СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по обществознанию»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Улукулево

муниципального района Кармаскалинский район

Республики Башкортостан


Рассмотрено и принято

Руководитель

методического

объединения учителей

________/КомратоваВ.Ю../


Протокол №1

от _______________ г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР


_______/ Алексеева А.А./



___________________ г.

Утверждаю

Директор школы



__________/Батталов Р.Р./


Приказ №____

от _____________ г.




Адаптированная рабочая программа

по обществознанию

для учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

6-9 классы

Программа:

Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеев. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций – М.: Просвещение, 2014.

А.И. Кравченко. Обществознание. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе А.И.Кравченко /авт.-сост. Г.А. Борознина.- Волгоград: Учитель, 2010.

 Учебники:

Н.Ф. Виноградов., Н.И.Городецкая , Л.Ф.Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.Обществознание. 6 класс.: учебник для общеобразовательных организаций /Л.Н.Боголюбова –М.: Просвещение, 2019-111с.

Н.Ф. Виноградов., Н.И.Городецкая , Л.Ф.Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.Обществознание .7 класс.: учебник для общеобразовательных организаций /Л.Н.Боголюбова, – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание.8 класс.: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Н.Боголюбова-М.: Просвещение, 2016 – 255с.

Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова. Обществознание . 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая – М.: Просвещение, 2016-208с.








Составитель программы

ШМО учителей – предметников

гуманитарного цикла









Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. (Сборник Рабочие программы. Обществознание. 5-9 классы М.: Просвещение)

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, определяет последовательность изучения разделов курса обществознания с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор контрольных работ, выполняемых учащимися.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11 – 15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Особенности рабочей программы

Программа составлена с учётом специфики обучающихся с ОВЗ. Для данной категории обучающихся характерны:

  1. Незрелость эмоционально-волевой сферы:

  2. Сниженный уровень познавательной деятельности;

  3. Недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;

  4. Отсутствие у большинства обучающихся словесно-логической памяти;

  5. Совершенность мыслительных операций: мышление, память, внимание, восприятие;

  6. Отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;

  7. Трудности при составлении письменных ответов. У многих обучающихся недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.

Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.

В программе так же учтены различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная информационно-коммуникативных технологий. Данный вид работы является наиболее эффективным при изучении нового материала, а также для восполнения пробелов в знаниях обучающихся с задержкой психического развития.

Особенности использования педагогических технологий

Психологические особенности школьников классов с задержкой психического развития:

  • замедленный темп формирования обобщённых знаний,

  • интеллектуальная пассивность детей,

  • повышенная утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности.

С учётом этих особенностей, в школе намечены пути обучения:

  • обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала)

  • обучение с более широкой наглядной и словесной конкретизацией общих положений

  • обучение с большим количеством упражнений, выполнение которых опирается на прямой показ приёмов решения

  • постепенное сокращение помощи со стороны

  • постепенное повышение трудности заданий

  • постоянное уделение внимания мотивационно-занимательной стороне обучения, стимулирующей развитие познавательных интересов


Особенности коррекционного обучения

В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых используют термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.

К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по истории, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.


Характеристика учащихся средних классов спецкоррекции VII вида.

Несмотря на отличия учащихся средних классов спецкоррекции VII вида по возрасту, физическому развитию, по характеру и уровню интеллектуальной деятельности, по личностным проявлениям, привычкам и склонностям, у них можно выделить некоторые типичные особенности.

Речь детей, хотя и удовлетворяет потребностям повседневного общения, не имеет грубых нарушений произношения, отличается бедностью словаря и синтаксических конструкций. Дети плохо читают, как правило, не владеют навыками смыслового чтения.

Знания учащихся классов спецкоррекции VII вида характеризуются недостаточным запасом сведений и представлений об окружающем мире. Общий кругозор у них ограничен, невелики знания по основным предметам. Особенно беден запас обобщающих знаний, отражающих связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями, что приводит к низкому уровню словесно-логического мышления. Уровень усвоения знаний также снижен: наблюдается затруднение понимания (дети не могут пересказывать прочитанное своими словами, выделить главное, резюмировать прочитанное), и затруднения в области применения знаний.

Многие выполняют записи в низком темпе, быстро устают, допускают ошибки при списывании текста. Представления о предметно-количественных отношениях, практические измерительные навыки также слабы.

Учебная деятельность учеников коррекционных классов имеет также ряд отличительных признаков: это неумение организовать самостоятельно свою деятельность при выполнении заданий, включающих несколько операций и контролировать свои действия; затруднения при самостоятельном выполнении отдельных операций: анализа и анализирующего наблюдения, классификации. Учащиеся испытывают трудности при применении рациональных способов запоминания.

При работе с текстом не могут самостоятельно отличить материал, подлежащий запоминанию, и те наглядные средства, дополнительные опоры, которые при этом использовались; затрудняются при использовании справочных таблиц.

Учебная и мыслительная деятельность учащихся классов спецкоррекции VII вида характеризуются инертностью и малоподвижностью. Для них характерны общие признаки отставания в учебной деятельности: неумение сделать опосредованный вывод, осуществлять комбинацию знаний для применения в новой ситуации; оценить из нескольких заданий самое легкое и самое трудное.

Ученики классов спецкоррекции VII вида - дети с пониженной обучаемостью. Работоспособность таких детей зависит от характера выполняемых заданий. Они не могут долго сосредотачиваться на выполнении мыслительных заданий, чем активнее они включаются в работу, тем скорее утомляются. При напряженной мыслительной деятельности, учащиеся не могут сохранять достаточную работоспособность в течение всего урока. Если же поставленные задачи не требуют большого мыслительного напряжения (выписывание, действия по шаблону и т.д.), дети могут оставаться работоспособными до конца урока. Большое влияние на работоспособность имеют внешние факторы: интенсивная деятельность на предшествующих уроках; наличие отвлекающих факторов: шум, появление посторонних в классе; переживание или ожидание кого-либо значимого для ребенка события.

Ранее уже отмечалось не умение самостоятельно организовать свою работу, отсутствие навыков самоконтроля и самопроверки детей, обучающихся коррекционных классов VII вида. Их отличает слабая самоорганизация; неумение управлять собственными психическими процессами (внимания, памятью), нежелание думать о последствиях событий, формальное усвоение знаний. Такие дети всячески стремятся избежать умственной работы и ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно мыслить. В результате появляется так называемая "систематическая, интеллектуальная недогрузка", которая приводит к значительному снижению умственного развития.

Большое влияние на успешность обучения и поведение каждого учащегося имеют личностные отношения как с взрослыми (учителями), так и со сверстниками.


Общие рекомендации по учету особенностей учащихся спецкоррекции VII вида.

Планируя и осуществляя работу в специальных коррекционных классах, учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно,

1. Целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях, при дальнейшем профессиональном обучении и в трудовой деятельности;

2. Формирование устойчивой учебной мотивации;

3. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, самостоятельности, познавательной активности;

4. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе глаз-рука;

5. Формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений, как общедеятельностных (умения выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности, выбирать адекватные средства деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку), так и интеллектуально-перцептивных (умения вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний);

6. Обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего сознательно воспринимать учебный материал.

Только решение этих задач позволяет реализовать учебные цели преподавания любого предмета, сделать результативной воспитательную работу педагога.

С другой стороны, в связи с насыщенностью учебной программы в старших классах среднего звена, решение коррекционных задач необходимо строить на материале изучаемого предмета.

Тактика обучения в коррекционных классах имеет свои характерные черты:

1. Педагог должен добиться возникновения интереса у ребенка и предоставить ему возможность поверить в собственную способность достичь успеха;

2. Педагог должен быть доброжелателен, воспринимать "трудных детей" спокойно, принимать их такими, какие они есть, обеспечивая им эмоциональный комфорт;

3. Программа обучения должна быть разбита на серии маленьких шагов, чтобы упростить сам процесс обучения, и структурирована таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха каждому ученику;

4. Учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой можно оценить достижения и своевременно определить зоны трудностей учащегося;

5. Требования учителя должны соответствовать возможностям ученика;

6. Должна быть установлена поощрительная оценочная система за выполнение задания, позволяющая перенести акцент с неудач на успех;

7. Необходим усиленный контроль учителя за деятельностью школьника, в том числе за тем, как осуществляется намеченные приемы и способы достижения цели, не возникают ли трудности и не нуждается ли школьник в помощи;

8. Учитель должен предоставить ученику самостоятельность в такой индивидуальной и возрастной форме, которая бы способствовала повышению уровня ответственности и уверенности в себе.

Основными методами обучения в классах спецкоррекции VII вида, являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельности можно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.

Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу несколько дидактических целей. Новый материал необходимо "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики должны слушать, читать, писать, говорить.

Важное место в познавательной деятельности учащихся занимают работа с книгой и работа с тетрадью.

Для учащихся с ЗПР, имеющих малый объем памяти, умение работать с учебной и справочной литературой важно не только для успешного усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовки к профессиональной деятельности.

Не менее важна работа с тетрадью - запись с доски или из учебника основных элементов изучаемого материала организует работу учащихся, концентрирует внимание; грамотно выполненные и оформленные записи в тетради являются опорой при повторении (припоминании) материала и, наконец, эти записи представляют для ребенка видимый результат его труда, способствуют созданию ситуации успеха.

Планируя урок, учитель должен предусмотреть несколько вариантов его проведения, т.к. готовность учащихся к уроку, их работоспособность сильно зависит от внешних факторов. Очень важен организационный момент. Урок начинается с привычной механической работы, выполняемой по "инструкциям учителя": открыли тетради, записали число, тему урока (тема должна быть записана на доске) и т.п. В это время учителем должен определить готовность учеников к уроку и, в соответствии с этим, строить дальнейшую работу.

Домашние задания к каждому уроку должны быть небольшими по объему и не требующими усиленной мыслительной работы: заучить основные даты и события, понятия и

определение; выписать из учебника задания и выполнить, начертить таблицу и заполнить с пояснениями, кратко пересказать, и т.д. По желанию, учащимся можно предложить задания творческого характера - написание рефератов на темы, связанные с историей науки, практического применения ее достижений (т.е. описательного характера), составление кроссвордов и т.д.

Большую роль в процессе обучения в специальных коррекционных классах VII вида играет организация игровой деятельности.

Дидактическая игра на уроке способствует повышению интереса к предмету, позволяет, как индивидуализировать работу подбором заданий, посильных каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность. Игровые методы разнообразны и позволяют решать разные учебные и воспитательные задачи.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • Умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • Умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • Овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • Умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. Использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

  5. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной коммуникативной ситуации;

  6. Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

  7. Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражаю­щие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите­лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социаль­ной информации факты и мнения; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);

  • Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


Содержание учебного предмета: «Обществознание»


СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

I. Человек в социальном измерении

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и осо­быми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются соци­альные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстни­ками.

Тендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на соци­альное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попече­ния родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.



СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

III. Общество — большой «дом» человечества

Что связывает людей в общество. Устойчивость и из­менчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникно­вения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении обществен­ной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духов­ные богатства общества: создание, сохранение, распростране­ние, усвоение.

IV. Общество, в котором мы живём

Мир как единое целое. Ускорение мирового обществен­ного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влия­ние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?

Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

V. Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

VI. Основы российского законодательства

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

VII. Мир экономики

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

VIII. Человек в экономических отношениях

Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

IX. Мир социальных отношений

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Поня­тие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

X. Политическая жизнь общества

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство — Российская Федерация. Государствен­ное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Полити­ческие партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законода­тельной власти. Органы исполнительной власти. Правоохра­нительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные поли­тические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безо­пасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы лю­дей. Гражданская активность. Патриотизм.

XI. Культурно-информационная среда общественной жизни

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные разли­чия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нор­мы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII. Человек в меняющемся обществе

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образова­ние и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.


Тематическое планирование учебного предмета: «Обществознание». 5 класс.



п/п



Раздел / тема


Кол-во ч-в, отводимых на изучение темы


Примечание

1


Как работать с учебником?

Урок-изучение

1


2


Все науки об обществе

Урок изучение

1


3


Все науки об обществе

Урок-практикум

1




Духовная культура личности.


7


4


Жажда мудрости

Урок-изучение

1


5


Жажда мудрости

Урок-практикум

1


6


О прошлом, настоящем и будущем

Урок-изучение

1


7


О прошлом, настоящем и будущем

Урок-практикум

1


8


Искусство рассуждать

Урок-изучение

1


9


Искусство рассуждать

Урок-практикум

1


10


Повторение по теме: «Духовная культура личности». Контрольная работа.

1




Социальная структура жизни общества .

7


11


По лестнице добра

Урок-изучение

1


12


По лестнице добра

Урок-практикум

1


13


Разобраться в себе и помочь другим

Урок-изучение

1


14


Разобраться в себе и помочь другим

Урок-практикум

1


15


Игры по правилам

Урок-изучение

1


16


Игры по правилам

Урок-практикум

1


17


Повторение по теме: «Социальная структура жизни общества». Контрольная работа.


1





Экономическая сфера жизни общества.

5



18


Искусство ведения хозяйства

Урок-изучение

1


19


Искусство ведения хозяйства

Урок-практикум

1


20


Большое хозяйство – особые задачи

Урок-изучение

1


21


Большое хозяйство – особые задачи

Урок-практикум

1


22


Повторение по теме: «Экономическая сфера жизни общества». Контрольная работа.

1




Политическая и правовая жизнь общества.


10


23


Командовать, подчиняться и договариваться

Урок-изучение

1


24


Командовать, подчиняться и договариваться

Урок-практикум

1





25


Наука о власти

Урок-изучение


1


26


Наука о власти

Урок-практикум

1


27


Знатоки человеческих законов

Урок-изучение

1


28


Знатоки человеческих законов

Урок-практикум



1


29


Повторение по теме: «Политическая жизнь общества». Контрольная работа.

1


30


Символика Российской Федерации

1


31

Символика Республики Башкортостан

1



32

Обобщение пройденного материала

1



33

Итоговый урок. Контрольная работа.


1


34-35

Резервные уроки


3



Тематическое планирование учебного предмета: «Обществознание». 6 класс.



п/п



Раздел / тема


Кол-во ч-в, отводимых на изучение темы


Примечание

1-2

Введение.

Что такое общество?

Сферы жизни общества.

2



Раздел 1. Искусство быть человеком

Тема 1. Что такое человек? (сфера культуры)

14


3

Загадка человеческой природы.

1



4

Среда обитания человека.

1



5-6

«Волшебство» человеческого сознания.

2


7

Разнообразие человеческих дел.

1



8-9

Сложность человеческого характера.

2


10

Богатство человеческого духа.

1


11

Взгляд человека на мир.


1


12

Выбор человека между добром и злом.

1


13

Проблема смысла жизни человека.

1



14

Повторение.

«Общий взгляд».

1



15

Урок контроля по разделу 1.

1



16

Работа над ошибками.


1



Раздел 2. Проблема понимания общества

Тема 2. Человек человеку – друг или волк?(социальная сфера)

6


17

Создание отношений между людьми.

1


18

Объединения разных людей.

1



19

Встречи и ссоры разных людей.

1



20

Правила совместной жизни людей.

1



21

Умение быть самим собой.

1



22

Начало мира людей – семья.

1




Тема 3. Почему люди «добывают хлеб в поте лица»? (сфера экономики)


2


23

Производство всего, что нам необходимо.

1


24

Обмен вещами и услугами.

1




Тема 4. Зачем нужна власть? (сфера политики)


10


25

Суровая необходимость власти.

1


26-27

Законы писаные и неписаные.


2


28

Сложность устройства государства.

1



29

Слова и дела патриота.


1


30

Повторение.

«Общий взгляд». Контрольная работа.

1


31

Повторение.

«Общий взгляд». Тестирование.

1


32-35

Резервные уроки.


4




Тематическое планирование учебного предмета: «Обществознание». 7класс.



п/п



Раздел / тема


Кол-во ч-в, отводимых на изучение темы


Примечание


Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе

16


1

Как работать с учебником.

1


2

Что значит жить по правилам?

1


3

Правила этикета и хорошие манеры.

1


4

Права и обязанности граждан

1


5

Права ребенка и их защита.

1


6

Почему важно соблюдать законы.

1


7

Закон стремиться установить справедливость.

1


8

Защита Отечества.

1


9

Военная служба. Подготовка к воинской службе.

1


10

Что такое дисциплина?

1


11

Виды дисциплин.

1


12

Виновен - отвечай.

1


13

Противозаконное поведение.

1


14

Кто стоит на страже закона.

1


15

Полиция и ее подразделения.

1


16

Человек и закон

1



Глава 2. Человек в экономических отношениях

15


17

Экономика и ее роль в жизни общества.

1



18

Товарное хозяйство. Основные участники экономики.

1



19

Мастерство работника.

1



20

Труд и зарплата.

1


21

.Производство: что производить и как производить.

1


22

Рациональная организация производства.



23

Разделение труда на производстве.

1


24

Бизнес. Роль предпринимательства в современной экономике.

1


25

Виды и формы бизнеса.

1


26

Обмен.

1


27

Торговля и реклама.

1


28

История денег

1


29

Функции денег

1


30

Экономика семьи.

1


31

Человек в экономических отношениях.

1



Глава 3. Человек и природа

4


32

Воздействие человека на природу

1


33

Охранять природу — значит охранять жизнь..

1


34

Закон на страже природы.

1


35

Общественные отношения.

1



Тематическое планирование учебного предмета: «Обществознание». 8класс.



п/п



Раздел / тема


Кол-во ч-в, отводимых на изучение темы


Примечание

1

Вводный урок

1




Глава 1. Личность и общество


7


2

Что делает человека человеком?

1



3

Человек, общество, природа.

1



4

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1



5

Развитие общества.

1



6

Как стать личностью.

1



7

Повторение по теме «Личность и общество»

1



Глава II. Сфера духовной культуры

8


8

Сфера духовной жизни.

1



9

Мораль.

1



10

Долг и совесть.

1



11

Моральный выбор -это ответственность.

1


12

Образование.

1



13

Наука в современном обществе.

1



14

Религия как одна из форм культуры.

1



15

Повторение по теме «Сфера духовной культуры»

1



Глава III. Социальная сфера

5


16

Социальная структура общества.

1



17

Социальные статусы и роли.

1



18

Нации и межнациональные отношения.

1


19

Отклоняющееся поведение.


1


20

Повторение по теме «Социальная сфера».

1



Глава IV. Экономика


15


21

Экономика и ее роль в жизни общества.

1



22

Главные вопросы экономики.

1


23

Собственность.

1




24

Рыночная экономика.

1



25

Производство — основа экономики.

1



26

Предпринимательская деятельность.

1


27

Роль государства в экономике.

1



28

Деньги.

1



29

Распределение доходов.

1



30

Потребление.

1



31

Инфляция и семейная экономика.

1



32

Безработица, её причины и последствия.

1


33

Мировое хозяйство и международная торговля.

1


34

Повторение по теме «Экономика».

1



35

Обобщение по теме: «Курс обществознания в 8 классе» .

1



Тематическое планирование учебного предмета: «Обществознание». 9 класс.



п/п



Раздел / тема


Кол-во ч-в, отводимых на изучение темы


Примечание

1

Вводный урок (актуализация знаний по обществознанию).

1



Глава 1. Политическая сфера.


12


2

Власть. Роль политики в жизни общества.


1


3

Политическая жизнь и СМИ.

1



4

Понятие и признаки государства.


1


5

Формы государства


1


6

Политические режимы.


1


7

Демократия. Демократические ценности

1


8

Правовое государство.


1


9

Гражданское общество и государство.

1


10

Участие граждан в политической жизни

1


11

Политические партии и движения.


1


12

Практическая работа: «Политика»


1


13

Повторение: «Политика».

Контрольная работа.

1



Глава II. Право

22


14

Право, его роль в жизни общества и государства.

1


15

Правоотношения и субъекты права.


1


16

Правонарушение и его признаки.


1


17

Понятие и виды юридической ответственности.

1


18

Правоохранительные органы.


1


19

Конституция РФ.

1



20

Основы конституционного строя РФ.


1


21

Права и свободы человека и гражданина.

1


22

Практическая работа: «Конституция РФ».

1


23

Повторение: «Конституция РФ». Контрольная работа.

1


24

Гражданские правоотношения: сущность, субъекты и объекты.

1


25

Права собственности.

Права потребителей.

1



26

Практическая работа: «Гражданские правоотношения».

1


27


Право на труд. Трудовые правоотношения.

1


28

Семейные правоотношения.


1


29

Административные правоотношения.


1


30

Уголовно-правовые отношения.


1


31

Социальные права.


1


32

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1


33

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1


34

Повторение: «Право».

Контрольная работа.

1


35

Итоговое повторение:

« Политика и право». Тестирование.

1













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей