Адаптированная
рабочая программа
по музыке
в 4 классе
для детей с ЗПР (вариант 7.1)
на 2019-2020 учебный год
Разработал:
учитель начальных классов
Говша И.Н.
Чебоксары, 2019 г.
Структура программы
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Учебно-методическое обеспечение.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Примерной программы по музыке и реализуется через учебник по музыке: Г.П. Сергеева, Е.Д Критская Музыка. 4 класс. – М. «Просвещение», 2014 и адаптирована для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1)
Программа курса «Музыка» направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цель курса массового музыкального образования и воспитания – состоит в формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных задач уроков музыки:
Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и этических чувств: любви к Родине; гордость за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.
Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение.
Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
Накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Наряду с образовательными, развивающими, воспитательными задачами в программе прописаны и коррекционные задачи:
Коррекция отклонения в интеллектуальном развитии.
Коррекция нарушения звукопроизносительной сферы.
Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения.
Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения со сверстниками.
активизация познавательной деятельности учащихся;
повышение уровня их умственного развития;
нормализация учебной деятельности;
коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
социально-трудовая адаптация.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР
Индивидуальный подход
Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
Использование многократных указаний, упражнений
Проявление большого такта со стороны учителя
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
Особенности построения учебного процесса в работе с детьми с задержкой психического развития (вариант 7.1)
общая коррекционная направленность процесса обучения,
малая наполняемость класса,
щадящий режим,
создание положительной атмосферы на уроке,
постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
опора на игру,
целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
учитывать умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
устанавливать преемственность в развитии музыкальных способностей в процессе усвоения музыкального репертуара и формирования необходимых знаний, умений и навыков;
обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Эффективность структуры музыкального занятия зависит от содержания учебного материала;
учебных целей и задач;
методов и приемов обучения;
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Характеристика учебного предмета
Структура курса
Особенности содержательных линий
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.
С учетом этого программа опирается на принципы:
Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
Возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального искусства);
Деятельностное освоение искусства;
Проникновение в природу искусства и его закономерностей
Моделирование художественно-творческого процесса.
Основные виды учебной деятельности школьников
Слушание музыки
Пение
Инструментальное музицирование
Музыкально – пластическое движение
Драматизация музыкальных произведений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Ученик к концу 4 класса научится:
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
формировать эмоциональное и осознанное усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
чувствовать сопричастность и гордость за культурное наследие своего народа.
уметь понятно, точно, корректно излагать свои мысли, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление.
наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
понимать значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.
ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать;
установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения);
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности;
использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- составлять план и последовательность действий;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
- наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
подбирать и читать стихи о родном крае, о России, созвучные музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке;
узнавать названия изученных произведений и их авторов; названия изученных жанров и форм музыки (кант, кантата);
понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации; смысл понятий: песенность , танцевальность, маршевость, музыкальная живопись;
анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации;
познавать разнообразные стороны жизни русского человека, его религиозные убеждения и традиции, через музыкально-художественные образы;
передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;
рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу знакомых опер и балетов;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять и выделять необходимую информацию;
осуществлять поиск необходимой информации;
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 4 класса научится:
участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
ставить вопросы;
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
формулировать свои затруднения.
проявлять активность в решении познавательных задач.
Предметные результаты:
Ученик к концу 4 класса научится:
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, движении, играх, действах и др.);
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
определять виды музыки;
сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
Ученик к концу 4 класса получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
использовать ИКТ в музыкальных играх;
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание учебного предмета
(34 ч)
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Программа составлена на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели) в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на один учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Россия – Родина моя (3 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни.
Основные закономерности музыкального искусства (1 час)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира (1 час)
Интонационное богатство музыкального мира. Народное и профессиональное музыкальное творчество.
О России петь – что стремиться в храм (4 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальные и поэтический фольклор: песни. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства (2 часа)
Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор – исполнитель – слушатель. Симфония, сюита. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. Особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви и музыка.
Музыкальная картина мира (1 час)
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры. Музыкальные инструменты.
День, полный событий (6 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народное творчество России.
Основные закономерности музыкального искусства (4 часа)
Выразительность и изобразительность в музыке русских композиторов. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые, их сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности в музыке русских композиторов. Особенности музыкальности поэзии А.С. Пушкина.
Музыкальная картина мира (1 час)
Различные виды музыки: вокальная инструментальная, сольная хоровая, оркестровая. Певческие голоса. Музыкальные инструменты.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства (1 час)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Нотная запись. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Музыкальная картина мира (1 час)
Интонационное богатство музыкального мира. Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры, Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций.
В концертном зале (5 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Сочинения отечественных композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства (3 часа)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира (1 час)
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная , хоровая, оркестровая. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное творчество.
В музыкальном театре (6 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Представления об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песеность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, мюзикл. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства (3 часа)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Элементы нотной грамоты. Сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития. Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира (2 часа)
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч)
Музыка в жизни человека (1 час)
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства (5 часов)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Основные средства музыкальной выразительности. Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Нотная запись. Элементы нотой грамоты. Основные приёмы музыкального развития (повтори и контраст). Формы построения музыки.
Музыкальная картина мира (1 часа)
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Различные виды музыки. Певческие голоса. Музыкальные инструменты. Оркестры. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
| Россия – Родина моя (3 ч) | | |
1 | Музыка в жизни человека | 1 | |
2 | Основные закономерности музыкального искусства | 1 | |
3 | Музыкальная картина мира | 1 | |
| О России петь – что стремиться в храм (4 ч) | | |
4 | Музыка в жизни человека | 1 | |
5-6 | Основные закономерности музыкального искусства | 2 | |
7 | Музыкальная картина мира | 1 | |
| День, полный событий(6ч) | | |
8 | Музыка в жизни человека | 1 | |
9-12 | Основные закономерности музыкального искусства | 4 | |
13 | Музыкальная картина мира | 1 | |
| Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 ч) | | |
14 | Музыка в жизни человека | 1 | |
15 | Основные закономерности музыкального искусства | 1 | |
16 | Музыкальная картина мира | 1 | |
| В концертном зале (5 ч) | | |
17 | Музыка в жизни человека | 1 | |
18-20 | Основные закономерности музыкального искусства | 3 | |
21 | Музыкальная картина мира | 1 | |
| В музыкальном театре (6 ч) | | |
22 | Музыка в жизни человека | 1 | |
23-25 | Основные закономерности музыкального искусства | 3 | |
26-27 | Музыкальная картина мира | 2 | |
| Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (7 ч) | | |
28 | Музыка в жизни человека | 1 | |
29-33 | Основные закономерности музыкального искусства | 5 | |
34 | Музыкальная картина мира | 1 | |
| Итого | 35 | |
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2. Учебник. - М.: «Просвещение», 2014.
Для учителя:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2. Рабочая тетрадь. – М.: «Просвещение», -2014.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2. Учебник. – М.: «Просвещение». - 20114.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки 1 – 4 классы. – М.: «Просвещение». – 2013.
Оборудование
учебные столы
доска большая
музыкальный цент
Цифровые образовательные ресурсы:
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |