ребенок. В.Осеева «Волшебное слово» | 2 | | |
13-14 | Русская народная сказка «Снегурочка» | 2 | | |
15-16 | Необычный календарь. «Лесная газета» В.Бианки. | 2 | | |
17-18 | Литературное путешествие по творчеству Л.Н.Толстого | 2 | | |
19-20 | Рассказы и сказки К.Д. Ушинского | 2 | | |
21-23 | «Все наоборот» Веселые стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. | 3 | | |
24-25 | Богатырские сказки (былины). | 2 | | |
26 | В.В. Чаплина «Питомцы зоопарка» | 1 | | |
27-28 | В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!» Басни И.А. Крылова | 2 | | |
29-30 | Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живет и что в лесу растет" | 2 | | |
31-32 | «Идет война народная…»(произведения о Великой Отечественной войне) | 2 | | |
33 | «Книголюбы - папа, мама, я - наша читающая семья» | 1 | | |
34 | Обобщающий урок. Список книг на лето. | 1 | | |