Устное народное творчество (6 ч.) | Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…». Былина «На заставе богатырской» (в сокращении). «Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев». | Рассказ о жанрах устногонародного творчества. Рассказ о народной песне. Выделение главной мысли произведения. Ответы на вопросы. Работа по репродукции картины. Составление характеристик героев. Составление плана пересказа. Пересказ по плану. Пересказ с изменением лица. Художественный пересказ. Пересказ с характеристикой персонажей. Подбор пословиц, поговорок, загадок назаданную тему. Загадывание и разгадывание загадок. Подробный пересказ эпизода. Сообщения учащихся. | Индивидуальная, фронтальная, парная |
Из произведений русской литературы ХIХ века (24 ч.) | В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).
Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил | Составление характеристик героев и их поступков. Составление плана текста. Пересказ по плану. Написание отзыва. Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Работа над языковыми средствами выразительности. Пересказ по пану. Работа над средствами языковой выразительности. Выразительное чтение. Ответы на вопросы. Характеристика главных героев и их поступков. Сравнение персонажей. Составление плана. Озаглавливание частей. Пересказ по иллюстрации. Составление характеристики героев по поступкам. Художественный пересказ. Работа по картине. Сравнение литературных и кинематографических произведений. Высказывание своего суждения. Выделение главной мысли произведения. Обоснование своего отношения к главным героям. Составление коллективного отзыва на прочитанное произведение. Выразительное чтение. Устное рисование. Объяснение взаимоотношений людей. Характеристика главных героев и их поступков. Работа с устаревшими словами. Чтение по ролям. Работа с устаревшими словами. Характеристика главных героев, их поступков. Пересказ эпизода. Составление плана рассказа. Составление плана отзыва. Составление отзыва по плану. Выразительное чтение. Характеристика главных героев. Работа над средствами художественной выразительности. Заучивание наизусть. Высказывание своего отношения к событиям, описанным в произведении. Выразительное чтение. Зрительные зарисовки образов при чтении стихотворений, чтобы понять настроение, чувства поэта. Заучивание наизусть. Ответы на вопросы. Выделение главной мысли рассказов. Составление рассказов по иллюстрациям. Чтение по ролям. Соотношение событий в рассказе с действительностью наших дней. Составление плана рассказа. Пересказ по плану. Объяснение смысла названия произведений. | Индивидуальная, фронтальная, парная |
Из произведений литературы 20 века (26 ч.) | М. Горький «Песня о Соколе».
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении). М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».
К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова». | Беседа по вопросам. Выделение главной мысли. Характеристика главных героев. Рассказ о главных героях. Заучивание наизусть. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Находить в тексте художественные сравнения и определения. Пересказ содержания текста. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Ответы на вопросы. Выделение главной мысли произведения. Рассказ об особенностях произведения. Характеристика действующих лиц. Составление плана. Выражение своего отношения к событиям произведения. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Работа с репродукциями картин. Сочинение по картине. Работа над планом. Составление связного рассказа по плану. Работа над средствами языковой выразительности. Работа над описанием. Ответы на вопросы. Составление характеристики героев. Пересказ отрывков к иллюстрации. Составление плана. Художественный пересказ по плану. Составление плана письменного изложения. Выделение главной мысли произведения. Объяснение смысла названия произведения. Составление характеристики героя, опираясь на текст. Ответы на вопросы. Выразительное чтение. Описание чувства, которое преобладает в стихотворениях, подкрепляя словами из текста. Работа с репродукцией картины. Доказательство свей точки зрения. Заучивание наизусть. Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Составление характеристики героя, опираясь на текст. Обоснование своего отношения к герою. Выделение главной мысли произведения. Составление плана произведения. Художественный пересказ по плану. | Индивидуальная, фронтальная, парная |
Из произведений зарубежной литературы (4 ч.) | Роберт Луис Стивенсон «Вересковый мёд». Эрнест Сетон-Томпсон «Снап». Джеральд Даррелл «Живописный жираф». | Выразительное чтение. Рассуждение на тему… Выделение главной мысли. Рассказ учащихся. Чтение по ролям. Составление плана рассказа. Пересказ отрывка к иллюстрации. Озаглавливание частей. Художественный пересказ по плану. Выражение своего отношения к поступкам людей. Сравнительная характеристика героев. Описание взаимных отношений. | Индивидуальная, фронтальная, парная |
Внеклассное чтение (7 ч.) | «Сказки народов мира», Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. А. Некрасов«Мать», рассказы А. П. Чехова, рассказы М. А. Шолохова, «Героическое прошлое России», Жюль Верн «Таинственный остров» | Устное высказывание. Подробный пересказ эпизода. Словесное рисование. Составление устной характеристики героев произведений. Выразительное чтение. Подготовка устных сообщений. Участие в беседе. Построение устных монологических ответов. | Индивидуальная, фронтальная, парная |