СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по природоведению(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 5 класс. 2022-2023 учебный год.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по природоведению(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программы для 5-9 классов специальных коррекционных общеобразовательных учреждений 8 вида под. ред.доктора педагогических наук В.В. Воронковой.-М.:  "Владос", 2020г.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по природоведению(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 5 класс. 2022-2023 учебный год.»

0000 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Инзенская средняя школа №3 имени Д.П. Ознобишина

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании ШМО Зам. дирек. по УВР Директор МКОУ Инзенская сш№3

Учителей ест. мат. цикла _______Н.А.Шанина ___________С.А. Яковлев

Протокол № 1 Протокол №1 Приказ № 110 ОД

От 29августа 2022 от 29.08.2022 от 30.08.2022г.



Адаптированная рабочая программа по природоведению

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Класс: 5

Учебный год: 2022-2023.

Количество часов по учебному плану: 17ч ( 0,5ч в неделю)

Адаптированная рабочая программа по природоведению для 5 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В. В. Воронковой. – М.: «ВЛАДОС», 2020 г.

Учебник: Т.М. Лифанова, Е,Н. Соломина. Природоведение 5 класс. ФГОС. ОВЗ. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018

Рабочую программу составила

Учитель биологии. Багрянская Т.В. выс. кв. категория

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5 класса составлена в соответствии с нормативно-правовых документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

  • Закона РФ от 18.07.1996 «Об образовании лиц с ОВЗ»

  • Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1599 2Об утверждении федерального образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).

  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.06.2015 г. №26

Авторской программы по учебному предмету «Природоведение» Т.М.Лифановой, Е.Н.Соломиной, входящей в Рабочие программы по учебным предметам ФГОс образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями 5-9 класс.М.: Просвещение-2020 г.

Цель курса: подготовить учащихся к усвое­нию систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

  • сообщение элементарных знаний о живой и неживой приро­де;

  • демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

  • формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

  • воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

  • воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащих­ся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и. главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.



Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы на 2022-2023 учебный год на изучение учебного предмета «Природоведение» отведено 0,5 часа в неделю 17 часов в год.

Срок реализации программы один учебный год (5 класс).



Используемый учебник:

«Природоведение.5класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. ФГОС. ОВЗ. Москва «Просвещение» 2018г.

Природоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В то же время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.

В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.

Дети учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно- следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.

Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу. Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы: Земля - планета солнечной системы. Сезонные изменения в природе. Наша страна. Природа нашей Родины. Человек. Охрана здоровья. Экология. Охрана природы. Труд на пришкольном участке. Экскурсии и практические работы. Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.

        В процессе изучение темы «Сезонные изменения в природе» предлагается проводить практические работы — ежедневное наблюдение за погодой, ведение календаря природы и труда, посезонное подведение итогов.

        В  процессе изучения раздела программы «Наша страна» предполагается сформировать у обучающихся элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся  знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно познакомить с растениями и животными данной местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.

        При изучении растительного и животного мира  в разделе «Живая природа» углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты, следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, особое внимание, уделяя вопросам охраны растительного и животного мира.
         Раздел «Человек. Охрана здоровья» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.    
            Учителю рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).

         Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала («Живой мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).



2. Планируемые результаты освоения курса природоведения 5 класс.

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной программы оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностные результатам освоения программы относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:

Минимальный уровень:

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях

иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире

относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса)

называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые).

соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека.

соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнять несложные задания под контролем учителя;

адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях, знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;

выделять существенные признаки групп объектов;

знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

вступать в беседу; обсуждать изученное; проявлять желание рассказать о предмете

изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою

работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями

Метапредметные результаты

обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

что общего и в чем различие неживой и живой природы;

расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные

ископаемые);

основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и

человеком) и природными явлениями;

связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

выполнять рекомендуемые практические работы;



3.Содержание учебной программы по природоведению

Введение (0,5ч)

Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.

Вселенная (1ч)

Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.

Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.

Наш дом — Земля (12ч)

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Воздух. (2ч)

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Поверхность суши. Почва (3ч)

Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

Полезные ископаемые (2ч)

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.

Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.

Вода (5ч)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.

Есть на Земле страна — Россия (3ч)

Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.

Учебно-тематический план








Тема

Количество часов



Всего




Теоретических




Практические



Экскурсий

1

Введение

0.5

0,5


-

2

Вселенная

1

1


-

3

Наш дом - Земля

12

12


-

4

Воздух

2

2

1

-

5

Полезные ископаемые

2

2

1

-

6

Вода

5

5

1

-

7

Поверхность суши. Почва.

3

3

1


10

Есть на Земле – страна Россия

3

3

1

1


Повторение

0,5

0,5





17

17

5

1





Коррекционно-развивающие задачи по природоведению

1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

2. Корректировать познавательную возможность и интересы.

3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

· Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства.

- Что общего и в чем различие неживой и живой природы.
· Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы.

- Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые).
· Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней.
· Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь

- Что изучает природоведение;

- Основные свойства воды, воздуха и почвы;

- Основные формы поверхности Земли;

- Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- Основные санитарно-гигиенические требования;

- Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;

- Названия важнейших географических объектов;

- Правила поведения в природе.




· Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности; давать им обобщенные названия.

- Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями.

· Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда.

· Выполнять рекомендуемые практические работы.

· Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда.

· Соблюдать правила поведения в природе. (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их не губить растения;

- Демонстрировать простейшие опыты;

- Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;

- Называть разнообразных представителей животного и растительного мира;

- Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;

- Соблюдать правила элементарной гигиены;

-Оказывать простейшую медицинскую помощь.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся по природоведению

Оценка

Базовый уровень

Минимально необходимый уровень

«5»

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет.

Оценка «5» ставится ученику, если обнаруживает понимание материала, может с помощью учитель обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести примеры, допускает единичные ошибки, которые исправляет с помощью учителя

«4»

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ в целом правильный, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя

«3»

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает частичное знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно, и непоследовательно, затрудняется самостоятельно подтвердить примерами, делает это с помощь учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

№ п.п.

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1.

Введение. (0,5ч).

0,5



2.

Вселенная (1ч). Солнце. Солнечная система.

0,5



3.

Исследование космоса.

0,5



4.

Наш дом Земля (12ч). Воздух (2ч). Планета Земля

0,5



5.

Значение воздуха для жизни на Земле.

0,5



6.

Свойства воздуха

0,5



7

Давление и движение воздуха

0,5



8

Полезные ископаемые (2ч). Виды полезных ископаемых

0,5



9

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов

0,5



10

Гранит, известняк

0,5



11

Песок. Глина

0,5



12

Вода (5ч).Свойства воды.

0,5



13

Вода в природе.

0,5



14

Растворимые и нерастворимые вещества

0,5



15

Питьевая вода

0,5



16

Прозрачная и мутная вода

0,5



17

Три состояния воды

0,5



18

Расширение воды при нагревании и сжатии

0,5



19

Лабораторная работа. Свойства воды

0,5



20

Работа воды в природе

0,5



21

Обобщающий урок по разделу: «Наш дом – Земля».

Проверочная работа за I четверть.




22

Поверхность суши. Почва. (3ч). Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги

0,5



23

Горы

0,5



24

Почва-верхний слой Земли.

0,5



25

Разнообразие почв

0,5



26

Основное свойство почвы- плодородие. Обработка почвы

0,5



27

Охрана почвы

0,5



28

Есть на Земле – страна Россия(3ч). Место России на Земном шаре

0,5



29

Москва – столица России.

0,5



30

Санкт-Петербург.

0,5



31

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

0,5



32

Города России. Новосибирск, Владивосток.

0,5



33

Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов.

0,5



34

Повторение за курс «Неживая природа»

0,5




Итого

17ч










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!