Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».
СанПиН 2.42.3286 – 15 « Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(вместе с СаНПиН2.4.23286-15 Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г № 38528)
Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
Реализация данной программы предусмотрена на основе системы УМК: Русский язык» 4 класс Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, в 2-х частях, Москва,
«Просвещение», 2021г.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений,
являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Дети с нарушением интеллекта в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, период их
дошкольной речевой практики более короткий. Период овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их
психического развития. В результате к началу школьного обучения они не
достигают такого уровня речевого развития, который бы обеспечивал успешное освоение знаний и навыков в области языка.
Курс обучения русскому языку нацелен на решение следующих образовательных, воспитательных и коррекционных задач:
Формирования у учащихся интереса к языку о первоначальные языковые общения;
Совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц; закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, обработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
Обучение адекватному и грамотному письму с применением изученных орфографических правил;
Развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый словарь, соблюдая правильность построения предложений;
Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и формирование у них первоначальных умений в письменных высказываниях;
Осуществление нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
На изучение русского языка выделяется- 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных результатов.
Личностные учебные действия:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением , занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Положительное отношение к окружающей действительности, готовности к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей.
Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей.
Понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель- ученик, ученик- ученик, ученик- класс, учитель- класс).
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Активно соблюдать ритуалы учебного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).
Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия: Минимальный уровень:
делить слова на слоги для переноса;
списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами;
различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце;
составлять предложения по картинке;
выделять из текста предложения на заданную тему;
участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим произношением;
различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;
дифференцировать оппозиционные согласные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги , переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (16-25 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
выделять из предложений слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
составлять и распространять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении, устанавливать связь между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложений ;
составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения);
записывать свой домашний адрес;
выделять тему текста ( о чём идёт речь), озаглавливать его.
Содержание учебного предмета.
Содержание учебного курса построено с учётом особенностей познавательной деятельности детей.
Повторение.
Звуки и буквы. Предложение. Предложение и его схема. Распространение предложений, составление предложения по схеме.
Звуки и буквы.
Порядок слов в алфавитном порядке. Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным орфографическим словарём».
Непроверяемые и проверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов-
«родственников». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных в предыдущих классах, нахождение их в словаре.
Знак ударения. Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной.
Звонкие и глухие согласные. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ слов. Составление схемы. Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова.
Буквы е,ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов. Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова на письме. Согласные
твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении. Определение значений слов. Обозначение мягкости согласных буквами: и,е,ё,ю,я, твёрдости согласных – буквами-а,о, у,ы.
Бувка ь для обозначения мягкости согласных на конце слова и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Разделительный мягкий знак перед гласными: и,е.ё,ю,я. Упражнения в умении правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Перенос части слова при письме.
Слово. Название предметов.
Предмет и его значение. Их различение. Называние предметов, отвечающих на вопрос что? кто? Выделение частей предмета и их названий. Обозначение обобщающим словом группы видовых предметов. Группировка предметов и их названий. Выделение названия предмета из предложения.
Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных. Названия улиц, городов, сёл, деревень. Знание домашнего адреса.
Названия действий.
Действие и его название. Различение действия и его названия. Называние действий по вопросам что делает? Что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначении. Различение названий предметов и названий действий по вопросам. Знакомство с новыми вопросами к названиям действий. Подбор
названий действий по вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия действий, с названием предмета. Упражнения в составлении сочетаний
слов по вопросам: кто что делает? Кто что делают? Кто что делал? Кто что делала? кто что делали? Подбор к названию предмета нескольких названий действий.
Названия признаков предмета.
Определение признака предмета по вопросам какой? Какая? Какие? Какое? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним
вопросов. Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу. Образование слов одной категории от другой по вопросу или образцу. Распространение предложений словами различных
категорий.
Предлоги.
Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного расположения предметов. Составление предложений с использованием предлогов. Наблюдение за обозначением предлога в схеме и записи.
Предложение.
Составление предложений по предметной и сюжетной картинке, по вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения. Выделение предложения из речи или текста по заданию учителя. Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления предложения в схеме и записи. Деление текста на предложения. Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок
слов в предложении, связь слов в предложении. Сравнение разрозненных слов и предложения. Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого предложения с опорой на картинку и без неё. Распространение предложений по
картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Работа с деформированным предложением. Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Установление связи слов в предложении по вопросам. Предложения разные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Знаки препинания в конце предложения. Работа с диалогом.
Письмо и чистописание. Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма. Чёткое и графическое правильное
написание строчных и прописных букв и их соединений. Списывание с
рукописного и печатного текстов сначала по слогам, затем целыми словами. Запись
под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением. Контрольное списывание. Письмо по памяти. Словарные (картинные), предупредительные, зрительные и слуховые, объяснительные, выборочные диктанты. Контрольные диктанты.
Связная письменная речь. Коллективное составление рассказа по сюжетной
картинке и опорным словам. Различение рассказа и набора предложений. Работа с деформированным текстом. Его восстановление. Коллективная запись текста после его анализа. Определение темы текста. Подбор заголовка.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела и урока. | Кол- во часов | Дата | Виды учебной деятельности обучающихся. |
| Повторение. | 8ч. | | |
1. | Предложение. Выделение его из текста. | 1ч. | | Выделение предложения из текста. Нахождение границы предложений в тексте, записанном без деления на предложения. |
2. | Предложение законченное и незаконченное. | 1ч. | | Различение законченного и незаконченного предложения. Запись предложений. |
3. | Завершение начатого предложения. | 1ч. | | Завершение начатого предложения. Определение границ предложения. |
4. | Предложение и его схема. Распространение предложений. | 1ч. | | Составление схемы предложения. Запись предложения по схеме. Различение распространённого и нераспространённого предложений. Распространение предложения при помощи предметных картинок, вопросов. |
5. | Порядок слов в предложении. | 1ч. | | Установление порядка слов в предложении. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
6. | Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. | 1ч. | | Нахождение и выделение названий предметов, действий и признаков в предложении. Постановка вопроса. |
7. | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1ч. | | Составление предложения по сюжетной картинке. Распространение предложений. |
8. | Составление предложений по предметной картинке. | 1ч. | | Составление предложений по предметной картинке. Распространение предложений. |
| Звуки и буквы. | 42ч. | | |
9. | Алфавит. Расположение слов по алфавиту. | 1ч. | | Знание алфавита. Расположение слов в алфавитном порядке. Работа с орфографическим словарём. |
10. | Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в | 1ч. | | Роль гласных в образовании слогов. Знание гласных букв. |
| слове. | | | |
11. | Различение ударных и безударных гласных. | 1ч. | | Слышать и выделять голосом ударный звук в словах, постановка знака ударения над ударной гласной. Выбор одного из двух правильный вариант и называние ударного гласного. |
12. | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | 1ч. | | Соотнесение звука и буквы под ударением и несоответствием в безударной позиции. Проверка безударной гласной в слове. Правильная постановка ударения в словах. |
13. | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. | 1ч. | | Соотнесение звука и буквы под ударением и несоответствием в безударной позиции. Проверка безударной гласной в слове. Правильная постановка ударения в словах. |
14. | Проверка безударной гласной в слове. | 1ч. | | Умение подбирать проверочное слово, правильно ставить ударение в слове. Пополнение словаря. |
15. | Проверка безударной гласной в слове. | 1ч. | | Умение подбирать проверочное слово, правильно ставить ударение в слове. Пополнение словаря. |
16. | Проверка безударной гласной в слове. | 1ч. | | Умение подбирать проверочное слово, правильно ставить ударение в слове. Пополнение словаря. |
17. | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | 1ч. | | Овладение способом проверки безударных проверяемых и непроверяемых гласных по образцу. Приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
18. | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. | 1ч. | | Овладение способом проверки безударных проверяемых и непроверяемых гласных по образцу. Приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
19. | Контрольный диктант. | 1ч. | | Письмо под диктовку. |
20. | Работа над ошибками. | 1ч. | | Анализ диктанта. Выполнение |
| | | | работы над ошибками. |
21. | Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. | 1ч. | | Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. Подбор проверочных слов. |
22. | Обозначение мягкости согласных на письме буквами : и,е,ё,ю, я. | 1ч. | | Обозначение и выделение мягких и твёрдых согласных перед гласными. Приводить примеры на каждый случай дифференциации. |
23. | Буква мягкий знак(Ь) на конце и в середине слова. | 1ч. | | Письмо слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Правильность постановки мягкого знака в середине слова и на конце по образцу. Подбор слов. |
24. | Буква мягкий знак(Ь) на конце и в середине слова. | 1ч. | | Письмо слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Правильность постановки мягкого знака в середине слова и на конце по образцу. Подбор слов. |
25. | Различение твёрдых и мягких согласных. | 1ч. | | Различение на слух и чёткое произношение твёрдых и мягких согласных. Выделение на письме. |
26. | Написание жи-ши, ча- ща, чу-щу в словах. Активизация словаря по теме. | 1ч. | | Восстановление и закрепление в памяти написание сочетания слогов: жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах, пополнение словаря. Применение на практике. |
27. | Написание жи-ши, ча- ща, чу-щу в словах. | 1ч. | | Восстановление и закрепление в памяти написание сочетания слогов: жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах, пополнение словаря. Применение на практике. |
28. | Написание жи-ши, ча- ща, чу-щу в словах. | 1ч. | | Восстановление и закрепление в памяти написание сочетания слогов: жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах, пополнение словаря. Применение на практике. |
29. | Различение правил правописания в словах. | 1ч. | | Письмо слов со слогами. Правила правописания. |
30. | Контрольный диктант. | 1ч. | | Письмо под диктовку с выполнением задания. |
31. | Работа над ошибками. | 1ч. | | Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. |
32. | Разделительный мягкий | 1ч. | | Знакомство с разделительным |
| знак перед гласными: и, е,ё, ю,я. Знакомство. | | | мягким знаком . его роль и значение в слове. |
33. | Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. | 1ч. | | Умение делить слова с разделительным мягким знаком и переносить их. Повторение деления слов на слоги. Правила переноса. |
34. | Правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 1ч. | | Умение слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Усвоение правила переноса таких слов. |
35. | Правило правописания слов с разделительным мягким знаком. | 1ч. | | Умение слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Усвоение правила переноса таких слов. |
36. | Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. | 1ч. | | Сравнение и запись слов с разделительным мягким знаком и без него. |
37. | Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. | 1ч. | | Сравнение слов с мягким знаком и разделительным мягким знаком. |
38. | Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний. | 1ч. | | Закрепление знаний по пройденной теме. |
39. | Звонкие и глухие согласные. Различение их в словах. | 1ч. | | Знание звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных зрительно и на слух. |
40. | Наблюдение за парными согласными на конце слова. | 1ч. | | Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова, сравнение как они пишутся и произносятся. |
41. | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1ч. | | Письмо слов с звонкими и глухими согласными на конце слова, доказательство правильности написания парных согласных на конце слова по образцу. |
42. | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце | 1ч. | | Письмо слов с звонкими и глухими согласными на конце слова, доказательство |
| слова. | | | правильности написания парных согласных на конце слова по образцу. |
43. | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1ч. | | Письмо слов с звонкими и глухими согласными на конце слова, доказательство правильности написания парных согласных на конце слова по образцу. |
44. | Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. | 1ч. | | Различение правил проверки парных звонких и глухих согласных в словах и безударных гласных в словах. |
45. | Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. | 1ч. | | Различение правил проверки парных звонких и глухих согласных в словах и безударных гласных в словах. |
46. | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | 1ч. | | Закрепление знаний по теме. Применение правила при письме. |
47. | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | 1ч. | | Закрепление знаний по теме. Применение правила при письме. |
48. | Правила правописания в слове. Закрепление знаний. | 1ч. | | Закрепление знаний по теме. Применение правила при письме. |
49. | Контрольный диктант. | 1ч. | | Письмо под диктовку с выполнением задания. |
50. | Работа над ошибками. | 1ч. | | Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. |
| Слово. | 36ч. | | |
51. | Названия предметов, действий и признаков предмета. | 1ч. | | Чёткое различение названия предмета, действия и признака предмета по значению и по вопросам. |
52. | Название предметов. Различение их по вопросам кто? что? | 1ч. | | Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. |
53. | Различение названий предметов по вопросам | 1ч. | | Различение названия предметов по вопросам. Выделение в |
| кого? чего? | | | предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. |
54. | Различение названий предметов по вопросам кого? чего? | 1ч. | | Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. |
55. | Различение названий предметов по вопросам кому? чему? | 1ч. | | Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. |
56. | Различение названий предметов по вопросам кем? чем? | 1ч. | | Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. |
57. | Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? | 1ч. | | Различение названия предметов по вопросам. Выделение в предложении названия предметов, данных в разных формах. Составление предложения по схеме, меняя форму слова по вопросам, данным в схеме. |
58. | Выделение названий предметов в предложении. | 1ч. | | Выделение названий предметов в предложении. |
59. | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. | 1ч. | | Знакомство с понятием «имена собственные». Умение писать данные слова с большой буквы. Различение и правильное письмо похожих названий предметов и имён собственных. |
60. | Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. | 1ч. | | Знакомство с понятием «имена собственные». Умение писать данные слова с большой буквы. Различение и правильное письмо похожих названий предметов и имён собственных. |
61. | Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. | 1ч. | | Знакомство с понятием «имена собственные». Умение писать данные слова с большой буквы. Различение и правильное письмо похожих названий предметов и имён собственных. |
62. | Название предметов. Закрепление знаний. | 1ч. | | Закрепление знаний по теме, применение на письме. |
63. | Контрольный диктант. | 1ч. | | Письмо под диктовку с выполнением задания. |
64. | Работа над ошибками. | 1ч. | | Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. |
65. | Название признаков. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? | 1ч. | | Различение названий признаков по вопросам. |
66. | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1ч. | | Правильная постановка вопроса к названиям признаков предмета. |
67. | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1ч. | | Правильная постановка вопроса к названиям признаков предмета. |
68. | Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. | 1ч. | | Различение признаков предмета по форме, цвету, величине, материалу, вкусу, правильная постановка вопроса. Определение предмета по его признакам. |
69. | Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. | 1ч. | | Подбор слова, обозначающего ряд признаков одного предмета. Определение предмета по его признакам. |
70. | Определение предмета по его признакам. | 1ч. | | Определение предмета по его признакам. Правильная постановка вопроса. |
71. | Различение названий предметов, действий, признаков. | 1ч. | | Различение названий предметов, действий и признаков. Правильная постановка вопроса, |
| | | | нахождение и выделение их в предложении. |
72. | Постановка вопросов к словам в предложении. | 1ч. | | Умение находить и правильно ставить вопросы к словам в предложении и выделять их. |
73. | Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета. | 1ч. | | Умение распространять предложение словами, обозначающими признаки предмета. Накопление словаря. |
74. | Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета по вопросам. | 1ч. | | Распространение предложений словами, обозначающими предмет и его признаки. Правильная постановка вопроса. |
75. | Контрольный диктант. | 1ч. | | Письмо под диктовку с выполнением задания. |
76. | Работа над ошибками. | | | Анализ диктанта. Выполнение работы над ошибками. |
77. | Предлоги: по, к, от, над, под, о, в. на, со словами. | 1ч. | | Знакомство с новыми предлогами. Роль предлога в предложении. |
78. | Предлог из со словами. | 1ч. | | Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. |
79. | Предлог за со словами. | 1ч. | | Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. |
80. | Предлог без со словами. | 1ч. | | Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. |
81. | Предлог до со словами. | 1ч. | | Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. |
82. | Предлог про со словами. | 1ч. | | Отработка умения выбирать или подбирать нужный предлог для связи слов в словосочетании или предложении. |
83. | Предлоги. Закрепление знаний. | 1ч. | | Закрепление знаний по теме. Умение составлять разные по смыслу предложения с одним и тем же словосочетанием. |
84. | Предлоги. Закрепление знаний. | 1ч. | | Закрепление знаний по теме. Умение составлять разные по смыслу предложения с одним и тем же словосочетанием. |
85. | Контрольный диктант. | 1ч. | | Письмо под диктовку с выполнением задания. |
86. | Работа над ошибками. | 1ч. | | Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. |
| Предложение. | 11ч. | | |
87. | Выделение предложения из текста. | 1ч. | | Выделение предложения из текста, запись в тетради. |
88. | Деление текста на предложения. | 1ч. | | Деление текста на предложения. |
89. | Завершение начатого предложения. | 1ч. | | Завершение начатого предложения. Деление текста на предложения. |
90. | Порядок слов в предложении. | 1ч. | | Установление и восстановление порядка слов в предложении. |
91. | Порядок слов в предложении. | 1ч. | | Установление и восстановление порядка слов в предложении. |
92. | Связь слов в предложении. | 1ч. | | Установление связи слов в предложении. Составление предложения из отдельных слов. |
93. | Вопросительное предложение. | 1ч. | | Знакомство с новыми знаками препинания в конце предложения. |
94. | Восклицательное предложение. | 1ч. | | Знакомство с новыми знаками препинания в конце предложения. |
95. | Разные по интонации предложения. | 1ч. | | Сравнение и выделение видимых признаков постановки знаков препинания в конце предложения. Тренировка в выразительности чтения таких предложений. Соблюдение правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. |
96. | Контрольный диктант. | 1ч. | | Письмо под диктовку с выполнением задания. |
97. | Работа над ошибками. | 1ч. | | Анализ диктанта, выполнение работы над ошибками. |
| Повторение. | 5ч. | | |
98. | Правописание гласных и согласных в слове. | 1ч. | | Повторение гласных и согласных букв и звуков в слове. |
99. | Правописание гласных и согласных в слове. | 1ч. | | Повторение и закрепление правил правописания звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Ударные и безударные гласные. |
100. | Название предметов, действий, признаков. | 1ч. | | Нахождение и выделение слов, обозначающих названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов. |
101. | Название предметов, действий, признаков. | 1ч. | | Нахождение и выделение слов, обозначающих названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов. |
102. | Предложение. | 1ч. | | Повторение и закрепление знаний по теме предложение. |
Планируемые результаты.
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны получить следующие результаты.
Личностные базовые учебные действия:
проявлять заинтересованность в выборе картинки, слова, темы для составления предложений;
уметь распространять предложение одним-двумя словами, делая его интересней;
проявлять желание оказать помощь сопернику в ходе дидактической игры;
адекватно оценивать результаты дидактической игры;
уважительно относиться к работе товарища у доски, проявлять терпение и сдержанность до конца работы;
уметь доброжелательно исправлять ошибки, допущенные одноклассниками;
уметь объяснить свой выбор игрового упражнения, данного в «Рабочей тетради»;
уметь объяснить расшифровку словарной головоломки, находя в рисунках подсказки;
понимать важность грамотного письма, обсуждение жизненных ситуаций, требующих использования грамотного письма;
соблюдать формы записи диалога, состоящего из 3-4 реплик;
уметь обыгрывать знакомый диалог в паре с другим учеником;
уметь обсуждать жизненно важные ситуации, в которых необходимо владение диалогической речью( разговор по телефону, вопросно-ответная беседа по ключевой теме урока);
уметь сравнивать героев записанного рассказа;
уметь выбирать заголовок к тексту, аргументируя свой выбор;
принимать активное участие в анализе проделанной работы на уроке.
Предметные базовые учебные действия: Минимальный уровень:
делить слова на слоги для переноса;
списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
писать под диктовку слова и короткие предложения с изученными орфограммами;
различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце;
составлять предложения по картинке;
выделять из текста предложения на заданную тему;
участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим произношением;
различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;
дифференцировать оппозиционные согласные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги , переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами;
выделять из предложений слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
составлять и распространять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении, устанавливать связь между словами по вопросам, ставить знаки препинания в конце предложений ;
составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения);
записывать свой домашний адрес;
выделять тему текста ( о чём идёт речь), озаглавливать его.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.
Учебно- методическое обеспечение:
Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.
Учебник «Русский язык» в 2-х частях. Э. В. Якубовская, Я.в. Коршунова. Москва. «Просвещение».2021г.
Предметные и сюжетные картинки.
Алфавит.
Методические рекомендации 1-4 классы. «Русский язык». Москва.
«Просвещение» 2020г.
Лента букв.
Карточки.
Интерактивная доска.
Проектор.
Ноутбук.