СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 2 класса ОВЗ (вариант 7.1) "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная адаптированная рабочая коррекционно-общеобразовательная программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 2 класса ОВЗ (вариант 7.1) "Школа России"»

с.Табунщиково, Красносулинский район, Ростовская область

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Табунщиковская средняя общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Табунщиковская СОШ _________________________

Приказ от ____________ № ___

Подпись руководителя ___________________________

Печать



Адаптированная рабочая программа

для детей с ОВЗ (вариант 7.1)

по русскому языку

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

_____________________2 класс___________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)



Учитель Шаравлиева Евгения Александровна_____


(ФИО)

Программа разработана на основе:

Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Табунщиковская СОШ, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России. Программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России» М: Просвещение 2011г., планируемых результатов начального общего образования, методическим рекомендациям к адаптированным программам./;


(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)




2018-2019 г

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка…………………………………………….............................3

Планируемые результаты изучения программы по курсу ……………..………...10

Содержание учебного предмета ……………………………….................................15

Критерии и нормы оценки знаний обучающегося с ЗПР…………………………..21

Календарно-тематическое планирование………………….......................................24

Учебно-методическое обеспечение …………………… ………………….……..…35























Пояснительная записка

Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная адаптированная рабочая коррекционно-общеобразовательная программа по русскому языку составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Приказа Минобрнауки России "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 1.09.2018 г. (Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах).

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г. № 1598

  • "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования одобренной (протоколом от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

  • Приказа о внесении изменений ФГОС ООО от 17.12. 2010 №1897 от 31.12.2015

  • Письма Минобрнауки России "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" от 07.06.2013 N ИР-535/07

  • ПРОЕКТА Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)

  • Коллегиального заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии от 30 мая 2018 года № 174

  • Положения о рабочей программе МБОУ Табунщиковская СОШ.

Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.

Цель программы:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка: овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать родную речь.

Задачи:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  • уметь применять полученные знания в жизни.


Основные направления коррекционной работы:

  • Максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;

  • Уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;

  • Развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;

  • Формирование навыков учебной работы;

  • Развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать языковые явления.


  Ведущие принципы: Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач.

Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.

«Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства

России, о языке как основе национального самосознания.

2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

3. Развитие коммуникативных умений.

4. Развитие нравственных и эстетических чувств.

5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение программного материала должно обеспечивать не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающегося, испытывающего трудности в обучении. Учитывая психологические особенности и возможности ребёнка, целесообразно давать материал небольшими дозами, постепенно его усложняя, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать формального заучивания правил, списывания готовых упражнений и т.д. Обучающийся должен уметь показать и объяснить все, что он делает, пишет, читает, вставляет пропущенные буквы, подчёркивает и выделяет.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития у обучающихся с ОВЗ позволяют выделить образовательные потребности:

Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования; обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно; постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений; специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно -коммуникативные, проблемно- поисковые, личностно - ориентированные, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 5 часов в неделю – 170 часов в год.






















Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижения второклассниками определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • представление о своей этнической принадлежности;

  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

  • положительное отношение к языковой деятельности;

  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст.

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др. под руководством учителя);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Предметные результаты

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты изучения русского языка должны отражать:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  2. формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

  3. овладение первоначальными представлениями о правилах речевого

этикета;

  1. овладение основами грамотного письма;

  2. овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;

  3. формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.






















Содержание курса

2 класс (5 часов в неделю, Всего – 170 ч.)

Наша речь

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство об­щения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и глав­ная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. За­головок. Общее представление о структуре текста и выраже­ние ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, опи­сание, рассуждение. Обучение составлению повествователь­ного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетно­му рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под ру­ководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

Предложение Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по це­ли высказывания и интонации (без терминологии), интони­рование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в про­заических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунк­туационное оформление диалогической речи и соответству­ющая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назна­чение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежа­щего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложе­нии. Упражнение в распознавании главных и второстепен­ных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второ­степенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным сло­вам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении сло­ва. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Ан­тонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужно­го и точного слова, соответствующего предмету мысли. Ра­бота со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, ор­фографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Фор­мирование умения распознавать однокоренные слова, отли­чать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храб­рый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произно­сительной единице, о слогообразующей роли гласной. Уда­рение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безудар­ных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, рас­познавать ударные и безударные слоги. Упражнение в пра­вильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, баге­ты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим сло­варем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы в речи

Звуки и буквы. Уточне­ние представлений о звуках и буквах русского языка. Услов­ное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфави­те. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков, их смысло­различительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфогра­фическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мяг­ким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосо­четания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обо­значение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Разделительный мяг­кий знак, его роль в слове. Правописание слов с раздели­тельным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и про­верочного слов. Способы проверки написания глухих и звон­ких согласных в конце слова и перед согласным в корне сло­ва. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в без­ударном слоге корня и парных по глухости-звонкости соглас­ных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упраж­нение в правописании гласных и согласных в корне одноко­ренных слов и форм одного и того же слова.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.

Части речи.

Слова — назва­ния предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевлен­ные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собствен­ные и нарицательные имена существительные (общее пред­ставление). Заглавная буква в именах собственных (фамили­ях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существи­тельных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать име­на существительные в прямом и переносном значении, име­на существительные близкие и противоположные по значе­нию. Совершенствование навыка правописания имен сущест­вительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (озна­комление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Чис­ло глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном зна­чении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прила­гательное как часть речи (ознакомление с лексическим зна­чением имени прилагательного и вопросами, на которые от­вечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен при­лагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по зна­чению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами су­ществительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительны­ми, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значе­ние слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.



























Критерии и нормы оценки знаний обучающегося с задержкой психического развития.

Русский язык

Диктант

Объём диктанта соответствует количеству слов по чтению. Ошибкой в диктанте следует считать: нарушение правил орфографии при написании слов; - отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; - неправильное написание слов, которые не проверяются (словарные слова даны в программе каждого класса); - ошибки на те правила орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались, если учитель оговорил их и выписал их на доску.

Ошибкой в диктанте не считаются: - единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы; - логопедические ошибки, характерные для данного ребёнка.

За одну ошибку в диктанте считаются: - два исправления; - две пунктуационные ошибки; - повторные ошибки в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, то она считается за ошибку.

 Негрубыми ошибками считаются: - перенос слова, одна часть которого написана на строке, а другая опущена; - исключение из правил. 

Выставление отметок за контрольный диктант. 

«5» - если в диктанте нет ошибок, но допускаются 1-2 исправления или одна негрубая ошибка.

 «4» - 1 - 2 орфографические ошибки, 2 пунктуационные и 1 орфографическая, 3 пунктуационные и 1 - 2 исправления. 

«3» - 3 - 5 орфографических ошибки, 3 пунктуационных и 1-2 исправления. 

«2» - 6 - 8 орфографических ошибок. 

Выставление отметок за грамматическое задание.

 «5» - всё верно. 

«4» - верно не менее двух заданий

 «3» - верно 1\2 работы. 

«2» - верно менее 1\2 работы.

 Контрольное списывание Выставление отметок за контрольное списывание.

«5» - без ошибок, допускается 2 исправления

 «4» - 1- 2 ошибки и 1 исправление 

«3» - 3 - 4 ошибки и 1 исправление 

«2» - 5 - 8 ошибок

Словарный диктант

Количество слов в словарном диктанте.

Количество слов должно быть нечётным.

2 класс – 8 -10 слов 3 класс - 10 - 12 слов 4 класс – 12-15 слов

Выставление отметок за словарный диктант. 

«5» - нет ошибок, допускается одно исправление 

«4» - 1-2 ошибки и одно исправление 

«3» - 2-3 ошибки и одно исправление 

«2» - 4-5 ошибок 

Проверка и оценка усвоения программы.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зритель­ные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие из­ложения и сочинения.

Примерное количество слов для словарных диктантов: 

II класс — 8—10;

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: 

II класс,

первое по­лугодие — 25—30,

конец года — 35—45;

Количество слов в текстах для изложений: 

II класс,

первое полугодие – примерно 40-50 слов,

конец года – 50-65 слов.

В текстах, предназначенных для изложения, количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20. Содержание тек­стов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.


























Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

во 2 классе

п/п

Дата

план

Дата факт

Тема урока

Наша речь (4 часа)

Цель: Формировать понятия об устной и письменной речи.

1(1)

3.09


Знакомство с учебником.

Какая бывает речь?

2(2)

4.09


Что можно узнать о человеке по речи?

3(3)

5.09


Как отличить диалог от монолога?

4(4)

6.09


Проверка знаний

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1

(входной)

Текст (5 часов)

Цель: Восстановить и закрепить полученные ранее знания о тексте и предложении как единице речи.

5(1)

7.09


Что такое текст?

6 (2)

10.09


Что такое тема и главная мысль теста?


7(3)

11.09


Части текста


8(4)

12.09


Диктант№1 (входной)

9(5)

13.09


Работа над ошибками

Предложение (12 часов)

Цели: Ознакомить учащихся с использованием предложения в речи и его признаками

10(1)

14.09


Что такое предложение?

11(2)

17.09


Как составить из слов предложение

12(3)

18.09


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1

13(4)

19.09


Что такое главные члены предложения?

14(5)

20.09


Что такое второстепенные члены предложения?

15(6)

21.09


Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

16(7)

24.09


Что такое распространенные и нераспространенные предложения?

17(8)

25.09


Как установить связь слов предложении?

18(9)

26.09


Контрольный диктант№2 по теме «Предложение»

19

(10)

27.09


Работа над ошибками

20

(11)

28.09


Развитие речи. Обучающее сочинение№1 по картине. И.С. Остроухова «Золотая осень».


21

(12)

1.10


Анализ сочинений.


Слова, слова, слова ( 22 часа)

Цель: познакомить с понятием лексическое значение слова.

22 (1)

2.10


Что такое лексическое значение слова?

23 (2)

3.10


Что такое лексическое значение слова?

24 (3)

4.10


Что такое однозначные и многозначные слова?

25(4)

5.10


Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

26 (5)

8.10


Что такое синонимы?

27(6)

9.10


Что такое антонимы?

28 (7)

10.10


Что такое антонимы?

29(8)

11.10


Контрольный диктант №3 по теме «Лексикология»

30 (9)

12.10


Работа над ошибками.

31(10)

15.10


Что такое родственные слова?

32(11)

16.10


Что такое родственные слова?

33(12)

17.10


Что такое корень слова?

Что такое однокоренные слова?

34(13)

18.10


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2

Что такое корень слова?

Что такое однокоренные слова?

35(14)

19.10


Какие бывают слоги?

36(15)

22.10


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2


37(16)

23.10


Работа над ошибками

38(17)

24.10


Как определить ударный слог?

39(18)

25.10


Как определить ударный слог?

40(19)

26.10


Как переносить слова с одной строки на другую?

41(20)

6.11


Как переносить слова с одной строки на другую?

42(21)

7.11


Как различить звуки и буквы?

43(22)

8.11


Как используем алфавит?

Звуки и буквы в речи 34часа

Цели: Формировать умение четко различать буквы и звуки

44(1)

9.11


Как используем алфавит?

45(2)

12.11


Контрольный диктант№4 «Зимой».

46(3)

13.11


Работа над ошибками.


47(4)

14.11


Какие слова пишутся с заглавной буквы?

48(5)

15.11


Как определить гласные звуки?

49(6)

16.11


Контрольный диктант№5 по теме «Правописание слов с орфограммами в корне слова»

50(7)

19.11


Работа над ошибками

51(8)

20.11


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

52(9)

21.11


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

53(10)

22.11


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

54(11)

23.11


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

55(12)

26.11


Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

56(13)

27.11


Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне.

57(14)

28.11


Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне.

58(15)

29.11


Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне.

59(16)

30.11


Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуком в корне.

60(17)

3.12


Развитие речи.

61(18)

4.12


Обучающее сочинение№2.

С.А.Тутунов «Зима пришла. Детство»

62(19)

5.12


Как определить согласные звуки?

63(20)

6.12


Согласный звук [й] и буква и краткое.

64(21)

7.12


Согласный звук [й] и буква и краткое.


65(22)

10.12


Слова с удвоенными согласными.

66(23)

11.12


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3

Развитие речи

67(24)

12.12


Наши проекты. И в шутку и в серьёз.

68(25)

13.12


Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие.

69(26)

14.12


Проверочная работа №7 по теме «Согласные звуки и буквы»

70(27)

17.12


Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы их обозначающие.

71(28)

18.12


Как обозначить мягкостью согласного на письме

72(29)

19.12


Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.


73(30)

20.12


Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Развитие речи

74(31)

21.12


Диктант. №6 по теме «Правописание безударной гласной в корне слова»

75(32)

24.12


Работа над ошибками

76(33)

25.12


Наши проекты. Пишем письмо.

77(34)

26.12


Обобщающий урок

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 часов)

Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩН, ЧН.

78(1)

27.12


Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, ЧН, НЧ

79(2)

28.12


Развитие речи. Обучающее изложение№1

80(3)

9.01


Повторение темы «Твердые и мягкие согласные».


81(4)

10.01


Контрольный диктант№8 по теме «Парная согласная в корне слова»


82(5)

11.01


Закрепление знаний. Работа над ошибками.

83(6)

14.01


Наши проекты. Рифма.


84(7)

15.01


Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

85(8)

16.01


Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

86(9)


17.01


Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя.

87(10)

18.01


Как отличать звонкие согласные звуки от глухих?

88(11)

21.01


Как отличать звонкие согласные звуки от глухих?

89(12)

22.01


Проверка парных согласных в корне слова.

90(13)

23.01


Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

91(14)

24.01


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3

92(15)

25.01


Работа над ошибками.

93(16)

28.01


Правописание парных согласных на конце слова.

94(17)

29.01


Правописание парных согласных на конце слова.

95(18)

30.01


Правописание парных согласных на конце слова.

96(19)

31.01


Проверка знаний

97(20)

1.02


Диктант №9 по теме «Написание слов с большой буквы»

98(21)

4.02


Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

99(22)

5.02


Написание слов с разделительным мягким знаком

100

(23)

6.02


Написание слов с разделительным мягким знаком

101

(24)

7.02


Написание слов с разделительным мягким знаком

102

(25)

8.02


Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком .

103 (26)

11.02


Обучающее сочинение №4

«Зимние забавы»

104

(27)

12.02


Проверка знаний

105

(28)

13.02


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4

106

(29)

14.02


Обобщение изученного материала.

Части речи (48 часов)

Цели: Уточнить представления о разнообразии слов и предложений, их неразрывной связи.

107

(1)

15.02


Что такое части речи?

108

(2)

18.02


Что такое части речи?

109

(3)

19.02


Что такое имя существительное?

110

(4)

20.02


Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

111

(5)

21.02


Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

112

(6)

22.02


Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

113

(7)

25.02


Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

114

(8)

26.02


Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи.

115

(9)

27.02


Заглавная буква в географических названиях.

116

(10)

28.02


Изложение по вопросам с дополнением текста№4.


117

(11)

1.03


Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

118

(12)

4.03


Диктант № 10 по теме «Имя существительное»


119

(13)

5.03


Работа над ошибками.

Большая буква в различных формах существительных.

120 (14)

6.03


Единственное и множественное число имен существительных.

121

(15)

7.03


Единственное и множественное число имен существительных.

122

(16)

11.03


Единственное и множественное число имен существительных.

123

(17)

12.03


Обучающее изложение№5

124

(18)

13.03


Проверка знаний СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5

(за 3 четверть)

125

(19)

14.03


Работа над ошибками.

126

(20)

15.03


Что такое глагол?

127

(21)

18.03


Что такое глагол?

128

(22)

19.03


Что такое глагол?

129

(23)

20.03


Что такое глагол?

130

(24)

21.03


Единственное и множественное число глаголов.

131 (25)

22.03


Единственное и множественное число глаголов.

132

(26)

1.04


Правописание частицы НЕ с глаголами.

133 (27)

2.04


Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»

134

(28)

3.04


Что такое текст-повествование?

135 (29)

4.04


Проверка знаний.

136

(30)

5.04


Что такое имя прилагательное?

137

(31)

8.04


Связь имени прилагательного с именем существительным.

138

(32)

9.04


Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

139

(33)

10.04


Единственное и множественное число имен прилагательных.

140 (34)

11.04


Что такое текст- описание.

141

(35)

12.04


КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 4

142 (36)

15.04


Общее понятие о предлоге.

143

(37)

16.04


Раздельное написание предлогов со словами.

144

(39)

17.04


Восстановление предложений.

145 (40)

18.04


Проверка знаний

146 (41)

19.04


Диктант№11 по теме «Предлоги со словами»

147

(42)

22.04


Работа над ошибками

148

(43)

23.04


Что такое местоимение?

149

(44)

24.04


Что такое местоимение?

150

(45)

25.04


Что такое текст- рассуждение?

151

(46)

26.04


Проверка знаний

152

(47)

29.04


Контрольный диктант№12 по теме «Местоимение»

153

(48)

30.04


Работа над ошибками

Повторение 16 часов

154

(1)

6.05


Повторение по теме: «Текст»

155

(2)

7.05


Сочинение по картине

156

(3)

8.05


Повторение по теме «Предложение»

157

(4)

13.05


Повторение по теме «Предложение»

158

(5)

14.05


Повторение по теме «Слово и его значение»

159

(6)

15.05


Повторение по теме «Части речи»

160

(7)

16.05


Повторение по теме «Части речи»

161

(8)

17.05


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6 (за год)

162

(9)

20.05


Повторение по теме: «Правило правописания»


164

(10)

21.05


Списывание.

165

(11)

22.05


Повторение и закрепление изученного материала

166

(12)

23.05


Повторение и закрепление изученного материала

167

(13)

24.05


Итоговый диктант

168

(14)


27.05


Обобщение знаний по курсу за 2 класс

169

(15)

28.05


Повторение и закрепление Игра «Что? Где? Когда?»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Автор

Название

Год издан.

Издательство

1.



ПРОЕКТ Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы

начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1)



2.

Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Русский язык. 1-4 классы. Примерные рабочие программы. УМК "Школа России". ФГОС

2018

М.: Просвещение


3.

Бубнова И. А., Илюшин Л. С., Галактионова Т. Г. и др.


Русский язык. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 2 класс

2014

М.: Просвещение


4

Канакина В. П., Щёголева Г.С.

Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1-4 классы

2018

М.: Просвещение


5

Канакина В. П., Манасова Г.

Н. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2 частях

2015

М.: Просвещение







21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!