Управление образования администрации Беловского района
Курской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Долгобудская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена и принята «Утверждаю»
на заседании педагогического приказ № 29/1 по
совета Долгобудской СОШ
Протокол № 1 от « 01» сентября 2023 г.
от «24» августа 2023 г. Директор школы
Л.Н.Мищенко
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Математика»
на обучающегося 8 класса
(ФИО ребёнка)
Разработал: учитель
I квалификационной категории
Остроцкий Владимир Николаевич.
с. Долгие Буды
2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по математике для обучающегося 8 класса (ФИО ребёнка) разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (5-9 классы) под ред. И.М. Бгажноковой. - М.:Просвещение,2011.
Учебным планом выделено 2 часа в неделю, 67 часов в год.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У обучающихся формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием - материализация, то есть умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно - практической деятельности и действий с числами.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся должен знать:
- нумерацию чисел в пределах 100;
- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различение двух видов на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
- таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
- порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия;
- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
Обучающийся должен уметь:
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4 в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений;
- использовать знания таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
- различать числа, полученные при счёте и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5м 62см, 3м 03см;
- пользоваться различными табелями - календарями, отрывными календарями; определять время по часам (время прошедшее, будущее);
- находить точку пересечения линий;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд.
Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.
Таблица умножения и деления
Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.
Названия компонентов умножения и деления в речи обучающегося.
Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.
Зависимость между стоимостью, ценой, количеством.
Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.
Единицы измерения и их соотношения
Единица (мера) длины миллиметр. Соотношение: 1 см = 10 мм.
Единица (мера) массы – центнер. Обозначение – 1 ц. Соотношение:
1ц = 100 кг.
Геометрический материал
Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга.
Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Прямая линия. Отрезок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов |
1 | Повторение. Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 |
2 | Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 |
3 | Вычитание с переходом через разряд. | 1 |
4 | Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 |
5 | Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 |
6 | Умножение и деление числа 2. Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2. | 1 |
7 | Умножение и деление числа 2. Порядок действий в примерах без скобок. | 1 |
8 | Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3. | 1 |
9 | Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3. | 1 |
10 | Умножение числа 3. Порядок действий в примерах без скобок. | 1 |
11 | Деление на 3 равные части. | 1 |
12 | Таблица деления на 3. | 1 |
13 | Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3. | 1 |
14 | Решение задач деления на 3 равные части и по3. | 1 |
15 | Решение задач деления на 3 равные части и по3. | 1 |
16 | Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4. | 1 |
17 | Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4. | 1 |
18 | Переместительное свойство умножения. | 1 |
19 | Решение примеров и задач с использованием табличного умножения и деления на 2, 3, 4. | 1 |
20 | Прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии. | 1 |
21 | Деление на 4 равные части. | 1 |
22 | Деление на 4 равные части. Таблица деления на 4. | 1 |
23 | Взаимосвязь умножения числа 4 и деления на 4. | 1 |
24 | Решение задач деления на 4 равные части и по 4. | 1 |
25 | Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения и деления на 4. | |
26 | Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга. | 1 |
27 | Контрольная работа «Умножение и деление на 2, 3, 4». | 1 |
28 | Работа над ошибками. Решение задач на умножение и деление на 2,3,4. | 1 |
29 | Умножение числа 5. Таблица умножения числа 5. | 1 |
30 | Умножение числа 5. Таблица умножения числа 5. | 1 |
31 | Решение примеров и задач с использованием табличного умножения и деления на 2, 3, 4, 5. | 1 |
32 | Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью. | 1 |
33 | Деление на 5 равных частей. Таблица деления на 5. | 1 |
34 | Решение задач деления на 5 равных частей и по 5. | 1 |
35 | Взаимосвязь умножения числа 5 и деления на 5. | 1 |
36 | Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения и деления на 5. | 1 |
37 | Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач. | 1 |
38 | Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач. | 1 |
39 | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Граница многоугольника. | 1 |
40 | Умножение числа 6. Таблица умножения числа 6. | 1 |
41 | Решение примеров и задач с использованием табличного умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6. | 1 |
42 | Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6. | 1 |
43 | Решение задач деления на 6 равных частей и по 6. | 1 |
44 | Взаимосвязь умножения числа 6 и деления на 6. | 1 |
45 | Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения и деления на 6. | 1 |
46 | Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. | 1 |
47 | Контрольная работа «Умножение и деление на 5, 6». | 1 |
48 | Работа над ошибками. Решение простых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 |
49 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление цены Ц = С : К | 1 |
50 | Умножение числа 7. Таблица умножения числа 7. | 1 |
51 | Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения и деления на 7. | 1 |
52 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 |
53 | Деление на 7 равных частей. Таблица деления на 7. | 1 |
54 | Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7. | 1 |
55 | Решение задач деления на 7 равных частей и по 7. | 1 |
56 | Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм. | 1 |
57 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление количества. | 1 |
58 | Умножение числа 8. Таблица умножения числа 8. | 1 |
59 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 |
60 | Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок. | 1 |
61 | Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8. | 1 |
62 | Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 и деления на 8. | 1 |
63 | Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9. | 1 |
64 | Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9. | 1 |
65 | Сравнение выражений. Решение составных задач. | 1 |
66 | Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9. | 1 |
67 | Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9. | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата прове-дения | Оборудова-ние | Приме-чание |
1 | Повторение. Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 | | Таблица 1-100; счеты; разрядные таблицы; магнитные числа. | |
2 | Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 | | | |
3 | Вычитание с переходом через разряд. | 1 | | Калькулятор, счеты | |
4 | Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 | | Счетный материал | |
5 | Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | 1 | | | |
6 | Умножение и деление числа 2. Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2. | 1 | | Таблица умножения; счетный материал | |
7 | Умножение и деление числа 2. Порядок действий в примерах без скобок. | 1 | | | |
8 | Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3. | 1 | | | |
9 | Умножение числа 3. Таблица умножения числа 3. | 1 | | | |
10 | Умножение числа 3. Порядок действий в примерах без скобок. | 1 | | Таблица умножения; счетный материал | |
11 | Деление на 3 равные части. | 1 | | | |
12 | Таблица деления на 3. | 1 | | Таблица деления. Калькулятор, линейка. | |
13 | Взаимосвязь умножения числа 3 и деления на 3. | 1 | | Таблица умножения и деления; счетный материал | |
14 | Решение задач деления на 3 равные части и по3. | 1 | | Таблица умножения; счетный материал | |
15 | Решение задач деления на 3 равные части и по3. | 1 | | Счетный материал | |
16 | Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4. | 1 | | Таблица умножения; счетный материал | |
17 | Умножение числа 4. Таблица умножения числа 4. | 1 | | | |
18 | Переместительное свойство умножения. | 1 | | | |
19 | Решение примеров и задач с использованием табличного умножения и деления на 2, 3, 4. | 1 | | Таблица умножения и деления; счетный материал | |
20 | Прямая, кривая, ломаная, луч. Ломаные линии. | 1 | | Линейка, циркуль | |
21 | Деление на 4 равные части. | 1 | | | |
22 | Деление на 4 равные части. Таблица деления на 4. | 1 | | Таблица деления; счетный материал | |
23 | Взаимосвязь умножения числа 4 и деления на 4. | 1 | | | |
24 | Решение задач деления на 4 равные части и по 4. | 1 | | Таблица умножения и деления; счетный материал | |
25 | Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения и деления на 4. | 1 | | | |
26 | Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга. | 1 | | Линейка, циркуль | |
27 | Контрольная работа «Умножение и деление на 2, 3, 4». | 1 | | | |
28 | Работа над ошибками. Решение задач на умножение и деление на 2,3,4. | 1 | | | |
29 | Умножение числа 5. Таблица умножения числа 5. | 1 | | Таблица умножения; счетный материал | |
30 | Умножение числа 5. Таблица умножения числа 5. | 1 | | | |
31 | Решение примеров и задач с использованием табличного умножения и деления на 2, 3, 4, 5. | 1 | | счетный материал | |
32 | Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью. | 1 | | счетный материал, монеты | |
33 | Деление на 5 равных частей. Таблица деления на 5. | 1 | | Таблица деления; счетный материал | |
34 | Решение задач деления на 5 равных частей и по 5. | 1 | | | |
35 | Взаимосвязь умножения числа 5 и деления на 5. | 1 | | Таблица умножения и деления; счетный материал | |
36 | Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения и деления на 5. | 1 | | счетный материал | |
37 | Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач. | 1 | | счетный материал | |
38 | Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Решение задач. | 1 | | | |
39 | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Граница многоугольника. | 1 | | Линейка | |
40 | Умножение числа 6. Таблица умножения числа 6. | 1 | | Таблица умножения; счетный материал | |
41 | Решение примеров и задач с использованием табличного умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6. | 1 | | Счетный материал | |
42 | Деление на 6 равных частей. Таблица деления на 6. | 1 | | | |
43 | Решение задач деления на 6 равных частей и по 6. | 1 | | | |
44 | Взаимосвязь умножения числа 6 и деления на 6. | 1 | | Таблица умножения и деления; счетный материал | |
45 | Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения и деления на 6. | 1 | | Счетный материал | |
46 | Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. | 1 | | Линейка, калькулятор | |
47 | Контрольная работа. «Умножение и деление на 5, 6». | 1 | | | |
48 | Работа над ошибками. Решение простых задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | | Таблица умножения и деления; счетный материал | |
49 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление цены Ц = С : К | 1 | | Счетный материал, монеты. | |
50 | Умножение числа 7. Таблица умножения числа 7. | 1 | | Таблица умножения; счетный материал | |
51 | Решение примеров и задач с использованием таблицы умножения и деления на 7. | 1 | | Счетный материал | |
52 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | | | |
53 | Деление на 7 равных частей. Таблица деления на 7. | 1 | | Таблица умножения и деления; счетный материал | |
54 | Взаимосвязь таблицы умножения числа 7 и деления на 7. | 1 | | | |
55 | Решение задач деления на 7 равных частей и по 7. | 1 | | Счетный материал | |
56 | Прямая линия. Отрезок. Измерение отрезка в см и мм. | 1 | | Линейка | |
| 57 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Вычисление количества. | 1 | | счетный материал, монеты | |
| 58 | Умножение числа 8. Таблица умножения числа 8. | 1 | | Таблица умножения; счетный материал | |
| 59 | Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. | 1 | | счетный материал, счёты | |
| 60 | Порядок действий I и II ступени в примерах без скобок. | 1 | | Счеты | |
| 61 | Деление на 8 равных частей. Таблица деления числа 8. | 1 | | | |
| 62 | Взаимосвязь таблиц умножения числа 8 и деления на 8. | 1 | | Таблица умножения и деления; счетный материал | |
| 63 | Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9. | 1 | | Таблица умножения; счетный материал | |
| 64 | Умножение числа 9. Таблица умножения числа 9. | 1 | | | |
| 65 | Сравнение выражений. Решение составных задач. | 1 | | счетный материал | |
| 66 | Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9. | 1 | | Таблица деления; счетный материал | |
| 67 | Деление на 9 равных частей. Таблица деления на 9. | 1 | | | |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Список литературы
1. Козлова В.А. Количество и счет.- М. ДРОФА, 2008.
2. Перова М. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения по
математике. — М., 1997.
3. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. – М., 1999.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VΙΙΙ вида (5-9 классы) под ред. М.И. Бгажноковой.- М: Просвещение, 2011 г.
5. Перова М. Н. Математика. 4 класс. Учебник.- М.: Просвещение, 2017г.