Контрольно-измерительные материалы 8 класс Входная контрольная работа. Русский язык . 8 класс 1 вариант 1 часть проводится в тестовой форме и проверяет знания учащихся по основным разделам русского языка. 2 часть – работа с текстом. Часть 1 При выполнении заданий этой части (А1-А12) задания оцениваются 1 баллом А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А)пара чулок б)пятеро суток в)хотят кушать г)более моложе А2 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? А)Ра..личать, и..живший, ра..тягивать Б)пр..тормозить, пр..городный, пр..чудливый В)ра..лом, и..дать, бе..конечный Г)пр..шить, пр..лестный, пр..школьный А3 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется Ь? 1) много дач.., посмотриш.. в окно 2) пуститься вскач.., праздничный кулич.. 3) назнач.. встречу, маленькая мыш.. 4) ударить наотмаш.., похож.. на маму А4 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой Я. 1) собира..щий вещи 2) стро..щийся дом 3) пиш..щий чернилами 4) стел..щиеся растения А5 В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н? 1) Путь преграждала тума..ая мгла. 2) Стекля..ая ваза стояла на столе. 3) В поселке построе..а новая школа. 4) Мы шли по невспаха..ому полю. А6 В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е? 1) в разгорающ..мся пламен.. 2) в нижн..м ярус.. 3) о корабле, находивш..мся в гаван.. 4) под палящ..м солнц..м А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется раздельно? 1) Сумка оказалась (не)тяжелой. 2) (Не)заметно подошел мальчик. 3) Он считался (не)заменимым сотрудником. 4) Шумит поток, (не)скованный зимой. А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания. 1) чуть(чуть), (по)осеннему лесу 2) (кое)что, одеться (по)летнему 3) кто(нибудь), пришёл (во)время 4) выть (по)волчьи, (по)нашему мнению А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И? Н(1)кто н(2) знал н(3) его замыслов, н(4) его н(5)сбывшихся мечтаний. 1) 1, 4 | 2) 2, 4 | 3) 2, 5 | 4) 1, 3, 4 | А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Гул моря (1) изредка (2) заглушаемый криком чаек (3) доносился до лагеря (4) нарушая тишину ночи. 1) 1, 2, 3 | 2) 1, 2, 4 | 3) 2, 3, 4 | 4) 1, 3, 4 | А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным. 1) вьющимися растениями | 3) колеблющиеся от ветра | 2) приветствуя соседа | 4) повторяя правила | А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обдумав план сочинения , А)я стал подбирать эпиграф. Б)композиция не должна быть нарушена. В)мною было распределено время . г) требуется знание художественного произведения. Прочитайте текст и выполните задания B1-В5; За каждый правильный ответ – 1б ( максимальное -8 б) (1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. (2) Это исполинские лаборатории. (3) Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. (4)Представьте себе, что на леса обрушился пыльный ураган. (5) Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра. (6) Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. (7) Он душист, свеж, полон озона. (8) Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. (9) Лес-это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. (10) Он хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает своими зелёными плотинами путь сыпучим пескам-лазутчикам пустыни. (11) Он является конденсатором влаги: росы, тумана, инея. (12) Из лесных болот берут начало реки. (13)И, наконец, грунтовые воды в лесах и вблизи лесов стоят гораздо выше, чем в безлесных областях. (14) Места, где уничтожен лес, подвергаются жестоким размывам от талых вод и дождей. (15) А то, что пощадили дожди, потом развевается ветром. (16) Иногда ураганы поднимают на воздух целые материки плодородной почвы и уносят её за целые тысячи километров. (17) Это так называемые пыльные, или чёрные, бури. (18) Невозможно перечислить все бедствия, какие несёт истребление лесов. (19) В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов. (20) Нет ничего безотраднее, чем зрелище пересыхающих грязных рек, порубок, гарей, всех этих пустошей, вызванных к жизни невежеством, нерадивостью и жадностью человека… (К.Г.Паустовский) В1. Из предложений 9-13 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости (звонкости) согласного звука, обозначенного следующей за приставкой буквой. В2. Из предложений 18-20 выпишите слова, которые НЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ без НЕ. В3.Из предложений 14-19 выпишите ПРИЧАСТИЯ В4. Среди предложений 5-8 найдите предложение, в котором НЕТ однородных членов. Напишите его номер. В5. Найдите в тексте предложение, подлежащее и сказуемое в котором выражены СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ. Напишите его номер Максимальное количество – 20 Критерии оценивания: 19-20 б – «5» 15-18б –«4» 10-14б –«3» Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного» Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на начало учебного года за курс 5-7 классов. Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания: - проверяемые безударные гласные; - непроверяемые безударные гласные; - правописание окончаний имён существительных; - написание непроизносимых согласных: - правописание корней с чередованием; - н-нн в прилагательных; - не с прилагательными, наречиями и глаголами; - написание производных предлогов; Постановки знаков препинания: - запятая при однородных членах предложения; - запятая в сложном предложении; - запятые при причастном и деепричастном обороте Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков: - синтаксического разбора предложения; - разбора по составу слова; - умения подбирать проверочные слова. Однажды нам в подарок принесли берёзку, выкопанную с корнем. Мы посадили её в ящик с землёй и поставили в комнате у окна. Скоро ветки берёзки поднялись, и вся она повеселела. В саду поселилась осень. Горели пурпуром клёны, порозовел кустарник, и кое-где на берёзках появились жёлтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания. Ночью пришёл первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Берёзы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождём. В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша берёзка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла её. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг. Последняя память о лете исчезла. Грамматические задания: 1.Сделайте морфемный разбор слов: выкопанную, поставили, заморозок , порозовел, лимонный, никаких Сделайте синтаксический разбор предложения: 1-е предложение 1-го абзаца Контрольный диктант № 2 по теме «Главные члены предложения» Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Двусоставные предложения. Главные члены предложения». Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания: - проверяемые безударные гласные; - непроверяемые безударные гласные; - правописание окончаний имён существительных; - написание непроизносимых согласных: - правописание корней с чередованием; - написание сложных прилагательных; - н-нн в причастиях и прилагательных; - не с прилагательными и причастиями. - написание производных предлогов; Постановки знаков препинания: - запятая при однородных членах предложения; - запятая в сложном предложении; - запятые при причастном и деепричастном обороте - тире между подлежащим и сказуемым Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков: - синтаксического разбора предложения; - разбора словосочетания; - составлять предложение с заданным сказуемым. Сказочные облака. Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака – живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок. Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия. «Такие облака – это сказка», - говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни. «Мама, разве море вверху, там плывёт кораблик?» - спрашивал удивлённый чудом мальчик. Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака словно волшебники. Они помогли людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками – это понимать мечту. А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город тёплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны. Грамматические задания: 1.Выделите сказуемые и определите их типы: в 1-м абзаце 2.Графически объясните постановку тире между главными членами предложения в тексте. Контрольная работа по русскому языку по теме «Главные и второстепенные члены предложения» (8 класс) Цели: проверить умения обучающихся по теме «Главные и второстепенные члены предложения» для дальнейшей работы по устранению обнаруженных пробелов; проверить умение обучающихся правильного пунктуационного оформления предложений с тире между главными членами. (1)Я ост…новился (не)подалёку. (2)Было пусты(н, нн)о и тихо. (3)Звуки города сл…вались в один моното(н, нн)ый (не)ясный шум подобный шуму отдалё(н, нн)о едущего экипажа; вблизи меня – плеск воды и тихое поскрипывание каната единстве(н, нн)о отмечали тишину. (4)Я прод…лжал смотреть на корабль как заворожё(н, нн)ый. (5)Его коричневый корпус белая палуба высокие мачты общая проп…рциональность всех частей и изящество основной линии внушали почтение. (6)Это было судно джентльмен. (7)Свет фонаря ставил его отчётливые очертания на гр…нице сумерек в дали которых виднелись ч…рные к…рпуса и трубы пароходов. (8)Корма корабля выдавалась над ни…кой набережной образуя меж двумя дли(н, нн)ыми канатами и водой залива навесной угол. 1) Озаглавьте текст. (1б) 2) Назовите номер предложения, в котором автор использует олицетворение. (1б) 3) Спишите слова с пропущенными буквами, со скобками (16б) 4) Как пишется слово (не)подалёку (1-ое предложение)? а) Слитно, потому что это наречие. б) Слитно, потому что это существительное, которое можно заменить синонимом без не. в) Слитно, потому что это существительное, которое не употребляется без не. г) Слитно, потому что это прилагательное, которое не употребляется без не. 5) Как пишется слово (не)ясный (3-е предложение)? а) Слитно, потому что это прилагательное. б) Слитно, потому что это полное причастие без зависимых слов. в) Слитно, потому что можно заменить слово синонимом без не. г) Раздельно, потому что можно заменить слово синонимом без не. 6) Выпишите из текста причастие с двумя буквами н. Объясните правописание. 7) Где на месте пропуска необходимо поставить запятую? Свет фонаря ставил его отчётливые очертания на гр…нице сумерек (1) в дали (2) которых виднелись ч…рные к…рпуса (3) и трубы пароходов. Корма корабля выдавалась над ни…кой набережной (4) образуя меж двумя дли(н, нн)ыми канатами (5) и водой залива (6) навесной угол. а) 1, 2, 3, 4, 5, 6 б) 2, 4, 6 в) 1, 4, 6 г) 1, 4 8) Найдите прямое дополнение. а) ост…новился (не)подалёку б) виднелись трубы пароходов в) на гр…нице сумерек г) образуя угол 9) В каком(их) предложении(ях) есть деепричастный оборот, который следует выделить запятыми? Назовите номер(а) предложения(ий). 10) Посчитайте, сколько определений в 8-м предложении. а) 6 б) 5 в) 4 г) 3 11) Выпишите из текста приложение вместе с определяемым словом, приложение подчеркните; поставьте, если это необходимо, тире. 12) Назовите номер(а) предложения(ий), в котором(ых) есть сравнительный оборот. 13) В каких предложениях есть обстоятельство места? а) 1, 2, 3, 5, 7, 8 б) 1, 3, 5, 7, 8 в) 1, 3, 7, 8 г) 1, 3, 7 14) Определите вид выделенного обстоятельства. Я прод…лжал смотреть на корабль как заворожё(н, нн)ый а) причины б) условия в) образа действия г) степени 15) Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите обстоятельства, укажите их вид. (12б) В четвер… мы выиграем соревнование, несмотря на трудности. Мы вышли из душной комнаты на крыльцо освежит…ся. Под ним Казбек как грань алмаза снегами веч…ными сиял. Мы поневоле зан…чевали на пристани. В случае дождя экскурсия отменяет…ся. Максимальное количество баллов – 40 Критерии оценивания: 37-40б – «5» 25-36 б – «4» 17-24б – «3» Самостоятельная работа по теме «Односоставные и неполные предложения» Списать, раскрывая скобки, подставляя буквы, расставляя знаки препинания. Определите типы односоставных предложений. Неполные предложения подчеркнуть. В Спасском- Лутовинове. До Спасского (не)далеко. Едем еще минут двадцать. Километровый столб с ц….фрой 303. Поворот. (Не)сколько под…емов и спусков.И вот парк. В прохладной темноте белеет дом. Пр…глядевшись различаем стволы деревьев дорожку. (Не)торопливо выгружаем магнитофо(н,нн)ый ящик рюкзаки и мотки проволоки. В (Т,т)ургеневском родовом парке будем записывать соловьев. Пастух только прогнал стадо а у ограды парка уже четыре автобуса. Студенты из Орла. Парк (из)дали (не)отличиш(?) от степных перелесков. Свое гнездо Спасское-Лутовиново писатель берег сюда возвращался после скитаний здесь писал охотился. Контрольный диктант № 3 по теме «Однородные члены предложения» Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Однородные члены предложения. Знаки препинания при них». Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания: - проверяемые безударные гласные; - непроверяемые безударные гласные; - написание непроизносимых согласных: - правописание корней с чередованием; - написание сложных прилагательных; - н-нн в причастиях и прилагательных; - не с прилагательными и причастиями. - написание производных предлогов; Постановки знаков препинания: - запятая при однородных членах предложения; - запятая в сложном предложении; - запятые при причастном и деепричастном обороте Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков: - синтаксического разбора предложения; Морской берег. Под лёгким дуновением знойного ветра море вздрагивало и улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Всё было полно живой радости: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат воды, жаркий воздух и жёлтый песок. Узкая, длинная коса моря терялась где-то вдали, где знойная мгла покрывала землю. Багры, вёсла, корзины да бочки беспорядочно валялись на косе. В этот день даже чайки истомлены зноем. Они сидят рядами на горячем песке или же лениво качаются на волнах. Когда солнце начало спускаться в море, неугомонные волны то играли весело и шумно, то мечтательно и ласково плескались о берег. Сквозь их шум на берег долетали не то вздохи, не то тихие, ласково зовущие крики. Солнце медленно садилось, и на жёлтом горячем песке лежал розовый отблеск его лучей. И жалкие кусты ив, и перламутровые облака, и волны, взбегавшие на берег, — всё готовилось к ночному покою. Одинокий огонь костра то ярко вспыхивал, то угасал. Ночные тени ложились не только на море, но и на берег. Вокруг было только безмерное, торжественное море и синее, усеянное звёздами небо. (165 слов) (По М. Горькому) Грамматическое задание Сделать синтаксический разбор предложений. I вариант: первое предложение; II вариант: последнее предложение. Контрольный диктант № 4 по теме «Обращения. Вводные конструкции» Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Обращения. Вводные конструкции. Знаки препинания при них». Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания: - проверяемые безударные гласные; - непроверяемые безударные гласные; - написание непроизносимых согласных: - правописание корней с чередованием; - написание сложных прилагательных; - н-нн в причастиях и прилагательных; - не с прилагательными и причастиями. - написание производных предлогов; Постановки знаков препинания: - запятая при однородных членах предложения; - запятая при обращении, вводных конструкциях. междометиях; - запятые при причастном и деепричастном обороте Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков: - синтаксического разбора предложения; Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Без сомнения, первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи старше других искусств? Ещё в каменном веке люди приготовляли пищу, используя огонь. Туши животных зажаривались на раскалённых углях или на вертеле. При раскопках древних поселений находят глиняные горшки, которые считают почтенными предками современных кастрюль. Однако до появления глиняных сосудов пища готовилась в корытах, выдолбленных из камня. Туда насыпали раскалённые камни, доводя таким образом воду до кипения. Тяжела была эта пища! При одной мысли о том, чем питались наши предки, становится как-то не по себе. Но человек тех далёких времён постоянно боролся со всем: с суровой природой, с врагами, с болезнями. Надо полагать, такая грубая пища была ему в самый раз. Родиной изощрённого кулинарного искусства, как говорят учёные, является Азия. Впоследствии, постоянно изменяясь, обогащаясь, подвергаясь влиянию мод и подчиняясь местным традициям, оно распространилось по миру. Грамматические задания: 1.Выполнить синтаксический разбор 2-го предложения. 2.Указать в тексте значения вводных слов. Контрольный диктант №5 по теме «Обособленные члены предложения» Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них». Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания: - проверяемые безударные гласные; - непроверяемые безударные гласные; - написание непроизносимых согласных: - правописание корней с чередованием; - написание сложных прилагательных; - н-нн в причастиях и прилагательных; - не с прилагательными и причастиями. - написание производных предлогов; Постановки знаков препинания: - запятая при однородных членах предложения; - запятая при обособленных членах предложения; - запятые в сложном предложении Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков: - синтаксического разбора предложения; - морфологического разбора Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки. (140 слов) (По А. П. Чехову) Грамматические задания 1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения. 2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор. I вариант: действительного причастия; II вариант: страдательного причастия. Контрольный диктант № 6 по теме «Чужая речь» Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Чужая речь. Знаки препинания ». Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания: - проверяемые безударные гласные; - непроверяемые безударные гласные; - написание непроизносимых согласных: - правописание корней с чередованием; - написание сложных прилагательных; - н-нн в причастиях и прилагательных; - не с прилагательными и причастиями. - написание производных предлогов; Постановки знаков препинания: - запятая при однородных членах предложения; - запятая в сложном предложении; - запятые при причастном и деепричастном обороте - знаки препинания при прямой речи, при чужой речи Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков: - синтаксического разбора предложения; Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тётя упорно утверждала: “Никакого экзамена, конечно, не было, а было лёгкое приёмное испытание”. Но Петя повторял со слезами: “А вот был экзамен!” Тётя решила покривить душой: “Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен”. Петю, однако, грызло сомнение, потому что всё прошло как-то чересчур быстро и гладко. Вначале всё шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его ещё ни разу не вызвали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обёрнутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звёздами. Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: “Мне отметки поставили!” Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошёл в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок. Раскрыв дневник, тетя ахнула: “Сплошные двойки!” “Я так и знал! — чуть не плача от обиды закричал Петя. — Важно, что это отметки!” И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов) (В. Катаев) Грамматическое задание. 1. Сделать синтаксический разбор предложения с чужой речью (по выбору учащихся). 2. Начертить схемы предложений с прямой речью. Итоговый контрольный диктант № 7 Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям государственного стандарта и программы по русскому языку. Наступление утра Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли её матерью-землёю. Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдалённой грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки – всё это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушённые шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, ещё не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил. А как хорошо новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов) Изложение №1 с грамматическим заданием (упр 26) Изложение 2 Сжатое с элементами сочинения 1.Назначение: контроль умения внимательно слушать текст, выбирать из него главную информацию; умение сжимать текст. 2.Объект контроля: А)знание: понимание особенностей сжатого изложения, орфографические и пунктуационные знания Б)умение: М: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; П: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Пр:излагать содержание прослушанного текста сжато в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ Что значило для народной жизни слово вообще? Такой вопрос даже несколько жутковато задавать, не только отвечать на него. Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим (а может быть, как раз поэтому) оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года. Покажется ли удивительным при таких условиях возникновение культа слова, существующего в деревнях и в наше время? Умение хорошо, то есть образно, умно и тактично, говорить в какой-то степени было мерилом даже социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности. Для мелких и злых людей такое умение являлось предметом зависти. Слово - сказанное ли, спетое, выраженное ли в знаках руками глухонемого, а то и вообще не высказанное, лишь чувствуемое, - любое слово всегда стремилось к своему образному совершенству... Красивая, образная речь не может быть глупой речью. Умение хорошо говорить вовсе не равносильно умению говорить много, но и дремучие молчуны были отнюдь не в чести, над ними тоже подсмеивались. Намеренное молчание считалось признаком хитрости и недоброжелательности, со всеми из этого вытекающими последствиями. Так что пословица "Слово - серебро, молчание - золото" годилась не во всякий момент и не в каждом месте. (В. Белов) (214 слов) / Русский язык / Изложения / 8 класс Задание: 1. Изложите текст сжато. 2. Напишите о значимости слова в жизни народа. Изложение №3 Текст- сравнительная характеристика ( упр 263) Контрольное сжатое изложение № 4 1.Назначение: контроль умения внимательно слушать текст, выбирать из него главную информацию; умение сжимать текст. 2.Объект контроля: А)знание: понимание особенностей сжатого изложения, орфографические и пунктуационные знания Б)умение: М: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; П: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Пр:излагать содержание прослушанного текста сжато в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Нет, пожалуй, человека, который не любил бы кино. Трудно даже вообразить, что чуть более века назад люди и понятия не имели о кино. Его появлению мы обязаны двум французам — братьям Луи и Огюсту Люмьерам. В юности они работали на фабрике отца, выпускавшей фотоплёнку, и были хорошо знакомы с фотографией. В средине девяностых годов XIX века талантливый инженер Луи Люмьер заинтересовался модными тогда «движущимися фотографиями» — своеобразной разновидностью волшебного фонаря. Что же представляло собой это устройство? В круглый диск по окружности вставлялись прозрачные бумажки, разделённые перегородками. На каждую наносилось штриховое изображение различных фаз движения человека или животного, а порой смешные гримасы клоуна. Диск вставляли в специальный фонарь и начинали вращать. Луч высвечивал проекцию постоянно меняющихся контуров на экран. И чем быстрее вращался диск, тем больше возникала иллюзия движения. Забавная игрушка и натолкнула Луи на мысль о создании своего аппарата. Он был запатентован в 1895 году и получил название «кинематограф», происходящее от греческих слов «кинема» — движение и «графо» — пишу. Позднее прибор, снимающий на плёнку движущиеся предметы, стали называть кинокамерой. Первый публичный платный сеанс состоялся 28 декабря 1895 года в Париже. Он превзошёл все ожидания. Искушённые посетители были готовы увидеть всякое, но только не столь ошеломляющее зрелище. Едва в небольшом зале погас свет, с белой поверхности экрана, освещённой лучом проектора, понёсся на всех парах поезд, казалось, прямо в зал двинулись толпы людей, выходящих из проходной завода… Зрителей охватил страх. Но это длилось лишь мгновение. Восхищение новым, невиданным зрелищем перебороло минутную слабость. Первая в истории мирового кино «программа Люмьер» включила в себя лишь три коротких снятых с натуры сцены и одну комическую игровую. Так началась история нового прекрасного искусства — кино. (265 слов) Задания 1. Озаглавить текст, пересказать его кратко. 2. Рассказать о вашем отношении к кино. Контрольное сжатое изложение № 5 1.Назначение: контроль умения внимательно слушать текст, выбирать из него главную информацию; умение сжимать текст. 2.Объект контроля: А)знание: понимание особенностей сжатого изложения, орфографические и пунктуационные знания Б)умение: М: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Р: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; П: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Пр:излагать содержание прослушанного текста сжато в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Лучшее изобретение человечества Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые разных стран единодушно решили, что это - книга. Не телефон, не самолет, не атомный реактор, не космический корабль, а именно книга. Потому что появление самолета и космического корабля, овладение электрической и атомной энергией и еще многое другое стало возможно именно благодаря изобретению книги. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения. Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации, которому не нужна никакая внешняя энергия. А потому книга пока и самый долговечный аккумулятор знаний. Она, как и в древние времена, служит главному: из поколения в поколение просвещает людей, то есть делает их светлее, ведет к добру. Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Только произносить слова, не записывая их, все равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл. Услышанное слово, не закрепленное на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Да и можно ли положиться на его достоверность? Слово же услышанное, а затем еще и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. И именно в книгах накопился опыт десятков поколений – все то, что мы называем мудростью. Недаром наши предки говорили: «Ум без книг – как птица без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограничен и скован без чтения книг. (248 слов) Задание: Напишите о книге, которую вы часто перечитываете. Чем она вас заинтересовала? |