МО ГО «Смирныховский»
МБОУ СОШ с.Первомайск
РАССМОТРЕНО на педсовете протокол №1 от «28» 08 2020 г. | | УТВЕРЖДЕНА Директор МБОУ СОШ ________/А.В.Минченко Приказ № 218 от «28» 08 2020г. |
Адаптированная программа по кружку
«Шашки»
_
Срок реализации программы – 2020 – 2021 учебный год
Класс: 1-11
Программа составлена на основе:
примерной адаптированной программы по кружку «Шашки»
Фамилия, имя, отчество учителя: Чалчикова А.Ы.
с.Первомайск
2020г.
Пояснительная записка.
Данная адаптированная программа предназначена для шашечного кружка и предусматриваетизучение детьми материала по теории и истории шашек, участие всоревнованиях.
Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильнойорганизации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности,развитию норм и принципов нравственного поведения.
В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных
умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятияшашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческоевоображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.
Напротяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важнымилогическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой –источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.
При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных
кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса
занимающихся также усваивала данный материал.
В конце учебного годарекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваютсядостижения каждого кружковца.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтомуочень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивногоуспеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постояннойаналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки ксамостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьѐзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчѐркивать во время занятий в кружке.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт
практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.
Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для
понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
Цель и задачи программы:
Цель программы:
- раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личностивоспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры;
- подготовка квалифицированных спортсменов;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющимспортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения
производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое
мышление;
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Особенности возрастной группы детей.
Возраст детей: 1 - 11 класс.
Педагог должен учитывать возрастные психологические особенности детей.
Если в возрасте 6-7 лет память, внимание, мышление, восприятие, воображение
сформированы, то в раннем возрасте они, как правило, носят произвольный
характер.
В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические
особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
Набор детей – свободный.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Периодичность занятий – еженедельно.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
По окончании первого года обучения учащийся должен знать:
- правила игры, стадии партии,принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа, наиболее простые, частовстречающиеся ловушки в начале партии, простейшие приемы выигрыша шашки, понятия«угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова», триотличия международных шашек от русских, что такое концовка, задача, этюд;
- уметь применятьправила игры на практике;
- рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производитьразмены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадатьсяна них, доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать окончания построением«треугольника Петрова», решать одноходовые и двухходовые концовки, играть в международныешашки.
В результате занятий предполагается развить следующие качества личности:
целеустремленность,настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.
Возможные способы оценки личностных качеств учащихся: беседы с родителями и детьми,наблюдение в период учебы, при подготовке и участии в соревнованиях, при обсуждении успехови анализе ошибок, выявление характера взаимоотношений учащихся в коллективе.
Уровень подготовки учащихся в основном определяется результатами и занятыми местами вквалификационных турнирах.
Форма проведения занятий.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей и подростков, а также содержаниемразделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий.
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов,соревнования, работа над ошибками.
Методы организации учебно-воспитательного процесса.
- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, т.е.
шефство старших учащихся, имеющих более высокий разряд над младшими;
- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района,
соревнований с выездом в другие города, родителей, преподавателей других кружков,спонсоров;
- связь с общественными организациями.
План изучения отдельных тем:
а) объяснение педагогом задачи данной темы;
б) объяснение материала;
в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;
г) проведение практических занятий на данную тему.
Условия для реализации программы:
Оборудование, материалы.
Для занятий необходимы: учебный класс со столами и стульями. Класс должен отвечатьтребованиям санитарных норм и правил для полного состава группы:
- комплекты шашек и досок;
- шахматные часы; тетради, ручки;
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | История развития шашек | 1 | 1 | |
2 | Русская шашечная школа | 1 | 1 | |
3 | Правила шашечной игры | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Что изучает теория шашечной игры | 1 | 1 | |
5 | Турнирная дисциплина, правиласоревнований | 1 | 1 | |
6 | Основы шашечной игры | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Основы шашечной игры: сила флангов | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Основы шашечной игры: как выигратьшашку | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Основы шашечной игры: как пройти вдамки | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Основы шашечной игры: ловушки | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Основы шашечной игры: ловушки икороткие партии | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: оппозиция | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: связка | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: зажим | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: жертва | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске:угроза | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске:окружение | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске:роздых | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске:самообложение | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: заключение (запирание) | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Основные приемы борьбы на шашечнойдоске: центр | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Комбинации | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Комбинации:комбинация для прохождения в дамки | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Комбинации: комбинация для полученияматериального преимущества | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Комбинации: комбинация для получениялучшей позиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Комбинации:комбинация для достиженияничьей в худшей позиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Окончание | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Окончание:нормальные окончания | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Окончание: треугольник Петрова | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Окончание:три дамки против дамки спростой | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Окончание:эстафетные окончания | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Тренировочные и соревновательныетурниры | 1 | | 1 |
33 | Анализ сыгранных партий | 1 | 1 | |
34 | Решение задач и комбинаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого за год | 34 | 19 | 15 |
Описание материально-техничесого обеспечения образовательного процесса
Список использованной литературы
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.
Список рекомендованной литературы для детей и родителей
1. В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.
2. А.Н. Виндерман, Б.М.Герцензен. Шашки для всех, «ФИС»,1963.
3. Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987.