СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по музыке в 3 классе ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по музыке в 3 классе с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по музыке в 3 классе ЗПР»



  1. Пояснительная записка

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Он способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, коррекции эмоционального неблагополучия, социализации обучающихся с ЗПР.

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Цель предмета «Музыка»

Формирование общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к искусству, формирование способности символического (звукового, двигательного) опосредствования своих эмоциональных состояний.

Овладение учебным предметом «Музыка» представляет определенную сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и воспитания, недостаточностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных умений, препятствующих целенаправленному прослушиванию музыкальных произведений, неполной сформированностью возможностей символического опосредствования своих эмоциональных состояний, эмоциональной рефлексии.

Задачи:

— привитие интереса, любви и уважения к музыкекак предмету искусства;

— способствование формированию воспринимать музыку как важнуючасть жизни каждого человека;

— формированию эмоциональнойотзывчивости, любви к окружающему миру;

— воспитание и развитие нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к ееистории и традициям;

— привитие основы художественного вкуса;

— воспитание эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;

— обогащение знаний о музыкальном искусстве;

— формировать практические умения и навыкив учебно-творческой деятельности;

— формирование потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.

  1. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и в то же время обнаруживает существенный коррекционный потенциал. При ЗПР дети, как правило, имеют опыт прослушивания музыкальных произведений и выполнения музыкальных заданий. Вместе с тем общие недостатки их психологического развития затрудняют усвоение предмета.

Для обучающихся с ЗПР типичны трудности саморегуляции, которые препятствуют адекватному поведению на уроках музыки. Недостатки речевого развития нередко проявляются в несовершенном речевом дыхании, нечеткости артикуляции. Общее несовершенство аналитико-синтетической деятельности затрудняет дифференциацию звучания различных музыкальных инструментов, определения характера музыкального произведения. Бедный словарный запас и необращенность к себе препятствует вербализации собственных чувств, возникающих при прослушивании музыкального произведения. Негрубая моторная недостаточность затрудняет выполнение двигательных заданий. Поэтому уроки музыки могут выполнить свою коррекционную функцию только при учете специфических образовательных потребностей обучающихся: подборе эмоционально привлекательного и доступного по возрасту музыкального материала, наглядно-действенном характере образования (обеспечения возможности познакомиться с реальными музыкальными инструментами и их звучанием), постоянной смене видов деятельности на уроке, поощрении любых проявлений детской активности, специального внимания к включению новой лексики в активный словарь.

Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника закрепляется интерес к художественной деятельности вообще и музыке в частности. Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими участниками сопровождения (учителем по основным предметам, психологом, логопедом). Они помогут понять основные особенности обучающихся с ЗПР, соблюдать индивидуальный подход к детям. Учитель должен поддерживать тесную связь с логопедом, поскольку распевки на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и артикуляции. Взаимосвязь учителя музыки и психолога заключается в учете рекомендаций последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения. Психолог может посоветовать учителю конкретные музыкально-двигательные упражнения, которые будут полезны обучающимся. Учителю музыки можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.

Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять тот или иной усвоенный материал на протяжении нескольких занятий.

На уроке следует ориентироваться на достигнутый уровень развития большинства детей – от этого зависит и подбор музыкального материала, и его преподнесение на доступном уровне.

Следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, включая в ход урока двигательные паузы.

Необходимо обращать внимание на общее состояние ребенка, осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий.

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках музыки учитель:

-постоянно побуждал детей высказываться;

-способствовал вовлеченности всех детей в ход занятия;

-пояснял пользу изучаемого материала и формировал мотивацию слушания музыки за пределами урока.

Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции, реализации целей программы духовно-нравственного развития, воспитания и достижения планируемых результатов образования.

Методы и формы через которые будет реализована программа обучения детей с ЗПР:

  • обучение на интересе, на успехе, на доверии;

  • адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;

  • одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

  • использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);

  • формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

  • взаимообучение, диалогические методики;

  • комментированные упражнения;

  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

  1. Место курса в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение предмета «Музыка» отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебных недели).

IV. Результаты освоения учебного предмета и система их оценки.

В результате изучения предмета музыка у третьеклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры; наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Метапредметныерезультаты:

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

-осуществлять разносторонний анализ (звучащей музыки);

-сравнивать музыкальные произведения;

-обобщать-классифицировать музыкальные произведения.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

-понимать смысл предъявляемых учебных задач (прослушать, определить, придумать и т.п.);

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, высказывание по результату прослушивания, двигательное изображение по заданию и т.п.);

-осуществлять контроль результатов (выучена запевка, стихотворение, куплет и пр.) под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

-адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

-использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Предметные результаты.

Обучаемые получат возможность знать / понимать:

­ смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

­ названия изученных жанров (народные танцы: трепак, полька, вальс, марш, гавот, опера, балет, эстрадная музыка);

­ названия изученных произведений и авторов;

­ названия музыкальных инструментов (рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, гармонь, баян, балалайка, орган, гитара, клависин);

­ названия нот, темпов (быстро – медленно), динамики (громко — тихо);

­ должны быть знакомы с терминами из области теории музыки и музыкальной грамоты: мажор, минор, мелодия, музыкальная интонация, музыкальные длительности- целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, музыкальный размер- 2/4,3/4,4/4, ритм, ритмический рисунок, пауза, такт, акцент, аккомпанемент, регистры (высокие, средние, низкие), диез, бемоль, бекар.

уметь:

­ узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

­ определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);

­ определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;

­ передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на детских музыкальных инструментах;

­ исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

­ вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест;

­ использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

­ исполнения знакомых песен;

­ участия в коллективном пении;

­ музицирования на детских музыкальных инструментах;

­ передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.

  1. Содержание учебного предмета.

В 3 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «О чём рассказывает музыка»

Урок 1. Картины природы в музыке (1ч)

Звуки природы как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси). Знакомство с жанром прелюдии.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание).

М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение).

К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение).

Ю. Чичков, стихи П. Синявского. Родная песенка (пение).

Урок 2. Может ли музыка «нарисовать» портрет? (1ч)

Звукоподражание в музыке. Его роль в передаче голосов природы, в обрисовке музыкальных образов. «Портрет» в музыке. Изобразительные свойства музыки в передаче портрета героя произведения, его характера и т. д.

Музыкальный материал:

К. Дакен. Кукушка (слушание).

С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». Фрагмент (слушание).

Кукушка. Швейцарская народная песня (пение).

М. Старокадомского, стихи А. Барто. Любитель-рыболов (пение).

Урок 3. В сказочной стране гномов (1ч)

Отражение мифологических сюжетов в музыке: Э Григ «Шествие гномов». Воплощение музыкального содержания в трехчастной форме. Специфические особенности трехчастности: сходство крайних разделов, серединный контраст.

Музыкальный материал:

Э. Григ. Шествие гномов (слушание).

Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение).

А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).

Урок 4. Многообразие в единстве: вариации(1ч)

Знакомство с вариационной формой. Сходство и отличия в вариационной форме. Изменения характера темы в условиях вариационного развития.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание).

В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).

Урок 5. «Дела давно минувших дней…» (1ч)

Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила». Знакомство с жанром арии. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.

Музыкальный материал:

М. Глинка. Запев Баяна. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).

Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).

Урок 6. «Там русский дух… там Русью пахнет!» (1ч)

Претворение мотивов русских народных сказок и былин в музыке отечественных композиторов. Сюжеты и герои. Эпические произведения искусства: характерные типологические особенности.

Музыкальный материал:

Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание).

А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).

Ю. Антонов, стихи М, Пляцковского. Родные места (слушание, пение).

Урок 7. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…» (1ч)

Историческая, музыкально-патриотическая тема. Отражение патриотических черт русского характера в музыке хора «Вставайте, люди русские!» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». Контраст образов — русских освободителей и немецких рыцарей-крестоносцев — в музыке Прокофьева. Знакомство с жанром кантаты.

Музыкальный материал:

С. Прокофьев. Ледовое побоище. Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живёшь (пение).

Урок 8-9. Бег по кругу: рондо (2ч)

Знакомство с формой музыкального рондо: история возникновения, строение (разделы формы, их особенности), характер содержания.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).

М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).

В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).

Урок 10-12. Какими бывают музыкальные интонации (3ч)

Многообразие музыкальных интонаций. Их связь с различными образными сферами. Воплощение музыкальных интонаций в драматических и лирических произведениях.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание).

В.А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром, II часть. Фрагмент (слушание).

М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание).

Л. Лядова, стихи И. Шаферана. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение).

Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение).

Урок 13. Знаки препинания в музыке(1ч)

Междисциплинарная тема. Знаки препинания в русском языке и «знаки препинания» в музыке. Их смысловое соотнесение и художественно-выразительное значение. Роль «знаков препинания» в строении музыкальной речи. Сравнение речевых и музыкальных интонаций.

Музыкальный материал:

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7 (слушание).

Л. Бетховен. Симфония № 5. I часть, главная партия (слушание).

Г. Телеман, стихи Д. Штопле. Счастье (пение).

Урок 14. «Мороз и солнце, день чудесный…» (1ч)

Отражение в музыке настроений, связанных с воспеванием красоты природы. Пейзаж в музыке (на примере пьесы «Ноябрь.На тройке» П. Чайковского).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Кабы не было зимы (пение, импровизация).

Урок 15-16. «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (2ч)

Праздник Рождества Христова. Его история,

атрибуты. Обычаи празднования Рождества на Руси. Знакомство с жанром колядок.

Музыкальный материал:

А. Лядов.«Рождество Твое, Христе Боже наш…» (слушание).

Н.А. Римский-Корсаков. Колядка девчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». I действие (слушание).

В. Алеев, стихи Т. Науменко. Если дети верят в чудо. Из детского спектакля «Щелкунчик» (слушание)

Е. Птичкин, стихи В. Степанова. Художник Дед Мороз (пение).

Е. Крылатов, стихи Л. Дербенёва. Песенка о снежинке (пение).

Урок 17. Колокольные звоны на Руси(1ч)

Значение колокольного звона в жизни русского народа. Большие и малые колокола, особенности их звучания. Воспроизведение колокольного звона в музыке русских композиторов.

Музыкальный материал:

Н.А. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание). Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного автора (пение).

Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение).

Урок 18. Музыка в храме (1ч)

Причинная обусловленность возвышенного состояния души человека во время посещения службы в храме. Хоровое пение в храме. Смысл главного правила церковного пения. Характер церковных песнопений.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание).

П. Чайковский. В церкви. Из «Детского альбома» (слушание).

Небо и земля. Народное песнопение (пение).

Урок 19. М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки(1ч)

Музыка на Руси (исторический аспект). Сочетание русской народной песенностии профессионального музыкального искусства в творчестве М. И. Глинки.

Музыкальный материал:

М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание).

М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах).

Урок 20. Что такое патриотизм? (1ч)

Музыкально-патриотическая тема. Любовь к родной стороне (на примере Протяжной песни Садко из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»). «Одушевление» природы в музыке, духовное единение человека с природой.

Музыкальный материал:

Н.А. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко. Ой ты, тёмная дубравушка. Из оперы «Садко» (слушание).

М. Глинка, стихи А. Машистова. Патриотическая песня (слушание).

Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озёра синие (пение).

Урок 21. Русский национальный герой Иван Сусанин(1ч)

Музыкально-патриотическая тема. Подвиг во имя Отечества: «Иван Сусанин» К. Рылеева и М. Глинки. Объединение в арии Сусанина черт эпического, драматического и лирического произведений. Причинность этого объединения.

Музыкальный материал:

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).

М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах).

Урок 22. Прощай, Масленица! (1ч)

Старинный славянский праздник проводов зимы. Обычаи празднования Масленицы на Руси. Отражение обряда проводов Масленицы в музыкальных произведениях (на примере оперы И. Римского-Корсакова «Снегурочка»).

Музыкальный материал:

Н.А. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы» Из оперы «Снегурочка» (слушание).

Н.А. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжина. Проводы Зимы (пение).

Перед весной. Русская народная песня, обработка В. Попова (пение).

Урок 23-24. Музыкальная имитация (1ч)

Знакомство с полифонией в музыке. Имитация как важнейший прием полифонического письма. Роль имитации в форме фуги.

Музыкальный материал:

С. Лиховицкая. Дразнилка (слушание).

В. Шаинский. Весёлая фуга (слушание).

Со вьюном я хожу. Русская народная песня (пение).

Урок 25. Композиторы детям (2ч)

Мир сказочных образов, игр и забав в музыке для детей. Идея победы добра над злом в опере-сказке С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».

Музыкальный материал:

С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская»(слушание).

С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трём апельсинам» (слушание).

В.А. Моцарт. Детские игры (пение).

.Урок 26. Картины, изображающие музыкальные инструменты(1ч)

Междисциплинарная тема. Музыкальные инструменты на картинах художников. Соотнесение сюжетов и образов живописных и музыкальных произведений, составляющих содержание темы.

Музыкальный материал:

Л. Нарваэс. Фантазия на тему «Guardamelasvacas» (звучание лютни, слушание).

Г.Ф. Гендель. Siciliana. Allegro. Из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание).

Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре (звучание гитары, слушание).

Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение).

Урок 27. «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана (1ч)

Знакомство с некоторыми важнейшими правилами (советами), адресованными Р. Шуманом юным музыкантам.

Музыкальный материал:

Много песен мы споём. Венгерская народная песня (пение).

Урок 28. Струнные смычковые инструменты (1ч)

Группа струнных смычковых инструментов. Общие и отличительные особенности струнных смычковых. Их сольное и ансамблевое звучание.

Музыкальный материал:

Н.А. Римский-Корсаков. Полёт шмеля. Из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание).

А. Дворжак. Мелодия (слушание).

Е. Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и нежный зверь» (слушание).

Р. Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение).

Урок 29-30. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» (1ч)

Особенности музыкального содержания, «рассказанного» музыкальными инструментами: С. Прокофьев. «Петя и волк». Знакомство с группой деревянных духовых инструментов, а также некоторыми ударными инструментами (большим барабаном и литаврами).

Музыкальный материал:

С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание).

В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение).

Урок 31. Вечная память героям. День Победы (1ч)

Музыкально-патриотическая тема. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Музыка в годы войны. Песни военного времени, их огромное значение для укрепления силы духа русского народа.

Музыкальный материал:

Р. Шуман. Грёзы. Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание).

Т. Попатенко, стихи И. Черницкой. Вот какая бабушка (пение).

Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аист на крыше (пение).

Солдатушки, бравы ребятушки. Русская народная песня (пение).

Урок 32. Легко ли быть музыкальным исполнителем? (1ч)

Закрепление через изображение и поэтический текст в учебнике понятия ансамбль. Акцентирование внимания на слаженности ансамблевого исполнения. Проблемная постановка вопроса, в результате которой учащиеся приходят к верному выводу: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»

Музыкальный материал:

А. Зацепин, стихи Л. Дербенёва. Волшебник (пение).

М. Минков, стихи Ю. Энтина. Да здравствует сюрприз! (пение).

Урок 33. Выдающиеся музыканты-исполнители (1ч)

Знакомство по изображению с выдающимися отечественными музыкантами — С. Рихтером, Д. Ойстрахом, И. Козловским. Главные отличительные особенности их исполнительского мастерства. Прослушивание произведений в их исполнении.

Музыкальный материал:

С. Рахманинов. Прелюдия си-бемоль мажор, соч. 23 № 2 (в исполнении С. Рихтера, слушание).

К. Сен-Санс. Интродукция и рондо-каприччиозо для скрипки и оркестра. Фрагмент (в исполнении Д. Ойстраха, слушание).

М. Мусоргский. Сцена с Юродивым. Из оперы «Борис Годунов» (в исполнении И. Козловского, слушание).

Музыканты. Немецкая народная песня (пение).

Урок 34. Концертные залы мира (1ч)

Знакомство по изображениям с ведущими концертными залами мира — Большим залом Московской консерватории, Московским международным Домом музыки, Санкт-Петербургской филармонией (Россия); Карнеги-холл (США); Альбер-холл (Англия). Знакомство с жанром концерта (на примере Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть, кода (слушание).

Исполнение песен по выбору учителя.

Формы контроля:

- текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

- устный опрос;

- самостоятельная работа;

- тесты-презентации;

- тест-игра.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с планируемыми результатами, требованиями к уровню подготовки учащихся 1, 2, 3 классов начальной школы в форме итоговых тестов-игр в конце каждого года. Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-

нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности учащихся. Это является основными критериями результативности музыкального образования, которые конкретизируются следующим образом:

1. Степень развития интереса к музыке проявляется в:

- ценностном постижении произведения искусства, образном самовыражении в творчестве,

- устойчивости интереса – длительности впечатлений от знакомых произведений, желание познакомиться с новыми произведениями, потребности в собственном художественном творчестве Высокая степень – устойчивое, средняя – периодическое, низкая – эпизодическое проявление интереса к музыке

2. Степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение выявляется через:

- выражение положительных чувств, эмоций переживаний, способность к сопереживанию - высказывание самостоятельных взглядов и суждений (повышенный уровень);

- способность к нравственной оценке.

Высокая степень – устойчивое, средняя – периодическое, низкая – эпизодическое проявление положительных чувств, эмоций, переживаний, способности к сопереживанию, проявлению самостоятельных взглядов и суждений, к нравственной оценке.

3. Степень развития музыкальной грамотности обучающихся определяется по:

- способности размышлять о музыке – анализировать, сравнивать, обобщать (высокий уровень);

- способности размышлять о музыкальном образе, особенности музыкально-выразительных средствах.

Постоянное проявление данных способностей свидетельствует о высокой степени, периодическое о средней, эпизодическое о низкой степени музыкальной грамотности обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Музыка» /М., Дрофа, 2011 г.

2. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Рабочая тетрадь. «Музыка. 2 класс» //М., Дрофа, 2011г.

Алеев В.В., Кичак Т.Н.Учебник для общеобразовательных учреждений: «Музыка. 3 класс» // М., «Просвещение», 2011 г.

Материальное обеспечение:

Музыкальные инструменты (в соответствии с возможностями образовательной организации);

технические средства обучения (CD/DVD – проигрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон;

мультимедиапроектор (или интерактивная доска);

фонотека с разнообразными записями звуков природы, музыки;

видеотека с записями выступлений различных исполнителей;

слайды с необходимым визуальным сопровождением;

аксессуары для обозначения ролей, исполняемых обучающимися.


Тематическое планирование уроков музыки

с указанием количества часов на освоение каждой темы.

п/п

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Дата


По плану

По факту

1

1

Картины при­роды в музыке

Комбинированный

Изобразительность в музы­ке. Картины природы в изо­бразительном искусстве и в музыке. Пространствен­ные возможности в музыке. Симфонические картины. Выявление содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью

4.09


2

1

Может ли му­зыка «нарисо­вать» порт­рет?

Комбинированный

Изобразительность в музы­ке. Музыкальный портрет

и портрет в живописи. Выразительные возможности музыки в изображении портрета: тема, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, движение ме­лодии. Определение «музы­кального» в разных портре­тах

11.09


3

1

В сказочной стране гномов

Комбинированный

Знакомство с музыкальны­ми сказками. Выявление

содержательной общности

между музыкой, поэзией

и живописью. Музыка мо­жет изображать, поэтому

нужно уметь представить,

«увидеть», о ком и о чем

она рассказывает. Музы­кальный образ

18.09


4

1

Многообразие в единстве: вариации

Комбинированный

Основы музыкальной

грамоты. Многообразие

в единстве. Вариации -

музыкальное произведение,

состоящее из завершенной

по форме темы и после­

дующего ряда ее видоизме­ненных повторений в фак­туре, ладе, тональности,

гармонии, соотношении

контрапунктирующих голо­

сов, тембре (инструментов­ке). Вариации в балете -

технически сложный соль­ный классический танец

25.09


5

1

«Дела давно

минувших

дней...»

Комбинированный

Русская музыка: народная

и композиторская. Запев -

начало хоровой песни, ис­полняемое одним или не­

сколькими певцами. Запе­вала - певец, начинающий пение, подхватываемое хо­ром. Ротный запевала. Го­лосистый запевала

2.10


6

1

Там русский дух… там Русью пахнет!

Комбинированный

Композитор А. П. Бородин. Творческое наследие А. П. Бо­родина. Показать на музы­кальном примере гениаль­ной музыки А. П. Бородина воплощение героико-исторической тематики родного Отечества. «Музыка Боро­дина …возбуждает ощуще­ние силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, раз­мах, ширь, простор; в ней гармоническое задорное чувство жизни...»

10.10


7

1

«На Руси род­ной, на Руси большой не бывать вра­гу...»

Комбинированный

Героико-патриотическая те­ма в музыкальных произве­дениях. Кантата (итал.can­tata, от лат.canto - пою) - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Жанр вокально-инструментальной музыки. Встречаются кантаты тор­жественного, радостного, лирического, скорбного, повествовательного харак­тера. История создания и содержание кантаты «Алек­сандр Невский» С. С. Про­кофьева

17.10


8-9



2

Бег по кругу: рондо

Изучение нового материала

Основы музыкальной гра­моты.

Рондо (от фр.rondeau - круг, движение по кругу) - форма в музыке или пьеса, в основе которой лежит не­сколько раз повторяющаяся (не менее 3 раз) одна глав­ная тема (рефрен), чере­дующаяся с отличающими­ся друг от друга эпизодами

24.10

31.10




II Четверть





10,11,12

3

Какими бы­вают музы­кальные ин­тонации

Комбинированный

Основы музыкальной гра­моты. Интонация - вопло­щение художественного об­раза в музыкальных звуках: совокупность и изменяе­мость высоты нот, на какие ноты произносятся слоги, фонемы; свойство челове­ческой речи и пения; свя­зующее звено между разго­ворной речью и музыкальной. Интонация в музыке - это одно из важнейших средств достижения тонкого музыкального содержания. Зерно-интонация. Вырази­тельность в музыкальных произведениях. Основы му­зыкальной грамоты. Инто­нация - воплощение худо­жественного образа в музы­кальных звуках. Вырази­тельность в музыкальных произведениях

13.11

20.11

27.11


13

1

Знаки препи­нания в музы­ке

Урок изучения нового материала

Основы музыкальной гра­моты. Знаки препинания в словесной и музыкальной речи. Лига, цезура, синкопа. Музыкальное предложение: фраза, кода, фермата, за­такт, модуляция, метр

4.12


14

1

«Мороз и солн­це, день чу­десный…»

Комбинированный

Музыкальные средства вы­разительности: мелодия, лад, ритм, регистр, темп, динамика.

Музыкальные образы, соз­данные композиторами по впечатлениям от при­роды

11.12


15-16

2





«Рождество Твое, Христе Боже наш...»

Комбинированный

Песенность в вокальном жанре. Церковное песнопе­ние. Музыка Православной церкви как часть художест­венной культуры России

18.12-25.12




Тематическое планирование уроков музыки

с указанием количества часов на освоение каждой темы.

2 полугодие.

п/п

Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Дата


По плану

По факту

17

1

Колокольные звоны на Руси

Комбинированный

В основе церковного коло­кольного звона лежит опре­деленная мелодическая и ритмическая последова­тельность звуков, извлекае­мых из различно настроен­ных колоколов


15.01


18

1

Музыка в храме

Комбинированный

Песенность в вокальном жанре. Церковное песнопе­ние. Музыка Православной церкви как часть художест­венной культуры России

22.01


19

1

М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки

Урок изучения нового материала

Великие композиторы. Великие произведения. М. И. Глинка - основопо­ложник русской классиче­ской музыки. Знакомство с биографией и творчеством М. И. Глинки

29.01



20

1

Что такое пат­риотизм

Комбинированный

Патриотизм - любовь, эмо­циональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм в музыкальных произведениях

4.02



21

1

Русский национальный герой Иван Сусанин

Комбинированный

М. И. Глинка. Первая на­родная опера «Иван Суса­нин» («Жизнь за царя»). История создания оперы. Либретто. Музыкальная драматургия, содержание и музыкальные характери­стики героев

11.02


22

1

Прощай, Масленица!

Комбинированный

Роль праздников в жизни людей. Календарные празд­ники. Музыкальный фольк­лор как особая форма само­выражения. Музыка в на­родных обрядах и обычаях. Народные музыкальные игры

18.02


23

1

Музыкальная имитация

Урок изучения нового материала

Имитация - повторение те­мы или мелодического обо­рота в каком-либо голосе музыкального произведения непосредственно вслед за другим голосом. Полифо­ния

25.02


24

1

Композиторы детям

Комбинированный

Великие композиторы- классики, сочинявшие му­зыку для детей: П. И. Чай­ковский, Н. А. Римский - Корсаков, С. С. Прокофьев, В.-А. Моцарт и др. Слуша­ние и анализ музыкальных произведений

4.03


25

1

Картины, изображающие музыкальные инструменты

Комбинированный

Музыкальные инструменты. Виды оркестров. Живопис­ные полотна с изображени­ем музыкальных инстру­ментов и исполнителей

11.03


26

1

«Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана

Комбинированный

Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта. Ладовое разви­тие музыки. «Жизненные правила юного музыканта». Музыка немецкого роман­тизма в творчестве Р. Шу­мана

18.03


27

1

Струнные

смычковые

инструменты

Комбинированный

Музыкальные смычковые

инструменты (виола, скрип­ка, альт, виолончель, кон­трабас). Виды оркестров: симфонический, эстрадный, джазовый, духовой, парад­ных инструментов

1.04


28-31

4

С. Прокофьев.

Симфоническая сказка

«Петя и волк»

Комбинированный

Жанры музыки. Великие

композиторы. Великие про­

изведения. Музыкальная

характеристика действую­щих лиц. Музыкальные ин­струменты в роли героев и действующих лиц симфо­нической сказки С. Про­кофьева «Петя и волк»

8,15,22,

29.04


32

1

Вечная память героям. День Победы

Комбинированный

Познакомить с фронтовыми

песнями, их жанрами, тема­тикой, особенностями. Рек­рутская песня - единство противоположных мотивов: патриотического и быто­вого

6.05


33

1

Результаты интегрированных проектов в рамках итоговой промежуточной аттестации за курс 3 класса.

Комбинированный

Большой зал Московской консерватории им. П. Чай­ковского. Золотой зал му­зыкального собрания (Вена). Кода - дополни­тельный раздел, возможный в конце музыкального про­изведения

13.05


34-35

2

Выдающиеся

музыканты-

исполнители

Комбинированный

Музыкальное исполнитель­ство. Знакомство с выдаю­щимися отечественными музыкантами-исполнителями - пианистом С. Рихте­ром и певцом И. Козлов­ским. Слушание произведе­ний в исполнении С. Рихте­ра и И. Козловского

20,

27.05







14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!