ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, познавательные интересы и способности, создаются условия для самопознания и саморазвития. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью. У обучающихся с ЗПР, которым рекомендовано обучение по варианту программы 7.2, мал запас дошкольных знаний и умений, недостаточен практический опыт, даже если они уже неоднократно встречались с теми или иными объектами и явлениями. Вместе с тем эмоциональная окрашенность большинства тем, изучаемых в рамках предмета, яркость иллюстраций учебников и пособий, возможность видеосопровождения и наличие компьютерных программ, которые можно использовать в качестве обучающих, делает этот учебный предмет потенциально привлекательным для детей.
Цели изучения курса:
— формировать целостную картину мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— развивать и воспитывать духовно-нравственную личность гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи содержания курса:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Данная программа будет реализовываться в 3 классе для обучающихся с ЗПР. Рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся с ЗПР уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Программа учитывает особенности обучающихся с ЗПР.
-Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
-Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
-Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
-Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
-Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
-У обучающихся с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
-Учащиеся классов c ЗПР характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
-Программа строит обучение детей с ЗПР на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. Это означает, что учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Методы и формы через которые будет реализована программа:
-обучение на интересе, на успехе, на доверии;
-адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
-одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
-использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
-формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
-взаимообучение, диалогические методики;
-комментированные упражнения;
-оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
III. Место курса в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. Предлагается календарно-тематический план, созданный по темам. Программой запланированы уроки-экскурсии. Проводимые уроки имеют практическую направленность.
VI. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
V. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
5) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
6) умение работать в материальной и информационной сре¬де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Коммуникативные УУД:
1) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Предметные
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир. | 6 |
2 | Эта удивительная природа. | 18 |
3 | Мы и наше здоровье. | 10 |
4 | Наша безопасность. | 7 |
5 | Чему учит экономика. | 12 |
6 | Путешествия по городам и странам. | 15 |
| Итого: | 68 часов |
VI. Содержание программы (68 ч)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пиражен. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии:
Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики —враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практические работы: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Формы контроля.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Тема |
7 | Проверочная работа. | Как устроен мир |
8 | Практическая работа № 1 | Тела, вещества, частицы |
9 | Практическая работа № 2 | Обнаружение крахмала в продуктах питания. |
10 | Практическая работа № 3 | Свойства воздуха |
11 | Практическая работа № 4 | Свойства воды |
12 | Практическая работа № 5 | Круговорот воды в природе |
14 | Практическая работа № 6 | Что такое почва |
15 | Практическая работа № 7 | Разнообразие растений. |
17 | Практическая работа № 8 | Размножение и развитие растений. |
18 | Проверочная работа | Качество усвоения программного материала за первую четверть |
19 | Практическая работа № 9 | Разнообразие животных |
26 | Проверочная работа. | Эта удивительная природа |
27 | Практическая работа № 10 | Организм человека |
29 | Практическая работа № 11 | Надёжная защита организма. |
33 | Практическая работа № 12 | Дыхание и кровообращение |
36 | Проверочная работа | Мы и наше здоровье |
38 | Тест | Чтобы путь был счастливым. |
39 | Тест | Дорожные знаки |
41 | Тест | Опасные места |
44 | Проверочная работа | Наша безопасность |
47 | Практическая работа № 13 | Полезные ископаемые |
48 | Практическая работа № 14 | Растениеводство |
52 | Практическая работа № 15 | Что такое деньги. |
56 | Проверочная работа | Чему учит экономика |
66 | Тест | Путешествие по городам и странам. |
| Итоговая промежуточная диагностическая работа за курс 3 класса | Качество усвоения программного материала за учебный год |
VII. Учебно-методическое обеспечение:
1. Окружающий мир: рабочие программы 1-4 классы: / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2012. – 128 с.,
2. Окружающий мир. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: / Плешаков А.А. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014. – 128 с.: ил.
3.Окружающий мир: Рабочая тетрадь 3 класс: В 2 ч. /Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2016. - 96 с.: ил.
4. Окружающий мир: Атлас-определитель для начальной школы : / Плешаков А.А.– М.: Просвещение, 2014. - 224 с.: ил.
5. Окружающий мир: Тесты 3 класс: / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д.– М.: Просвещение, 2016. - 64 с.: ил.
6. Окружающий мир: Методические рекомендация: 3 класс: / Плешаков А.А., – М.: Просвещение, 2014. - 160 с.: ил.
7. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
Материально-техническое обеспечение:
Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (при наличии).
Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по окружающему миру.
При наличии условий IT-технологий, используемых во внеурочной деятельности для уточнения представлений обучающихся об окружающем мире.
Тематическое планирование уроков окружающего мира
с указанием количества часов на освоение каждой темы.
№ | Тема урока | Тип урока Кол-во часов | Содержание урока | Дата |
По плану | По факту |
«Как устроен мир» (6ч) |
1. | Природа. | Урок - 1 час | Познакомить с явлениями живой и неживой природы. На конкретных примерах раскрыть связи между живой и не живой природой. | 2.09 | |
2. | Человек. | 1 час | Дать представление о значении природы для людей; Воспитывать бережное отношение к людям. | 5.09 | |
3. | Проект «Богатства отданные людям» | Урок -проект 1час | Приготовить к выполнению проекта; расширить знания о природном многообразии, значении природы для людей; На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение; Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине. | 9.09 | |
4. | Общество. | Урок –обобщение, 1 час | Расширить знания о природном многообразии, значении природы для людей; На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение; Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине. | 12.09 | |
5 | Что такое экология. | 1час | Дать общее представление об экологии. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение; Воспитывать бережное отношение к людям, любовь к Родине. Сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережение. | 16.09 | |
6 | Природа в опасности! | 1час | Раскрыть взаимосвязь природы и человека; Познакомить с причинно-следственными связями между поведением людей , их деятельностью и состоянием окружающей среды. ,угрожающими природе. Познакомить с факторами, угрожающими природе. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 19.09 | |
Эта удивительная природа (18 ч) |
7. | Тела, вещества, частицы. | Урок введения новых знаний 1час | Дать представление о телах, веществах, частицах. Ознакомить со свойствами поваренной соли, сахара. крахмала ;научить различать по характерным признакам ; | 23.09 | |
8. | Разнообразие веществ. | Урок практикум 1час | Ознакомить с разнообразием веществ; Провести различные опыты ; научить формировать выводы по наблюдению. | 26.09 | |
9. | Воздух и его охрана. | Урок введения новых знаний 1час | Познакомить с одним из главных богатств природы -воздухом; Показать значение воздуха для всего живого; Познакомить с разными факторами загрязнения воздуха и необходимости его охраны. | 30.09 | |
10. | Вода. | Урок - экскурсия 1 час | Познакомить с одним из главных богатств природы -водой; Показать значение воды для всего живого на планете., с факторами угрожающими исчезновением чистой пресной воды; Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. | 3.10 | |
11 | Превращения и круговорот воды. | Урок введения новых знаний 1час | Сформировать представление о круговороте воды в природе на основе проведённых опытов; | 7.10 | |
12. | Берегите воду! | Урок введения новых знаний 1час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 10.10 | |
13. | Как разрушаются камни. Что такое почва. | Урок введения новых знаний 1час 1час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 14.10 17.10 | |
14. |
15. | Разнообразие растений. | Урок введения новых знаний 1час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 21.10 | |
16. | Солнце, растения и мы с вами | Урок введения новых знаний 1час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 24.10 | |
17. | Размножение и развитие растений | Урок введения новых знаний 1час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 28.10 | |
18. | Охрана растений. | Урок введения новых знаний, 1час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 31.10 | |
19. | Многообразие животного мира | Урок введения новых знаний, 1 час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 11.11 | |
20. | Кто что ест. Проект: «Разнообразие природы нашего края». | Урок введения новых знаний, 1 час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 14.11 | |
21. | Размножение и развитие животных. | Урок введения новых знаний, 1 час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 18.11 | |
22. | Охрана животных. | Урок введения новых знаний, 1 час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 21.11 | |
23. | В царстве грибов. | Урок введения новых знаний, 1 час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 25.11 | |
24. | Великий круговорот жизни. | Урок введения новых знаний, 1 час | Ознакомить с разнообразием природы, с природными взаимосвязями, с факторами угрожающими природе; Развивать мышление, наблюдательность, любознательность; Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. | 28.11 | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10ч ) |
25. | Организм человека. | Урок введения новых знаний, 1 час | Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | 2.12 | |
26. | Органы чувств. | Урок введения новых знаний, 1 час | Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | 5.12 | |
27. | Надежная защита организма. | Урок введения новых знаний, 1 час | Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | 9.12 | |
28. | Опора тела и движение. | Урок введения новых знаний, 1 час | Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | 12.12 | |
29. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | Урок введения новых знаний, 1 час | Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | 16.12 | |
30. | Дыхание и кровообращение. | Урок введения новых знаний 1 час | Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | 19.12 | |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | Проектная деятельность 1 час | Проверить знания и умения учащихся. Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | 23.12 | |
32. | Умей побеждать болезни. | Урок введения новых знаний 1 час | Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | 26.12 | |
Тематическое планирование уроков окружающего мира
с указанием количества часов на освоение каждой темы.
2 полугодие
№ | Тема урока | Тип урока Кол-во часов | Содержание урока | Дата |
По плану | По факту |
3 четверть |
34. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | Урок – презентация 1 час | Формировать общее представление об организме человека; Развивать умения заботиться о своем здоровье; Воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье. | 13.01 | |
Наша безопасность – 7 ч |
35. | Огонь, вода и газ. | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить детей с опасностями разного вида, причинами их возникновения и возможностью избежать опасную ситуацию; Развивать кругозор детей, логическое мышление, умение анализировать. ситуацию; Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность. | 16.01 | |
36 | Чтобы путь был счастливым. | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить детей с опасностями разного вида, причинами их возникновения и возможностью избежать опасную ситуацию; Развивать кругозор детей, логическое мышление, умение анализировать ситуацию; Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность. | 20.01 | |
37. | Дорожные знаки | Урок введения новых знаний, 1 час | Ознакомить детей с опасностями разного вида, причинами их возникновения и возможностью избежать опасную ситуацию; Развивать кругозор детей, логическое мышление, умение анализировать ситуацию; Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность. | 23.01 | |
38 | Проект «Кто нас защищает». | Проектная деятельность 1 час | Ознакомить детей с опасностями разного вида, причинами их возникновения и возможностью избежать опасную ситуацию; Развивать кругозор детей, логическое мышление, умение анализировать ситуацию; Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность. | 27.01 | |
39. | Опасные места | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить детей с опасностями разного вида, причинами их возникновения и возможностью избежать опасную ситуацию; Развивать кругозор детей, логическое мышление, умение анализировать ситуацию; Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность. | 30.01 | |
40. | Природа и наша безопасность | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить детей с опасностями разного вида, причинами их возникновения и возможностью избежать опасную ситуацию; Развивать кругозор детей, логическое мышление, умение анализировать ситуацию; Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность. | 3.02 | |
41. | Экологическая безопасность. | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить детей с опасностями разного вида, причинами их возникновения и возможностью избежать опасную ситуацию; Развивать кругозор детей, логическое мышление, умение анализировать ситуацию; Воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность. | 6.02 | |
Чему учит экономика ( 12 ч) |
42. | Для чего нужна экономика | Урок введения новых знаний, 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать , обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 10.02 | |
43. | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Проектная деятельность 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 13.02 | |
44. | Полезные ископаемые. | Урок -практкум 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 17.02 | |
45. | Сельское хозяйство как составная часть экономики. | Урок введения новых знаний, 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 20.02 | |
46. | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 27.02 | |
47. | Какая бывает промышленность | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 2.03 | |
48. | Проект «Экономика родного края». | Проектная деятельность 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 5.03 | |
49 | Что такое деньги. | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 12.03 | |
50 | Государственный бюджет. | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 16.03 | |
51 | Семейный бюджет. | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 19.03 | |
| | | 4 четверть | | |
52 | Экономика и экология. | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 2.04 | |
53 | Экономика и экология. | Урок введения новых знаний 1 час | Ознакомить с фундаментальными основаниями экономики (природные богатства, капитал, труд), на доступных примерах объяснить роль этих «трех китов» в производстве товаров и услуг; Развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. | 6.04 | |
Путешествия по городам и странам (15 ч) |
54. | Золотое кольцо России | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с городами России , их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию. | 9.04 | |
55. | Золотое кольцо России. | Уроки введения новых знаний 1 час | Познакомить с городами России , их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию. | 13.04 | |
56. | Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности. | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с городами России , их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию. | 16.04 | |
57. | Проект «Музей путешествий» | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с городами России , их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию. | 17.04 | |
58. | Наши ближайшие соседи. | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с городами зарубежной Евразии (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. | 20.04 | |
59. | На севере Европы | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с городами зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. | 23.04 | |
60. | Что такое Бенилюкс? | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с городами зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. | 27.04 | |
61. | В центре Европы. | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с городами зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. | 30.04 | |
62. | Путешествие по Франции и Великобритании. | Урок введения новых знаний, 1 час | Познакомить с городами зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. | 7.05 | |
63. | Путешествие по Франции и Великобритании | Урок введения новых знаний, 1 час | Познакомить с городами зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. | 11.05 | |
64. | На юге Европы. | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить с городами зарубежной Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. | 14.05 | |
65. | Групповой проект в рамках итоговой промежуточной аттестации за курс 3 класса. | Урок -контроль 1 час | Проверить знания и умения учащихся. | 18.05 | |
66. | По знаменитым местам Мира. | Урок введения новых знаний 1 час | Познакомить со странами Европы (их столицами), их главными достопримечательностями; Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. | 21.05 | |
67. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Проектная деятельность 1 час | Защита проектов. Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию. | 25.05 | |
68. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | Проектная деятельность 1 час | Защита проектов . Развивать интерес к познаниям, логическое мышление, речь, воображение. Воспитывать патриотов своей страны, людей достойных называть своей Родиной Россию. | 28.05 | |
27