СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» для обучающихся с РАС (вариант 8.3) 5- 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» для обучающихся с РАС (вариант 8.3) 5- 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Садовская средняя общеобразовательная школа № 2


Рассмотрена и рекомендована к использованию на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла


протокол № 1

от «31» августа 2021 г.


Принята

педагогическим советом МКОУ Садовской СОШ№2



протокол № 1

от «31» августа 2021 г.


«Утверждаю»

Директор

МКОУ Садовской СОШ№2 Г.Н.Мамонова


приказ № 45

от «31» августа 2021 г.






Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)»

для обучающихся с РАС (вариант 8.3)

5- 9 класс









Составитель: учитель русского языка и литературы

Тереня Е. В.















Садовое

2021 г.





  1. Пояснительная записка.

Количество недельных часов Количество часов в год

5 класс – 4 5 класс - 140

6 класс – 4 6 класс - 140

7 класс - 4 7 класс - 140

8 класс - 4 8 класс - 140

9 класс - 4 9 класс – 140



ЦЕЛЬ изучаемого предмета: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

  • расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

  • совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

  • развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

  • развитие положительных качеств и свойств личности;

  • нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Наряду с этими задачами на уроках чтения решаются и специальные задачи, направленные:

на развитие:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

  • наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

на коррекцию:

  • основных мыслительных операций;

  • зрительного восприятия и узнавания;

  • пространственных представлений и ориентации;

  • речи и обогащение словаря;

  • коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;

  • коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.



Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (редакция от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

  • Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с расстройством аутистического спектра МКОУ Садовской СОШ № 2 (вариант 8.3);

  • Устав МКОУ Садовской СОШ № 2.



Основными видами деятельности на уроке являются:

Аудирование (слушание) - умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

.

Приоритетными направлениями коррекционной работы являются:

  • укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

  • формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

  • формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;

  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающим микросоциуме;

  • формирование на доступном уровне простейших навыков чтения и письма на материале знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

  • развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.



Процесс обучения литературе неразрывно связан с решением специфической задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.

 - повышать уровень общего и речевого развития учащихся;
- учить последовательно  излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формировать гражданско-патриотические чувства, нравственные качества;

-формировать интерес к самостоятельному чтению;

-расширять знания учащихся об окружающем мире, воспитывать интерес к литературе, умение пользоваться им в необходимых ситуациях с помощью содержания программного материала, основанного на связи с окружающей действительностью.

- способствовать формированию речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социально- трудовой адаптации.

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи:

-развитие артикуляционной моторики;

- коррекция и развитие памяти;

-развитие умения сравнивать, анализировать;

-развитие фонематического восприятия;

-коррекция нарушений устной и письменной речи;

-коррекция монологической речи;

-коррекция диалогической речи.

-умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умение планировать деятельность;

-Развитие пространственных представлений и ориентации;

-Развитие основных мыслительных операций;

-Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

-Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

-Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;



Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения по классам:

5 класс

Освоение обучающимися программы по предмету «Чтение (Литературное чтение)», созданной на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты освоения программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках чтения будут формироваться следующие личностные результаты:

  • развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т. п.);

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;

  • понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность её выполнять;

  • способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;

  • способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы;

  • умение строить сообщения в устной форме;

  • умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

  • умение формулировать собственное мнение;

  • способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

  • умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;

  • умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;

  • умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения);

  • способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т. п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям);

  • способность выделять главную мысль произведения;

  • способность участвовать в беседе;

  • умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;

  • способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;

  • способность заучивать стихотворения наизусть;

  • способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.

Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Чтение (Литературное чтение)»:

Основные требования к умениям обучающихся:

1-й уровень (минимальный)

  • правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;

  • находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями;

  • отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);

  • заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося);

  • принимать участие в уроках внеклассного чтения.

2-й уровень (достаточный)

  • правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях - по слогам;

  • читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты - самостоятельно;

  • выражать своё отношение к поступкам героев и событиям;

  • выучить наизусть 8-10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу под наблюдением учителя.



Изучение предмета «Чтение (Литературное чтение)» в 5 - 9 классах направлено на

Познавательные учебные действия:

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;

  • наблюдать за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с доступной по содержанию и структуре информацией (схема, таблица, текст, изображение);

  • использовать в учебной деятельности некоторые межпредметные знания;

  • делать элементарные обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале, доступном вербальном материале;

  • формировать представления об анализе, синтезе в соответствии с индивидуальными возможностями.



6 класс

Личностные результаты:

  • формировать понимание важности процесса обучения;

  • развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;

  • формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

  • развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

  • формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

  • развивать умение составлять тексты в устной форме;

  • развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;

  • развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

  • совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.

Предметные результаты:

  • читать текст правильно, осознанно и выразительно, вслух и про себя;

  • делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);

  • определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;

  • пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения, коллективном обсуждении и т. п.;

  • самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;

  • понимать жанровые особенности произведений (сказка, стихотворение, рассказ, басня);

  • заучивать наизусть стихотворения, басни;

  • совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т. д.).

Основные требования к умениям обучающихся:

1-й уровень (минимальный)

  • читать вслух правильно, целым словом, трудные слова - по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

  • читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;

  • оценивать поступки героев (с помощью учителя);

  • заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом индивидуальных особенностей учащихся);

  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

2-й уровень (достаточный)

  • читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях - целым словом;

  • читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;

  • делить текст на части под руководством учителя;

  • пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;

  • определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;

  • выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

  • выучить наизусть 8-10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

Личностные учебные действия:

  • оценивать жизненные ситуации и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;

  • гордиться положительными результатами в учебной деятельности;

  • эмоционально воспринимать произведения искусств;

  • иметь представление о видах трудовой деятельности;

  • воспринимать культурно-историческое наследие родного края и страны;

  • понимать необходимость участия в общественно-полезных делах.

.

Познавательные учебные действия:

  • Выявлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с различной информацией (текст, таблица, схема, иллюстрация) с помощью учителя;

  • Использовать в учебной и практической деятельности некоторые межпредметные знания;

  • Делать обобщения, сравнения, классифицировать, применять простейшие анализ и синтез на наглядном и доступном вербальном материале, и основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

7 класс

Личностные результаты

  • формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;

  • совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;

  • развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с литературными произведениями;

  • развиватьморально-этическиепредставления,эмоционально-нравственную отзывчивость;

  • развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

  • развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;

  • развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений.

Предметные результаты

  • совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно, бегло;

  • читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты;

  • совершенствовать умение пересказывать текст различными способами(полный пересказ, выборочный, краткий);

  • развивать умение выделять тему и идею художественного произведения;

  • развивать навыки характеристики и анализа текстов различных жанров;

  • развивать умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение;

  • составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге;

  • формировать понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;

  • развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;

  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы,

  • героям произведений, уметь давать им оценку;

  • понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;

  • совершенствовать умение пользоваться библиотекой, выбирать нужную книгу;

  • совершенствовать мотивацию к систематическому досуговому чтению.

Основные требования к умениям обучающихся

1-й уровень (минимальный)



  • читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;

  • читать про себя проанализированные ранее тексты;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображённым событиям;

  • высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

  • выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

  • учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);

  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

2-й уровень (достаточный)

  • читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях - целым словом);

  • читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию тексты;

  • выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

  • формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);

  • делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях - самостоятельно;

  • характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя),давать оценку их поступкам;

  • выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять(с помощью учителя);

  • соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя);

  • выучить наизусть не менее 10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.



Личностные учебные действия:

  • уважительно относиться к своему народу, принятие ценностей других народов;

  • гордиться собственными школьными успехами;

  • уметь откликаться на произведения искусств;

  • понимать необходимость трудовой деятельности;

  • относиться положительно к культурно-историческому наследию родного края и страны;

принимать участие в общественно-полезных делах.

  • .

Познавательные учебные действия:

  • уметь ориентироваться во времени и пространстве;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация);

  • Использовать в учебной и практической деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие бытовые связи и отношения между объектами и процессами;

  • делать обобщения, сравнения, классифицировать, применять простейшие анализ и синтез на наглядном и доступном вербальном материале, и основе практической деятельности, давать представления о причинно-следственных связях в соответствии с индивидуальными возможностями.

8 класс

Личностные результаты

  • развивать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;

  • развивать способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • совершенствовать духовно-нравственные качества личности (чувство ответственности, сострадание, взаимовыручка, чувство долга и т. п.);

  • развивать умение грамотно, точно, ясно излагать свои мысли в устной форме;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • адекватно самостоятельно оценивать свои суждения, в случае необходимости вносить в них коррективы;

  • слушать одноклассников, понимать позицию другого человека;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Предметные результаты

  • совершенствовать навык правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;

  • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

  • понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определять в произведении сюжет, композицию, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

  • формулировать собственное отношение к произведениям и их героям;

  • понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;

  • пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка, цитат из текста;

  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать собственные вопросы;

  • создавать устные монологические высказывания разного типа;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;

  • понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • совершенствовать умение пользоваться библиотекой, самостоятельно выбирать книги для досугового чтения.

Основные требования к умениям учащихся

1-й уровень (минимальный)

  • читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;

  • читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;

  • пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;

  • выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;

  • выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);

  • находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);

  • учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников);

  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

2-й уровень (достаточный)

  • читать вслух правильно, бегло, выразительно;

  • читать про себя доступные по содержанию тексты;

  • выделять тему и определять идею произведения (последнее задание - с помощью учителя);

  • определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (с помощью учителя);

  • самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;

  • отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;

  • пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;

  • ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;

  • выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);

  • заучить наизусть 10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

Личностные учебные действия:

  • осознавать себя как гражданина России, имеющие определённые права и обязанности;

  • гордиться собственными школьными успехами и достижениями;

  • эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • уважительно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

  • принимать осознанное участие в общеполезной социальной деятельности.

Познавательные учебные действия:

  • адекватно воспринимать окружающий мир, анализировать и давать эмоциональную оценку действительности, выстраивать последовательность событий;

  • использовать в учебной и практической деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные связи и отношения между объектами и процессами;

  • делать обобщения, анализ, синтез, сравнивать, классифицировать;

  • устанавливать элементарные аналогии, закономерности, причинно-следственные связи на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.



9 класс



Личностные результаты

  • развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в чтении;

  • развивать чувство прекрасного, умение чувствовать красоту и выразительность речи;

  • развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;

  • стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации деятельности сотрудничества с партнёром;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

  • уметь использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов;

  • определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения.

Предметные результаты

  • читать тексты произведений правильно, осознанно, выразительно, бегло;

  • осознанно воспринимать и понимать изучаемый текст, выделять его нравственную проблематику;

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно, от 1-го лица, от 3-го лица;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней;

  • отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • создавать устные монологические высказывания;

  • уметь вести диалог с учителем и сверстниками;

  • понимать связь литературных произведений с эпохой их написания,

  • выявлять заложенные в них вневременные нравственные ценности;

  • анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, определять последовательность событий;

  • уметь составлять краткую аннотацию литературного произведения по заданному образцу;

  • делить текст на части, озаглавливать их, составлять план, пересказывать текст по плану;

  • задавать вопросы по прочитанному тексту;

  • уметь читать наизусть стихотворные произведения;

  • уметь выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд;

  • уметь оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение);

  • формулировать несложные выводы, с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;

  • самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами, высказывать собственное суждение, коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт, соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • самостоятельно и целенаправленно выбирать книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию.

Основные требования к умениям обучающихся

1-й уровень (минимальный)

  • уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;

  • участвовать в анализе произведения;

  • выбирать из данных заглавия к выделенным частям;

  • пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;

  • высказывать своё отношение к поступкам действующих лиц и событиям;

  • учить стихотворения наизусть;

  • участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.

2-й уровень (достаточный)

  • читать вслух правильно, бегло, выразительно;

  • читать про себя доступные по содержанию тексты;

  • выделять идею произведения (с помощью учителя);

  • называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;

  • самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;

  • ставить вопросы к тексту и задавать их классу;

  • выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);

  • использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе;

  • выучить наизусть 10 стихотворений;

  • читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.



Личностные учебные действия:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность.

Познавательные учебные действия:

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

  • использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами..

Базовые учебные действия, которыми смогут овладеть обучающиеся V-IXклассов:

Познавательные учебные действия

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

•  в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

•  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

•  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).

  • уметь принимать точку зрения другого.

  • уметь оформлять мысли в устной и письменной форме.

  • уметь слушать других и уважительно относиться к мнению других.

•  выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

•  составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

•  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям.

  • передать содержание в сжатом или развернутом виде.

  • строить предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи.

  • уметь осуществлять анализ объектов, делать выводы «если …то…».



Содержание учебного предмета

Считалки. Заклички- приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.

Сказки. Никита Кожемяка (Русская сказка).

Как наказали медведя (Тофаларская сказка)

Золотые руки (Башкирская сказка)

Морозко (Русская сказка).

Два мороза (Русская сказка).

Три дочери (Татарская сказка)

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. (Отрывки) А. С. Пушкин.

Серая шейка. По Д. Мамину-Сибиряку.

Картины родной природы:

Лето.

Июнь. Г. Скребицкий.

«Ярко солнце светит..» И. Суриков.

Июльская гроза. (Отрывки.) А. Платонов.

Берёзка. А. Прокофьев.

«Вот и клонится лето к закату…» Ю. Гордиенко.

Осень.

Сентябрь. По Г. Скребицкому.

Золотая осень. По И. Соклову-Микитову.

Осень. К. Бальмонт.

Добро пожаловать! По Г. Скребицкому.

Осенние грусти .. По В. Астафьеву.

Первый снег. И. Бунин.

Зима.

«Чародейкою зимою..» Ф. Тютчев.

Декабрь. Г. Скребицкий.

К зиме. К. Бальмонт.

Всяк по-своему. Г. Скребицкий.

«Поёт зима – аукает…» С. Есенин.

Берёза. С. Есенин.

Зимняя дорога. А. Пушкин.

Весна.

Март. Г. Скребицкий.

«Вот уж снег последний в поле тает..» А. Толстой.

От первых проталин до первой грозы. (Отрывки.)

Г. Скребицкий.

Весна-красна.

Грачи прилетели.

Заветный кораблик.

В весеннем лесу.

Весенние ручьи. (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А. Толстой.

«Гонимы вешними лучами…» А. Пушкин.

Ворона. А. Блок.

Подснежник. Е. Серова.

Весна. И. Соколов-Микитов.

«Крупный дождь в лесу зелёном…» И. Бунин.

Черёмуха. С. Есенин.

Весна, весною, о весне. Я. Аким.

О друзьях-товарищах

Колючка. Ю. Яковлев.

Рыцарь Вася. Ю. Яковлев.

Витя Малеев в школе и дома. (Отрывок.) Н. Носов.

«Фосфорический мальчик. В. Медведев.

Дорогой подарок. Л. Воронкова.

Твой друг. Я. Аким.

Басни И. Крылова. Ворона и лисица. Щука и кот. Квартет.

Спешите делать добро

Будущий олимпиец. Н. Хмелик.

Слепой домик. О. Бондарчук.

Бабка. В. Осеева.

Сухой хлеб. А. Платонов.

Люся. (Отрывок из повести «Последний срок».) В.Распутин.

Труд. В. Брюсов.

Огромное небо. Р. Рождественский.

7

О животных

Тёма и Жучка. (Отрывок из повести «Детство Тёмы».) Н. Гарин-Михайловский.

Желтухин. (Отрывок из повести «Детство Никиты».) А. Толстой.

Кот Ворюга. К. Паустовский.

Про обезьянку. В. Житков.

Дачники. Э. Асадов.

Из рассказов Олёны Даниловны. Ф. Абрамов.

Будь человеком. С. Михалков.

Из прошлого нашего народа

На поле Куликовом. По О. Тихомирову.

Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву.

«..И снится ей жаркое лето..» (Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».) Н. Некрасов.

Белый пудель. (отрывки.) А. Куприн.

Снега, поднимитесь метелью! По Л. Жарикову.

У Могилы неизвестного Солдата. Ю. Коринец.

Из произведений зарубежных писателей

Гаврош. (Отрывки.) В. Гюго.

Приключения Тома Сойера. (Отрывок.) М. Твен.

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. (Отрывки.) С. Лагерлёф.

Русалочка. (отрывкок.) Г. Х. Андерсен.



6 класс

Из произведений русской литературы XIX века

Отечество. По В. Пескову

Россия. М. Ножкин

Моя Родина. М. Пришвин



Золотая осень.

Сентябрь. В. Бианки

«Лес точно терем расписной…» И. Бунин

Грабитель. Ю. Качаев

Белый домик. Б. Житков

Звонкие ключи. А. Белорусец

Заячьи лапы. К. Паустовский

Осенний день в берёзовой роще. (Отрывок из рассказа «Свидание») И. Тургенев

Хитрюга. Е. Носов

Октябрь. В. Бианки

Будь человеком. С. Михалков

Петя мечтает. Б. Заходер

Сказки

Слон и муравей. (Сказка). По Д. Биссету

Кузнечик Денди. (Сказка). По Д. Биссету

Как один мальчик играл с палкой. Дж. Родари

Пуговкин домик. Дж. Родари

Страницы истории.

Илья Муромец и Соловей-разбойник. (Отрывок из былины)

Москва. (В сокращении) Ф. Глинка

Ноябрь. В. Бианки

Без Нарвы не видать моря. По С. Алексееву

На берегу Невы. По С. Алексееву

Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой

Как Незнайка сочинял стихи. По Н. Носову

Тайна цены.(Сказка) Е. Пермяк

Здравствуйте! ( В сокращении) Перевод с польского Д. Гальперина

Здравствуй, гостья - Зима!

Декабрь. В. Бианки

Новогодние загадки. Е. Благинина

Встреча зимы. (В сокращении). А. Никитин

Тёплый снег. А. Дорохов

«Вот север тучи нагоняя…» А. Пушкин

Пушкин. Д. Хармс

Январь. В. Бианки

Ель.  (Сказка) Х.-К. Андерсен

Ванька. А. Чехов

«Весело сияет месяц над селом…» (Отрывок) И. Никитин

«Белый снег пушистый в воздухе кружится…» (Отрывок)  И. Суриков

Лёля и Минька. М. Зощенко

Пурга. Ю. Рытхэу

Таинственный ночной гость. Ю. Дмитриев

Февраль. В. Бианки

Двенадцать месяцев. (Отрывки) С. Маршак

Снежная королева. (Сказка)  Х.-К. Андерсен

Весна-красна.

Первые приметы. С. Смирнов

Март. В. Бианки

Весна идёт. По В. Пескову

Жаркий час. М. Пришвин

Весенняя песня. (Сказка)  Г. Скребицкий

Жаворонок. В. Жуковский

Детство Никиты. (Отрывок) А. Толстой

«Как после мартовских метелей…» А. Твардовский

«И вот шатёр свой голубой опять раскинула весна…» А. Плещеев

Апрель. В. Бианки

Рассказы о животных.

Стальное колечко. (Сказка) К. Паустовский

Злодейка. По В.Астафьеву

Рассказы про зверей. Е. Барониной

Кот в сапогах. В. Драгунский

Заяц и ёж. Д. Хармс

Зеркало и обезьяна. И. Крылов

Рикки-Тикки-Тави. Р. Киплинг

Рассказы, сказки, стихи для детей.

«Дождь пролетел и сгорел на лету…» В. Набоков

Май. В. Бианки

Наши песни спеты на войне. М. Дудин

Звездолёт «Брунька». В. Медведев

Корзина с еловыми шишками. К. Паустовский

Маленький принц. По А. де Сент-Экзюпери

Зорькина песня. (Глава из повести «Последний поклон») В. Астафьев

«Нынче ветер, как мальчишка весел…» Н. Рыленков.

7 класс

 Русские народные сказки: «Сивка – бурка», «Журавль и цапля», «Умный мужик»

Былина: «Три поездки Ильи Муромца»

Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой»

Пословицы

Загадки

Из произведений русской литературы XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Зимний вечер»,«У Лукоморья»

Михаил Юрьевич Лермонтов: «Бородино»

Иван Андреевич Крылов: «Кукушка и петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»

Николай Алексеевич Некрасов: «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»

Лев Николаевич Толстой: «Кавказский пленник» (В сокращении)

Антон Павлович Чехов: «Хамелеон»

Владимир Галактионович Короленко: «Дети подземелья» (В сокращении)

Из произведений русской литературы XX века.

Максим Горький: «Детство» (Отрывки из повести), «В людях» (Отрывки из повести)

Михаил Васильевич Исаковский: «Детство», «Ветер», «Весна»

Константин Георгиевич Паустовский: «Последний чёрт»

Михаил Михайлович Зощенко: «Великие путешественники»

Константин Михайлович Симонов: «Сын артиллериста» (Отрывки)

Валентин Петрович Катаев: «Флаг»

Николай Иванович Рыленков: «Деревья», «Весна без кукушки – вещуньи…»,

«Всё в тающей дымке…»

Юрий Иосифович Коваль: «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»

Юрий Яковлевич Яковлев: «Багульник»

Радий Петрович Погодин: «Время говорить – пора»

Анатолий Георгиевич Алексин: «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

Константин Яковлевич Ваншенкин: «Мальчишка», «Снежки».

8 класс

«Волшебное кольцо»( Русская народная сказка)

Пословицы и поговорки

Баллады («Перчатка» В.А.Жуковский, «Нашла коса на камень» И.З.Суриков)

Былины. Садко.

Произведения русских писателей XIX века

А.С.Пушкин.

Публичное испытание. М.Я.Басина.

Записки о Пушкине. И.И.Пущин

Памятник. «Во глубине сибирских руд…» Зимнее утро. И.И.Пущину

Няне. Сожженное письмо. «Я вас любил…»

Сказка о попе и о работнике его Балде

М.Ю.Лермонтов

Смерть поэта. Родина. Парус. Сосна.

Песня про царя Ивана Васильевича…

И.А.Крылов

Волк на псарне

Осел и Соловей

Муха и Пчела

Н.А.Некрасов

Размышления у парадного подъезда

«В полном разгаре страда деревенская…»

Мороз, Красный нос

Русские женщины

И.С.Никитин

Русь

Утро на берегу озера

И.С.Тургенев

Муму

Л.Н.Толстой

После бала

Произведения русских писателей 1-й половины XX века

А.П.Чехов. Лошадиная фамилия

В.Г.Короленко. Слепой музыкант

М.Горький. Макар Чудра

С.А.Есенин

«Спит ковыль…»

Пороша

«Отговорила роща золотая…»

А.П.Платонов. Разноцветная бабочка

А.Н.Толстой. Русский характер

Н.А.Заболоцкий. Некрасивая девочка

Произведения русских писателей 2-й половины XX века

К.Г.Паустовский. Телеграмма

Р.И.Фраерман. Дикая собака Динго, или повесть о первой любви

Л.А.Кассиль. Пекины бутсы

А.Т.Твардовский. Василий Теркин

В.М.Шукшин. Гринька Малюгин

В.П.Астафьев. Далекая и близкая сказка

Р.П.Погодин. Алфред

А.А.Сурков. Родина





9 класс

Русские народные песни

Колыбельная

«За морем синичка не пышно жила…»

Былины

«На заставе богатырской» (В сокращении)

Сказки

«Сказка про Василису Премудрую» (В сокращении)

«Лиса и Тетерев»

Из произведений русской литературы XIX века

В.А.Жуковский

«Три пояса» (В сокращении)

И.А.Крылов

«Кот и Повар» (В сокращении)

А.С.Пушкин

«Руслан и Людмила» (В сокращении)

«Барышня-крестьянка» (В сокращении)

М.Ю.Лермонтов

«Тучи»

«Баллада»

«Морская царевна» (В сокращении)

Н.В.Гоголь

«Майская ночь, или Утопленница» (Отрывки в сокращении)

Н.А.Некрасов

«Рыцарь на час» (Отрывки)

«Саша» (Отрывок)

А.А.Фет

«На заре ты ее не буди…»

«Помню я: старушка няня…»

«Это утро, радость эта…»

А.П.Чехов

«Злоумышленник» (В сокращении)

«Пересолил»

Из произведений русской литературы XX века

М.Горький

«Песня о Соколе» (В сокращении)

В.В.Маяковский

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (В сокращении)

М.И.Цветаева

«Красной кистью…»

«Вчера еще в глаза глядел…»

К.Г.Паустовский

«Стекольный мастер»

С.А.Есенин

«Нивы сжаты, рощи голы…»

«Собаке Качалова»

М.А.Шолохов

«Судьба человека» (Отрывки в сокращении)

Е.И.Носов

«Трудный хлеб»

Н.М.Рубцов

«Тихая моя родина» (В сокращении)

«Русский огонек» (В сокращении)

«Зимняя  песня»

Ю.И.Коваль

«Приключения Васи Куролесова» (отрывок)

Из произведений зарубежной литературы

Роберт Луис Стивенсон

«Вересковый мед» (В сокращении)

Эрнест Сетон-Томпсон

«Снап» (Отрывок в сокращении)

Джеральд Даррелл

«Живописный жираф» (Отрывок в сокращении)



Тематическое планирование

5 класс



п/п

Разделы, темы

Кол-во

часов

1

Устное народное творчество — коллективное творчество народа

10

2

Литературные сказки

12

3

Люблю природу русскую

30

4

Из прошлого нашего народа

12

5

Животные в нашем доме

13

6

Будь человеком, человек!

22

7

Внеклассное чтение

15

8

Вечный свет подвига

6

9

Писатели мира — детям

12

10

Итоговое занятие

2

11

Развитие речи

6


Итого

140



6 класс



П/П

Разделы, темы

Количество часов

1

Введение

1

3

Из произведений русской литературы ХIХ века

60

4

Из произведений русской литературы ХХ века

49

5

Из произведений зарубежной литературы

30


Итого:

140



7 класс

п/п

Разделы, темы

Кол-во час.

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

16

3

Из произведений русской литературы ХIХ века

75

4

Из произведений русской литературы ХХ века

48


Итого:

140





8 класс



п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

1.

Устное народное творчество

5

2.

Русская литература XIX века

65

3.

Произведения русских писателей 1- ой половины XX века

32

4.

Произведения русских писателей 2- ой половины XX века

38


Итого

140

















9 класс



п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

12

3

Из произведений русской литературы ХIХ века

64

4

Из произведений русской литературы ХХ века

51

5

Из произведений зарубежной литературы

12


Итого:

140










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!