СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по шашкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по шашкам

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по шашкам»

МО ГО «Смирныховский»

МБОУ СОШ с.Первомайск





РАССМОТРЕНО

на педсовете

протокол №1

от «28» 08 2020 г.



УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ СОШ

________/А.В.Минченко

Приказ № 218 от «28» 08 2020г.






Адаптированная программа по кружку

«Шашки»

_





Срок реализации программы – 2020 – 2021 учебный год

Класс: 1-11

Программа составлена на основе:

примерной адаптированной программы по кружку «Шашки»

Фамилия, имя, отчество учителя: Чалчикова А.Ы.







с.Первомайск

2020г.


Пояснительная записка.


Данная адаптированная программа предназначена для шашечного кружка и предусматриваетизучение детьми материала по теории и истории шашек, участие всоревнованиях.

Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильнойорганизации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности,развитию норм и принципов нравственного поведения.

В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных

умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятияшашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческоевоображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.

Напротяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важнымилогическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой –источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных

кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса

занимающихся также усваивала данный материал.

В конце учебного годарекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваютсядостижения каждого кружковца.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтомуочень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивногоуспеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постояннойаналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки ксамостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьѐзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчѐркивать во время занятий в кружке.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов.

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт

практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.

Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для

понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.


Цель и задачи программы:

Цель программы:

- раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личностивоспитанников.

Задачи:

Обучающие:

- обучение основам шашечной игры;

- подготовка квалифицированных спортсменов;

- обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

- воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющимспортивную и творческую направленность;

- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

- выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

- развитие стремления детей к самостоятельности;

- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения

производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое

мышление;

- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.


Особенности возрастной группы детей.

Возраст детей: 1 - 11 класс.

Педагог должен учитывать возрастные психологические особенности детей.

Если в возрасте 6-7 лет память, внимание, мышление, восприятие, воображение

сформированы, то в раннем возрасте они, как правило, носят произвольный

характер.

В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические

особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.

Набор детей – свободный.





Режим занятий.

Общее количество часов в год – 34.

Количество часов в неделю – 1.

Периодичность занятий – еженедельно.


Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

По окончании первого года обучения учащийся должен знать:

- правила игры, стадии партии,принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа, наиболее простые, частовстречающиеся ловушки в начале партии, простейшие приемы выигрыша шашки, понятия«угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова», триотличия международных шашек от русских, что такое концовка, задача, этюд;

- уметь применятьправила игры на практике;

- рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производитьразмены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадатьсяна них, доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать окончания построением«треугольника Петрова», решать одноходовые и двухходовые концовки, играть в международныешашки.

В результате занятий предполагается развить следующие качества личности:

целеустремленность,настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.

Возможные способы оценки личностных качеств учащихся: беседы с родителями и детьми,наблюдение в период учебы, при подготовке и участии в соревнованиях, при обсуждении успехови анализе ошибок, выявление характера взаимоотношений учащихся в коллективе.

Уровень подготовки учащихся в основном определяется результатами и занятыми местами вквалификационных турнирах.


Форма проведения занятий.

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей и подростков, а также содержаниемразделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий.

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов,соревнования, работа над ошибками.

Методы организации учебно-воспитательного процесса.

- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, т.е.

шефство старших учащихся, имеющих более высокий разряд над младшими;

- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района,

соревнований с выездом в другие города, родителей, преподавателей других кружков,спонсоров;

- связь с общественными организациями.

План изучения отдельных тем:

а) объяснение педагогом задачи данной темы;

б) объяснение материала;

в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;

г) проведение практических занятий на данную тему.

Условия для реализации программы:

Оборудование, материалы.

Для занятий необходимы: учебный класс со столами и стульями. Класс должен отвечатьтребованиям санитарных норм и правил для полного состава группы:

- комплекты шашек и досок;

- шахматные часы; тетради, ручки;




























Тематическое планирование.


п/п

Тема занятия.

Количество часов

всего

теория

практика

1

История развития шашек

1

1


2

Русская шашечная школа

1

1


3

Правила шашечной игры

1

0,5

0,5

4

Что изучает теория шашечной игры

1

1


5

Турнирная дисциплина, правиласоревнований

1

1


6

Основы шашечной игры

1

0,5

0,5

7

Основы шашечной игры: сила флангов

1

0,5

0,5

8

Основы шашечной игры: как выигратьшашку

1

0,5

0,5

9

Основы шашечной игры: как пройти вдамки

1

0,5

0,5

10

Основы шашечной игры: ловушки

1

0,5

0,5

11

Основы шашечной игры: ловушки икороткие партии

1

0,5

0,5

12

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: оппозиция

1

0,5

0,5

13

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: связка

1

0,5

0,5

14

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: зажим

1

0,5

0,5

15

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: жертва

1

0,5

0,5

16

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске:угроза

1

0,5

0,5

17

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске:окружение

1

0,5

0,5

18

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске:роздых


1

0,5

0,5

19

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске:самообложение

1

0,5

0,5

20

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: заключение (запирание)

1

0,5

0,5

21

Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: центр

1

0,5

0,5

22

Комбинации

1

0,5

0,5

23

Комбинации:комбинация для прохождения в

дамки

1

0,5

0,5

24

Комбинации: комбинация для полученияматериального преимущества

1

0,5

0,5

25

Комбинации: комбинация для получениялучшей позиции

1

0,5

0,5

26

Комбинации:комбинация для достиженияничьей в худшей позиции

1

0,5

0,5

27

Окончание

1

0,5

0,5

28

Окончание:нормальные окончания

1

0,5

0,5

29

Окончание: треугольник Петрова

1

0,5

0,5

30

Окончание:три дамки против дамки спростой

1

0,5

0,5

31

Окончание:эстафетные окончания

1

0,5

0,5

32

Тренировочные и соревновательныетурниры

1


1

33

Анализ сыгранных партий

1

1


34

Решение задач и комбинаций

1

0,5

0,5

Итого за год

34

19

15



Описание материально-техничесого обеспечения образовательного процесса

Список использованной литературы

1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.

2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.

3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.

4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.

5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.

6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.

7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.

8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.

9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.

10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.

11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.

12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.

Список рекомендованной литературы для детей и родителей

1. В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.

2. А.Н. Виндерман, Б.М.Герцензен. Шашки для всех, «ФИС»,1963.

3. Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!