СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литература» базовый уровень, 5 класс (для обучающихся с ОВЗ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для ученика, имеющего отклонения в здоровье, ослабленную память, обучающегося индивидуально.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету «Литература» базовый уровень, 5 класс (для обучающихся с ОВЗ)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»

Петропавловск – Камчатского городского округа


«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

протокол № ____от «___»________2018г.

руководитель ШМО

___________/ Потапова Н.П./


«СОГЛАСОВАНО»

зам. директора по УВР

__________ / Мещанкина Т.М.

«___»____________2018 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ
«Средняя школа №7»

______________ / И.А. Гилязова/

Приказ от «___»______2018 г.

№ _____





Адаптированная рабочая программа

по предмету «Литература»

базовый уровень, 5 класс

(для обучающихся с ОВЗ)











Разработала учитель русского языка и литературы

Тер-Саргсян Наталья Олеговна



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 5 класса (инклюзивное обучение в общеобразовательном классе по адаптированной общеобразовательной программе) составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

  2. Приказ МО и науки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)

  3. Основная образовательная программа ООО, приказ №139/2-од от 05.09.16

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы по литературе и авторской программы под редакцией В.Ф. Чертова, издательство «Просвещение», 2014 г. к учебнику В.Ф.Чертова и др.(М.:Просвещение, 2015). Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Программа составлена для ученика, имеющего отклонения в здоровье, ослабленную память, обучающегося индивидуально. Поэтому некоторые темы даются в ознакомительном плане, уменьшено количество письменных работ по развитию речи.

С этих позиций обучение рассматривает цели обучения литературе:

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности,

обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и

общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной

социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их

чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на

принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и

интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном

тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста,

представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными

учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять

библиографический поиск, находить и обрабатывать

необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Планируемые результаты изучения литературы в 5 классе Предметные Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных произведений; основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления). Учащиеся научатся воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа); видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению; выявлять основную нравственную проблематику произведения; определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними; прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ); пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки; ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие); выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ); подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет); аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки; написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений; сочинять небольшие произведения фольклорного жанра — сказки, загадки, басни; создавать сочинения-миниатюры по картине. Личностные У учащихся будут сформированы: положительное отношение и интерес к урокам литературы Учащиеся приобретают опыт: внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей; оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей. У учащихся могут быть сформированы: представление о добре и зле, общих нравственных категориях; умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; умения оценивать свое отношение к учебе; внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания; эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой. (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы)

Метапредметные Регулятивные Учащиеся приобретают опыт: выполнения учебных действий в устной и письменной форме; самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив; планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности) Познавательные Учащиеся научатся: прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту; Учащиеся получат возможность научиться: сравнивать произведения и героев; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; находить объяснение незнакомых слов в словаре; находить нужные книги в библиотеке. Коммуникативные Учащиеся научатся: работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра; задавать вопросы по тексту произведения; сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого). Учащиеся получат возможность научиться: обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию; аргументировать собственную позицию; получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы. Место предмета»Литература». На изучение предмета отводится 3 часа в неделю. Введение. Литература как искусство слова-1ч.

Мифология-3ч.

Устное народное творчество — 6 ч. Из древнерусской литературы — 1 ч.

Из русской литературы  18в-1ч.

Из русской литературы ХГХ века — 31ч (3-4ч-28ч) Из русской литературы XX века —21ч( 3-4ч-12ч –литер 19-20в ) Из зарубежной литературы —6ч (2ч)

Итоги года-1ч.

Содержание курса

«Литература как искусство слова» (вводный урок) – 1 час


Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщённость, метафоричность, вы­ражение эмоционального отношения. Художественный вымы­сел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намёк» и как одно из средств коммуникации.

Мифология – 3 часа

«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о про­исхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания (метафора, сравнение, эпитет, гипер­бола, аллегория).





УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 6 ч.

Фольклор

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Татарские народные сказки, их сходство с русскими сказками. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы... Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. Герои народных сказок в оценке писателей.

Сказки о животных «Лиса и Журавль». Бытовая сказка «Жена-доказчица». Народное представление о справедливости, добре и зле. Литература и изобразительное искусство.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ- 1ч.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке».

Теория литературы. Летопись (начальное представление).

«Литературная сказка» (обзор) – 6ч.

X. К. Андерсен. «Снежная королева».А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».

Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сю­жеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в лите­ратурной сказке. Нравственные проблемы и поучительный ха­рактер литературных сказок.


Теория литературы. Литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА-31ч(28ч)

Русские басни

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.).

Иван Андреевич КрыловКраткий рассказ о баснописце.

«Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен («Зеркало и Обезьяна»), инсценирование.

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Александр Сергеевич Пушкин

Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь.

Краткий рассказ о писателе.

Повесть «Ночь перед Рождеством».

Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольк­лорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в по­вести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика. Сочетание лиризма и юмора в повести.

Образ времени года в литературном произведении(обзор)

А. С. Пушкин.

* Унылая пора, очей очарованье...» (отрывок из стих. «Осень»), «Вот север, тучи нагоняя...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). Ф. И. Тютчев.

-'Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злит- «Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...». А. А. Фет.

Чудная картина...», «Я пришёл к тебе с приветом...». А. К. Толстой.

«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...». И. А. Бунин.

- Лес. точно терем расписной...» (отрывок из стихотворения «Листопад»).

Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека, логическое и динамическое изображение природы. Символ 5 смысл картин природы. Средства создания образа времени года.

Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символический герой.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворение или фрагмента. Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. Состав­ление поэтической антологии об одном из времён года.



Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о писателе.

Реальная основа повести «Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Николай Алексеевич Некрасов

Краткий рассказ о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой

Краткий рассказ о писателе.

Л.Н. Толстой в Казани.«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление)

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе.

Рассказ «Мальчики».

Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьёзное и комическое в рассказе.

Теория литературы. Комическое. Юмор

.

«Образ родины в русской поэзии»

(обзор)

И. С. Никитин. «Русь». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...». И. Северянин. «Запевка». Н. М. Рубцов. «Родная деревня».

Картины родной природы, обращение к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплоще­ния образа России в стихотворениях разных поэтов.

Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная пес­ня. Характер.

Развитие речи. Составление поэтической антологии.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА(21ч.)12ч

Иван Алексеевич Бунин.

Стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».

Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наи­зусть.

Внеклассное чтение. И. А. Бунин. «Солнечные часы».

Сергей Александрович Есенин.

Краткий рассказ о поэте.

Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да лота...», «Нивы сжаты, рощи голы...».

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.

Павел Петрович Бажов.

Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).

«Образы детей в мировой литературе» (обзор)

В. Гюго. «Отверженные» (главы «Козетта», «Гаврош»).

Ч. Диккенс. «Оливер Твист» (фрагменты).

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии Ребёнок в мире взрослых и среди сверстников.

Теория литературы. Образ персонажа и средства его со здания (портрет, описание поступков, речь).

Развитие речи. Устный отзыв о понравившемся литературном произведении.



А. С. Грин

Слово о писателе. Повесть «Алые паруса».

Мечта и реальная действительность в повести. Образ! Ассоль и Грэя. Утверждение веры в чудо как основы жизнен ной позиции. Символические образы моря, солнца, корабля паруса. Смысл названия повести.

Теория литературы. Образы предметов. Символ.

Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.

А. П. Платонов

Слово о писателе. Рассказ «Неизвестный цветок».

Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская лика образа цветка. Особенности повествовательной ма­неры писателя.

Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Рассказ.

Развитие речи. Устные ответы на вопросы.

Самуил Яковлевич Маршак.

Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.

Виктор Петрович Астафьев .

Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Автобиографичность рассказа. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу, основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

«Образы животных в произведениях русских и зарубежных писателей» (обзор)

Дж. Лондон. «Белый Клык». Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка». Ю. П. Казаков. «Арктур — гончий пёс». В. П. Астафьев. «Жизнь Трезора».

Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражен авторского отношения в произведениях о животных.

Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменного ответа на вопрос об одно из образов животных с использованием цитат.

«Жанр рассказа в мировой литературе» (обзор)

А. П. Чехов. «Хирургия». А. Конан Дойл. «Камень Мазарини». М. М. Зощенко. «Галоша».

Р. Брэдбери. «Всё лето в один день». Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра.

Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах.

Тема и идея литературного произведения» (практикум)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1ч.)

Перечень литературы и средств обучения

Для учащихся:

1. Чертов В. Ф. и др. Литература: Учебник для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2015.

2.  Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Ф. Чертов, Л.А Трубина, Н.А. Ипполитова, И. В. Мамонова - М.: Просвещение, 2015.

3. Репродукции картин художников

4. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Для учителя:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Пособие для учителей. Уроки литературы. Под ред. В.Ф. Чертова. 5 класс. М.: - Просвещение, 2014.

3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

4. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.

5. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

6.  Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

7. Литература. 5 класс : поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташктна. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград : Учитель, 2011. – 237 с.

8.  Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.

9. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.

10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 224 с. – (Домашний репетитор).

11.  Репин А.В. Литература. 5 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.

12. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Средства обучения

  1. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей

  2. Раздаточный материал по темам курса

  3. Репродукции картин художников

  4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Ф. Чертов, Л.А Трубина, Н.А. Ипполитова, И. В. Мамонова - М.: Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

  • http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

  • http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

  • http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

  • http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

  • http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

        

Справочно-информационные и методические материалы:

  • http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

  • http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

  • http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

Календарно-тематическое планирование.

Инклюзивное обучение в общеобразовательном классе по адаптированной общеобразовательной программе.



п/п

Тема урока

(тип урока)

Решаемые проблемы

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата проведения

Комментарий учителя

Предметные результаты

МетапредметныеУУД

Личностные УУД



1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Литература как искусство слова

Стр. 3 - 6



Урок «открытия» нового знания.

Для чего нужна литература? Чему можно научиться на уроках литературы? Что такое языковые единицы?

Основные виды деятельности: чтение вступительной главы; ответы на вопросы учебника; сопоставление научного и художественного описания.


Уметь рассказывать об образах в худ. лит.

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные:

объяснять художественный образ, метафора, эпитет, сравнение, инверсия.

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.



2.Мифы об искусстве

Стр. 7 – 19


Урок «открытия» нового знания

Обобщить представления пятиклассников о мифах; познакомить с древнегреческими мифами о происхождении искусства; дать начальное представление о литературных родах и жанрах, их происхождении.

Чтение вступительной статьи; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий; работа с иллюстрациями

Умение сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах

Составлять рассказ по крылатым выражениям из греческой мифологии


Воспитание уважительного отношения к культурам других народов.




3.Художественный образ в мифе

Урок «открытия» нового знания

Закрепить представления пятиклассников о художественном образе и средствах его создания на примере мифов; повторить и обобщить имеющиеся у пятиклассников знания об эпических, лирических и драматических жанрах, их происхождении.

Чтение вступительной главы; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; устные рассказы по крылатым выражениям из греческой мифологии.


Умение сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах

Составлять рассказ по крылатым выражениям из греческой мифологии.

Объяснять мифологические выражения.

Воспитание уважительного отношения к культурам других народов.




5.Фольклор и народная словесность.

Русские пословицы и поговорки

Урок общеметодической направленности.

Обобщить знания учащихся о фольклоре и малых жанрах устного народного творчества; познакомить с русскими пословицами из собрания В. И. Даля; закрепить навык различения пословиц и поговорок.

Чтение вступительной главы; чтение русских пословиц; ответы на вопросы учебника; выполнение самостоятельной письменной работы.



Познавательные: уметь

осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Регулятивные: выполнять УД в громко речевой и умственной формах, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности



6.Русские народные сказки

Урок общеметодической направленности.

Обобщить знания пятиклассников о народной сказке и ее видах; сопоставить особенности зачинов в сказках разных народов; дать представление о сказке как об одном из основных источников художественной литературы.

Чтение фрагментов сказок; ответы на вопросы учебника; сопоставление зачинов в сказках разных народов.

Отличать сказу от других жанров.

Использовать загадки, пословицы , поговорки в устных и письменных высказываниях ;сочинять сказки

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности



Урок контроля. Письменные ответы, тестирование








8.Сказка А. Погорельского «Черная курица,

или Подземные жители»

Урок «открытия» нового знания

Обобщить знания пятиклассников о литературной сказке и ее отличиях от фольклорной сказки; закрепить навыки устного пересказа; познакомить с историей создания сказки А. Погорельского.

Чтение вступительной статьи; чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями.

Уметь различать пословицы и поговорки; сказки волшебные, бытовые; выявлять худ. приёмы ;отличать лит. сказку от фольклорной.

Уметь работать с разными источниками информации.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



9.Авторская позиция в сказке А. Погорельского

Урок «открытия» нового знания

Продолжить знакомство с особенностями литературной (авторской) сказки; формировать начальное представление об авторской позиции и способах ее выражения в произведении.

Чтение и анализ фрагментов сказки; проверка знания содержания сказки; ответы на вопросы учебника.


Уметь различать сказки волшебные, бытовые; выявлять худ. приёмы; отличать лит. сказку от фольклорной.

Уметь работать с разными источниками информации.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



10.Сказка X. К. Андерсена «Снежная королева»


Обогатить представления пятиклассников о литературной сказке; познакомить с биографией X. К. Андерсена и обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания.

Беседа по материалам вступительной статьи; литературная викторина; чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; письменная работа по группам.

Уметь различать сказки волшебные, бытовые; выявлять худ. приёмы ;отличать лит. сказку от фольклорной.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь письменно формулировать и высказывать свою точку зрения.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



11.Силы добра и зла в сказке X. К. Андерсена


Закрепить представления пятиклассников о художественных образах в литературной сказке на примере анализа добрых и злых персонажей; развивать навыки устного пересказа, словесного рисования.

Чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; устные пересказы; устное словесное рисование.

Уметь различать сказки волшебные, бытовые; выявлять худ. приёмы ;отличать лит. сказку от фольклорной.

Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



12.Урок внеклассного чтения

по литературным сказкам


Обогатить знания пятиклассников о художественных образах в литературных сказках; развивать читательские интересы учащихся; формировать навык устного представления любимой книги, устного отзыва о литературном произведении и рекомендации его для самост.чтения.

Краткие сообщения о писателях-сказочниках; устные отзывы о литературных сказках; взаимные рекомендации книг для самостоятельного чтения; конкурс литературных кроссвордов.

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь устно формулировать и высказывать свою точку зрения.

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.



14.Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»

Урок «открытия» нового знания

Дать начальное представление о литературе Древней Руси, познакомиться с «Повестью временных лет»; сформировать представление о древнерусском летописце, летописании на Руси, жанре древнерусского сказания; проанализировать «Сказание о юноше-кожемяке»; показать связь древнерусской литературы с другими видами искусства.

Чтение статьи учебника; комментированное чтение текста; словарная работа; беседа по вопросам учебника; устное словесное рисование; письменная работа.

Сопоставлять мифологию, фольклорные произведения и литературу Древней Руси.

Уметь понимать проблему ,выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества.



«Сказание о белгородском киселе»

Урок «открытия» нового знания

Показать особенности изображения исторических событий в летописи; познакомить учащихся с нравственной проблематикой «Сказания...»

Комментированное чтение текста; словарная работа; устные ответы на вопросы; устное словесное рисование.


Сопоставлять мифологию, фольклорные произведения и литературу Древней Руси.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: Уметь аргументировать свою позицию.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества.



Жанр басни в античной литературе.

Басни Эзопа и Федра

Развивать имеющиеся у учащихся после начальной школы представления о жанре басни; познакомить с эволюцией басенного жанра в литературе, спецификой басни как жанра, своеобразием басенной манеры Эзопа и Федра.

Чтение статей учебника; выразительное чтение басен; словарная работа; ответы на вопросы учебника; составление схем; комментирование басенной морали.


Создание модели жанра,

выразительное чтение;

чтение в лицах.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга


Продолжить знакомство учащихся с представителями басенного жанра в мировой литературе, кругом традиционных басенных сюжетов и образов; проанализировать проблематику и образную систему басен Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.

Участие в заочной экскурсии; групповая работа по карточкам; ответы на вопросы учебника; презентация иллюстрации; выразительное чтение; чтение по ролям.


Создание модели жанра,

выразительное чтение;

чтение в лицах.

Сравнение развития басенных сюжетов у разных авторов. Уметь комментировать мораль басни.

совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок»

«Волк на псарне»


Продолжить знакомство учащихся с историей жанра басни; расширить представления пятиклассников о басенном мастерстве И. А. Крылова; проанализировать художественное и идейное своеобразие басен «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».

Чтение вступительной статьи; устные сообщения учащихся по индивидуальному домашнему заданию; ответы на вопросы учебника; работа с текстом.


Уметь анализировать

басни и стихотворения; представлять биографическую основу и худ. картину, нарисованную поэтом.

Овладевать умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность

Приобщение к духовно-нравственным ценностям.



Басенные образы. «Квартет«Свинья под Дубом»


Закрепить начальные представления о художественном образе при анализе басен И. А. Крылова «Квартет» и «Свинья под Дубом»; познакомить учащихся с характеристикой басенных образов; рассмотреть идейно-эмоциональное содержание анализируемых басен.

Ответы на вопросы учебника; выразительное чтение басен; беседа; анализ басенных образов.


Уметь анализировать

басни и стихотворения; представлять биографическую основу и худ. картину, нарисованную поэтом.

Овладевать умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность

Приобщение к духовно-нравственным ценностям.



Урок контроля. Письменные ответы, тестирование








Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»


Познакомить учащихся с родными местами А. С. Пушкина, историей создания стихотворений «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро»; расширить представления о средствах создания художественного образа в лирических произведениях.

Чтение фрагментов вступительной статьи; заочная экскурсия в Михайловское; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.

Выразительное чтение фрагментов; беседы по вопросам; письменный рассказ о сказочном персонаже.

Овладение умениями самостоятельно организовать собственную деятельность.


Приобщение к духовно-нравственным ценностям.



Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина


Сформировать начальные представления об особенностях изображения человека в лирическом произведении и о лирическом герое.


Выразительное чтение стихотворений наизусть; устное словесное рисование; представление иллюстраций к стихотворениям; беседа по вопросам учебника.

Выразительное чтение фрагментов; беседы по вопросам; письменный рассказ о сказочном персонаже.

Овладение умениями самостоятельно организовать собственную деятельность.


Приобщение к духовно-нравственным ценностям.



Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне

и о семи богатырях»


Закрепить знания учащихся о литературной сказке и ее отличии от фольклорной сказки; формировать навыки работы с художественным текстом.

Чтение фрагментов сказки; беседа по вопросам учебника; работа с текстом; письменная работа поискового характера.


Выразительное чтение фрагментов; беседы по вопросам; письменный рассказ о сказочном персонаже.

Овладение умениями самостоятельно организовать собственную деятельность.


Приобщение к духовно-нравственным ценностям.



Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина

Обобщить знания учащихся о литературной сказке и ее отличии от фольклорной сказки; дать представление о стихотворной сказке; формировать навыки создания связного устного рассказа о литературном персонаже.

Чтение фрагментов сказки; выразительное чтение наизусть; устные рассказы о сказочном персонаже.


Выразительное чтение фрагментов; беседы по вопросам; письменный рассказ о сказочном персонаже.

Овладение умениями самостоятельно организовать собственную деятельность.


Приобщение к духовно-нравственным ценностям.



«Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина


Закрепить знания о литературной сказке и ее отличии от фольклорной сказки; повторить сведения об особенностях бытовой народной сказки; формировать навыки связного письменного рассказа о литературном персонаже.

Выразительное чтение фрагментов; беседа по вопросам; письменный рассказ о сказочном персонаже.

Выразительное чтение фрагментов; беседы по вопросам; письменный рассказ о сказочном персонаже.

Овладение умениями самостоятельно организовать собственную деятельность.


Приобщение к духовно-нравственным ценностям.



Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»


Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) М. Ю. Лермонтова; закрепить навык выявления в литературном произведении художественных образов и средств их создания; дать характеристику образа старого солдата; подготовить школьников к выразительному чтению стихотворения.

Чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; выразительное чтение стихотворения; анализ текста; уточнение значений устаревших слов.

Создание сообщения учебно-научного или научно- популярного характера с использованием фрагментов худ. произведения.

Уметь работать с различными источниками информации (словари).

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества.



Образ исторического события в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»


Раскрыть специфику образа исторического события как модели реального мира; закрепить навык выявления особенностей художественного описания.


Сравнительный анализ текстов учебно-научного и художественного стиля; создание сообщения учебно-научного или научно-популярного характера с использованием фрагментов художественного произведения.

Создание сообщения учебно-научного или научно- популярного характера с использованием фрагментов худ. пр-я.

Уметь работать с различными источниками информации (словари).

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества.



Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана»


Обогатить представления учащихся об образе исторического события и средствах его создания в литературном произведении; развивать навыки выразительного чтения; дать начальное представление об авторском замысле и его реализации.

Выразительное чтение стихотворений; анализ текста; беседа по вопросам.


Выразительно читать статью, готовить сообщения об историческом событии, сравнивать учебно-научное и худ. повествование;

выявлять особенности языка, стиля, интонации.

Уметь работать с различными источниками информации (словари).

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества.



Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»


Подготовить учащихся к восприятию художественного мира повести Н. В. Гоголя, заинтересовать творчеством писателя.


Беседа по содержанию вступительной статьи; чтение первых глав повести; словарная работа; беседа по вопросам учебника.



Овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Фантастические события в повести

«Ночь перед Рождеством»


Дать начальное представление о сочетании жизнеподобия и фантастики в литературном произведении; формировать навык составления цитатного плана.

Чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление цитатного плана повести.


Овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Мир Диканьки


Обобщить представления учащихся о художественном мире повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»; формировать навык анализа художественных образов, составляющих художественную картину.

Чтение фрагментов повести; устные рассказы по картине; устные ответы на вопросы с использованием цитирования.



Художественный образ, образ персонажа, образ времени, образ пространства, образ рассказчика.


Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности



Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя

«Заколдованное место»

Формировать читательские интересы учащихся; обогатить представления школьников о художественном мире ранней прозы Н. В. Гоголя

Чтение фрагментов повести; устные пересказы; представление иллюстраций к повести; выполнение тестовых заданий.

Уметь составлять цитатный план, вопрос, и задания к повести.

Подробный пересказ выбранного фрагмента, искать реальное и фантастическое в повести.

Воспитание чувства прекрасного,выраженного в слове



Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета


Обогатить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания; показать различия в изображении статической и динамической картины природы.

Устные пересказы статьи о писателе; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); анализ стихотворений; работа с иллюстрациями.


Устные пересказы статьи о писателе

Работа с иллюстрациями.

Воспитание любви к родной природе.



Повесть И. С. Тургенева «Муму»


Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой И. С. Тургенева; подготовить к восприятию художественного произведения, основанного на реальных событиях.

Сообщения учащихся; заочная экскурсия; ответы на вопросы учебника; чтение и комментирование эпизодов повести.


Собственная интерпретация , понимание авторской позиции; уметь пересказывать фрагмент текста.

Уметь работать с различными источниками информации(словари).

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества



Образ Герасима


Продолжить медленное перечитывание повести; дать характеристику образа Герасима; показать роль других персонажей в раскрытии образа героя; дать начальное представление об авторской позиции.

Анализ текста повести; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий.


Собственная интерпретация понимание авторской позиции; уметь пересказывать фрагмент текста.

Уметь работать с различными источниками информации(словари).

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества



Образ исторического времени в повести


Рассмотреть образ исторического времени в повести; проверить знание текста повести.


Словарная работа; краткие пересказы, работа с иллюстрациями; ответы на вопросы учебника; выполнение задания тестового типа.

Собственная интерпретация понимание авторской позиции; уметь пересказывать фрагмент текста.

Уметь работать с различными источниками информации(словари).

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества



Смысл названия повести


Обобщить изученный материал по повести И. С. Тургенева; рассмотреть проблематику, идейное содержание и смысл названия произведения.

Презентация иллюстраций к повести; ответы на вопросы учебника; просмотр и обсуждение кинофрагментов.


Написание сочинения связанного с заданной темой.

Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу.

Использование различных источников информации



Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»


Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Н. А. Некрасова; прочитать и прокомментировать стихотворение «Крестьянские дети»; дать начальные представления о собирательном образе и речевой характеристике героев.

Чтение вступительной статьи учебника; устные сообщения учащихся; ответы на вопросы учебника; чтение и анализ стихотворения; устное словесное рисование; наблюдения над ритмом стихотворения.

Жанры,

художественные средства.

Части произведения:..

Рассказ о герое.

Работа со словарями.

Поиск и выделение необходимой информации самостоятельное создание способов решения.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова


Познакомить учащихся с другими стихотворениями Н. А. Некрасова; развивать навыки выразительного чтения.

Выразительное чтение стихотворений наизусть; коллективная разметка текста для выразительного чтения; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование.

Жанры,

художественные средства.

Части произведения:..

Рассказ о герое.

Работа со словарями.

Поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Письменная характеристика заглавного образа с использованием цитат.

Урок-практикум

Как составить характеристику заглавного образа?

Использование цитат из произведения при хар-ке его заглавного образа

Научиться аргументировать свой ответ.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь устно формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.



Прверочная работа по творчеству А.С.Пушкина, М. .Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева(письменные ответы на вопросы)








Л.Н.ТолстойРассказ «Кавказский пленник».

Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и эпохой Л.Н.Толстого, подготовить к восприятию художественного произведения.


Слово о писателе. Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи

Начать подготовку к осмыслению проблематики рассказа и авторской позиции.

Познавательные:знать сюжетную линию рассказа. Понимать авторское отношение к героям.

Коммуникативные:выразительно читать фрагменты рассказа и комментировать,осуществлять творческий пересказ эпизода от лица одного из персонажей рассказа. Регулятивные:понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Воспитание уважительного отношения к русской литературе XIX века.



Образы горцев.

Рассмотреть средства раскрытия образов горцев в рассказе; раскрыть смысл представления читателю подробных описаний быта и традиций горцев.

Чтение фрагментов рассказа; ответы на вопросы учебника; представление иллюстраций к рассказу.

Научиться определять особенности повествования.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь устно формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности.



Образы Жилина и Костылина

сформировать первоначальные навыки сопоставительной характеристики литературных героев; показать на примере анализа образов Жилина и Костылина два разных отношения к жизни; подвести учащихся к осмыслению нравственной проблематики рассказа, его идеи

пересказ от лица одного из персонажей; сопоставительная характеристика образов; литературная игра, ответы на вопросы учебника.

Научиться анализировать эпизод

Познавательные:

понимать поучительный смысл рассказа, авторскую позицию в тексте. Коммуникативные:

строить небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия.

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности.



Итоговый урок. Анализ письменных работ учащихся

Закрепить навыки устной и письменной характеристики заглавного образа литературного произведения

устные рассказы о литературном персонаже; анализ письменных работ.

Научиться самодиагностике.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Формирование навыков индивидуального выполнения заданий.



Образ Родины в русской поэзии. И.С.Никитин «Русь», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…»

Подготовить выразительное чтение стихотворений И.С.Никитина иА.К.Толстого, формировать навык выявления в литературном произведении художественных образов, помогающих поэту создать образ Родины.

чтение вступительной статьи; краткие сообщения о поэтах; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями.

Научиться анализировать поэтический текст.

Сопоставлять репродукции картин и стихотворения, а также сходные образы из двух стихотворений. Выразительно читать стихотворения. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану

Воспитание уважительного отношения к русской поэзии, русскому слову.



Образ Родины в русской поэзии XX века «Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова

подготовить выразительное чтение стихотворений И. Северянина и Н. М. Рубцова; расширить представления учащихся о средствах создания образа Родины в литературном произведении.

пересказы статьи о писателе; выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.

Научиться анализировать поэтический текст.

Отмечать особенности интонации и настроение в поэтическом тексте.

Описывать образы, раскрывающие неповторимость Руси и черты характера русского человека. Выразительно читать стихотворения.

Воспитание уважительного отношения к русской поэзии, русскому слову.



Стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»

познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детством) И. А. Бунина; закрепить навык объяснения художественной функции слова в поэтическом тексте.

слово о писателе; чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.

Научиться аргументировать свою точку зрения.

Наблюдать за передачей лирического настроения, переживания в стихотворении. Подбирать иллюстрации к стихотворениям или создавать самостоятельно.Выразительно читать стихотворение наизусть. Готовить рассказ об авторе. Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Воспитание уважительного отношения к русской поэзии, русской природе.



Стихотворение И. А. Бунина «Няня»

закрепить навык характеристики заглавного образа литературного произведения; работать над выразительностью чтения.

выразительное чтение наизусть стихотворений; отчёты о выполнении индивидуальных заданий; беседа по вопросам.

Научиться аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Формирование навыков индивидуального выполнения заданий.



Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) С. А. Есенина и его лирическими стихо творениями; закрепить знания учащихся о изобразительно-выразительных средствах; формировать навык выявления в художественном тексте фольклорных образов.

слово о поэте; заочная экскурсия; выразительное чтение стихотворения; беседа по вопросам учебника.

Научиться определять особенности повествования.

Знать приемы создания художественных образов в стихотворении.

Выразительно читать стихотворение наизусть.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.


Воспитание патриотических чувств личности.



Образ Родины в поэзии С. А. Есенина

обогатить представления учащихся об образе Родины в русской поэзии и средствах его создания; формировать навыки выявления в художественном тексте эпитетов, сравнений, метафор и объяснения их художественной функции

выразительное чтение стихотворений наизусть; беседа по вопросам учебника; письменная практическая работа.

Научиться анализировать поэтический текст.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Воспитание уважительного отношения к русской поэзии, русской природе.



Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина

развивать навык выразительного чтения стихотворений как способа его интерпретации; подготовить учащихся к рассмотрению особенностей ритмической организации стихотворного текста и определению стихотворного размера.

выразительное чтение стихотворений наизусть; наблюдение над особенностями ритма и рифмы

Научиться выразительно читать текст по образцу и фонохрестоматии.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формировать ситуацию эмоциональных состояний.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное.

Воспитание уважительного отношения к русской поэзии, русской природе.



Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка»

познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества П. П. Бажова; дать начальное пред ставление о сказе на примере сказа «Медной горы Хозяйка»; показать соотношение реального и фантастического в произведении.

чтение вступительной статьи; групповая работа; чтение фрагментов сказа; ответы на вопросы учебника; устное словесное рисование; работа со словарём.

Научиться анализировать текст

Описывать героев сказа. Объяснять значение незнакомых слов с помощью словаря. Объяснять значение концовки произведения. Пересказывать сюжет сказа по цепочке и отдельные фрагменты от третьего лица с сохранением манеры повествователя. Отвечать на вопросы. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности.



Образ рассказчика в сказе.

сформировать у пятиклассников представления об образе рассказчика в сказе; обобщить сведения об особенностях сказовой манеры повествователя и средствах создания образа народного умельца в сказе.

пересказ фрагментов сказа; представление кроссвордов; чтение фрагментов сказа; ответы на вопросы

Научиться определять особенности повествования.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значения прочитанного.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности.



«Приключения Тома Сойера» М. Твена

познакомить учащихся с биографией М. Твена; расширить представления об образе персонажа и средствах его создания; обогатить сведения о средствах создания комического эффекта.

сообщения о биографии писателя; чтение первых глав повести; беседа по вопросам учебника.

Научиться составлять литературный портрет героя.

Знать средства создания образа персонажа (портрет, описание поступков, речь).Рассказывать о героях с использованием иллюстраций и эпизодов из текста. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Мир детства в повести

развивать представления учащихся о средствах создания образа детства в повести; дать начальные представления об актуальности литературного произведения и отражении в нём основных жизненных конфликтов и проблем.

пересказ главы повести; чтение фрагментов; беседа по вопросам; работа с иллюстрациями

Научиться определять особенности повествования.

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значения прочитанного.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Формирование навыков исследовательской и творческой деятельности.



Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»

познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) А. П. Чехова; закрепить навык устной характеристики заглавного (собирательного) образа литературного произведения; дать начальное представление о юморе.

слово учителя о писателе; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; письменная творческая работа.

Научиться определять особенности повествования.

Уметь выразительно читать рассказ, описывать героя, используя цитаты из текста. Выявлять приемы комического в тексте.Уметь составлять цитатный план рассказа, подробно его пересказывать.


Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Практикум Письменный отзыв

о литературном произведении

раскрыть основные признаки отзыва как речевого жанра; познакомить учащихся с разновидностями отзыва и с особенностями употребления в каждом из них языковых средств.

чтение и анализ материалов учебника; анализ различных разновидностей отзыва; анализ памятки «Как писать отзыв»; редактирование отзывов; самостоятельное написание отзыва о прочитанном произведении

Научиться самодиагностике.

Писать самостоятельно отзыв о прочитанном произведении. Редактировать отзыв. Сопоставлять аннотацию и отзыв. Уметь характеризовать заглавный образ. Приводить примеры необычных названий произведений. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.



Анализ письменных отзывов о самостоятельно прочитанном произведении

проанализировать отзывы, написанные школьниками, с целью совершенствования умений создавать высказывания подобного характера .

анализ и редактирование самостоятельно созданных отзывов.

Научиться способам аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.



Повесть А. С. Грина «Алые паруса»

познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Грина; подготовить их к восприятию и анализу повести «Алые паруса».

чтение вступительной статьи; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; заочная экскурсия в музей писателя; чтение первой главы повести.

Научиться определять особенности повествования.

Анализировать жанровое своеобразие произведения, выявляя черты сказки и повести в тексте.

Читать и комментировать фрагменты повести.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Образ Ассоль

продолжить знакомство с миром А. С. Грина; формировать навык создания устного рассказа о литературном персонаже с использованием цитирования; показать связь художественного мира повести со сказочным миром.

чтение и анализ фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа об Ассоль.

Научиться определять особенности повествования.

Составлять цитатный план рассказа об Ассоль. Представлять устную и письменную портретную характеристику героев.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Образ Грэя

продолжить комментированное чтение повести «Алые паруса»; сформировать первоначальные навыки сопоставительн ой характеристики литературных персонажей; дать начальное представление о символе в литературном произведении.

чтение и анализ фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа о Грэе; работа с иллюстрацией.

Научиться определять особенности повествования.

Составлять цитатный план рассказа о Грэе. Представлять устную и письменную портретную характеристику героев.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Описание первой встречи героев

продолжить комментированное чтение повести «Алые паруса»; обогатить представления учащихся о художественном образе на примере образа события.

чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; отчёты о выполнении индивидуальных заданий.

Научиться определять особенности повествования.

Описывать символические образы писателя, используя цитаты. Читать и комментировать фрагменты повести.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Финал повести

подвести итоги изучения повести А. С. Грина «Алые паруса»; рассмотреть финал произведения и смысл названия повести.

выразительное чтение фрагментов повести; чтение и анализ финала; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника.

Научиться определять особенности повествования.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Осваивать новые виды деятельности,осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.



Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

познакомить учащихся с отдельными фактами биографии

(детством) А. П. Платонова и особенностями его творчества;

чтение вступительной статьи; комментированное чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; выполнение практического задания.

Научиться анализировать текст

Наблюдать над особенностями языка писателя. Выделять в рассказе необычные сочетания слов, выражения. Объяснять смысл названия рассказа.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.



Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

обобщить знания пятиклассников о творчестве С. Я. Мар шака; дать начальное представление о драматическом роде литературы, его особенностях.

чтение наизусть; чтение вступительной статьи; выразительное чтение фрагментов пьесы-сказки по ролям; ответы на вопросы учебника; викторина.

Научиться определять особенности повествования.

Знать особенности создания образа в драматическом произведении. Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Заглавный образ в пьесе-сказке

закрепить представления пятиклассников о заглавном образе и средствах его создания на примере пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; рассмотреть связь заглавного образа с другими образами в пьесе.

словесное рисование; характеристика заглавного образа; выразительное чтение по ролям; ответы на вопросы учебника.

Научиться определять особенности повествования.

Знать сюжет и содержание пьесы-сказки.

Выразительное чтение фрагментов по ролям.

Положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся



Практикум Монолог и диалог как средства создания образа

обобщить представления учащихся о монологе и диалоге как средствах создания художественных образов; сформировать начальные навыки составления речевой характеристики литературного персона-

жа; закрепить представления учащихся об особенностях эпических, лирических и драматических произведений.

чтение главы учебника; выполнение практических заданий; чтение фрагментов эпических, драматических и лирических произведений

Научиться аргументировать свою точку зрения.

Определять место и художественные функции монологов и диалогов в ранее изученных эпических, драматических и лирических произведениях. Отличать

монологи и реплику. Выполнять исследовательские и творческие задания.

Осваивает новые виды деятельностиучаствует в творческом созидательном процессе.



Работа над речевой характеристикой героя

закрепить навыки работы над речевой характеристикой литературного героя и цитирования; подвести итоги работы в третьей четверти.

устные ответы на вопросы; выполнение письменной работы.

Научиться составлять литературный портрет героя.

Познавательные:

понимать поучительный смысл рассказа, авторскую позицию в тексте. Коммуникативные:

строить небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия.

Формирование мотивации к самосовершенствованию



Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

познакомить учащихся с отдельными произведениями литературы о Великой Отечественной войне; расширить представления учащихся об образе исторического события; показать своеобразие звучания и особую значимость произведений на военную тему в формировании гражданского сознания и нравственных чувств.

выразительное чтение стихотворе ния; устные сообщения; устное словесное рисование; прослушивание песен военной тематики; беседа по вопросам учебника.

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

Читать по ролям диалоги повести. Составлять план и подбирать цитаты для рассказа о герое.

Выразительно читать стихотворение. Создавать устные картины с помощью словесного рисования.

Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Повесть В. П. Катаева «Сын полка»

познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества В. П. Катаева и начать чтение повести «Сын полка»; дать исторический комментарий к повести.

рассказ о писателе; чтение первых глав повести; беседа по вопросам учебника.

Научиться определять идейно-художественное своеобразие прозаического текста

Читать по ролям диалоги повести. Составлять план и подбирать цитаты для рассказа о герое.

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности



Образ Вани Солнцева

формировать навыки работы с большим по объёму художественным текстом; подготовиться к составлению письменной характеристики литературного персонажа.

чтение фрагментов повести; беседа по вопросам учебника; составление плана рассказа о литературном герое.

Научиться составлять устную и письменную характеристику героя

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Формирование навыков взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя.



Смысл названия повести

закрепить навык составления вопросов по тексту литературного произведения; расширить представление о заглавном образе литературного произведения и об обобщающем значении художественного образа.

чтение фрагментов повести; чтение по ролям; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями

Научиться определять идейно-эмоциональное содержание повести

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применять метод информационного поиска.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной работе.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания



Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне

расширить круг чтения пятиклассников; познакомить учащихся с литературными произведениями, в которых описаны события Великой Отечественной войны.

чтение фрагментов произведений; рассказы учащихся о событиях военного времени и участниках Великой Отечественной войны; представление фотографий и прослушивание песен военного времени.

Научиться анализировать прозаические тексты

Знать средства создания образа персонажа (портрет, описание поступков, речь). Рассказывать о героях с использованием иллюстраций и эпизодов из текста. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.


Совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.



Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

расширить представления учащихся о произведениях с автобиографической основой на примере истории создания рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»; закрепить навык анализа образа персонажа; развивать навыки выразительного чтения, пересказа и составления плана.

чтение вступительной статьи; ответы на вопросы учебника; составление развёрнутого (сложного) плана рассказа; пересказ; выразительное чтение фрагментов рассказа; составление характеристики героя.

Сопоставлять произведения сходной проблематики.

Составлять рассказ о герое произведения. Сравнивать описания природы в тексте. Краткий пересказ фрагмента произведения с использованием цитирования.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе,

осознаёт себя как индивидуальность и как член общества.



Человек и природа в рассказе

показать особенности изображения человека и природы в рассказе; дать начальное представление о пейзаже в литературном произведении.

чтение и анализ фрагментов рассказа; проверка понимания содержания рассказа; ответы на вопросы; литературная игра по вариантам.

Научиться определять роль изображения природы в рассказе В.П.Астафьева

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.



Р.Р. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?»








Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

формировать устойчивый интерес к художественной литературе; развивать навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.

чтение рассказа; ответы на вопросы; представление читательского дневника; сопоставление произведений на сходную тему.

Сопоставлять произведения сходной проблематики.

Составлять рассказ о герое произведения. Сравнивать описания природы в тексте. Краткий пересказ фрагмента произведения с использованием цитирования.

Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе,

осознаёт себя как индивидуальность и как член общества.



Контрольная работа (тест).








Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка»

расширить круг чтения учащихся за счёт произведений писателей-анималистов; познакомить пятиклассников с отдельными фактами биографии и творчества Э. Сетона-Томпсона.

рассказ о писателе; чтение фрагментов рассказа; работа с иллюстрациями; беседа по вопросам учебника

Научиться определять идейное своеобразие рассказа

Готовить отзыв о произведении о животном. В письменной форме отвечать на вопрос об образе животного в произведении с использованием цитат.


Воспитание уважительного отношения к животным, к культурам других народов.



Образы животных и образы людей в рассказе

закрепить представления учащихся об образах животных и образах людей в литературе.

чтение фрагментов рассказа; устные пересказы; беседа по вопросам учебника.

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы


Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.






Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пёс»

познакомить учащихся с биографией Ю. П. Казакова и его рассказом «Арктур — гончий пёс»; формировать навыки выразительного чтения прозаического текста и публичного выступления с рассказом или презентацией.

рассказ о писателе; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; рассказ о любимом животном; презентация.

Научиться владеть навыками устной монологической речи.

Продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным животным и ответственности за их жизнь;

учить понимать прочитанное;

обратить внимание на роль деталей,эпизодов в осуществлении авторского замысла.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.




Образ Арктура

перечитать наиболее запомнившиеся учащимся фрагменты рассказа, помогающие представить образ Арктура; формировать навык выявления способов выражения авторской позиции в произведении.

чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; просмотр кинофрагментов.

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы.

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь аргументировать свою позицию.


Воспитание уважительного отношения к животным, к культурам других народов.



Урок внеклассного чтения по произведениям о животных

формировать читательские интересы учащихся; развивать навыки устного рассказа о заглавном образе литературного произведения и письменного отзыва о прочитанном произведении.

чтение фрагментов произведений; конкурс литературных кроссвордов; рассказы о своих любимых животных и образах животных в литературных произведениях; отзывы о прочитанных произведениях.

Научиться выразительно читать текст.

Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы.

Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.



Детективный рассказ А. Конан Дойла «Камень Мазарини»

обобщить представления учащихся о жанре рассказа; познакомить пятиклассников с отдельными фактами биографии и творчества А. Конан Дойла и историей создания образа сыщика Шерлока Холмса; показать особенности детективных рассказов на примере рассказа «Камень Мазарини».

рассказ о писателе; демонстрация фотографий, слайдов, иллюстраций к произведениям; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника.

Научиться анализировать эпизод по алгоритму выполнения задачи

Создавать устные отзывы о прочитанных рассказах.

Создавать список юмористических, фантастических и детективных рассказов для рекомендаций одноклассникам и самостоятельного чтения.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.



Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.



Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша»

обогатить представления учащихся о рассказе на примере юмористического рассказа; дать начальные представления о юморе в литературном произведении.

чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; создание рассказа о комической ситуации.

Научиться анализировать эпизод по алгоритму выполнения задачи







Создавать устные отзывы о прочитанных рассказах.

Создавать список юмористических, фантастических и детективных рассказов для рекомендаций одноклассникам и самостоятельного чтения.

Принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия.

Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.



Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Всё лето в один день»

расширить представления о жанре рассказа на примере научно-фантастических рассказов Р. Брэдбери.

чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; устное словесное рисование; обмен впечатлениями от прочитанного.

Научиться анализировать прозаический текст.

совершенствовать навыки анализа литературного текста, умение работать с эпизодами произведения; воспитывать толерантность к окружающим людям.

Формирование мотивации к самосовершенствованию.



Итоговый урок Рекомендации книг для внеклассного чтения

подвести итоги работы за год; наметить перспективы изучения в 6 классе образа человека в художественной литературе; рекомендовать книги для классного и внеклассного чтения.

беседа по вопросам; записи в тетрад ях; взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения.

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученныз темах

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия.

Коммуникативные: строить монологические высказывания в письменной форме.

Формирование навыков исследовательской и диагностической деятельности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!