СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык»  для 2-4 класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2-4 класс»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»





ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением И.о. директора ГКОУ «Лемешкинская школа-интернат »

учителей начального общего образования _____________ Т.А.Ткаченко

Протокол № ____ «____» ______________20____ г

от «____» ______________20____ г


АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»


для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

2-4 класс





Составители:

Гайворонская Н.П.

Лысенко Л.А.

Щербина Л.А





с. Лемешкино


Пояснительная записка


Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2-4 класса предназначена для обучения детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она разработана на основе:


1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Учебного плана ГКОУ «Лемешкинская школа» Руднянского района Волгоградской области на 2019-2020 учебный год.

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 года N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями.

5. Федерального перечня учебников на 2019-2020 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ №253 от 31.03. 2014 года) с изменениями: Приказ Минобрнауки РФ №576 от 08.06.2015 года «О внесении изменений в перечень учебников».

6. Положения ГКОУ «Лемешкинская школа», «О формах, периодичности и порядке текущего контроля, успеваемости и о промежуточной аттестации обучающихся».

7. Положения ГКОУ «Лемешкинская школа» Руднянского района Волгоградской области «О рабочих программах».

8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).




Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Русский язык» 2-4 класс:

1.Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы. В 2 ч. . – М.: Просвещение, 2018.

2. Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова. Русский язык. 2 класс.. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.

3 Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова. Русский язык. 2 класс.... 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные образоват. программы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

по итогам обучения во 2 –4 классах

Личностные результаты

2 класс

Обучающиеся должны уметь:

  • бережно относиться к учебным принадлежностям, раздаточному материалу;

  • уметь правильно располагать на парте учебные принадлежности;

  • проявлять внимание к слову, желание придумывать интересные предложения с данным словом на тему предложенную учителем (о дружбе, о школе, о семье, о конкретных хорошо знакомых животных);

  • уметь работать в паре с другим учеником или с группой учеников в ходе дидактических игр, адекватно реагировать на проигрыш и выигрыш в игре;

  • проявлять готовность делать записи на доске аккуратно и старательно, понимая важность этого процесса для остальных ребят, списывающих с доски;

  • умело использовать подсказки, предложенные учителем в работе «Письмо по памяти»;

  • стремиться запоминать как можно больше слов из словаря;

  • уметь ориентироваться в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»;

  • проявлять интерес к простейшим словарным головоломкам;

  • проявлять интерес к простейшей форме диалогической письменной речи (вопрос- ответ);

  • проявлять активные попытки правильного интонирования предложения-вопроса и предложения – ответа (подражание учителю);

  • уметь элементарно оценивать проделанную на уроке работу, (Какое задание понравилось больше всех остальных? Почему понравилось?).



3 класс

Обучающиеся должны уметь:

  • проявлять устойчивое внимание к слову как к объекту изучения и использования в речи;

  • активное проявлять желание придумывать разные предложения с данным словом, распространять предложения, используя приём «постепенного ступенчатого распространения предложения с помощью картинки, вопроса, условного изображения;

  • проявлять интерес к речевому материалу дидактических игр, желание оказывать помощь товарищу в ходе игры;

  • уметь работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на доске и не отвлекаясь от выполнения собственного задания;

  • принимать активное участие в выборе игровых упражнений, данных в «Рабочих тетрадях»;

  • стремиться расшифровать словарную головоломку;

  • понимать важность овладения грамотным письмом;

  • соблюдать формы записи простейшего диалога, правильное интонирование предложения-вопроса и предложения – ответа;

  • уметь объяснить , чем понравился герой записанного рассказа;;

  • уметь оценивать проделанную работу на уроке (Какое задание было самым интересным? Что в нём понравилось? Какое задание оказалось трудным? Как удалось справиться с трудностями? Кто помог?).

4 класс

Обучающиеся должны уметь:

  • проявлять заинтересованность в выборе картинки, слова, темы для составления предложений;

  • уметь распространять предложение одним-двумя словами, делая его интересней;

  • проявлять желание оказывать помощь сопернику в ходе дидактической игры;

  • адекватно оценивать результаты дидактической игры;

  • уважительно относиться к работе товарища у доски, проявлять терпение и сдержанность до конца работы;

  • уметь доброжелательно исправлять ошибки, допущенные одноклассниками;

  • уметь объяснить свой выбор игрового упражнения, данного в «Рабочей тетради»;

  • уметь объяснить расшифровку словарной головоломки, находя в рисунках подсказки;

  • понимать важность грамотного письма, обсуждение жизненных ситуаций, требующих использования грамотного письма;

  • соблюдать формы записи диалога, состоящего из 3-4 реплик;

  • уметь обыгрывать знакомый диалог в паре с другим учеником (или учителем);

  • уметь обсуждать жизненно важные ситуации, в которых необходимо владение диалогической речью (разговор по телефону, вопросно-ответная беседа по ключевой теме урока);

  • уметь сравнивать героев записанного рассказа (Кто понравился? Почему? Чей поступок не понравился? Почему?);

  • уметь выбрать заголовок к тексту, аргументируя свой выбор;

  • принимать активное участие в анализе проделанной на уроке работы (Какую работу выполняли? Что нового узнали на уроке? Выбери задание, за которое хочешь поставить себе оценку. Объясни свой выбор и докажи справедливость оценки).





Предметные результаты

1-й уровень:

  • списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;

  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;

  • с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, признаков, действий);

  • составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложений;

  • делить текст на предложения;

  • выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его.



2-й уровень:

  • делить слова на слоги для переноса;

  • списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;

  • писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами;

  • различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;

  • выделять из текста предложения на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

3-й уровень:

  • знать буквы, обозначать звуки буквами;

  • списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова, данные в слоговой разбивке;

  • записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-3 букв);

  • участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

  • находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце).



Содержание учебного курса «Русский язык» во 2 – 4 классах

Звуки и буквы

Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём».

Непроверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов- «родственников». восстановление в памяти слов из словаря, изученных в предыдущих классах, нахождение их в орфографическом словаре.


2 класс

Берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки, корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор, ребята, собака, улица. (20 слов)


3 класс

Арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги, сегодня, товарищ, учитель, яблоко. (20 слов)




4 класс

Аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл. (20 слов)


Звуки гласные и согласные, их различение по наличию или отсутствию преграды. Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и согласных звуков и букв в схеме.

Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме. Запись слова в тетради по схеме.

Сравнение слов, отличающихся одним словом, количеством звуков, их расположением. Наглядное объяснение значения слова.

Ударение в двусложных, а затем в трехсложных словах. Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов –«родственников». Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной.

Слог. Деление слов на слоги. Четкое произнесение каждого слога. Составление слов из данных слогов. Наблюдение за количеством гласных в слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов..

Слова со звуками [и] и [й], различение их значений. Деление данных слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение.

Слова со звуками [л ] и [р]. дифференциация их на слух и в произношении. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ слов с чётким звуко-слоговым проговариванием.

Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной позиции – в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на слух и в произношении. Различение значений слов. Условное обозначение звонких и глухих согласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов. Чёткое звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов. Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова.

Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в произношении. Обозначение их буквами. Звуко-буквенный анализ слов. Различение значений слов. Сочетание согласных с шипящими. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова при письме.

Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё. ю, я, твёрдости согласных – буквами а, о, у, ы.

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова. Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы. Перенос слов с мягким знаком.

Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Перенос части слова при письме.








Слово

Названия предметов

Предмет и его название. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопросы что? кто? Выделение частей предмета и их названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету. Угадывание предмета по названиям его частей. Различение сходных по назначению и по форме предметов. Их точное называние. Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Вопросы что? или кто? к группе предметов и к их обобщающему названию. Группировка предметов и их названий. Называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения большого и маленького предмета. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением. Выделение названия предмета из предложения.

Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных. Названия улиц, городов, сёл, деревень. Знание домашнего адреса.

Названия действий

Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению. Различение названий предметов и название действий по вопросам.

Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? что сделал? что будет делать? что сделает? Подбор названий действий по вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? кто что делают? кто что делал? кто что делала? кто что делали? отгадывание названия предмета по названию действий. Подбор к названию предмета несколько названий действий.

Названия признаков предмета

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.

Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу. Образование слов одной категории от другой по вопросу или образцу. Распространение предложений словами различных категорий.




Предлоги

Предлог как отдельное слово. 1-я группа: в, из, на, у, с; 2-я группа: к, от, по. над, под. о; 3-я группа: до, за, про, без, из. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в пространстве.

Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за обозначением предлога в схеме записи.

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме (с ударными окончаниями) в зависимости от предлога.

Предложение

Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по вопросу, на тему, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения ( о ком или о чём мы хотим сказать)

Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.

Деление текста на предложения, основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении.

Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение учащихся к пониманию того, что набор слов не есть предложение.

Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без неё.

Распространение предложений по картинке и вопросу. Сравнение исходного и составленного предложения. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения.

Работа с деформированным предложением (сначала слова даны в нужной форме, затем – в начальной форме с ударными окончаниями). Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Установление связи слов в предложении по вопросам.

Предложения разные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак. восклицательный знак).

Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос. Вариативность ответов на один вопрос.

Работа с диалогом (с постепенным увеличением количества реплик от 2 до 6). Различение вопросительной интонации в вопросе и повествовательной – в ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов. Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.



Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.

Чёткое и графически правильное написание строчных и прописных букв и их соединений.

Списывание с рукописного и печатного текстов сначала по слогам, затем целыми словами. Предварительное слоговое проговаривание. Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.

Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием учителя или учебника после тщательного разбора задания.

Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Контрольное списывание. Письмо по памяти.

Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные, выборочные диктанты. Контрольные диктанты.


Связная письменная речь.

Последовательное расположение двух-трёх предложений на основе серии сюжетных картинок. Составление подписей к серии сюжетных картинок. Коллективный выбор заголовка из данных учителем. Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок. Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица. Использование местоимений вместо существительного.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

Различение рассказа и набора предложений. Определение того, о ком или о чём рассказ. Коллективный подбор заголовка к рассказу.

Работа с деформированным текстом. Его восстановление. Коллективная запись текста после его анализа. Определение темы текста. Подбор заголовка.

Изложение текста, воспринятого зрительно по вопросам. Коллективная запись каждого предложения. Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.

Коллективное составление конца рассказа с последующей записью текста.







Тематическое планирование

2 класс (136ч.)

п /п

Тема раздела

К-во часов

1.

Повторение

12

2.

Звуки и буквы

68

3.

Слово

43

4.

Предложение

27

5.

Повторение

20



136 ч.

3 класс (136ч.)

п /п

Тема раздела

К-во часов

1.

Повторение

16

2.

Звуки и буквы

50

3.

Слово

63

4.

Предложение

27

5.

Повторение

20



136 ч.

4 класс (136ч.)

п /п

Тема раздела

К-во часов

1.

Повторение

16

2.

Звуки и буквы

50

3.

Слово

38

4.

Предложение

24

5.

Повторение

8



136 ч.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!